Здоровье сберегающие технологии в работе учителя-логопеда
учебно-методический материал по теме

Кононова Светлана Александровна

Здоровье сберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_zdorove_sberegayushchie_tehnologii.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие технологии в работе школьного логопеда.

В настоящее время актуальна проблема сохранения здоровья детей.

Так  сложилось, что большую часть своего времени ребенок учится, то есть имеет психологические перегрузки, большую часть дня малоподвижен, находится в непроветриваемом помещении, получает большую нагрузку на зрение и позвоночник.

В связи с этим в своей работе я использую:

  • Физминутки помогают детям снять усталость, переключить внимание с одного вида деятельности на другой, в занимательной форме обыгрывать трудный учебный материал.
  • Гигиенические гимнастические упражнения в виде разнообразных движений глазами активизируют кровообращение в области глаз, мозга, снимают утомление.
  • Упражнения для выработки правильного дыхания успокаивают ребенка, настраивают его на работу.
  • Физминутки с элементами упражнений на развитие межполушарного взаимодействия.
  • Пальчиковая  гимнастика.
  • Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

        

Физминутки.

На болоте две подружки, две зелёные лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья  в чём секрет.

Всем друзьям физкульт – привет!

 

 

Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся, три – нагнулся.

Руки в стороны развёл, ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

 

 

В понедельник я купался (плавание)

А во вторник - рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал ( вид сна).

 

 

Две сестрички, две руки (потряхивание руками)

Рубят, строят, роют.

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают плавая.

 

 

Льётся чистая водица мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём, крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши, после вытремся посуше.

Поверни головку вправо, поверни головку влево.

Опусти головку вниз и тихонечко садись.

 

 

 

Мы топаем ногами, топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками, хлоп, хлоп, хлоп.

Качаем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы руки разведём и побежим кругом.

 

 

 

Мы поставили пластинку и выходим на разминку (шаги на месте)

На зарядку, на зарядку, на зарядку становись!

Начинаем бег на месте, финиш – метров через двести!

1,1-2, 1, 1-2.1-2.

Ниже дети не ленитесь, поклонитесь, улыбнитесь.

Вот мы руки развели, словно удивились и друг другу до земли в пояс поклонились.

 

 

Мы строгали, мы строгали доски гладенькими стали.

Мы пилили, мы пилили, чтобы ровными все были.

Мы сложили их рядком, прибивали молотком.

Получился птичий дом, мы на улицу идём.

Высоко его прибьем. Чтобы птички залетали, а котята не достали.

 

Гимнастика для глаз

1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.).

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.).

3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону (2 мин.).

4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

5. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

6. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем, наоборот) в течение 1 мин.

7. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

8. Упражнения делаются стоя. Взглянуть на потолок, не двигая головой или телом, затем переведите глаза к полу. Не торопитесь, но и не делайте упражнение слишком медленно.

9. Стоя водите глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем влево, не двигая головой или телом.

10. Стоя взглянуть в правый верхний угол комнаты, затем в нижний левый 10-12 раз. Затем 10 раз движение глазами из верхнего левого в нижний правый угол комнаты.

11. Можно осуществлять движения глазами, ориентируясь следующими схемами:

Упражнения для релаксации глазных мышц

(по Ше Я Линь)

Китайские школьники редко страдают близорукостью. Дело в том, что в китайских школах широко распространена гимнастика для глаз.

