«Организация внеурочной деятельности в коррекционной школе- интернат».
методическая разработка на тему

Гарипова Руфия Минугатаевна

государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла

 

 

 

 

 

 

 

Доклад:

«Организация внеурочной деятельности в   коррекционной школе- интернат».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Из опыта работы воспитателя

                                 Гариповой Р.М.

 

 

2016 г.

Доклад на семинар: «Организация внеурочной деятельности в коррекционной школе- интернат».

Специальная (коррекционная) школа-интернат имени Акчурина А.З. с. Камышла расположена в экологически чистой сельской местности в двухстах километрах от  г. Самары, является образовательным учреждением с круглосуточным пребыванием обучающихся.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.        Основной целью внеурочной деятельности является организация свободного времени обучающихся/ воспитанников в условиях школы – интерната в свободное от уроков время для удовлетворения их потребностей в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности, развитие их способностей с учетом индивидуальных способностей  воспитанников.

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

Ø создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей

и интересов обучающихся, укрепления их здоровья, формирование культуры питания;

Ø личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;

Ø обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;

Ø формирование общей культуры обучающихся;

Ø  воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье;

   Для реализации  задач в школе-интернат доступны следующие виды внеурочной деятельности:

Ø игровая деятельность;

Ø познавательная деятельность;

Ø досугово - развлекательная деятельность ;

Ø художественное творчество;

Ø спортивно-оздоровительная деятельность;

Ø трудовая деятельность;

Ø кружковая деятельность .

Результатом внеурочной деятельности являются:

Ø укрепление здоровья обучающихся воспитанников;

Ø выступления на праздниках, общешкольных мероприятиях;

Ø участие в школьных и районных выставках, соревнованиях;

Ø занятость детей из группы риска.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла

Доклад:

«Организация внеурочной деятельности в   коррекционной школе- интернат».

                                                      Из опыта работы воспитателя

                                 Гариповой Р.М.

2016 г.

Доклад на семинар: «Организация внеурочной деятельности в коррекционной школе- интернат».

Специальная (коррекционная) школа-интернат имени Акчурина А.З. с. Камышла расположена в экологически чистой сельской местности в двухстах километрах от  г. Самары, является образовательным учреждением с круглосуточным пребыванием обучающихся.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.        Основной целью внеурочной деятельности является организация свободного времени обучающихся/ воспитанников в условиях школы – интерната в свободное от уроков время для удовлетворения их потребностей в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности, развитие их способностей с учетом индивидуальных способностей  воспитанников.

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

  • создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей

и интересов обучающихся, укрепления их здоровья, формирование культуры питания;

  • личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
  • обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  •  воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье;

   Для реализации  задач в школе-интернат доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • досугово - развлекательная деятельность ;
  • художественное творчество;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • кружковая деятельность .

Результатом внеурочной деятельности являются:

  • укрепление здоровья обучающихся воспитанников;
  • выступления на праздниках, общешкольных мероприятиях;
  • участие в школьных и районных выставках, соревнованиях;
  • занятость детей из группы риска.

Каждый вид внеклассной деятельности: творческий, спортивный, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия воспитанников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществляется в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме бесед, экскурсий, игр, соревнований, концертов, викторин, праздничных мероприятий, классных и воспитательских часов. Посещая занятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. 

Большая работа ведётся по созданию условий для наиболее полного удовлетворения потребностей интересов обучающихся, укрепления их здоровья, формирование культуры питания:

  • обеспечение соблюдения санитарно - гигиенических норм, норм по охране труда и технике безопасности (инструктажи при проведении массовых мероприятий, походов, поездок).
  • обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы (расписание занятий, проветривание помещений, влажная уборка, дежурство по школе учащихся).
  • обеспечение оптимального режима двигательной активности воспитанников (утренняя зарядка, физминутки,  спортивные секции для всех возрастных групп).
  • рейды по проверке внешнего вида учащихся;

В соответствии с  планом внеурочной деятельности провожу разнообразные занятия это: оздоровительные минутки, дни здоровья, эстафеты.

На занятиях раскрываются вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В каждой группе оформляется «Уголок здоровья», где размещается информация по здоровому образу жизни.

Проводятся  мероприятия  по очистке и благоустройству школьной территории. Прогулки в режиме дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности.

Систематические беседы, которые включают вопросы гигиены, питания, закаливания.

         В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений. Занятия по  программе «Разговор о правильном питании» провожу в столовой. Во время проведения данных занятий учу детей правилам хорошего тона, формирую и закрепляю принципы здорового питания. Теория закрепляется практикой во время дежурства учащихся по столовой. На занятиях воспитанники получают знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретают навыки самосовершенствования. Учитывая низкий уровень физического развития у данного контингента учащихся,  уделяю большое внимание воспитанию потребности в физических упражнениях, освоению отдельных физкультурно-оздоровительных технологий, формированию ответственности за свое здоровье, отработке санитарно-гигиенических навыков до автоматизма.

Большое внимание во внеклассной работе уделяется формированию личности воспитанников через участие в труде по самообслуживанию. Дети поддерживают в школе-интернате чистоту и порядок. Старшеклассники принимают участие в оформлении классов и спальных комнат, где проявляются эстетические чувства и развивается умение оборудовать, оформить своё жильё, создать уют. В убранстве каждой комнаты есть свои особенности. Все спальни, комнаты отдыха, классы убирают воспитанники. Еженедельно проводятся генеральные уборки всех помещений и закреплённых за группами территорий школьного двора. Занимаясь самообслуживанием, воспитанник приучается выполнять малопривлекательную, но нужную работу, у него развиваются волевые качества, физические способности, воспитывается чувство долга, прививаются гигиенические навыки.

Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а  овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.

Основной задачей воспитания является, целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а так же формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость умственно отсталого молодого человека от окружающих (одновременно облегчает их деятельность), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах.

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия    дополнительного образования, так как зачастую это  прекрасная  возможность  для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.  Дополнительное образование дает реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.  И в нашей школе оно занимает важное место во внеурочной деятельности, которое направлено на разностороннее развитие и самореализацию личности. Хороший опыт общения дети получают, посещая кружки, ведь каждый из них выбирает занятие по интересам, ориентируясь на свои желания и стремления. Такие как: «Акварель», «Вокальный кружок» «Цветочная фантазия», «Мастерица».  «Хореографический кружок» «Квилинг», «Затейник», «Чудастик» ,«Уход за волосами», «Природа и фантазия», «Умелые руки», «Подвижные игры», «Краеведческий клуб», «Бисероплетение», «Лоскутное шитье», «Разговор о правильном питании». Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники(рисование пластилином, витраж, коллаж с применением  крупы, семян, пуговиц, скорлупы; декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д). Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают  неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию  творческих способностей каждого ребенка. Работа  с новыми материалами  полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует  необходимые для творчества  качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность  детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей.

Работа в кружках оказывает влияние на формирование таких положительных личностных качеств, как: самостоятельность, аккуратность, ответственность, стремление завершить начатое до конца. Таким образом, целью дополнительного образования является разностороннее развитие детей и, как следствие этого, успешная адаптация в самостоятельной жизни.

Одним из эффективных методов и приёмов, воздействующие на познавательную деятельность воспитанников, на их эмоциональную  сферу, является – игра. Использование игры на занятиях с учащимися с ОВЗ помогает снять ряд трудностей, формированию познавательного интереса. Игры  направлены на формирование определённых качеств: памяти, внимания, речи, мышления, силы, гибкости, быстроты восприятия, личностных качеств.  

В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

В настоящее время усиливается поиск новых форм организации внеурочных видов деятельности в специальной (коррекционной) школе, которые обеспечили бы интеллектуальное, социальное развитие особого ребенк...

Организация досуговой деятельности в условиях школы- интерната. Доклад на методическом объединении воспитателей.

«Дело воспитания ребёнка есть дело величайшей сложности и трудности. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельк...

«Социализация учащихся с нарушением слуха через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната».

      Одной из эффективных организационных форм работы по адаптации неслышащих детей к жизни в обществе является экскурсия....

Система работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната VIII вида

Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобр...

Статья "Социальная интеграция детей-инвалидов через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната" в сборнике «Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии»

В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предложены технологии, методики и методы реализации индив...

Методическая раработка "Формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения.", 2023г.

В данном материале указаны основные формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения...