«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе с детьми с ОВЗ»
статья на тему

Принцип здоровье сберегающих технологий заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путём использования специальных методических приемов. В результате чего одни недостатки у учащегося преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своём развитии. Чем больше ребёнок продвигается в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом, т. е. развитие учащихся и обучение их на основе принципа коррекции – это два взаимосвязанных процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе с детьми с ОВЗ»

(слайд 2) Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение представляет достижение необходимого результата и имеет вероятностный характер. В такой прогностичности всегда заинтересован учитель.

Педагогическую технологию нельзя отождествлять с применением алгоритмов, ибо в ней действия не могут быть жестко детерминированы, они всегда вариативны. Технология есть отражение закономерного в деятельности.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Технология - мастерство + умение = совокупность действий для достижения целей – представление информации, ее сбор, обработка и хранение, но не обязательно ее передача.

        (слайд 3) Одна из задач школьной педагогики и психологии – поиск путей эффективного обучения на занятиях, поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности, повышение самостоятельности.

Моя педагогическая практика показала, что существующая традиционная методика проведения занятий с детьми с ОВЗ не всегда приводит к успеху. Детям даётся много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение, повышение внутричерепного давления, которое сопровождается головными болями, нередко головокружениями и нарушением общего самочувствия ребёнка. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечаются своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно-расторможенными, неусидчивыми или вялыми.

Технология, которая поможет детям развиваться, а мне достичь положительных результатов, является здоровьесберегающей.

(слайд 3) Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса); учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Умственно отсталый ребёнок, как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.

Таким образом, принцип здоровье сберегающих технологий заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путём использования специальных методических приемов. В результате чего одни недостатки у учащегося преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своём развитии. Чем больше ребёнок продвигается в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом, т. е. развитие учащихся и обучение их на основе принципа коррекции – это два взаимосвязанных процесса.

        (слайд 4-7) Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Динамическая пауза. Во время занятий, после 3 урока динамическая пауза 40 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

(слайд 8) Подвижные и спортивные игры. Как часть урока физкультуры, на прогулке, в классе – со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

(слайд 9) Мышечная релаксация по контрасту с напряжением. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

(слайд 10) Пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры для пальцев и направлена на развитие мелкой моторики «Тренируем пальчики - развиваем речь» Систематические упражнения по тренировке движений наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта.

        (слайд 11) Гимнастика дыхательная и артикуляционная. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

        (слайд 12 – 14) Артикуляционная гимнастика

(слайд 15) Самомассаж, точечный самомассаж. Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка.  Самомассаж доступен всем, даже малышам.  Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

(слайд 16-17) Гимнастика бодрящая. Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение. Хорошо, если дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку.

(слайд 18-20) Критерии рациональной организации урока с позиции здоровьесбережения. Следует обращать внимание на

  • обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски и т.д.;
  • число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма — 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
  • среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 минут;
  • число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма — не менее трех;
  • чередование видов преподавания. Норма — не позже чем через 10-15 минут;
  • наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;
  • место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);
  • позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);
  • физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 — повторениями каждого упражнения;
  • наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей;
  • формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
  • психологический климат на уроке;
  • наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

  • плотность урока. Норма — не менее 60% и не более 75—80%.
  • момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
  • темп и особенности окончания урока:
  • быстрый темп, «скомканность»;
  • спокойное завершение урока;
  • задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

(слайд 21) Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни (по Н.К. Смирнову)

  • Смотрите на вещи оптимистично
  • Стремитесь побороть страх
  • Найдите время побыть наедине с собой
  • Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого
  • Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно
  • Не оказывайте давление на своих детей
  • Не говорите: «Я этого не могу сделать»
  • Используйте возможность выступить с речью
  • Помните: маленькие радости в ваших руках
  • Не забывайте, что вы красивы

ГКОУ «Школа №2124 «Центр развития и коррекции» г. Москва

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Учитель: Барышникова Т.А.

2015-2016 учебный год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов). Технология - мастерство + умение = совокупность действий для достижения целей – представление информации, ее сбор, обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Педагогическая технология

Слайд 3

Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса); учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников .

Слайд 4

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Динамическая пауза. Во время занятий, после 3 урока динамическая пауза 40 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

Слайд 7

Будьте здоровы! Ежедневно делайте зарядку для глаз от 2 до 5 минут!

Слайд 8

Подвижные и спортивные игры Как часть урока физкультуры, на прогулке, в классе – со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Слайд 9

Мышечная релаксация по контрасту с напряжением. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Слайд 10

Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры для пальцев и направлена на развитие мелкой моторики «Тренируем пальчики - развиваем речь» Систематические упражнения по тренировке движений наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта

Слайд 11

Гимнастика дыхательная и артикуляционная Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Слайд 12

Артикуляционная гимнастика

Слайд 13

Звук У — гласный, тянется, поется, не встречает при образовании преграды для выдыхаемого воздуха. Произношение звука У хором. Индивидуально перед зеркалом.

Слайд 14

Фонетическая зарядка Что просит сказать врач, когда осматривает горло ? А-а-а-!

Слайд 15

Самомассаж, точечный самомассаж Самомассаж, точечный самомассаж. Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Самомассаж доступен всем, даже малышам. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему

Слайд 16

Гимнастика бодрящая Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение. Хорошо, если дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку.

Слайд 18

Критерии рациональной организации урока с позиции здоровьесбережения Следует обращать внимание на обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освеще­ния класса и доски и т.д.; число видов учебной деятельности: опрос учащихся, пись­мо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма — 4-7 видов за урок. Однообразность урока спо­собствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнитель­ных адаптационных усилий; среднюю продолжительность и частоту чередования раз­личных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудио­визуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма — не менее трех; чередование видов преподавания. Норма — не позже чем через 10-15 минут;

Слайд 19

Критерии рациональной организации урока с позиции здоровьесбережения наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся; место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами); позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соот­ветствии с видом работы); физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Нор­ма — на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких уп­ражнений с 3 — повторениями каждого упражнения; наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, про­слеживание этих связей; формирование отношения к челове­ку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущ­ности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни;

Слайд 20

Критерии рациональной организации урока с позиции здоровьесбережения наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке; психологический климат на уроке; наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улы­бок, использование юмористических картинок, поговорок, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. В конце урока следует обратить внимание на следующее: плотность урока. Норма — не менее 60% и не более 75—80%. момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. темп и особенности окончания урока: быстрый темп, «скомканность»; спокойное завершение урока; задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Слайд 21

Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни (по Н.К. Смирнову) Смотрите на вещи оптимистично Стремитесь побороть страх Найдите время побыть наедине с собой Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно Не оказывайте давление на своих детей Не говорите: «Я этого не могу сделать» Используйте возможность выступить с речью Помните: маленькие радости в ваших руках Не забывайте, что вы красивы

Слайд 25

Успехов, уважаемые коллеги, в нашем нелегком труде ради детей, ради будущего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»

Использование основных здоровьесберегающих технологий в  учебно-воспитательном процессе...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы

Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...

мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном воспитательном процессе.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном воспитательном процессе. Проблемы сохранение здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Критерии здоровьесьережения на уроке, их краткая характеристика и способы применения их на уроке....

Использование современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ

Использование современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ @page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120% } ...