Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал на тему

Семёнова Ольга Вячеславовна

Выступление па педагогическом  совете школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Современный ученик должен быть инициативен, самостоятелен, он должен уметь находить и анализировать информацию, выбирать необходимое, делать вывод и использовать полученные сведения и умения, чтобы ответить на поставленный вопрос. Поэтому и современный урок должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным, ориентированным на практическую составляющую образования. Один из путей решения этой проблемы – использование технологии метода проектов. Проектная деятельность играет особую роль в формировании и развитии универсальных учебных действий обучающихся, которые предусмотрены Федеральным государственным образовательным стандартом. 

Метод проектов на уроках решает следующие задачи: 

- развитие познавательных навыков учащихся;

- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

- развитие критического и творческого мышления.

Главными достоинствами этого обучения я считаю следующие:

  • актуальность: в центре технологии — ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
  • создание комфортной образовательной среды: степень сотрудничества учитель—ученик, ученик—ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
  • дифференцированный подход: тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
  • использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
  • формирование исследовательских умений;
  • мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками — всё это повышает мотивацию обучения.

Типология проектов:

1.      Исследовательские проекты.

2.      Творческие проекты.

3.      Ролевые, игровые проекты.

4.      Информационные проекты.

5.      Практико-ориентированные проекты.

       Как и любая технология, метод проектов включает определенные этапы. Наиболее лаконичный вариант представляет три этапа:

    • Организационно-подготовительный (учитель объясняет тему, цель работы, формирует группы, выдает и объясняет задание; ученики осознают цель, уточняют информацию, обсуждают задание);

    • Поисково-исследовательский (учитель наблюдает, консультирует, советует, помогает учащимся по их просьбе; ученики выполняют исследование и работают по заданиям);

    • Итоговый (учитель руководит проведением конференции, участвует в анализе, аргументирует оценку, подводит итоги; ученики защищают проект, знакомятся с оценкой учителя, вносят поправки в работу, подводят итог).

Метод проектов я использую на уроках русского языка и литературы 4 года. В урочной практике применяю краткосрочные проекты.

В 2009 году я перешла на учебники литературы под ред. Г.И.Беленького. Этот курс литературы представляет много возможностей для проектной деятельности.

Например, курс литературы 5 класса представлен 9 разделами, 6 из которых заканчиваются рекомендациями по подготовке проектов.

Изучая произведение П.П.Бажова «Каменный цветок», ученики сразу обратили внимание на его жанровые особенности. Почему Бажов назвал своё произведение сказом? Чем он отличается от сказки? Так возникла исследовательская задача.

Изучив стихотворение Лермонтова «Бородино», мы решили провести учебный проект «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» Дети готовили сообщения о Бородинском поле и сражении, о героях этого сражения, о драгунах и уланах, о музеях и памятниках, находили стихотворения и пословицы, посвящённые войне 1812 года.

В 7 классе  изучается  раздел «Содружество искусств», в котором рассматривается связь литературы с музыкой, живописью, театром. Перед ребятами встают вопросы: как взаимодействуют основные виды искусств, какое влияние оказывают они друг на друга?

Глубоким и содержательным получился проект восьмиклассников «То было время бурь мятежных». Этот проект был запущен в ходе изучения романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предметом исследования явился исторический образ Емельяна Пугачёва. Ученикам был предложен основополагающий вопрос: Пугачёв - злодей или защитник народа? Выдвижение различного рода гипотез послужило поводом для глубокого исследования. Одна группа рассматривала роль народного восстания под предводительством Пугачёва, образ предводителя в истории. Другая – образ Пугачёва в исторической хронике А. С. Пушкина «История Пугачёва». Третья группа работала по теме «Образ Пугачёва в «Капитанской дочке».

Метод проектов можно использовать и на уроках русского языка.

Метод проектов, несомненно, перспективен как новая эффективная деятельность. Обладая признаками технологии, то есть способностью к повторению и воспроизведению, метод может быть применен на любом предмете и в любом классе. Он тем и хорош, что позволяет развивать уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области)Л.Н.НагаевойРабота по методу проект...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

В рамках конкурса "Образ жизни - инновация" на педагогических чтениях был представлен опыт работы по технологии проектного обучения (элективный курс и его элементы на уроках и во внеурочной ...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Данный материал состоит из:1. пояснительной записки2. разработки урока "Суд над Раскольниковым"3. разработки урока "Суд над Онегиным"4. исследовательской работы по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси ж...

Презентация проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Работа может быть использована учителем, использующим в своей работе проектные технологии....

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...