Совместная, педагог+незрячий воспитанник, Научно исследовательская работа "Неизвестный известный Бах"
проект по музыке

Бобкова Людмила Михайловна

Данный материал является частью большой работы. Нами создан продукт в виде презентации не требующий присутствия педагога при просмотре, так как презентация с автоматическим озвучиванием и музыкальным сопровождении. Такая форма позволяет одновременно осваивать материал и зрячим , и незрячим ребятам.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 1 имени К.К.Грота
__________________________________________________________________________

Учебный проект

Неизвестный известный Бах

D:\Научно-исследовательская\s-l225.jpg

Автор работы:
Еполова Дарья, 9 «А» класс

Руководитель:
Бобкова Людмила Михайловна, воспитатель

Кучинский Виктор Францевич, воспитатель

Санкт-Петербург
2022

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

1. ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У ОБУЧАЮЩИХСЯ        6

1.1. Анализ литературы об основных подходах по формированию музыкально-художественных интересов        6

1.2. Основные содержательные линии жизни и творчества И.С.Баха в методической разработке        7

1.2.1. Детство композитора        7

1.2.2. Первые учителя И.С.Баха        8

1.2.3. Музыкальное образование И.С.Баха        8

1.2.4. Трудовая деятельность и творчество И.С.Баха        9

1.2.5. Интересные факты из жизни И.С.Баха        9

1.2.6. Музыкальная карьера        10

1.2.7. Вершина творчества        10

1.2.8. Посвящение произведений И.С.Бахом        11

2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ        12

2.1. Презентация как электронное пособие        12

2.2. Создание доступных презентаций для слепых и слабовидящих        12

3. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЕКТЕ        17

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ        21

5. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ        22


ВВЕДЕНИЕ

Иоганн Себастьян Бах – это композитор, который всегда на слуху, произведения которого с первых секунд увлекают в свой музыкальный мир, хотя творчество автора пришлось на 18 век…

Не секрет, что незрячих людей природа наделяет музыкальным слухом, потому что зрительный анализатор отсутствует, и человек больше и разностороннее применяет слуховой анализатор. Через музыку незрячий человек познаёт мир, получает эмоции и выражает себя. Музыка – занимает огромную нишу в его жизни. И знакомство с музыкальными «личностями» вдохновляет и учит своим примером.

Вместе с тем в современной общеобразовательной школе существует противоречие между потребностью общества в нравственно-эстетическом развитии личности учащихся и недостаточной разработанностью средств воспитания интереса подростков к художественной музыке.

Это противоречие и обусловило выбор темы нашего исследования и проекта, проблему которого мы сформулировали следующим образом: каковы педагогические условия, способствующие эффективности формирования интереса к музыке у учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы?

Исходя из вышесказанного, главная цель нашей работы – помочь в развитии музыкально-художественном воспитании обучающихся с ОВЗ по зрению.

В ходе написания данной работы, нами была выдвинута гипотеза, согласно которой, Иоганн Себастьян Бах – музыкальный гений не только по природной наследственности, но и, благодаря сложившимся условиям своей жизни, определённому образу мышления и целеустремлённости. Одним из средств, способствующим созданию условий пребывания ребенка, в которых формируется любовь к музыке, определенные профессиональное отношение к будущей профессии из музыкальной сферы могут быть групповые мероприятия с соответствующим музыкальным наполнением и содержанием. А основой таких мероприятий могут быть созданное нами учебное электронное пособие в виде презентации.

Решение поставленной цели потребовало осуществления следующих конкретных задач:

  • изучить особенности создания презентации для слабовидящих людей;
  • собрать наглядный материал и систематизировать его;
  • подобрать музыкальное сопровождение презентации;
  • озвучить текст из презентации для речевого сопровождения слайдов в записи;
  • создать презентацию в Microsoft Office PowerPoint с шрифтом и цветовым подбором для слабовидящих.

Объект исследования в проекте: музыкально-художественное воспитание учащихся с ОВЗ 5-9 классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования в проекте: процесс формирования интереса к музыке через творчество И.С.Баха у учащихся с ОВЗ 5-9 классов общеобразовательной школы.

Основные методы исследования для решения поставленных задач являются:

  • поиск достоверных источников информации;
  • выборка и выписка материала по избранной теме;
  • изучение и анализ собранного материала;
  • систематизация результатов исследования;
  • обобщение результатов исследования;        

Практическое значение работы  состоит в создании учебной электронной методической разработки в виде презентации, способной помочь в музыкально-художественном воспитании обучающихся в различных образовательных учебных заведениях, а также способствовать социализации в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников.

Новизну в своей работе видим в том, что данная работа может быть использована в качестве методических рекомендацией педагогам (учителям, воспитателям) для музыкально-художественного воспитания обучающихся, при проведении различных мероприятий в школьном коллективе. Материалы данной работы могут быть применены в системе инклюзивного образования.

