Целеполагание на уроках
методическая разработка на тему

Рудных Татьяна Юрьевна

Презентация выступления и книга методических рекомендаций "Целеполагание на уроках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita.pptx731.46 КБ
Файл kniga_metodicheskih_rekomendatsiy_tselepolaganiya_na_urokah.docx940.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Целеполагание на уроках Методические рекомендации

Слайд 2

Цель - это То, что нужно нам не вообще, а в конкретное время, в конкретном месте, в конкретных условиях. То, что для нас имеет смысл, ценность, сможет удовлетворить наши желания, амбиции, обеспечит выполнение наших профессиональных обязанностей.

Слайд 3

Цель - это То, к чему надо прийти (в прямом или переносном смысле), то, для чего потребуется приложить усилия, затратить ресурсы. Нечто совершенно реальное, определенное, конкретное, измеримое, обладающее формой и содержанием.

Слайд 4

Цель - это То, чего пока нет, но мы это хотим достичь, получить, иметь, использовать.

Слайд 5

М етод SMART S – Specific . Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки. М – Measurable . Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели. А – Achievable . Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы или Ваша команда. R – Relevant . Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся. Т – Time-limited . Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели.

Слайд 6

Алгоритм постановки цели по ФГОС Определить образовательный результат, на формирование которого рассчитан урок Разработать стратегию по достижению данного результата Выбрать тип и структуру урока с учетом специфики содержания учебного предмета Определить дидактическую цель урока Определить задачи Выбрать технологию и методы, средства достижения Определить деятельность субъектов и способы оценивания

Слайд 7

Приемы постановки цели на уроке побуждающий , подводящий диалог; проблемная задача, ситуация; работа над понятием; формулирование темы в форме вопроса (тема-вопрос); ситуация яркого пятна; домысливание (слова-помощники); корзина идей; проблема предыдущего урока; видеоклип, фото, картинка, пословица, изречение

Слайд 8

Приемы включения учащихся в процесс целеполагания работа в группах; создание , заполнение кластера; домысливание , лови ошибку; приём «Незаконченное предложение»; создание проблемных ситуаций; приём «Толстые и тонкие вопросы»; приём «Верю, не верю»; театрализация , то есть разыгрывание сценок на учебную тему; проблемность , противоречивость знаний, дающих основание для возникновения осмысленного отношения к изучаемому материалу; деловая игра; решение нестандартных задач на смекалку и логику; верные - неверные утверждения; приём «Дерево предсказаний »

Слайд 9

Ошибки в постановки цели Недиагностично поставленные цели. Глобализация цели. Сужение спектра целей или занижение уровня цели. Неинтересные для обучающихся цели. Нечетко поставленные, непонятные для обучающихся, размытые, недостаточно конкретные цели. Неточно поставленные цели. Декларативность в постановке цели. Подмена цели задачей или темой.

Слайд 10

Если метод целеполагания применять постоянно и системно в процессе обучения, то будут созданы условия для: - формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями; - повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; - речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; - развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; - изменения роли учителя в образовательной среде; - более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРА

  1. Активизация  мыслеречевой   деятельности учащихся  на этапе  урока «Постановка учебной  задачи» . http: / / www.festival. 1september.ru
  2. Кларин М.В. Сравнительный  анализ некоторых психоло-

гических теорий научения  //  «Школьные технологии» , -2004. - № 6.

  1. Мельникова  Е.Л.  Проблемный урок, или  Как  открывать

знания с учениками : пособие для учителя.  – М. ,2006.

  1. Проектирование  современного  урока   http: // nsportal.ru

shkola / administrirovanie-shkoly /library /library / proektirovanie-sovremennogouroka-tselepolaganie.

  1. Целеполагание  при проектировании урока. http: / /www.it-n.ru
  2. Хуторской А.В.  Проблемы и технологии образовательного

целеполагания  http:  //www.eidos.ru /journal/2006/0822-1.htm

  1. 1.Проектирование целей процесса обучения.- http://www.uraledu.ru/files/8F.doc
  2. 2. Силантьев Н.В. Логика и грамматика при формулировании целей урока. 2010 : www.grani.vspu.ru
  3. 3. Субботин С.Н. Организация целеполагающей  деятельности обучающихся на уроках. : http://imcraz.68edu/mer_kval.htm
  4. 4. Филинова В.С. О педагогическом  целеполагании – коллеге-учителю : http://mioo.edu.ru/attachments/article/558

  • Что такое цель?

Для заметок

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если метод целеполагания применять постоянно и системно в процессе обучения, то будут созданы условия для:

- формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями;

- повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

- речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

- развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

- изменения роли учителя в образовательной среде;

- более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

  • Нужно ли ставить цели в педагогике?

Педагог управляет образовательным процессом, управляет обучающимися, их деятельностью, следовательно, должен совершенно точно знать, куда, к каким целям он ведет свой корабль и свою команду. Без ясного представления о цели нельзя достичь эффективности управления и качественных образовательных результатов. Причем, ясное представление о целях образовательного процесса должно быть и у обучающихся. Осознание целей своего обучения, понимание значимости этих целей обеспечивает высокий уровень мотивации обучающихся, наполняет смыслом их учебную деятельность, вносит серьезный вклад в формирование индивидуальной траектории обучения.

Образовательные цели прописаны в государственных образовательных стандартах. Они определяют результаты обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся на разных этапах образовательного процесса. Цели каждого конкретного образовательного мероприятия должен определять педагог, соотнося эти цели с целями стандартов. Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности обучающегося, которые хочет достичь педагог. Значит, планируя образовательное мероприятие необходимо подходить к постановке целей с позиции всего комплекса задач современного образовательного процесса, не ограничиваясь только предметными целями. В этом случае каждое образовательное мероприятие будет содействовать продвижению обучающихся к качественной подготовке к современной жизни.

  • Какими должны быть цели, планируемые учителем?

Техника или метод SMART (smart – с английского – умный), позволяет  сформулировать ясную и конкретную (умную) цель на основании следующих критериев:
S – Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

М – Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

А – Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы или Ваша команда.

R – Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.

Т – Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели.

https://af5.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=13649604710000000682;0;1&mode=attachment&bs=19487&bl=122022&ct=image%2fjpeg&cn=aim6.jpg&cte=base64

Возникает противоречие, нестыковка между целью и

деятельностью. Даже качественно выполненная работа не    приводит к достижению желаемой ситуации.

  1. Декларативность в постановке цели. Подмена цели лозунгом. Цель-пожелание или цель-вообще. «Давайте одолеем безграмотность». «Неплохо было бы поработать в этом направлении». «Необходимо достигнуть значимых успехов в изучении данного предмета» и т.д.
  2. Подмена цели задачей или темой. Представим обычный урок. Учитель говорит, что сегодня цель урока - изучить целеполагание. И все обучающиеся дружно в течение 45 отведенных минут изучают целеполагание. Поизучали чего-то, вышли из класса и забыли. Отдохнули на переменке и пошли изучать следующую тему следующего урока. С аналогичным результатом. Целеполагание – это тема курса. Цель данного курса – не изучение целеполагания, а приобретение конкретных умений по целеполаганию.
    Еще пример подобной цели – помыть окна в классе. Нарушители учебной дисциплины, оставленные в наказание после уроков, с удовольствием развели грязь на стеклах и спокойно отчитались классному руководителю о выполненной работе. Причем, они были абсолютно честны, говоря, что цель достигнута – окна помыты. Но помыть окна – это задача, а цель – чистые стекла и рамы, без разводов, пятен и потёков. Что поставили в качестве цели, то и получили.
     
    https://af8.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=13648740680000000803;0;1&mode=attachment&bs=20510&bl=20709&ct=image%2fgif&cn=aim4.gif&cte=base64

предполагает формулировку, описывающую результаты обучения, выраженные через действия учеников, которые можно реально опознать. Такие цели называются диагностичными (диагностируемыми, диагностическими, или операциональными. Примеры формулировок диагностичных целей обучения можно посмотреть в известной педагогам таксономии Б.С. Блума и подобных разработках других авторов.

  1. Глобализация цели. Заявленная цель классного часа – воспитание толерантности у обучающихся. Понятно, что цель не реальна, поскольку за один классный час этого не достичь, необходима полноценная программа, состоящая из комплекса взаимосвязанных занятий, мероприятий, имеющих более локальные цели, достижение которых, своей совокупностью будет содействовать развитию толерантности.
  2. Сужение спектра целей или занижение уровня цели. Постановка слабой цели, когда есть ресурсы и потенциальные возможности для достижения более объемной цели или даже цели более высокого уровня. Достижение ограниченной цели тоже имеет смысл, но при этом возникает ситуация упущенных возможностей, снижается эффективность образовательного процесса, например, когда педагог не ставит цели воспитания и развития, ограничиваясь только предметными целями.
  3. Неинтересные для обучающихся цели. Цель поставлена в плоскости, далекой от интересов обучающихся, без привязки к реальным сегодняшним или будущим потребностям обучающихся, без объяснения практической значимости цели для важных сторон жизни. Цель навязана обучающимся извне, без учета их интересов, их мотивов.
  4. Нечетко поставленные, непонятные для обучающихся, размытые, недостаточно конкретные цели. «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».
  5. Неточно поставленные цели. Сформулированная цель не отражает или отражает не точно желаемую ситуацию.
  • Как грамотно поставить цель по ФГОС?
  1. Определить образовательный результат, на формирование которого рассчитан урок
  2. Разработать стратегию по достижению данного результата
  3. Выбрать тип и структуру урока с учетом специфики содержания учебного предмета
  4. Определить дидактическую цель урока
  5. Определить задачи
  6. Выбрать технологию и методы, средства достижения
  7. Определить деятельность субъектов и способы оценивания
  • Какие приемы используются для постановки цели на уроке и включения учащихся в процесс целеполагания

Приемы постановки цели на уроке

Приемы включения учащихся в процесс целеполагания

-         побуждающий, подводящий диалог;

-         проблемная задача, ситуация;

-         работа над понятием;

-         АМО «Примите к сведению»;

-         АМО «Визуализация»;

-         формулирование темы в форме вопроса (тема-вопрос);

-         исключение;

-         группировка;

-         глоссарий;

-         значение слова;

-         формулирование цели с помощью вопросов;

-         мозговой штурм;

-         ситуация яркого пятна;

-         домысливание (слова-помощники);

-         корзина идей;

-         проблема предыдущего урока;

-         предъявление парадоксов;

-         видеоклип, фото, картинка, пословица, изречение - проком-ментировать их

-         выдвижение гипотез, предположений;

-самостоятельный поиск решения учебной задачи;

-         работа в группах;

-         создание, заполнение кластера;

-         совместное планирование деятельности на уроке; Заполнение листов постановки, достижения целей и самооценки:

-         Знаю (понимаю, умею). Слышал (имею представление, смогу). Не знаю (не понимаю, не умею);

-         домысливание, лови ошибку;

-         Слова-помощники:

Повторим        Я повторю

Изучим        Я узнаю

Узнаем                     Я научусь

Проверим        Мне пригодится

-         формирование цели при помощи опорных глаголов;

-         работа над понятием;

-         приём «Незаконченное предложение»;

-         создание проблемных ситуаций;

-         приём «Толстые и тонкие вопросы»;

-         приём «Верю, не верю»;

-         чтение текста, осмысление информации;

-         групповое обсуждение;

-         формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися;

-         самостоятельное определение задач, планирование;

-         постановка учениками смысловых целей, связанных с осо-знанным восприятием материала учебного предмета;

-театрализация, то есть разыгрывание сценок на учебную тему;

- проблемность, противоречивость знаний, дающих основание для возникновения осмысленного отношения к изучаемому материалу;

-уточняющие (наводящие) вопросы;

-         апелляция к жизненному опыту детей;

-деловая игра;

-         решение нестандартных задач на смекалку и логику;

-         верные - неверные утверждения;

-         кроссворды, ребусы, загадки;

-прием «Незаконченные предложения»;

-интеллектуальная разминка;

-         приём «Дерево предсказаний»;

-         проблемный эксперимент;

-         определение уровня достижения цели совместно с учениками в конце урока

  • Какие наиболее часто встречающиеся ошибки постановки цели?
  1. Недиагностично поставленные цели. Формулировка цели в таком случае не позволяет объективно определить – достигнута цель или нет и, если достигнута, то в какой степени. Чаще всего в таких формулировках отсутствует описание результата деятельности, например, «изучить главу», «прочитать текст», «познакомиться с новым материалом» и т.д. Диагностично поставленная цель

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этап целеполагания на уроке.

Статья об этапе целеполагания на уроке....

Целеполагание на уроке

Как поставить цели  на уроке и для чего? Ответы на эти вопросы вы найдете в презентации....

Приемы работы над целеполаганием на уроках технологии

                                                      ...

Мастер-класс по теме «Целеполагание на уроках истории»

Целеполагание представлено по системно-деятельностному и компетентностному подходу.......

Формирование умения целеполагания на уроках математики.

Формирование УУД на уроках математики....

Приёмы целеполагания на уроках открытия новых знаний по физике

Представление собственного опыта работы  по теме "Приёмы целеполагания на уроках открытия новых знаний по  физике"  (Архангельский областной институт открытого образован...

Современный урок русского языка: особенности целеполагания на уроке.

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальн...