Методический семинар, статья
статья (11 класс) на тему

Петракова Наталья Юрьевна

Статья раскрывает проблему подготовки к ЕГЭ , использование различных технологий для успешной сдачи экзамена по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_2017.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

Систематизированный подход подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию.

Пояснительная записка.

Особенность тестирования по  обществознанию заключается в том, что этот предмет,  не относясь к числу обязательных при сдаче ЕГЭ дисциплин,  являются довольно часто востребованными. ЕГЭ по обществознанию – самый популярный экзамен после обязательных русского языка и математики. По данным прошлых лет, обществознание сдают практически половина выпускников (49%). Ежегодно в МБОУ «Школа № 10» данный предмет выбирают для сдачи 65 -70 % выпускников. И это неудивительно, так как ЕГЭ по обществознанию необходимо для поступления на все гуманитарные специальности. По сути, предмет «обществознание» включает в себя информацию по разным аспектам жизни общества, изучаемым в рамках целого класса гуманитарных наук: экономика, юриспруденция, философия, социология, политология и, в некоторой степени, история.

Учащиеся, которые проходят тестирование по  обществознанию на ЕГЭ, в основном  те, кто планирует продолжить свое образование в этих областях в высшей школе. Естественно, что это накладывает определенный отпечаток на уровень трудности предлагаемого на ЕГЭ теста. Этот тест ориентирован на учащихся, интересы которых в области обществознания оказались хорошо сформированными. Такое положение свидетельствует о том, что в настоящий момент подготовке учащихся по этим предметам в средней школе нужно уделить больше внимание. Наше общество в целом еще не осознало значение этих дисциплин для своего нормального развития. В то же время важность этих дисциплин невозможно переоценить: об уровне образования человека во многом можно судить по тому, насколько хорошо он ориентируется во внешней среде, что невозможно без владения основами обществоведческих знаний, насколько он оказывается способным применить эти знания в своей повседневной жизни.

Работа по созданию методических рекомендаций  велась в течение нескольких лет, были определены этапы работы:

  1. изучение методической литературы, создание программ для работы с учащимися;
  2. создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов, базы данных по ЕГЭ – тесты, тренировочные и проверочные работы в бумажном и электронном виде;
  3. использование этого материала в работе по подготовке к ЕГЭ.

В ходе всей работы я стремлюсь к достижению следующих целей:
- создание оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности;
- формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы.
Исходя из целей, определила задачи:

• создать базу опорных знаний для учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем;

• способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности;

• расширить словарный и понятийный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям.

Определился круг вопросов, которые можно назвать «Организационными минимумом», это:

1. Назначение экзаменационной работы.

2.Документы, определяющие содержание экзаменационной работы.
3. Структура экзаменационной работы и время выполнения работы.

4. Оценка результатов ЕГЭ

5.Учебники и учебные пособия, сборники тестовых заданий, рекомендованные для подготовки к экзамену.

6. Изменения в контрольных измерительных материалах по обществознанию.

«Организационный минимум»

Назначение экзаменационной работы:

Оценка общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников с целью их аттестации и предоставлению возможности для последующего поступления в средние и высшие учебные заведения.

Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:
Основными нормативными документами, используемыми в аттестации являются:
1) Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
2. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

4. Государственные образовательные стандарты общего образования (стандарты I поколения)–http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm
5. Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарты II поколения) начального общего образования – 
http://standart.edu.ru

Структура экзаменационной работы и время выполнения работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию сложности и числу заданий. Определяющим фактором для каждой части работы является форма предъявления результата выполнения заданий и способ обработки результатов.

часть 1 содержит задания с выбором ответа и содержит задания с кратким ответом;

часть 2 содержит задания с развернутым ответом.

К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

В заданиях с кратким ответом части 1 работы ответ дается соответствующей записью в виде слова (например, право), словосочетания (например, социальный статус), набора цифр (например, 1342), записанных без пробелов.

В заданиях с развернутым ответом части 2 работы ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Результаты выполнения заданий частей 1 обрабатываются автоматически. Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.

Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части

Часть работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального     

 первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 59

Тип заданий

Часть 1

20

33

52,9

С выбором ответа

Часть 2

9

26

44,1

С развернутым ответом

Итого

29

59

100

Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам деятельности

В части 1 работы (заданиях 1-20) представлены задания, сгруппированные в пять блоков-модулей: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право. Во всех вариантах работы задания данной части, проверяющие элементы содержания одного и того же блока- модуля, находятся под одинаковыми номерами.

Задания этой части проверяют следующие умения: определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий; оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты; осуществлять поиск социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия

Отбор заданий частей 1 по каждому варианту работы определяется проверяемыми ими умениями.

В части 1 на одних и тех же позициях в различных вариантах находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте заданиями части 1 представлены все пять содержательных блоков-модулей.