Основные этапы выполнения проекта

Этапы выполнения проекта

Конечный результат

Срок выполнения

1. Выбор и утверждение темы у руководителя

Сформулированная и утвержденная тема

До конца сентябрь 2021

2. Определение и формулировка актуальности, цели, задач, «продукта» проектной деятельности и т.п.

Сформулированные актуальность, цель, задачи, «продукт» проектной деятельности и т.п. в соответствии с выбранной темой

01.10.2021-15.10.2021

3. Составление плана разработки проекта

Составленный план разработки проекта с кратким описанием этапов выполнения работы

16.10.2021-31.10.2021

4. Поиск информационных источников

Список источников, оформленный в соответствии с нормативными требованиями

01.11.2021-15.11.2021

5. Изучение и отбор необходимой информации

Краткое описание полученной информации по исследуемой теме проекта (проблеме) с указанием ссылок на источники (авторов)

16.11.2021-30.11.2021

6.Разработка и оформление теоретической части проекта

Оформление  теоретической части проекта, разработка анкет

01.12.2021-15.12.2021

7. Разработка и оформление практической  части проекта

Проведение анкетирования;

проведение исследования проекта

16.11.2021-28.12.2021

8. Разработка и оформление практической  части проекта    

Оформление практической  части проекта

10.01.2022-25.01.2022

9. Оформление выводов, написание заключения

Оформленное заключение

26.01.2022-31.01.2022

10.Корректировка введения

Оформленное введение

01.02.2022-06.02.2022

11. Представление первого варианта учебного проекта руководителю

Рекомендации руководителя по повышению качества работы

07.02.2022-13.02.2022

12. Устранение недочетов в представленной работе  и выполнение рекомендаций руководителя

Отредактированный вариант учебного проекта  

Отзыв руководителя

14.02.2022-21.02.2022

13. Подготовка презентации для защиты проекта

Составление презентации

22.02.2022-28.02.2022

14. Подготовка текста доклада для защиты

Текст доклада

01.03.2022-10.03.2022


1. ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.1. Анализ литературы об основных подходах по формированию музыкально-художественных интересов

В связи с изменениями жизни общества возрастает роль музыкального образования школьников как важного фактора формирования и развития личной художественной культуры. Школьное музыкальное образование призвано реализовать на уроках музыки, а также на внеклассных музыкальных занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности (Ю.Б. Алиев).

В свете этих положений на современном этапе развития общества проблема формирования у подростков интереса к музыке в процессе их музыкального воспитания, развития и образования приобретает все большую актуальность. В решении этой проблемы привлечено сегодня внимание многих социологов, философов, исследователей культуры, музыковедов, композиторов, исполнителей, журналистов, музыкальных и литературных критиков и других специалистов.

Анализ литературы по  избранной нами проблеме показал, что процесс формирования интереса к музыке рассматривается с различных сторон. Авторы научных трудов  по данной проблеме указывают самые разные пути и формы ее решения: через использование различных видов музыкальной деятельности в обучении школьников 1-2-х классов (А.И. Паламарчук); применение проблемно-творческого подхода к учебно-воспитательному процессу на уроках музыки при обучении школьников среднего звена (Ю.Б. Алиев, Т.П. Плеснина); воспитание слушательской культуры старшеклассников посредством включения в урок музыки творческих заданий (Л.А. Безбородова) и «погружение» школьников этого возраста в мировую художественную культуру (E.H. Ценкова). А вот для обучающихся с различными проблемами зрения практически нами не было обнаружено серьезных наработок по проблеме формирования интереса к музыке.

Однако, нам известно, что занимательность важна для положительного эмоционального состояния, способствующего преодолению трудностей на уроке или усвоению учебного материала. Опираясь на человеческое стремлении к познанию нового – любознательность, мы решили развить интерес к музыкальному искусству  демонстрируя что-то новое об интересном для обучающихся музыкальном явлении: песне, произведении, жанре, композиторе, исполнителе и т.д. Основа формирования устойчивого музыкального интереса лежит в развитии обобщенного широкого интереса к предмету. Например, чуткое восприятие прекрасного в целом может пробудить у обучающихся серьезное увлечение музыкой.

В качестве условий формирования музыкального интереса у школьников можно выделить следующие: активная и разнообразная музыкальная деятельность детей; обогащение знаний, умений и навыков в области музыки, развитие музыкальных способностей детей; формирование интереса к прекрасному в целом. Внеклассные мероприятия с музыкально-художественным содержанием и могут способствовать этому.

1.2. Основные содержательные линии жизни и творчества И.С.Баха в методической разработке

В методической разработке важно показать Иоганна Себастьяна Баха не только немецким композитором, но и гением такого масштаба, что даже сегодня кажется явлением непревзойденным, исключительным.

В Баховском искусстве обучающиеся должны увидеть и глубокую скорбь, и простодушный юмор, и острейший драматизм и философское размышление. Особо следует выделить трудоспособность Баха – автора более чем 1000 произведений, среди которых жемчужинами его творчества являются «Страсти по Матфею», «Месса си - минор», «Рождественская оратория», «Страсти по Иоанну», а кантата «Господь — мой Царь» и в нынешнее время звучит на праздничных службах в храмах в разных уголках мира. Но, пожалуй, самая известная и узнаваемая –  это «Токката и фуга ре-минор».