  1. Легкое нажание точки Цинмин (см. рис.). Для этого большими пальцами обеих рук – левой рукой слева, правой рукой справа – слегка надавливать эти точки в сторону переносицы. Точка Цинмин находится посредине между внутренним углом глаза и верхней точкой переносицы. Здесь есть небольшая впадина на кости. Нажатия производятся восемь раз.
  2. Круговой массаж орбиты глаза. Большие пальцы обеих рук устанавливаются с двух сторон лица на точке Тайян. Указательные пальцы располагаются на глазных орбитах. Держа большие пальцы на точке Тайян, производить массаж вокруг глаза. Точку найти так: прикоснувшись пальцем посредине между наружным углом глаза и наружным концом брови, отвести его чуть в сторону затылка, где также находится впадина. Нужно четыре раза нажать на эту точку и четыре раза обвести указательным пальцем вокруг глаза.
  3. Легкое надавливание точки Сыбай указательными пальцами обеих рук. Точка четыре раза массируется движениями, направленными внутрь лица, четыре раза – наружу. Важно правильно найти точку Сыбай: от середины глаза мысленно провести линию вниз, до впадины на кости.
  4. «Сухое умывание». Пальцами обеих рук проводят круговое движение от рта к носу, ко лбу и по точке Тайян сбоку. Делая упражнение, считают до четырёх. Каждое упражнение повторяется по четыре раза подряд.

Руки обязательно должны быть чистыми.

Комплексы упражнений для выработки правильного дыхания

I.

1. Стоя, руки опущены вдоль туловища. Ходьба обычная, на носках, в полуприсиде, опять обычная с постепенным замедлением.

 Корпус держать прямо, дыхание свободное.

 Выполнять 2 минуты.

2. Стоя. Поднять руки через стороны вверх, потянуться – вдох, опустить руки – выдох.

Темп медленный.

Выполнить 4 раза.

3. Стоя. Развести руки в стороны – вдох, наклонить туловище вниз – выдох, выпрямиться.

Вдох обычный, на выдохе произносить звук «ш».

Выполнять 4 – 5 раз.

4. Стоя, руки на поясе. Повороты туловища в стороны.

Темп средний.

Выполнять 5 – 6 раз в каждую сторону.

 5. Стоя, руки на поясе. Подниматься на носки, перекатываться на пятки.

Корпус держать прямо.

Выполнять 8-10 раз.

6. Стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох развести руки в стороны, на выдохе поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом.

Темп средний.

Выполнять 4-5 раз.

7. Стоя, руки опущены вдоль туловища. Наклоны туловища в стороны – «насос».

Темп средний.

Выполнять 5-6 раз в каждую сторону.

8. Стоя, руки на поясе. На выдохе приседать с вытянутыми вперед руками, подняться и спокойно вдохнуть.

Темп медленный, выдох удлиненный.

Выполнять 5-6 раз.

9. Стоя, руки на поясе. Ходьба на месте с высоким подниманием колена.

Следить за дыханием.

Выполнять 1-2 минуты.

10. Стоя, руки на поясе. Прыжки на месте, легкие, ритмичные.

Дыхание свободное, темп средний.

Выполнять 10-15 раз.

11. Стоя, руки опущены вдоль туловища. Руки опущены вдоль тела, потрясти кистями – выдох; поднять руки вверх – вдох, наклон вперед, опустить руки.

Темп средний.

Выполнять 5-6 раз.

12. Стоя, руки опущены вдоль туловища. Ходьба с движением рук к плечам в стороны, вниз, с подниманием рук вверх, опусканием и расслаблением.

Темп медленный. Дыхание глубокое, выдох продолжительный.

Выполнять 2-3 минуты.


II.

Исходное положение: стоя или сидя.

  1. Вдох и выдох через нос.
  2. Вдох через нос, выдох через рот.
  3. Вдох через рот, выдох через нос.
  4. Вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно).
  5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
  6. Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилием в конце.
  7. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
  8. Вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).

III.

«Снежинка»

Дать ребенку кусочек ваты. «Это снежинка. Посмотри, как она летает». Положить ватку на ладонь, а затем сдувать её с руки. Выдох только через рот: плавный, длительный. Вдох свободный, спокойный, через нос. Щёки не надувать.

«Пожарная машина»

Ребёнок изображает пожарную машину. Он делает глубокий вдох и негромко издаёт звук, имитирующий сирену: а – а – а – а.

«Вьюга»

Ребенок после вдоха издает звук, имитирующий вьюгу, воющую в ненастный вечер: у – у – у – у.

