Метод учебных проектов.
методическая разработка на тему

Ирина Валерьевна Скатулова

Необходимым инструментом метода учебных проектов является собственно учебный проект: обучение происходит в процессе осуще­ствления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе дея­тельности учащихся. Точнее о методе проектов надо говорить как об учении через деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_uchebnyh_proektov.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Метод учебных проектов.

Необходимым инструментом метода учебных проектов является собственно учебный проект: обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся. Точнее о методе проектов надо говорить как об учении через деятельность.

Еще одна из характеристик метода проектов   -  учение в кооперации, т.е. совместное. Несмотря на уже существующие примеры индивидуального выполнения некоторых проектов, все-таки групповая работа характерна для большинства учебных проектов и дает очень важный учебно-воспитательный эффект.

Имея в виду групповую работу детей над проектом, нельзя  забывать о том, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддерживать его самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела.

 В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.

Метод учебного проекта характеризуется как:

- деятельностный;

- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

- построенный на принципах проблемного обучения;

         - развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

 - здоровьесберегающий.

Метод учебного проекта — это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.

Погружение в проект

Метод учебных проектов — одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Очень важным в этом смысле является первый этап — этап погружения в проект.

Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Как сформулировать тему?  Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Как учитель это сделает, зависит от его фантазии и мастерства. Может быть, для этого понадобится рассказать сказку, притчу, разыграть инсценировку или просмотреть видеосюжет. А может быть, достаточно сослаться на уже виденное, услышанное, узнанное учениками, используя когда-то возникший у них к этому интерес. Интерес к теме выстраивается, конечно, с учетом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития. Проще говоря, у учащихся должно сложиться ощущение, что они в этой теме до некоторой степени компетентны.

Следует подчеркнуть: никто не требует, чтобы тема проекта формулировалась в соответствии с учебным планом, она вовсе не должна быть связана с мероприятиями, приуроченными к знаменательным датам, событиям — тема проекта должна быть обязательно связана с интересами детей соответствующего возраста, с теми вопросами, получить ответы на которые для них актуально и важно, по их собственному мнению.

Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, заостряя внимание на тех моментах, которые будут фигурировать в формулировке проблемы учебного проекта. Если тема предполагает статическое рассмотрение, то очерчивается ситуация, в которой уже есть или может возникнуть при каких-то обстоятельствах проблема проекта. Если в рамках темы предполагается рассмотреть некое движение в пространстве, развитие или изменение во времени, то выделяется сюжетная канва этого изменения, развития, движения. Таким образом, в общих чертах, эскизно набрасывается схема для будущего изучения учащимися проблемы проекта.

И, наконец, учитель в той степени, которая зависит только от его искусства владения вниманием ребят и от его индивидуального артистизма, интригуя, эмоционально окрашенно формулирует проблему проекта. При этом он должен показать, что проблема волнует и его и что он готов участвовать в ее обсуждении. Таким образом, предъявляется один из главных атрибутов учебного проекта — проблема, но не просто как информация, а как реалия жизни вместе с личностным отношением к ней учителя, с его пониманием, что проблема важна, требует внимания, рассмотрения и поиска ее разрешения. Своей позицией, кроме того, учитель дает понять, что готов поддерживать ребят в их деятельности по поиску решения проблемы.

Ученикам становится очевидным, что эта проблема очень важна для определенного круга людей, что ее разрешение остро необходимо. А главное, ребята могут ее решить, если постараются, организуются вместе. Возможно, нужно подумать сообща, обследовать, исследовать, разузнать, вспомнить, проанализировать, опросить и протестировать — в общем, безусловно, они получат определенный результат, если немедленно начнут действовать.

Так «взводится» та пружина, которая должна своей потенциальной энергией «раскрутить» самоорганизующуюся, самоцеленаправленную, самодвижущуюся полезную работу самостоятельной активности учеников, дающую ожидаемые от работы над проектом результаты.

По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким. Но он настолько важен, что при отсутствии его или неправильном, нерезультативном выполнении (которое зависит целиком от учителя) можно не достигнуть ожидаемых результатов: учащиеся будут работать без личной заинтересованности, с мотивами, не имеющими ничего общего с интересом к рассматриваемой теме. Таким образом, может быть искажена вся идея метода проектов.