1.2.1. Детство композитора

Иоганн Себастьян Бах родился в немецком городке Эйзенах в пятом поколении семьи музыкантов 21 марта 1685 года (Рис.1). Необходимо отметить, что музыкальные династии были довольно распространены в то время в Германии, и талантливые родители стремились развить в детях соответствующие дарования. В 10 лет мальчик потерял родителей, но не остался без крова над головой, ведь он был восьмым и самым младшим в семье ребенком. О маленьком сироте позаботился уважаемый органист Иоганн Кристоф Бах, старший брат Иоганна Себастьяна.

1.2.2. Первые учителя И.С.Баха

В 10 лет Бах потерял родителей и его воспитанием занимался старший брат Иоганн Кристоф Бах, уважаемый органист и композитор.

Первыми учителями маленького Баха (Рис.2) стали отец и старший брат, именно они дали дорогу его таланту.

1.2.3. Музыкальное образование И.С.Баха

В 15-летнем возрасте Бах поступил  в престижную Люнебургскую школу церковных певчих (Рис.3), которая находилась при храме св. Михаила, и в то же время благодаря своему прекрасному голосу юный Бах смог немного подрабатывать в церковном хоре.

После успешного окончания школы Иоганн Себастьян получает право поступления в университет, но из-за недостатка денежных средств у него не было возможности продолжать образование. В школе он имел возможность общаться с сыновьями известных северо-немецких аристократов и популярными в то время органистами, которые повлияли на его музыкальный вкус и творчество

1.2.4. Трудовая деятельность и творчество И.С.Баха

Свою трудовую деятельность Иоганн начал в Веймаре, где его приняли в придворную капеллу герцога Иоганна Эрнста Саксонского в должности скрипача. Однако, это продолжалось не долго, так как такая работа не удовлетворяла творческим порывам молодого музыканта. Бах в 1703 году, не задумываясь, соглашается на переезд в г. Арнштадт, где ему в храме св. Бонифация (Рис.4) была предложена должность смотрителя органа, а затем и пост органиста. Приличное жалование, работа всего три дня в неделю, хороший модернизированный инструмент-орган, все это создавало условия для творческих возможностей музыканта не только как исполнителя, но и композитора. В этот период он создает большое количество органных произведений, а также каприччио, кантаты и сюиты. Здесь Иоганн становится настоящим экспертом органов и блестящим виртуозом, игра которого вызывала безудержный восторг у слушателей.

1.2.5. Интересные факты из жизни И.С.Баха

Иоганн Себастьян Бах любил переодеваться бедным школьным учителем и в таком виде появляться в какой-нибудь маленькой церквушке. Там он просил у церковного органиста разрешения сыграть на органе. Получив согласие, великий органист садился за инструмент и… творил музыку Присутствовавшие в церкви бывали настолько поражены великолепием и мощью его игры, что некоторые, полагая, что обыкновенный человек не может играть так прекрасно, в испуге убегали... Они думали, что к ним в церковь заглянул... переодетый дьявол.

1.2.6. Музыкальная карьера

После Арнштадта Бах поступил на службу к веймарскому герцогу в качестве придворного органиста и музыканта в капелле (Рис.5). В этот период  Бах достиг кульминации в органном творчестве – появилось все лучшее, что создано Бахом для этого инструмента: Токката и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор, прелюдия и фуга до-минор, Токката до-мажор, Пассакалия до-минор, а также знаменитая «Органная книжечка».

После Веймара он переезжает в Кётен и становится руководителем всей придворной музыкальной жизни при дворе кётенского князя. Поскольку в Кётене не было хорошего органа и хоровой капеллы, Бах сосредоточил своё внимание на клавирной музыке.

1.2.7. Вершина творчества

Композитор менял города, место работы, был скрипачом, органистом, придворным музыкантом, придворным капельмейстером, затем судьба приводит его в Лейпциг (Рис.6), где он получил назначение кантором в церкви св. Фомы и музыкальным директором всех церквей города. В этот период были созданы лучшие произведения для хора с оркестром. Бах занимается обучением и подготовкой исполнителей церковных хоров, подбором музыки, организацией и проведением концертов в основных храмах города. И, как награда становится назначение королевско-польским и саксонским придворным композитором. 

1.2.8. Посвящение произведений И.С.Бахом

В творчестве Баха был один единственный вдохновитель – это Создатель. Иоганн Себастьян посвящал ему почти все свои произведения и в конце партитур всегда подписывал буквы, которые являлись аббревиатурой слов: «Во имя Иисуса», «Иисус помоги», «Одному богу слава».

Созидать для Бога - была основная цель в жизни композитора, и поэтому его музыкальные произведения вобрали всю мудрость «Святого писания». «Цель музыки — трогать сердца», — это слова И.С. Баха.

