Анализ работы МО классных руководителей за 2013 – 2014 учебный год
материал на тему

Шишкина Наталья Анатольевна

Анализ работы МО классных руководителей за 2013 – 2014  учебный год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_vospitatelnoy_raboty_13-14.docx59.7 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы МО классных руководителей за 2013 – 2014  учебный год

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно-нравственного совершенствования. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.

В современных условиях, когда «воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной   составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития» (из «Концепции модернизации российского образования»), важен процесс целеполагания в  воспитательной деятельности.

Цель воспитательной работы нашей школы: Обеспечение реализации требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

создание условий, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.  

Деятельность муниципального бюджетного образовательного учреждения: МБОУ «СШ №40» регламентируется  нормативно – правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  • «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015годы» от 07.02.2011г. №61;
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Приказ МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897.
  • Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе. МОиН РФ.   От 13.05.2013г. № ИР-352/09.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы: А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, 2009г.
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • -Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.» от 5 октября 2010г. №795.
  • Концепция развития воспитания в системе общего образования. ХМАО-Югра, 2013г. Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 31.01.2013 г. № 63.
  • Примерное положение об организации внеурочной деятельности обучающихся образовательного учреждения. Методические рекомендации департамента образования и молодежной оплитики ХМАО-Югры №4696/12 от 01.06.2012 «Об организации внеурочной деятельности».

- Программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012 – 2014 гг.» от 06 июля 2011 г. №742.

Конвенция «О правах ребенка» наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования, полноценного развития, предусматривает совокупность прав детей на их активное участие в жизни общества через детские объединения.  Это добровольные формирования, в которых самостоятельно или вместе со взрослыми объединяются дети для совместной деятельности, удовлетворяющей их потребности и интересы. Соуправление в школе - не столько специальная деятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых.

В школе выстроена и развита  воспитательная система, включающая в себя педагогический процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами общеобразовательного учреждения, которая была призвана обеспечивать, возможно, более всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

В 2013-2014 учебном году педагогический коллектив МБОУ «СШ №40» продолжил работу над методической темой, были поставлены следующие задачи:

- Организация социально открытого воспитательного пространства;

- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, позволяющих достичь высокого уровня развития личности;

-  задача устройства коллектива (распределение коллективной деятельности и самоуправления; сохранение и развитие системы школьных традиций);

- предоставление обучающимся равных возможностей;

- развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада через реализацию методики совместной продуктивной творческой деятельности;

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- выявление и развитие способностей обучающихся оказание помощи в поисках «себя»,

- взаимодействие образовательной организации с социальными партнёрами;

- включение обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в социальное проектирование;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды  г. Нижневартовска и Ханты- Мансийского автономного округа-  Югры  для приобретения опыта реального управления и действия;
- оказание помощи классному руководителю в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы;
- формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в классе;
-изучение и обобщение интересного опыта работы классного руководителя.

  • Подготовка  и введение ФГОС.

Педагогический коллектив работал в течение года согласно плану учебно-воспитательной работы. Проведен ряд мероприятий:

- посещены родительские собрания;

- школьные разноплановые мероприятия;

- классные праздники;

- часы общения;

- занятия по интересам с целью контроля за выполнением закона «Об образовании».

В течение года были осуществлялась проверка, классных журналов, журналовпо воспитательной работе, журналов педагогов дополнительного образования на анализ аккуратности ведения школьной документации, своевременности заполнения, соблюдения инструкции по ведению школьной документации, выполнение воспитательной программы, программ дополнительного образования.

Осуществлялся контроль работы объединений дополнительного образования, кружков по интересам, спортивных секций, занятий по введению ФГОС. Контролировалась работа групп продленного дня (документация, посещаемость, выполнение режима в ГПД).

Осуществлялась работа с родителями через совместные праздники и соревнования, общешкольные родительские собрания, классные родительские собрания, консультации, индивидуальные собеседования.

Организована рабочая группа педагогов по введению плана по ФГОС.

Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса были:

- обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учителя через сеть кружков, факультативов, элективных курсов, групповых занятий;

- совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации;

- сохранение здоровья обучающихся;

- создание благоприятных условий;

- выполнение решений педагогических советов, методических советов, административных совещаний.

Используемые в работе формы контроля:

-классно-обобщающий (контроль за деятельностью классных руководителей, воспитателей)

- обзорный контроль (состояние школьной документации, состояние  кабинетов, контроль календарно-тематического планирования и программ, организация работы кружков, секций, система работы учителей классных руководителей с дневниками, посещаемость занятий, работа с «трудными» учащимися, организация физкультурно-оздоровительной работы, состояние охраны труда и техники безопасности, обеспеченность питанием обучающихся;

- административный контроль за уровнем развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся в школе и вне школы;

- обобщающий - контроль за состоянием работы групп продлённого дня, органов детского самоуправления, творческих объединений, спортивных секций, кружков по интересам.

Методы контроля:

- наблюдение (посещение прогулок, занятий, праздников, заседаний детского актива);

- изучение документации;

- собеседования;

- анкетирование;

- анализ.

Контроль осуществлялся администрацией согласно плану внутришкольного контроля.

Кадровое обеспечение воспитательного процесса:

- заместитель  директора по воспитательной работе;        

-соц педагог;

- классные руководители;

- воспитатели ГПД;

- педагоги дополнительного образования;

- библиотекарь.        

В 2013- 2014 учебном году воспитательная работа велась

по трем блокам:

  • Аналитико- диагностический
  • Работа с детским коллективом
  • Работа с родителями

Каждый блок имел свои специфические задачи. Они реализовались по плану через систему классных, школьных, городских, региональных  мероприятий.

Анализ работы по каждому блоку

 I.  Аналитико- диагностический блок

В 2013-2014 учебном году было продолжено изучение классных коллективов и каждого учащегося в отдельности для создания оптимальных условий для каждого ученика. Данная работа велась через изучение диагностического материала психологов  и логопедов школы, анкетирование детей, наблюдения, индивидуальные и групповые беседы.

1. Осуществлялись задачи по изучению личностного роста обучающихся. Отслеживания велись с помощью педагогических измерений  в трёх областях:

- Академические достижения (все классные руководители в системе отслеживали успеваемость ребят, индивидуально работали учителя-предметники с одарёнными детьми и слабоуспевающими ).

- Степень социального развития обучающихся включала результаты наблюдений за эмоциональными, социальными, моральными качествами личности: по итогам года отмечается уменьшение количества ребят с низкими моральными качествами личности (из собеседования с классными руководителями, воспитателями, учениками).

    - По результатам педагогического процесса (в виде психических новообразований) у обучающихся отмечается качественный рост психического развития. Данные по каждому ребёнку внесены в психолого-педагогическую характеристику и находятся у школьного психолога. В итоге, меньше количество обучающихся по сравнению с предыдущими годами имеют различные отрицательные акцентуации, уменьшается количество ребят, которые находятся в пределах «Группы риска» по степени адаптации к школе и отклонении в поведении.

2. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических характеристик личности, детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.         

В течение года учителями, воспитателями и специалистами изучались личностные особенности учащихся и составлялись информативные экспресс диагностические карты: по медицинскому аспекту, по психологическому аспекту, по социальному аспекту. Продолжились исследования межличностных отношений в классном коллективе, выявление лидеров, нравственных поступков  и поведения школьников.

В школе ежегодно фиксируются  результаты эффективности воспитательной работы. Анкетирование проводится среди учащихся, родителей, классных руководителей и воспитателей. Анализ полученных результатов позволяет сделать определённые выводы и   выяснить уровень нравственного воспитания учащихся.

Сводные листы уровня воспитанности учащихся классов, уровни нравственного воспитания  обучающихся, уровень развития классного коллектива сдаются заместителю директора по воспитательной работе в конце учебного года. Контроль за организацией воспитательной деятельности осуществляется через разные формы, одной их которых являются диагностические данные. Вся информация по данному направлению собрана    в папке «Мониторинг воспитательной деятельности»  учащихся школы. По итогам  2013-2014 учебного года.

3.В 2013-2014 учебном году  продолжалась диагностическая работа по направлениям:

  • Социальные паспорта классных коллективов
  • Социальный уровень и семейное воспитание

Вывод:

1. Необходимо продолжить работу по изучению уровня воспитанности учащихся, по созданию комфортных условий в  развитии классных коллективов в следующем году.  

2. Показатели уровня воспитанности, формирование нравственности у учащихся во многом зависят от проведения классными руководителями адресной работы с учащимися и индивидуальному подходу в воспитании.

3. В 2013-2014 учебном году продолжить работу по данному направлению, через реализацию  школьных воспитательной программы: «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Это направление необходимо совершенствовать в дальнейшем, чтобы развитие общечеловеческих ценностей проходило через все сферы деятельности в школе.

4. Методическая помощь классным руководителям в проведении диагностики уровня воспитанности, классных часов.

 Работая над личностно-ориентированным подходом в воспитание учащихся, необходимо проводить дальнейшую методическую работу с педагогами школы, особенно с классными руководителями. Помощь классному руководителю,  оказывается, через деятельность методического объединения классных руководителей:

     - обучение классного руководителя диагностированию личности каждого

       ребенка; наблюдению за учащимися в ходе разнообразной деятельности;

    - на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный

  руководитель сможет проектировать развитие ценностных ориентиров,

      личностных свойств и качеств школьника;

    - применение методов индивидуального педагогического воздействия

      (требование, общественное мнение, поощрение, наказание);

   - проведение коррекцию с помощью школьного психолога.

