План- конспект учебного занятия " Простейшие планеры" для УДО
учебно-методический материал на тему

Прима Игорь Кондратьевич

План- конспект учебного занятия " Простейшие планеры" для УДО.

Методическая рекомендация для педагогов УДО технической направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект учебного занятия «Простейший планер»

Методическая рекомендация

При организации образовательного процесса используются базовые   принципы педагогики и дидактики: целостность и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной составляющих личности; воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка; доступности совершенствования форм и методов педагогического процесса и соответствие возрастным особенностям детей; последовательности и систематичности изложения. Кроме этого используются принципы: максимальная дифференциация заданий по уровню доступности; вариативность; принцип положительной мотивации.

В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:

  • каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
  • любое занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
  • основная форма обучения — комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики.

        Для успешной реализации данной программы используются современные методы, позволяющие сформировать у обучающихся  устойчивый  интерес к данному виду деятельности, обеспечивающие усвоение обучающимися заложенных в программе знаний, умений и навыков, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал:

Объяснительно-иллюстративный метод предполагает усвоение и последующее воспроизведение обучающимися преимущественно «готовых» знаний, которые принимаются учащимися на веру, без каких- либо доказательств, Этот  метод применяется во всех дидактических целях: для изучения новых тем, выработки умений, проверки усвоения материала. В каждом случае он имеет определенное своеобразие и может осуществляться разными частными методами и методическими приемами:

~ изложение (лекция, рассказ);

~ беседа;

~ самостоятельная работа учащихся;

~ изложение с демонстрацией средств наглядности; метод примера;

~ работа обучающихся с раздаточным материалом, с технической

    литературой;

~ практические методы: изготовление моделей, выполнение чертежей;

           Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта

эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные игры, выставки); ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).

                Методы  контроля: теоретические и практические зачеты, практические задания, тестирование, самоконтроль, соревнования, викторины.

                 Методы обучения на занятиях характеризуются постепенным переходом от репродуктивных к проблемным и саморазвивающим.

                Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности, программой предусмотрены и нетрадиционные: конкурсы и игры, имеющие большое значение в углублении знаний обучающихся, в укреплении и развитии их интересов.

Выбор метода или приема обучения осуществляется в зависимости  от содержания занятия и года обучения. На первом году обучения в большей степени используется метод инструктирования, а на втором и третьем — метод консультирования и самостоятельной работы с чертежами, технологическими картами и справочной литературой. 

       Теоретический материал (беседа, рассказ, объяснение, сообщение) подкрепляется иллюстративным материалом, чертежами, технологическими картами, готовыми образцами, наглядными пособиями. Особое внимание уделяется развитию творческого мышления и фантазии. На каждом занятии 5-10 минут в обстановке творческого  сотрудничества решаются задачи и упражнения.

Тема: Простейший планер.

Цель: Изготовление модели планера.

Задачи:

1.Дать понятия основных частей планера.

2.Познакомить с технологией изготовления планера.

3.Познакомить с центровкой и регулировкой модели планера.

4.Содействовать воспитанию взаимопомощи, развитию внимания.

Оборудование и материалы: ножницы, клей, ватман либо картон, карандаш, линейка, клей ПВА, клей «Момент», образец модели планера, шаблоны, лобзик, пилки, выпиловочный столик.

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Добрый день друзья! Позвольте сегодняшнее занятие начать с загадки:

Он в безбрежном океане туч касается крылом.

Развернется под лучами - отливает серебром.

Смело в небо проплывает, обгоняя птиц полет,

Человек им управляет. Что такое?... (Самолет)

2.Сообщение темы и цели занятия.

Как вы догадались, сегодня мы будем говорить о самолетах. Что вы знаете о них? Знаете ли вы, как называются части самолета? Почему самолет летает? А может ли самолет летать без двигателя? Может! Даже загадка есть:

С виду это самолет. Крылья есть и есть пилот.

Хорошо летать умеет, но мотора не имеет.

Этот летательный аппарат называется  - планер.

Сегодня мы построим простейшую модель планера. Это первое ваше знакомство с авиацией. Получив навыки изготовления, регулировки и запуска простейшей модели, вы сможете принять участие в авиамодельных соревнованиях.

3.Новый материал.

Планер – это один из видов летательных аппаратов. Если  на самолете есть двигатели и воздушные винты, то у планера, так как он безмоторный, подъемная сила создается крылом во время полета. Части модели планера имеют такие же названия как у настоящего самолета: фюзеляж, крыло, стабилизатор, киль, шасси (Рис.1).

Фюзеляж- это основная часть модели.

Крыло- часть, которая поддерживает модель в полете.

Стабилизатор- это горизонтальная поверхность в хвостовой части планера, служит рулем высоты (вниз, верх). Попробуем вспомнить,  где нам встречалось это название? (При изготовлении модели ракеты, стабилизаторы устанавливали тоже для устойчивого полета).

Киль – это вертикальная плоскость планера, служит рулем поворота (влево, вправо).

Груз - необходим для центровки планера.

Описание: 7

Рис. 1.

Планер

4.Практическая работа.

Сегодня я предлагаю сделать простейшую модель планера «Дископлан», которая имеет необычную конструкцию. Как вы думаете, почему он называется  дископлан? У него крыло имеет форму диска. Перед вами лежит чертеж планера «Дископлан» (Рис 2). Внимательно посмотрите. На чертеже видим уже знакомые вам  крыло, фюзеляж, стабилизатор, киль.

Описание: 6

Рис. 2. Дископлан

Прежде, чем начать работу, разделимся на 2 группы. Одна группа будет работать в мастерской, другая – в конструкторском бюро. В мастерской работаем над изготовлением фюзеляжа. С помощью лобзика отрезаем рейку сечением 4х4 мм длиной 200 мм и зачищаем ее наждачной бумагой. При этом необходимо соблюдать правила техники безопасности работы с лобзиком. В конструкторском бюро будет происходить создание крыла, стабилизатора и киля. Используя шаблоны, переведите детали планера на плотную бумагу, вырежьте ножницами. Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила, которые необходимо соблюдать при работе с ножницами. Как только вы выполните намеченную работу, группы меняются. Из мастерской переходят в конструкторское бюро, работая над созданием крыла, стабилизатора и киля, а другие начинают работать над изготовлением фюзеляжа.

Приступаем к сборке модели планера при помощи клея. Клей надо наносить равномерно тонким слоем. Пунктирные линии на деталях (Рис 2.) помогут вам собрать модель без перекосов. В носовой части приклейте балансировочный груз, который изготавливается из бумажной ленты, свернутой в плотный рулон. А чтобы было проще вам свернуть полоску, я поделюсь с вами секретом: ее нужно протянуть между столом и плотно прижатой линейкой. Наш планер собран и готов к полету.

Для полета летающих моделей необходимо, чтобы правая и левая половины были совершенно одинаковыми по размерам, форме и весу, то есть симметричными, и чтобы был правильно установлен центр тяжести.

Для того, чтобы отцентровать бумажный планер, модель берут под крылья кончиками пальцев. Если хвостовая часть модели перетягивает, то надо внутрь носовой части вклеить груз из картона с учетом того, что центр тяжести модели должен отстоять от передней кромки на одну третью часть ширины крыла. Так центруются все модели самолетов. Грузом может быть пластилин или скрепка, которую можно передвигать (вперед и назад), перемещая тем самым центр тяжести. Так достигают равновесия носовой и хвостовой части, а это значит, что модель отцентрована и будет хорошо летать.

А теперь будем учить наши планеры летать! Запускать модель надо, взяв ее двумя пальцами за фюзеляж под крылом и толкнуть ее вперед вверх. Если модель полетит круто вниз, надо отогнуть кверху заднюю кромку стабилизаторов – руль высоты. Поворот самолета регулируется задней кромкой киля – это руль поворота. Если его отогнуть вправо, то модель полетит в правую сторону, если руль поворота отогнуть влево, модель полетит в левую сторону. Правильная отрегулированная модель может пролететь до 15 метров.

Обращаю ваше внимание на правило, которое вы должны усвоить: запрещается запускать модель в сторону наблюдателей.

5.Закрепление материала.

У вас получились замечательные планеры, которые вы научили летать. А теперь повторим названия основных  частей планера. Покажите и назовите, на ваших моделях: крыло, фюзеляж, стабилизатор, киль. Молодцы! Скажите - чем отличается планер от самолета? Правильно! Планер – это безмоторный летательный аппарат.

6.Подведение итогов.

Итак! Мы познакомились с моделью планера; узнали названия основных частей планера; научились его изготавливать; запускать и регулировать модель. С этими моделями вы можете участвовать в соревнованиях на дальность полета и на точность приземления в окружности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"

Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"

Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Площадь поверхности параллелепипеда

Цель занятия: расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: площадь поверхности многогранников, площадь поверхности параллелепипеда,  применение полученных...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Корни, степени, логарифмы

Цель занятия: расширение представления обучающихся о степенных зависимостях, формирование понятий: степень, корень, логарифм, применение полученных знаний для решения задач....

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДб.05 История по теме "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане".

План-конспект  занятия "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане" можно использовать при проведении дистанционного занятия № 47 по учебной дисциплине  40.02.02 Право...