2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ

2.1. Презентация как электронное пособие

 Компьютерные презентации стали признанным стандартом в деловых коммуникациях. Без них не проходят сегодня ни общественные, ни научные мероприятия. Огромное значение компьютерные презентации играют в образовательных процессах.

Как средство представления учебного материала, компьютер может быть использован преподавателями в школьном классе и лекционной аудитории, а также школьниками и студентами в тематических докладах, при защите курсовых и дипломных работ. Кроме того, компьютерные презентации могут обеспечить более эффективные коммуникационные взаимодействия между специалистами в целях обмена опытом, а также при подготовке и повышении квалификации. Компьютерные технологии презентации обладают привлекательностью как для коммуникаций с участием человека (презентации с докладчиком), так и для целей заочных коммуникаций (автономные презентации). Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют обеспечить эффективную адаптацию коммуникационного процесса под особенности людей-получателей информации.

Временная интерактивность обеспечивает возможность людям самостоятельно определять начало, продолжительность процесса усвоения информации и скорость продвижения по информационным ресурсам. Интерактивность по очередности позволяет людям свободно определять очередность использования фрагментов информации. Содержательная интерактивность дает возможность людям изменять, дополнять или же уменьшать объем принимаемой информации. Интерактивность очень важна при использовании компьютерной презентации без докладчика (автономные презентации). Усиление интерактивности презентации учебных материалов приводит к более интенсивному участию в процессе учения самого обучаемого. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Кроме дидактических преимуществ компьютерные презентации обладают рядом достоинств, связанных с тиражированием распространением.

2.2. Создание доступных презентаций для слепых и слабовидящих

Учитывая приведенные особенности восприятия информации людьми с особыми потребностями по зрению, мы учли рекомендации специалистов к использованию цветовой гаммы, шрифтов, стилей и других параметров. Мы обобщили информацию по этому вопросу и представляем ее в следующем виде.

Размер шрифта и количество текста на одном слайде

Хорошо воспринимаются презентации, у которых:

  • на каждом слайде не более пяти-семи строк текста или список из такого же количества пунктов, а в каждой строке по пять-шесть слов, выровненных по левому краю строки;
  • между строками должно быть достаточно места, чтобы избежать эффекта «переполнения» слайда;
  • текст должен быть набран достаточно крупным шрифтом, так чтобы его могли прочитать большинство слушателей с плохим зрением, сидящих в передних рядах, и зрячие люди с последних рядов зала (следует вставлять не более шести строк текста с интервалом 1,5 строки между ними в одном слайде);
  • по краям слайда надо предусмотреть свободное пространство размером в 2-3 см для заголовков, колонтитулов и т.д. (шрифт 48 кегль);
  • при отсутствии свободного места для длинных слов не используйте для заголовка слайда кегль меньше 32;
  • лучше использовать текст, набранный смешанными символами, например, заглавными и строчными буквами (люди с плохим зрением лучше читают такие тексты, чем тексты, набранные только заглавными буквами).

Рекомендуемый тип шрифта

Следует использовать гарнитуры шрифтов без засечек, таких как

Helvetica, Arial и Verdana, а не Times New Roman, потому что людям с плохим зрением труднее читать шрифты с засечками. Избегайте использования курсива и артистических гарнитур шрифтов. Они также читаются с трудом не только людьми с плохим зрением, но и зрячими. Попытайтесь использовать в одном слайде только один шрифт. Если Вы хотите привлечь внимание аудитории к определенному тексту, используйте больший кегль или полужирный стиль того же шрифта.

Цвет и контрастность

Используйте контрастную цветовую схему, которую легко видно с последних рядов аудитории. Рекомендуют или белый текст на темном фоне, или темный текст на фоне кремового цвета. Чисто белый фон часто бывает слишком ярким, и это создает неудобства для людей с плохим зрением.

Невозможно определить точно, какая цветовая комбинация способствует четкости текста создаваемой презентации, учитывая разный уровень зрения людей, но фон создаваемой презентации не должен быть разноцветным, поскольку это может создать трудности для человека с нарушением зрения в интерпретации полученных визуальных объектов. При необходимости использования фоновых изображений оставляйте на слайде только низкую яркость, чтобы получился максимальный контраст между фоном и текстом, иначе читать текст будет очень неудобно.

Для многих людей с плохим зрением цвет и контрастность презентации куда важнее, чем кегль шрифта. Если контрастность недостаточна, то даже при соблюдении всех рекомендаций, связанных с гарнитурой и кеглем шрифта, человек с плохим зрением не сможет прочитать текст.

Цветовой контраст может улучшать способность зрительного восприятия, но разные физиологические причины, вызывающие дефекты зрения, требуют различных цветовых сочетаний для лучшего восприятия информации через зрение.

Существуют два типа контрастности: по яркости и по цвету. Самая высокая степень контраста по яркости наблюдается между черным и белым цветом. Объекты имеют самую высокую контрастность по цвету, когда они раскрашены дополняющими друг друга цветами. Примеры таких дополняющих друг друга цветов: красный - зеленый, желтый - синий.

Обратите внимание, что многим людям с дефектами зрения мешает яркий свет. Поэтому пробуйте применить для фона темные цвета (низкая яркость) и использовать для текста яркие цвета (высокая яркость). Слабовидящие и пожилые люди лучше воспринимают презентацию, в которой на темно-синем фоне информация дана белым шрифтом.

Как уже было сказано, текст с высоким цветным контрастом без контраста по яркости не воспринимается дальтониками. В частности, они не воспринимают и разницу между красным и зеленым цветом. Эти люди затрудняются прочесть зеленый текст на красном фоне. Если для презентации важен именно красный цвет фона, лучше использовать темно-красный цвет, а для текста – белый цвет; если необходим зеленый фон, то надо использовать светло-зеленый цвет для фона и черный для текста.

Рисунки и графики

При необходимости введения в презентацию рисунков и графиков, создавайте их как можно в упрощенном виде. Подписи к рисункам и графикам должны выполняться шрифтами без засечек. И в этом случае никогда не используйте более одного шрифта в одном слайде презентации, избегайте курсива. Сопровождайте каждую фотографию и рисунок коротким вербальным комментарием, как, например, «Эта фотографии нашей библиотеки в школе является хорошей иллюстрации активной жизненной позиции ее сотрудников, их высокого профессионализма».

Анимационные эффекты

Доступность анимационных эффектов для людей с плохим зрением в презентациях будет выше, если их свести к минимуму. При использовании мультипликации в презентации воспользуйтесь такими анимационными элементами, которые вызывают меньше всего замешательства у людей с плохим зрением: эффектом «движения объекта» слева направо, эффектом «пишущей машинки» и эффектом «возникновения» объекта.

Вербальная поддержка во время презентации

Для успешной презентации неплохо, если лектор читает вслух весь

текст, представленный в ней. Для многих людей с плохим зрением, сидящих впереди, и для зрячих людей, которые сидят в последних рядах большой аудитории, текст и рисунки могут быть слишком мелкими и поэтому плохо воспринимаются. Отметим и то, что многие люди с плохим зрением, даже если текст читаем, воспринимают его гораздо медленнее зрячих людей, а неудачное освещение может сделать чтение для них и вовсе невозможным.

Рисунки и графики нужно объяснять, потому что люди с плохим зрением, читающие с помощью монокуляра, люди с узким полем зрения и люди, сидящие в последних рядах аудитории, не смогут сориентироваться, откуда начать чтение или осмотр слайда до его смены.

Лектор должен специально обратить внимание на ту часть данного слайда презентации, которая представляет интерес для аудитории. Отметим, что для зрячих людей достаточно указать на эту часть слайда лазерной указкой. Однако этого недостаточно для людей с нарушением зрения или ограниченным полем зрения, так как им сложно разглядеть световой зайчик указки достаточно быстро. Полезно также объяснить подробно, что изображено на слайде. Например: «На экране Вы видите диаграмму, состоящую из четырех блоков. Блок в нижнем правом углу ...»

Имейте в виду, что некоторые части рисунка, например, гистограмма, всегда трудны для интерпретации даже людям с нормальным зрением. В этом случае рекомендуется добавить вербальное описание слайда, например: «На этом слайде показаны результаты исследования в виде гистограммы. Столбики в левой стороне диаграммы показывают данные, полученные в ходе экспериментов; столбики в правой стороне ...»

Автор презентации должен знать, что не каждый человек, присутствующий в аудитории, способен читать длинные тексты. Поэтому надо читать текст обязательно медленно и четко. Не пропускайте ни единого слова и убедитесь в том, что у каждого, кто хочет сам прочитать текст, было достаточно времени на это, прежде чем выступающий перейдет к следующим слайдам презентации.

Вербализация материала чрезвычайно полезна для любого человека с плохим зрением и абсолютно необходима для слепых. При вербализации PowerPoint-презентаций можно использовать существительные и иные описательные слова. Избегайте употребления указательных местоимений, таких как то, это, там и т.д. Для слабовидящих или тотально слепых людей эти слова обычно не имеют смысла. В случае необходимости сохранить текст на слайде длинным, например, определение существенной концепции, сошлитесь на раздаточные материалы для прочтения позже.

Раздаточные материалы

Рекомендуется всегда перед презентацией раздавать копии демонстрируемых слайдов вместе с распечатками важной информации, не представленной на слайдах. Если раздаточные материалы получены слушателями до начала выступления, то необходимо во время работы с презентацией указать аудитории на заметки, которые уже есть и те, которые еще надо записать самостоятельно. Это важно, особенно для участников с плохим зрением. Кроме того, некоторые люди с нарушениями зрения, которым не доступен текст на экране, получают возможность следить за процессом презентации и читать текст, изложенный в раздаточных материалах. Некоторые люди предпочитают раздаточные материалы в электронном формате с тем, чтобы следить за презентацией на своем ноутбуке.

Полезно иметь на CD или на съемном носителе материалы в специальных форматах, например, по Брайлю. Незрячие люди в аудитории могли бы загрузить с них информацию в свои ноутбуки и читать с помощью рельефно-точечного дисплея. Таким образом, они получат полный доступ к той же информации, как и их зрячие коллеги в аудитории.

Если Вы хотите что-либо показать на экране, то прокомментируйте это вслух. Представьте, что Вы слушаете свою презентацию по радио. Попробуйте оценить, насколько сказанное Вами имеет смысл и полностью ли Вы поняли всю информацию, которую хотели донести до аудитории.

При создании своего методического подобия в форме презентации мы попытались учесть все особенности детей с ОВЗ по зрению, которые будут с ним работать (смотреть, слушать, отвечать на вопросы и т.д.).  Информация подавалась в удобной для просмотра и прослушивания форме с учетом шрифта, размера, расстояния между строчками, цветов и их сочетания, расположение материала на слайде (для слабовидящих). А для незрячих использовалось звуковое сопровождение, голосом такого же ребёнка-сверстника. Отмети, что за время работы над проектом нами были приобретены навыки наложения звукового сопровождения по времени презентации.

Отметим и трудности, которые проявились в работе. Они заключались в том, что нужно было из большого объёма информации выбрать только оптимальные сведения, сохранив при этом интерес обучающихся к поднятому вопросу, практическую направленность и запоминающуюся форму представления. Создавая презентацию, необходимо помнить  о коррекции активности  ученической аудитории, и в тоже время не упустить последовательность сюжетной линии темы.

3. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЕКТЕ

В работе нами были  использованы такие методы исследования: изучение и анализ литературы по данной теме;  наблюдение и опрос; тестирование; элементы метода математической статистики. Данное исследование провели среди учащихся 5, 8-9-х классов в количестве 37 человек. Цель анкетирования состояла в том, чтобы выяснить отношение современных школьников к жизни и творчеству И.С.Баха.

На первом этапе своей практической деятельности мы решили провести тестирование среди учащихся указанных классов по оперативной оценке их информированности о творчестве композитора Баха (табл.1).

Табл. 1.Опрос о творчестве И.С.Баха среди учеников школы-интерната №1

Полный

ответ

Частичный

ответ

Отсутствие ответа

1

Кто такой Иоганн Себастьян Бах?

22 человека

5 человек

10 человек

2

В каком веке и в какой стране родился И.С.Бах?

5 человек

16 человек

17 человек

3

Кто стали первыми учителями маленького Баха?

4 человека
(посещают муз.школу)

5 человек

28 человек

4

Хватало ли ему одного таланта или приходилось много работать, чтобы стать хорошим музыкантом?

6 человек

16 человек

15 человек

5

Влияло ли окружение Баха на становление его, как органиста и композитора?

6 человек

10 человек

21 человек

6

Слышали ли вы произведения Баха по телевизору или на концертах?

6 человек

14 человек

17 человек

7

Сможете ли назвать какое либо произведение Баха?

4 человека

2 человека

31 человек

8

Как зарабатывал Бах и где?

3 человека

12 человек

22 человека

9

Что вдохновляло Баха при создании музыкальных произведений?

2 человека

3 человека

32 человека

Анализ результатов показал, что обучающиеся с ОВЗ школы-интерната мало интересуются или мало знают о творчестве  композитора И.С.Баха. Среди опрошенных полное представление о жизни и творчестве композитора имеют только ученики музыкальной школы. Остальные либо не знают о И.С.Бахе, либо слышали отдельные сведения о нем (по некоторым позициям опроса это составляет 50% на 50%). Такие результаты еще больше стимулировали наше желание исправить такое положение дел.

На втором этапе исследовательского проекта после проведенной работы среди обучающихся указанных классов общая картина существенно поменялась (табл.2). И убедила нас в правильности нашего подхода при решении проблемы музыкально-художественного воспитания обучающихся с ОВЗ по зрению

Табл. 2.Повторный опрос о творчестве И.С.Баха среди учеников школы-интерната №1

Смогли ответить на вопрос

Ответ приблизительный или не полный

Полное незнание ответа

1

Кто такой Иоганн Себастьян Бах?

37человека

0 человек

0 человек

2

В каком веке и в какой стране родился И.С.Бах?

32человек

5 человек

0 человек

3

Кто стали первыми учителями маленького Баха?

37 человека

0 человек

0 человек

4

Хватало ли ему одного таланта или приходилось много работать, чтобы стать хорошим музыкантом?

37 человек

0 человек

0 человек

5

Влияло ли окружение Баха на становление его, как органиста и композитора?

34 человека

3 человека

0 человек

6

Слышали ли вы произведения Баха по телевизору или на концертах?

25 человек

3 человек

9 человек

7

Сможете ли назвать какое либо произведение Баха?

14 человека

7 человек

16 человек

8

Как зарабатывал Бах и где?

31 человек

6 человек

0 человек

9

Что вдохновляло Баха при создании музыкальных произведений?

34 человека

3 человека

0 человек

Внеклассное мероприятие на основе созданной методической разработки в виде презентации было представлено в 5-8 классов для слабовидящих и незрячих ребят. Эта разработка содержит в себе как общеизвестную информацию о творчестве великого композитора, так и малоизвестные факты о его жизни, а также познавательно-игровую часть, закрепляющую  дальнейший интерес обучающихся к музыке.

Используя созданную электронную разработку, нами проведено  мероприятие для обучающихся с различными ограничениями по зрению. Школьники работая с материалом электронной презентации, использовали те анализаторы, которые у них лучше развиты для получения информации. А после просмотра могли участвовать в обсуждении актуальных для них вопросов, связанных с музыкой. Таким образом, наше пособие дало возможность взаимодействовать всем обучающимся с различными ограничениями на равных.

Повторный опрос после ряда тематических мероприятий (занятие о творчестве И.С.Баха, диспут о современной музыке, музыкальная викторина, прослушивание произведений композитора) мы провели по следующим вопросам:

  1. Вспоминали ли вы или размышляли о личности И.С.Баха и его музыке? (да-64%; нет-36%)
  2. Можно сказать, что музыка Баха не оставляет тебя равнодушным к ней? (да-73%; нет-27%)
  3. Включил ли ты какие-либо произведения Баха в свой плейлист любимой музыки? (да-78%; нет-22%)
  4. Стал ли ты замечать, что имя Баха и его произведения довольно часто слышны в наше современное время? (да-36%; нет-64%)
  5. Согласился бы ты пойти на концерт произведений И.С.Баха? (да-81%; нет-19%)
  6. Порекомендовал бы своим друзьям и родным послушать музыку Баха? (да-68%; нет-32%)
  7. Есть ли человеческие качества Баха, которые ты бы хотел видеть в себе? (да-45% ; нет-55%)
  8. Возникает ли у тебя желание научиться играть на инструменте, чтобы самому исполнять произведения Баха? (да-28% ; нет-72%)

Рядом с вопросом представили ответы на них обучающихся. Как видно из опроса, нас интересовало к каким действиям подтолкнет обучающихся знакомство с творчеством Баха. Этот опрос показал, что наша идея познакомить ребят с личностью И.С.Баха является хорошим инструментом  для развития эмоциональной, культурной и просветительской составляющих в разностороннем развитии детей с ограниченными возможностями по зрению.

Кроме того, мы подтвердили еще и вывод об эффекте музыки И.С.Баха, сделанный ранее другими серьезными исследователями в этой области. Проанализировав полученные результаты после опроса обучающихся, мы зафиксировали, что восприятие классической музыки во время внеклассных мероприятий  положительно изменило настроения у 22 учащихся (всего участвовало в опросе 36 человек).

Очень интересной для нас оказалась работа по составлению репертуара произведений И.С.Баха для сеансов музыкальной терапии. На диск записано более 10 музыкальных произведений этого композитора, музыка которого благотворно оказывает влияние на здоровье человека. (Приложение №1).

Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как этого достигать, необходимы. Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни.


4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали ее душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна. Музыка – это бесценный дар, дарованный нам только предельно талантливыми людьми, одним из которых является И.С.Бах. 

Иога́нн Себастья́н Бах был одним из самых плодовитых композиторов, его наследие в сокровищнице мировой музыкальной культуры насчитывает более 1000 бессмертных шедевров. Искусство Баха не было «искусством» в современном понимании, когда главный критерий – это оригинальность, новизна, непохожесть. Он создавал воистину новое, используя старое, консервативно-догматическое. Мир вокруг Баха уже тогда начал двигаться к пропасти революционного хаоса, философы изощрялись в изобретении теорий, которые должны были осчастливить человечество, а Бах просто воспевал Богу «песнь из глубин сердца». Может быть поэтому музыка Баха продолжает оставаться той скалой, о которую разбиваются все волны «житейского моря».

Изучив материалы по теме проекта, мы сделали следующие выводы:

  1. Музыкальная наследственность обрекла Иоганна Себастьяна стать композитором. Но приобретенное им величие — его личное завоевание. Баха можно назвать гением, и эта гениальность заработанная и выстраданная.
  2. Изучение жизни и творчества И.С.Баха является эффективным условием для музыкально-художественного воспитания обучающихся образовательных школ, а собранный материал стал основой для методической разработки.
  3. Результатом работы над проектом стала дидактическая разработка в форме презентации для обучающихся с различными проблемами по зрению. При использовании ее для мероприятия не нужно зачитывать текст, вся информация записана и вставлена на слайды. Смена слайдов и речевое сопровождение включаются автоматически.
  4. Музыка И.С.Баха способна порождать особую энергетику множественного воздействия, обладает оздоравливающе силой. Терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времен и нашли научное подтверждение в наше время. Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни и предлагаем краткие рекомендации по использованию средств музыкального искусства для оздоровления организма, а также репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии для обучающихся с ОВЗ по зрению.

5. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта Текст. / Ю.Б. Алиев. М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
  2. Безбородова, Л.A. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: Флинта, 2014.
  3. Кликушина, Н.Ю. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе: учебно-метод. пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. - 80 с.
  4. Кучинский, В.Ф. Представление информации как элемент профессиональной культуры: учеб. пособие. – СПб: НИУ  ИТМО, 2012. - 91 с.
  5. Паламарчук, А.И. Формирование музыкального интереса у младших школьников Текст. : автореф. дисс. .канд. пед. наук. - М., 1981. -16 с.
  6. Плеснина, Т.П. Музыкальный интерес и динамика его развития Текст. / Т.П. Плеснина // Вопросы эстетического воспитания в школе. - М.: НИИ общей педагогики, 1974.
  7. Ценкова, Е. Н. Формирование познавательных интересов школьников в процессе освоения курса «Мировая художественная культура»: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2001. - 22 с.
  8. Шустова С.Б. Бах. Эссе о музыке и о судьбе. - М., 2016.  – URL: https://www.litres.ru/sergey-shustov-8861194/bah-esse-o-muzyke-i-o-sudbe/chitat-onlayn (датам обращения 20.12.2021).
  9. Биография, видео, факты, творчество -  URL: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/iogann-sebastyan-bakh (датам обращения 20.10.2021).
  10. Творческий облик Иоганна Себастьяна Баха –  URL: http://musike.ru/index.php?id=9 (датам обращения 09.12.2021).
  11. Хронограф жизни и творчества И. С. Баха -  URL: http://www.muzlitra.ru/bah/hronograf-zhizni-i-tvorchestva-i.-s.-baha-4.html (датам обращения 29.11.2021).
  12. Eidam, Klaus. The True Life of Johann Sebastian Bach. New York // Wikiyours, 2001 - URL: https://ru.wikiyours.com/статья/иоганн-себастьян-бах (датам обращения 10.11.2021).

Приложение 1

Музыкальные произведения И.С.Баха, оказывающие благотворное

влияние на здоровье человека

Если вас одолевают негативные мысли и чувства, к примеру, обида, зависть к чужим успехам или озлобленность, то справиться с ними поможет «Итальянский концерт» Баха.

 Замечены еще некоторые невероятные факты: мелодии в мажоре эффективны при онкологических заболеваниях, а Минор от Баха упрощает процесс запоминания информации, улучшает логическое мышление и способствует развитию математических знаний. Помимо этого, «Концерт ре минор для скрипки и Кантата №21» помогает при повышенном давлении,

«Фа диез минор» (прелюдии и фуги, том I, ХТК) — при других заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Слушать «Фа диез минор» (прелюдии и фуги, том I, ХТК)

. Для ускорения процесса заживления язв желудка и устранения других проблем с органами пищеварения стоит прослушать «Соль диез минор» (прелюдии и фуги, том I, ХТК).

Помогает отвлечься от боли при ревматизме и проблемах с суставами в целом — Фа мажор («Токката»).

Эффект Баха для детей Сравни эликсиру спокойствия и уравновешенности можно сравнить классическую музыку для юной части населения планеты Земля. Бах для детей (в том числе) создал невероятные произведения, которые не только превосходны, но еще и действенны. У музыки нет возраста! Согласно исследованиям Кембриджского университета, дети, которые постоянно слушали Баха, развивались стремительнее своих сверстников. Они чаще побеждали в интеллектуальных конкурсах и соревнованиях. Во взрослой жизни — занимали более престижные рабочие места. Кроме того, ребята, которым привит хороший вкус в музыке, вырастают воспитанными и культурными гражданами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.

Диагностика, проведенная коллегами - педагогами, показала недостаточный уровень развития общеучебных навыков, что препятствует полноценному усвоению такого трудного предмета, как химия. Возможность до...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

Проектная деятельность является необходимым показателем современности образовательного процесса. Причиной тому являются кардинальные изменения в российском образовании. Технология проектной деят...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

В  знак благодарности от потомков тем, кто подарил нам жизнь своим ратным подвигом,  мы решили пройти героический путь воинов Великой Отечественной войны – членов учительских семей МБОУ «Лиц...

«Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»

Проектная деятельность играет важную роль в творческом развитиии учащихся. В данной работе рассматриваются различные виды проектов этапы выполнения проектов, роль учителя и ученика в совместной работе...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

Материал представлен в форме  исследования. Применяется эмпирический метод — эксперимент. Данный эксперимент основан на реальных событиях.Цель  исследования —  создать систему успешной ...

Научно- исследовательская работа на тему: Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как совместный процесс творчества учителя и ученика

В научно-исследовательской работе представлена теория по теме «Технология педагогических мастерских», а также её практическое применение. Технология педагогических мастерских предполагает учёт индивид...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.

Замысел данного проекта впервые забрезжил на горизонтах моего сознания после завершения темы «Устное народное творчество» в родном 6в классе, в котором я являюсь классным руководителем уже второй год....