Для дальнейшей работы на первом этапе — «погружения в проект» — необходимо поработать с проблемой, т.е. и учителю, и учащимся понадобятся навыки проблематизации. Под проблематизацией мы понимаем рассмотрение проблемы и разбивку ее на ряд подпроблем, что можно сделать, если посмотреть на проблему под разными углами зрения, глазами различных участников рассматриваемого сюжета, ситуации или в зависимости от обстоятельств ее возникновения и т.д.

Проблематизация

Проблематизация — это аналитический процесс работы в проблемном поле с целью выделения проблемы или ряда проблем для последующего их рассмотрения и/или решения.

Проблемное поле — это часть предметной области теоретического или практического знания человечества, в котором имеются неразрешенные задачи, непознанные разделы и вопросы.

Проблематизация начинается с очерчивания и обозначения проблемного поля и/или его части. Затем формулируется проблема в самых общих чертах, задавая только вектор направления поиска проблемы или ряда проблем для последующего их решения.

Следующим шагом проблематизации может быть высказывание (обозначение, выделение) тех ракурсов, точек обзора, углов зрения, под которыми может рассматриваться предложенная проблема. При наложении условия рассмотрения проблемы, т.е. рассмотрения ее не вообще, а под определенным углом зрения, происходят сужение, конкретизация, уточнение проблемы. А рассмотрение общей проблемы под разными углами зрения (возможно в разных ситуациях или различных условиях ее возникновения) приводит к формулированию нескольких похожих проблем, которые можно назвать подпроблемами исходной.

Из полученных таким образом множества формулировок проблемы (подпроблем) выбирается наиболее важная, или актуальная, или доступная для решения с первого взгляда. Возможно, что полученные формулировки не поддаются ранжированию, но выстраиваются в ряд по определенной логической закономерности в порядке очередности их решения.

Если полученная формулировка все еще слишком общая и недостаточно конкретна для немедленного ее решения, процесс уточнения проблемы можно повторить уже на новом уровне, т.е. проделать разбивку ее на ряд подпроблем с последующим ранжированием и выбором самой подходящей.

Поиск нужной формулировки проблемы заканчивается тогда, когда найденная формулировка  устраивает. Кроме того, из формулировки проблемы уже ясно, как будет формулироваться цель поиска ее решения.

Сужение проблемы можно проводить рассматривая ситуацию, в которой она находится, задавая себе каждый раз вопрос «почему?» и сужая и конкретизируя поле рассмотрения ситуации.

Проблематизация — это одно из специфических умений, на выработку которого у учащихся нацелен учебно-воспитательный процесс современной школы. Проблематизация является одним из элементов проектной и исследовательской деятельности учащихся при выполнении учебного проекта.

Обучение проблематизации может происходить не только в процессе осуществления учебного проекта. Формировать представления о проблематизации, начальные умения можно во время любой другой учебной деятельности при использовании учителем проблемного метода, проблемного подхода к введению темы и обобщению уже изученного.

В случае работы учащихся в рамках учебного проекта проблемное поле очерчивается педагогом для обучения навыкам проблематизации, а не для решения задач, не решенных еще человечеством. Обучение методом учебных проектов позволяет ученику усваивать (присваивать) новые знания через «открытие» новых для ученика истин (но давно известных человечеству).

Проблема и сюжетная канва (т.е. ситуация, в которой возникла проблема) должны быть обрисованы так, чтобы следующим шагом была формулировка цели и задач проекта. Целью проекта всегда является нахождение способа решения проблемы. Ее конкретная формулировка возникает из проблемы проекта, которую мы рассматриваем в конкретной сюжетной ситуации. Задача или задачи проекта формулируются для того, чтобы ответить на вопрос, как достичь обозначенной цели.