Восклицаниями реагировать на картинки. Например, на картинке изображен крупный красный помидор. Ребенок восклицает: о – о – о!

«Гудок паровоза»

После вдоха ребенок длительно издает звук, имитирующий гудок паровоза: ы – ы – ы – ы.

«Пароход гудит»

э – э – э – э

«Длинная песенка»

Ребенок делает вдох, затем медленно и плавно выдыхает, произносится звук «а» до счета 10. Затем – другие гласные.

«Дети в лесу»

Ребенок произносит на одном выдохе сочетания звуков:

«АУ – АУ – АУ – АУ»!

«Девочка плачет»

уа – уа – уа – уа.

«Ослик кричит»

иа – иа – иа – иа

«Эхо»

Ребенок повторяет за взрослыми: аоу, ауэ, аэы и т.д.

«Чья песенка длиннее?»

На одном выдохе произносить любые сочетания гласных: аоуэы…


IV .

После проведения этих упражнений голос становится достаточно громким и звучным. Полноценное звучание голоса закрепляется сначала в словах, начинающихся со слогов ма, мо, му, мэ, мы:

мама, манка, майка, малина

мука, молоко, моль, мокро

мел, мебель, мель, мелко, место

мыло, мышь, мыслить, мышцы.

Затеи эти слова включались во фразы:

Где мед, там и мухи.

Козел – мукомол муку молол.

Пол мыла Лара.

Зима не без морозов.

Мед в лесу медведь нашел – мало меду, много пчел.

Затем ведется работа над стихотворными текстами:

Я залез на коня                                              Маленький бычок      

И держусь руками.                                         Головой мотает  

Посмотрите на меня,-                                    «Где же стадо? Му–у–у !

Я поехал к маме.                                           Ску – у – учно одному!»

                                                                       

Куклу Милу Лида мыла,                                 Вез корабль карамель.

С куклы грязи не отмыла,                              Наскочил корабль на мель.

Но от мыла кукла мила                                  И матросы три недели карамель на мели ели.

Полиняла как могла.

Наши руки были в мыле,                                - Лапки?

Мы посуду сами мыли.                                   – Мыли!

Мы посуду мыли сами,                                   - Ушки?

Помогали нашей маме.                                  – Мыли!

                                                                         - Хвостик?

                                                                         - Мыли!

                                               Всё помыли,

                                                                         И теперь мы чистые

                                                                         Зайчики пушистые.

V.

Теперь учим ребенка говорить громко, ясно, четко, но не крикливо, постепенно изменяя силу голоса от громкого к среднему и тихому и наоборот.

Используем игры.

«Вьюга»

По сигналу «Вьюга начинается» ребенок тихо произносит «ууу»; «Сильная вьюга» - громко «ууу»; «Вьюга кончается» - опять тихо «ууу».

«Проехала пожарная машина»

Сначала машина далеко, ребенок тихо произносит «ааа», затем машина все ближе, ближе, звук нарастает, затем она рядом и опять уезжает, звук утихает.

«Счет»

Счет до 10 с постепенным усилением и ослаблением звучания.

Стихотворения и скороговорки

Чтение стихотворений и скороговорок с постепенной сменой силы голоса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

здоровье сберегающие технологии в работе методиста, учителя

обобщение опыта работы по здоровье сберегающим технологиям. как минимально снизить колличество травм на уроке.  как спользовать принцып "не навреди". всё это за долгие годы работы, выведено опытн...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Игровые технологии в работе учителя-логопеда: Использование кругов Луллия в коррекционной работе

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний д...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Материал обобщения опыта работы с детьми с ОВЗ. Чтобы работа была более эффективной нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи матер...

"Здоровье-сберегающие технологии в работе классного руководителя"

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, предусматривает физическое, психическое и социальное...

Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя: аспекты реализации требований ФГОС.

Использование здоровьке-сберегающих технологий на уроках английского языка. От теории к практике....

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...