Данная работа требует постоянного совершенствования классных руководителей, воспитателей и поэтому деятельность МО классных руководителей, воспитателей будет расширяться.

 В мае 2014  года на МО классных руководителей были обозначены проблемы и вопросы, над которыми необходимо работать в следующем учебном году. Классные руководители отметили, что требуется методическая помощь при проведении психологической диагностики учащихся. Нужна  также помощь психолога при работе с «трудными» детьми и детьми «группы риска». Необходимо пополнять методическую копилку современными  разработками  и литературой по проблемам воспитания. Подведённые итоги, показали, что в основном у всех классных руководителей  решены задачи по воспитанию учащихся, поставленные в начале учебного года. Необходимо отметить, что ежегодно классные руководители получают распечатки по проведению диагностики уровня воспитанности учащихся классного коллектива и достаточно хорошо проводят эту работу в своих классах. Проводя диагностику уровня воспитанности, каждый классный руководитель в начале (сентябрь) и по окончанию (май) учебного года сдает полученные данные. По этим данным можно проанализировать уровень воспитанности учащихся нашей школы.  Проводя анализ уровня нравственного воспитания у  учащихся, можно отметить, что, в общем, уровень нравственного поведения учащихся в школе повысился. Это связано с постоянной работой классных руководителей с классными коллективами и уменьшением общего количества «трудных» детей в школе. Возможны и необъективные оценки и подсчеты баллов при проведении диагностики уровня воспитанности и нравственного поведения учащихся. Данные результаты можно будет сравнить с показателями нового учебного года и ближайших лет.  

Разработки классных часов по всем направлениям воспитательной работы, прежде всего,  была нацелены на формирование нравственных качеств у учащихся по возрастным ступеням: 1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. Классные руководители в начале учебного года получили разработанную тематику классных часов по общей модели  школьной программы. Эти разработки можно корректировать согласно контингенту и возрасту учащихся класса.

5. Работа психолого-диагностической системы и ее взаимодействие с воспитательным процессом.

Психолого-логопедической школьной службой было проведено психологическое обследование первоклассников, детей «группы риска» и «трудных» детей. Проведена социометрия и анкетирование классных коллективов.  В следующем учебном году продолжить  совместную работу МО классных руководителей, МО воспитателей и психологической службы, тем более что многие классные руководители в «Анализе-анкете» высказали пожелание более тесного взаимодействия с психологами школы. Ежегодно классные руководители и воспитатели планируют работу с обучающимися и родителями, ставят учебно-воспитательные задачи, которые вытекают из анализа работы.

Творчески подошли к написанию итогов воспитательной работы за 2013-2014 учебный год 16 классных руководителей и 1 воспитатель. Они подробно описали деятельность классных коллективов, сделали «глубокий» анализ. В анализах учебно - воспитательной работы отразили все направления работы с ученическим  и родительским коллективами. Это классные руководители и воспитатели: Брычкова Яна Владимировна 5а, Самарова Надежда Алексеевна 5 б, Сахнова Марина Сергеевна 6в, Суркова Елена Анатольевна 6Г, Салтыкова Юлия Валерьевна 7А, Красильникова Лариса Александровна 7Б, Мехоношина Юлия Николаевна 7 В, Косых Наталья Николаевна 7Г, Волкова Елена Владиленовна 11А, Фисенко Елена Юрьевна 9 А.

Вывод: 

1. Данные классные руководители и воспитатели хорошо владеют информацией о классных коллективах, знают индивидуальные особенности своих воспитанников, ответственно подошли к написанию анализа воспитательной работы, поставили актуальные задачи, которые выпекали из анализа проделанной работы.

2.  Сделали краткий анализ учебно-воспитательной работы за 2013-2014 учебный год все  классные  руководители.

Мониторинг ВР

Диагностико – аналитический компонент включает в себя:

1.     Критерии эффективности воспитательной системы.

Несмотря на то, что в педагогической науке ещё существует проблема исследования эффективности учебно–воспитательной работы, тем не менее, мерилом эффективности функционирования воспитательной системы признают следующие критерии: воспитанность учащихся, защищенность и комфортность, удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью в классе, уровень сформированности классного коллектива.

Аналитико–диагностическая деятельность в классе  проводится совместно с психологом школы, при её консультациях были проведены различные методики, которые позволили оценить все перечисленные критерии  определения эффективности воспитательной системы класса представленный в психолого-педагогической характеристике класса.

2.     Методы и приёмы изучения результативности воспитательной работы характеризуются использованием различных методик, рекомендуемых для анализа воспитательной работы в классе.

Для диагностики воспитательного процесса в классе как классным руководителем, так и психологом, были проведены следующие методики:

-         Капустина «Выявление уровня воспитанности»

-  Третьякова П.И. «Изучение уровня обученности»

Вывод:

Таким образом, анализируя воспитательную работу в классе, можно увидеть наличие всех пяти компонентов, присущих воспитательной системе, т.е. подтверждается наличие воспитательной системы в классе.

Детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности ребенка. Отечественная система воспитания традиционно складывалась как система воспитания в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском объединении, отряде детского оздоровительного лагеря.

Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят.

Влияние коллектива на ребенка многоаспектно:

- за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения;

- за счет других – развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива.

Мониторинг уровня воспитанности обучающихся(2 ступень)

Учебный

год

Уровень воспитанности коллектива учащихся

(среднеарифметический балл по школе)

2011-2012

0,66 баллов – средний

2012-2013

0,7 баллов – средний

2013-2014

0,76 баллов – средний

Мониторинг уровня воспитанности обучающихся(3 ступень)

Учебный

год

Уровень воспитанности коллектива учащихся

(среднеарифметический балл по школе)

2011-2012

3,7 баллов – средний

2012-2013

3,7 баллов – средний

2013-2014

3,7 баллов – средний

Вывод:

Постоянно наращивать, обогащать  свой воспитательный потенциал – важная задача педагога, взявшегося работать  с ученическим коллективом. Ее выполнение немыслимо без профессиональной диагностики, высвечивающей уровень и характер воспитательных возможностей педагога. Диагностика помогает определить эффективность воспитательного воздействия и взаимодействия педагогов и учеников.  

Цель мониторинга воспитательной работы – повышение качества воспитательного  процесса.

Виды диагностических процедур разнообразны. С целью  прогнозирования результатов воспитательной работы школы в системе  проводится  диагностика: начальная, промежуточная и обобщающая.    

Два раза в год (в начале и конце  учебного года), проводится входная и итоговая диагностика  уровня воспитанности школьников и развития классного коллектива.  среди учащихся вторых – четвертых классов. Составляется  справка, с результатами которой знакомятся педагоги и родители.

  1. Работа с детским коллективом

Воспитание детей – одна из главных задач школы. Весь процесс воспитания в нашей школе направлен на целостное формирование и развитие личности ребёнка, на формирование у него позитивного отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, к своим обязанностям и к самому себе. Поэтому, при планировании воспитательной деятельности в начале учебного года, учителями, воспитателями, вожатой, педагогами дополнительного образования были отобраны те формы, которые наиболее удачно были использованы в предыдущем учебном году. К традиционным формам работы ежегодно добавляются и новые.  Так, постепенно, накапливается методический материал, в результате чего педагоги школы совершенствуют своё педагогическое мастерство, а жизнь детского коллектива становится богаче и интереснее.

Важным условием нормального психического развития является доброжелательная обстановка, поэтому главная цель воспитательного процесса - это обеспечение оптимального социального развития коллективной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей её участников, формирование у них положительного отношения к этой деятельности, к коллективу, его членам и себе.

Учебно-воспитательная работа во всех классах в прошедшем году строилась в соответствии с главной задачей - формирование детского коллектив и активной жизненной позиции каждого ученика. У всех классных руководителей основной целью работы было моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности личности, ведущей здоровый образ жизни, умеющей жить в классном коллективе. Одноклассники должны уметь строить отношения

дружбы и взаимопомощи. Воспитательное воздействие было направлено на формирование таких важных аспектов, характеризующих коллектив, как традиции, взаимопомощь, самокритика, взаимная требовательность, создание хорошего социально-психологического климата, творческое взаимодействие.

Воспитательная работа была многоплановой и разносторонней,  строилась с учётом того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Главным условием успешной работы с детским коллективом можно назвать включение каждого учащегося в познавательную, творческую деятельность. Каждый ученик ощущал свою причастность к школьным и классным делам. Воспитательные воздействия были направлены на реализацию поставленной в начале учебного года воспитательной цели: формирование личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины и красоты.

        В школе наиболее   распространённая   форма  организации воспитательной работы в классе является классный час, который проходит каждую неделю по разной тематике (по нравственному воспитанию, здоровому образу жизни, о трудолюбии, бережливости, справедливости, товариществе, доброте, скромности и др.).  Проведение  классных  часов заранее предусматривается в  плане  воспитательной  работы.  При  проведении  часов общения преобладает форма  свободного  общения  учащихся  с  классным руководителем.

Вывод:

Классные руководители 5 - 11 классов старались проводить тематические классные часы, часы общения, индивидуальные беседы с учащимися и родительские собрания  для того, чтобы как можно лучше ребёнок себя чувствовал в коллективе класса, не был изгоем, не был лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть. Для сплочения детского коллектива классные руководители в течении года организовывали совместные классные мероприятия: поход на каток, в боулинг, кинотеатр, театр, ЦГДБ,  где происходило сближение детей,  и они узнавали друг друга с положительной стороны.  

укрепления здоровья детей в семье.