Таким образом, из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель проекта и задачи проекта. Задачи проекта — организация и проведение определенной работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. Они формулируются учителем или при его активном участии в самых общих чертах. Учитель формулирует задачу так, чтобы она обязательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать учащиеся. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи, включается самостоятельное мышление по поиску способов ее решения.  Если мы не обеспечим этот пусковой механизм творческой активности ребенка, мы не достигнем всего того, чего мы ожидаем от учебного проекта. Просто обрисовав проблему, сюжетную канву и сформулировав цель и задачу проекта без работы с детьми по «вживанию» в проблему, которую мы назвали погружением в проект, учитель может натолкнуться на пассивность детей. Если не зажечь идеей, не возбудить желание разрешить противоречие проблемы проекта, то не будут задействованы все те механизмы, которые в дальнейшем должны работать, поддерживая целеустремленность, самостоятельность и творчество учащихся.

Для включения ребенка в процесс постановки цели и задач учитель должен предлагать нежестко сформулированную задачу. Нежестко поставленная задача стимулирует детское   творчество. В момент конкретизации задачи она становится для детей уже совершенно своей, и они сопереживают ей. Когда дети конкретизируют задачу как свою, они делают первый шаг к творческой работе.

Обеспечение учебного проекта

Необходимо обеспечить поле для самостоятельной деятельности учащихся, создать условия для творчества уже в самом начале. Каким образом? До начала работы учащихся над проектом учитель проводит большую подготовительную работу. Ее можно обозначить как этап предварительной подготовки: учитель определяет временные затраты, возможности самостоятельной работы учащихся (знания, умения, навыки — стартовые ЗУН). В работе над проектом потребуются и специфические умения, и навыки, используемые и развиваемые в ходе работы над проектом — это умения собственно проектирования. Чем лучше отработаны те или иные умения, используемые на определенных этапах осуществления проекта, тем быстрее и легче пройдет работа.

Важно помнить, что задачи проекта должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Ведь интерес учеников к работе и посильность задания во многом определяют успех проекта.

Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым, в противном случае можно свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Какое может потребоваться обеспечение для работы над проектом? Для разных проектов — разное.  Возможно, в ходе проекта необходимо будет  звуковоспроизводящее и звукомонтажное оборудование. Если ребята захотят сопровождать доклад на презентации показом слайд-шоу, им понадобится компьютер с соответствующим периферийным оборудованием и программным обеспечением.

Все перечисленное относится к материально-техническому обеспечению. Отсутствие возможности использовать компьютер при подготовке презентации можно компенсировать, например, изготовлением плакатов, альбома или фотовыставки. Однако есть такое материально-техническое обеспечение, без которого невозможно проведение собственно поисковой и исследовательской работы в проекте.

Еще один вид необходимого обеспечения — информационное. Почти все проекты предусматривают самостоятельную работу учащихся с информацией. Это или исследование уже опубликованных в печати способов решения задачи проекта, или анализ исходных данных, или поиск информации по теме проекта. Для успешной работы над проектом ученики должны иметь достаточный выбор источников информации, так как одной из образовательных целей является обучение работе с информацией: тематическому поиску источников информации (печатных, электронных, аудио и видео); выборке необходимых данных из добытых источников информации; выделению главного и структурированию данных; исследованию этих данных на предмет решения с их помощью сформулированной в проекте задачи.

При информационном обеспечении проекта всегда необходимо прежде всего опираться на имеющиеся у учащихся знания, жизненный опыт. Но этого мало. Нужно использовать все возможные источники информации, в том числе библиотеку, Интернет и т.д. Нужно учить детей работе в библиотеке с каталогами, пользоваться информационными технологиями. Нужно, конечно, и самому учителю уметь пользоваться этими источниками информации.

Организационное обеспечение часто требуется тогда, когда в проекте участвуют ученики разных классов в урочное время. Возможно, потребуется специальное составление расписания занятий и выделение подходящей аудитории, учет режима работы библиотеки, музея или еще какой-то организации, которую ученики должны посещать в ходе работы над проектом. К организационному же обеспечению относится и предоставление ресурсов Интернет в удобное время.

Группы, работающие над проектом, могут быть разновозрастными — тогда в школе должно быть место, где эти группы будут собираться для работы над проектом. Если такого места нет, то необходимо подумать о его создании. В ряде школ — это уголок библиотеки, оборудованный компьютерной и другой необходимой техникой, в каких-то школах есть целый комплекс помещений, называемый медиатекой.

Не обойтись, конечно же, и без учебно-методического обеспечения. В первую очередь — это учебники и учебные пособия, всевозможные руководства и методички, электронные пособия типа «Помощь». Обучающие программы в руках самостоятельно работающих учащихся превращаются в источник «добываемого» по ходу работы знания.

Если при выполнении проекта потребуется консультация специалиста или участие ответственного лица, управленца или политика, оператора для управления какими-либо приборами или кого-либо другого специалиста, то речь пойдет о кадровом обеспечении.

Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы.

Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Как это сделать? Для этого существуют заложенные в метод проектов механизмы.

Мотивация

Во-первых, как видно из наблюдений, решение проблемы проекта, необходимо не вообще, а для практической и общественной пользы. Такое прикладное (практическое) применение имеющихся или вновь полученных в ходе проекта знаний привлекательно для подростков, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации.

Во-вторых, заманчивой является для ребят сама деятельность и самостоятельная активность, так как при этом удается проявить, показать, познать, испытать себя в деле.

В-третьих, «по законам жанра» в работе над проектом учащиеся принимают активное участие в постановке цели и задач проекта, которые учитель иногда имеет право помочь сформулировать, но в неполной (нежесткой) форме. Конкретизируя цель и задачи проекта, вытекающие из ее проблемы, учащиеся, уже приняв проблему как свою личную, в еще большей степени приобретают личностную заинтересованность в ее решении. Это создает мотивацию личного участия в работе.

В-четвертых, грамотный учет возрастных особенностей при подборе темы, проблемы и сюжетной канвы проекта должен обеспечить еще один вид мотивации. Та проблема, которая волнует одну возрастную группу, не будет интересна для другой; та сюжетная канва, которая заинтересует пятиклассников, оставит равнодушными учащихся 8-9-х классов.

Таким образом, мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста темой, сюжетной канвой и проблемой учебного проекта.

И, наконец, нельзя не назвать еще один очень веский мотив. Это предусмотренная, подводящая итог проектной работе презентация полученных результатов. Рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте.

Формы презентаций и их учебно-воспитательный эффект

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Она завершает, подытоживает работу над проектом и важна как для учащихся, так и для учителя, которые должны планировать ход и форму проведения презентации уже с самого начала работы над проектом.

Учителю презентация нужна потому, что ему еще не известна в подробностях работа учащихся над проектом, проходившая в большой степени самостоятельно. Ему, безусловно, необходимо проследить и ход рождения идей, и рассуждения участников проекта, их аргументацию при принятии решения и то, как были использованы полученные в школе знания, житейский опыт, какая новая информация и откуда поступила и как детьми рассматривалась. Об этом на презентации рассказывает каждая команда, предъявляя самоанализ и рефлексию своей деятельности.

На наработанном учениками материале учитель решает свои задачи по обучению и воспитанию. Здесь ему предстоит играть уже заметную роль: отметить, что нового узнали ученики, насколько хорошо они справились с применением ранее полученных знаний. Если позволяет ситуация, т.е. проект выполняется в конце изучения темы и с ней связан, необходимо сделать требуемое обобщение, связать изученное с уже известным и с тем, что предстоит детям узнать в будущем. Организовать предъявление результатов работы учениками надо так, чтобы и выступление учителя с ролью, отведенной ему на последнем этапе осуществления проекта, было встроено в презентацию органично.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументированно излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Выбранный способ презентации или опирается на уже сформированные умения проводить публичные выступления и демонстрации, или в процессе работы над проектом эти умения формируются и развиваются. На презентации может происходить демонстрация или альбома, или альманаха, или эскиза, чертежа во время устного доклада. Результат может быть предъявлен в виде концерта, спектакля, видеосюжета (фильма), слайд-шоу и прочего. Вид и форма продукта определяются при постановке цели и задач проекта.

Подготовка к презентации занимает значительную часть отведенного на проект времени. И если помнить, что результатом работы над проектом является прежде всего замысел способа решения проблемы проекта, то понятно, что его и надо предъявить прежде всего, а продукт играет вспомогательную роль, помогает наглядно представить одно из воплощений замысла или образ. Очевидна подчиненность продукта основной идее проекта.

Результат необходимо публично продемонстрировать, презентовать, т.е. рассказать и показать, опубликовать, представить на всеобщее обозрение. Для подростка возможность получить признание результативности его самостоятельной творческой работы трудно переоценить. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления, рефлексии. Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности.