Умения, проверяемые в части 1 работы, включают в себя помимо перечисленных выше умения устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работать с рядами однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.

Задания части 2 (21-29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и средней (полной) школы (философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение).

Задания 21-24 объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного текста. Задания 21 и 22 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Задание 2З нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания. Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.

25 - задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

26 - задание, требующее конкретизации приведенных положений; оно проверяет умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.

27 - задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. При выполнении заданий данной модели проверяется умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

28 - задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана причинно- следственные, функциональные, иерархические связи социальных объектов, процессов.

В каждом варианте работы заданиями 21-28 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса.

Завершает работу альтернативное задание 29, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения (эссе) по одной из пяти предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, ученых- обществоведов. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса. Темы по социологии и социальной психологии объединены в единый блок.

Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения, формулировать собственное отношение к затронутой автором проблеме, выдвигать аргументы различного характера и на различных уровнях, подготавливать творческую работу.

Распределение заданий КИМ ЕГЭ по уровню сложности

Часть 1 содержит задания двух уровней: 14 заданий базового уровня сложности и 6 - повышенного уровня. В части 2 - два задания базового уровня (21 и 22) и семь заданий высокого уровня сложности (2З, 24, 25, 26, 27, 28, 29).

Продолжительность ЕГЭ по предмету

На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

1.для каждого задания части 1 – 3-10 минут;

2.для каждого задания части 2 - 5-35 минут.

Изменения в КИМ 2017 года по сравнению с КИМ 2016 годом

1) Усложнено задание 15. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до шести. Данное изменение позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент - положения теории, на которых базируется современное научное обществознание.

2)Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Такое объединение оправдано с точки зрения тематической близости этих областей науки. Экзаменуемый получает возможность использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук при написании эссе.

3)Скорректированы требования задания 29.

4)Усовершенствованы критерии оценивания заданий 25, 28, 29.

Содержание экзаменационного материала представлено следующими блоками тем:

Блок «Общество как сложная динамическая система». Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

«Экономика» и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости. 

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология.

Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации. Он целиком приведен в темах 3-7.

Блок «Человек как творец и творение культуры». (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур[1]. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.) Он раскрывается в темах 1 и 9.

        Блок «Человек в системе общественных отношений». (Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение.Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство.) Он раскрывается в темах 2, 5 и 7.

Блок «Правовое регулирование общественных отношений». (Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.

Проблемы:

В результате многолетнего наблюдения и анализа результатов ЕГЭ по обществознанию нашей школы можно выделить три основных блока  проблем, с которыми могут столкнуться учащиеся сдающие ЕГЭ:

1. Отсутствие необходимого уровня предметной подготовки.

2. Отсутствие необходимого уровня тестовой культуры.

3.Эмоциональные моменты, не позволяющие демонстрировать сформированные навыки в непривычных условиях.

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ:

1. Необходимо сформировать у учащихся основы тестовой культуры.

Что же необходимо знать ученику и учителю о тестах, чтобы научиться успешно их выполнять?

К настоящему времени в педагогике разработаны разнообразные типы тестов, различающихся как по форме и видам используемых заданий, так и по целям, которые они преследуют. С успехом применяются, например, устные, письменные, компьютерные, проектные формы тестирования. Задания в тестах могут предусматривать либо выбор ответа из предложенных вариантов (они называются элективными), либо свободно конструируемые ответы (инвентивные задания). Внутри заданий с выбором ответов тоже существуют отличия. Наибольшее распространение в нашей школе получили задания, в которых среди представленных для выбора вариантов ответов верным является только один, а остальные неверны, что соответствует типу заданий части А. Учащийся должен указать этот единственно верный ответ. Однако часто более эффективными оказываются задания, в которых нужно выбрать сразу несколько из предложенных вариантов (часть В). Задания могут иметь возрастающий характер сложности, а могут быть одинаковыми по сложности (это свойство критериально-ориентированных тестов). Существуют также тесты констатирующего характера (их цель - определить степень подготовленности учащегося) и диагностирующие тесты, которые помогают установить причину недостаточной подготовленности.

Важным свойством педагогических тестов является то, что они имеют дело с результатами работы учащегося, и только с ними.

Так, например, если мы хотим измерить такой сложный параметр, как понимание какой-либо темы, мы должны определить, в каких видах работы учащийся может его показать. Поэтому первичным материалом любого теста должен быть перечень основных видов работы, которые будут в нем проверены. Устанавливая связь между работой, проверяемой в тесте, и теми сложными субстанциями, измерение которых составляет цель тестирования, мы строим модель, адекватность которой может определяться либо экспертным путем, либо экспериментально.

Достоинством такого подхода является то, что в этом случае ясно, об измерении чего идет речь. Иначе надо ли вообще измерять те навыки учащегося, которые никогда и ни при каких условиях не проявятся ни в какой его деятельности?

Таким образом, педагогический тест это измерительное средство, предназначенное для оценки результатов работы учащегося, определяемых сформированным у него уровнем учебной подготовки.

Условия тестирования

Приведенное определение теста, являясь весьма общим, в то же время накладывает очень жесткие ограничения на материал, который претендует называться тестом. Представление о тесте только как о некоем наборе заданий является абсолютно неверным. Достаточно, например, изменить время, отведенное на выполнение этого набора, чтобы изменился результат. Результат может измениться и в зависимости от того, как комментируется тестирование лицами, которые его проводят. Таким образом, не только содержание (набор) заданий, но и условия тестирования определяют результаты испытуемых. Для установления различий между учащимися, необходимо, чтобы они выполняли тест в одинаковых условиях. Поэтому к тесту прилагаются специальные инструкции, которые могут быть и подробными (полный сценарий проведения тестирования), и краткими, апеллирующими к опыту тех, кто проводит тестирование.

Оценка результатов тестирования

Итоговый балл теста тесно связан с одним важным понятием, широко используемым в педагогической практике, - с оценкой результатов учащегося.

В школьной практике отметка, как правило, имеет характер суждений о результате (плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично)

 Для вынесения суждения результаты измерений (итоговый балл тестирования) должны быть соотнесены с некоторым критерием. Причем, если мы имеем в виду объективную и единообразную оценку, то для результатов всех учащихся, выполнявших данный тест, критерии оценки должны быть одинаковыми и выраженными в значениях стандартизированной шкалы. В связи с этим критерий, по которому целесообразно проводить оценку полученных итоговых результатов учащихся, очень часто включают в пакет документов, представляющих тест. Критерии могут базироваться на обобщении мнений экспертов или на статистических данных о результатах выполнения теста некой репрезентативной группой учащихся.

Итак, тест необходимо ассоциировать с технологическим пакетом, включающим следующий набор средств:

  1. набор заданий плюс все необходимые инструкции по их выполнению (стимулируют работу учащихся);
  2. формы фиксации результатов выполнения заданий (позволяют формализовать результаты работы учащихся);
  3. набор инструкций по процедуре проведения тестирования и фиксированию первичной информации (в некоторых особо сложных случаях - сценарий проведения тестирования) (определяет условия процедуры тестирования);
  4. алгоритм перевода первичной информации в первичный балл (позволяет однозначно ставить в соответствие формализованным результатам работы учащихся число);
  5. алгоритм перевода полученного первичного балла в итоговый балл, представленный в принятой для этого теста стандартизированной шкале;
  6. правила интерпретации полученной числовой информации (критерии оценивания итоговых баллов тестирования).

Система работы на уроках обществознания в МБОУ «Школа № 10»:

Элементы тестовых заданий вводятся на уроках обществознания с 6 класса. Представляется необходимым активизировать умения и навыки применения тестовой культуры учащимися с 10 класса:

1.В рамках изучения тем в каждом из блоков учащимся предлагаются тематические задания формате ЕГЭ.

2. После завершения каждого тематического блока учащиеся пишут тематический тест соответствующий структуре  ЕГЭ, в условиях приближенных к экзамену.

3. На факультативных занятиях целесообразно построить подготовку в ином режиме, отрабатывая навык решения каждого варианта заданий  (например, 1 или11, 12 и т.д.).

4. На уроках домашние задания обязательно должны содержать проблемные вопросы и ситуации, чтобы в процессе самостоятельной деятельности формировались глубокие знания по обществознанию

5. Во время урочной и факультативной деятельности хорошо использовать онлайн тематические или общие  тесты, которые сразу дают учащемуся возможность оценить уровень своей подготовленности,

http://egeobshestvo.hut2.ru/

http://ege.yandex.ru/social/

http://imhotest.ru/t15/

http://nabmk.moeobrazovanie.ru/sobitiya/online_test/obshestvoznanie/

6. Для учащихся создаются памятки «Как сдать ЕГЭ успешно?», содержащие рекомендации педагогов и психологов.

7. Учащиеся должны научиться читать инструкции правильно и заполнять бланки в соответствии с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар. Воспитательная программа. Статья к презентации.

Одним из важнейших документов, регламентирующих работу классного руководителя, является программа воспитательной работы. Моя воспитательная программа называется «Я в мире, мир во мне»....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...

Статья "Семиотические и культурологические идеи в художественном тексте" для межрегионального научно-методического семинара для преподавателей вузов, учителей средних общеобразовательных школ, 2020 г.

Статья "Семиотические и культурологические идеи в художественном тексте для межрегионального научно-методического семинара для преподавателей вузов, учителей средних общеобразовательных школ, асп...