Презентацией является не только демонстрация продукта, но и рассказ о самой деятельности, рассказ о том, какие были трудности в ходе работы над проектом, какие возникали идеи, как они обсуждались, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, как преодолевались трудности. Собственно, во время презентации мы получаем представление о том, что было сделано во время проектной деятельности.

Очень часто происходит недопонимание сути метода проектов, и во время презентации предъявляется только продукт, поскольку подготовке презентации и продукта отводится значительное время. Действительно, продукт участвует в презентации, но он только помогает наглядно представить, каков был замысел, что придумали дети в качестве решения проблемы проекта.

Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации важно поддержать положительную тональность в оценке результатов, какими бы мизерными они ни казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию по оценке предъявленного.

Воспитывающая роль учебного проекта проявляется на презентации результата: при демонстрации понимания проблемы проекта, при конкретизации цели и задач проекта и организации работы над ним. Воспитательное воздействие оказывают и планирование, и осуществление проекта, и выводы, которые ученики делают.

Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они прежде всего учатся высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать.

Да, у нас есть игровые занятия, игровые формы, где можно такое групповое взаимодействие оттачивать. Здесь же оно происходит в реальной ситуации и в реальной деятельности. Воспитывающая роль учебного проекта в том, что эта групповая и ролевая деятельность работает на общий результат: то, что сделает каждый, в дальнейшем воплощается в общем результате.

Где, в какой момент нашего традиционного образовательного процесса мы имеем столь благоприятную ситуацию для того, чтобы учить этому и воспитывать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели? Бесспорно, это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, для самореализации личности как профессионала.

Мы говорим о толерантности, терпимости, о толерантной педагогике. Она закладывается тогда, когда мы даем детям возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, даже если оно отличается от позиции остальных, слышать мнение других, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию.

Есть воспитательный момент и в организации деятельности. Например, мозговой штурм. Бывают и жаркие дискуссии, пока группа не определилась, что и как делать. Затем следует выполнение определенной, отведенной каждому роли. Ребенок хотел бы быть и тем, и другим, и третьим... а в группе коллективное распределение ролей, поэтому он должен играть отведенную ему роль совместно с другими. Это тоже очень важный навык.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

— кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10—12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

— демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

— анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

— демонстрировать найденное решение;

— анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

— проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.

Заключение

Метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике,  как за рубежом, так и в нашей стране. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода.

Метод проектов действительно является дидактическим средством развития, обучения и воспитания, которое  позволяет вырабатывать и  развивать специфические умения и навыки:

- проблематизация,

- целеполагание,

- организация  и планирование деятельности;

- поиск необходимой  информации,

- самоанализ и рефлексия,

- презентация,

- коммуникативность,

Используемая литература:

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Беспалько  В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Изд-во ин-та проф.обр. Мин-ва обр. России, 1995.
  4. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы, 1995. - №6.
  5. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. – 2000, №4.
  6. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы, 1998. - №3.
  7. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е.Щурковой. М.: Новая школа, 1998.
  8. Новые педагогические технологии: Пособие для учителя / Под общ. ред. Е.С.Полат. М., 1997. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень Зачем нужно учиться? Ответ на этот «д...

Метод учебного проекта в начальной школе (доклад)

Учебное проектирование является новацией, нововведением и на пути его внедрения встречаются объективные трудности. Одна из них отсутствие у педагогов ясного понимания того, что ему требуется знать и у...

Применение метода учебного проекта на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетентностей

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в се...

Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля

В нашей школе первый год преподавался предмет "Проектная деятельность".Надеюсь, что доклад "Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля", который сопро...

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века

Метод учебных проектов в современной школе рассматривается как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, лично...

Метод учебных проектов. Плюсы и минусы.

Эта статья о том, что метод учебных проектов  в настоящее время имеет место быть, и даже берет преимущество в практической деятельности ученика и учителя. Метод способствует социализации школьник...

Метод учебных проектов. Плюсы и минусы.

Статья о значимой роли научных проектов как для учеников так и для учителей, которая помогант в воспитании, и открывает глаза на многие проблемы общества....