Методическая разработка: "Как я работаю над ошибками"
статья на тему
Обучение детей грамотности - дело трудное. Из опыта работы известен парадокс в том, что ученик не делает орфографических ошибок до тех пор, пока не изучит соответствующее правило. До изучения его он пишет верно, не задумываясь, а, применяя правило, начинает делать ошибки. И все-таки мы продолжаем учить правила, хотя практическая задача школы – научить грамотному письму, а не набору правил.
Овладение грамотностью напрямую никогда не зависело от степени накопления филологических знаний, правил орфографии, пунктуации и т.д. По словам А.М. Кушнира, ребенок должен в своем развитии пройти через стадию, когда очевидность нужности грамматических правил откроется ему самому, а не будет навязана умным взрослым. Он прав в том, что первый этап работы над грамотностью в начальной школе – это накопление письменного опыта и воспитание «орфографического сторожа». Формирование грамотности на этапе основной школы состоит в процессе исключения неточностей и ошибок из живой речи ребенка. Один не слышит безударных гласных, другой не дружит с шипящими, третий не чувствует знаков препинания. Поэтому, одинаковое обучение грамотности всех не дает хороших результатов. Работа учителя русского языка схожа с работой врача, логопеда, который избавляет ребенка от дефектов письменной речи. А разных « больных» нельзя лечить одинаковыми средствами. Без индивидуальной работы с ребенком в процессе овладения им грамотности не обойтись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_ya_rabotayu_nad_oshibkami.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старо-Онохойская основная общеобразовательная школа
671336, Россия, Р.Б., Заиграевский район, с.Старый Онохой, ул.Новая,д.1,
(тел.8-30136-56-0-06)
Методическая разработка:
«Как я работаю над ошибками»
Автор: Рупышева Наталья Николаевна
учитель русского языка
2016 год
Обучение детей грамотности - дело трудное. Из опыта работы известен парадокс в том, что ученик не делает орфографических ошибок до тех пор, пока не изучит соответствующее правило. До изучения его он пишет верно, не задумываясь, а, применяя правило, начинает делать ошибки. И все-таки мы продолжаем учить правила, хотя практическая задача школы – научить грамотному письму, а не набору правил.
Овладение грамотностью напрямую никогда не зависело от степени накопления филологических знаний, правил орфографии, пунктуации и т.д. По словам А.М. Кушнира, ребенок должен в своем развитии пройти через стадию, когда очевидность нужности грамматических правил откроется ему самому, а не будет навязана умным взрослым. Он прав в том, что первый этап работы над грамотностью в начальной школе – это накопление письменного опыта и воспитание «орфографического сторожа». Формирование грамотности на этапе основной школы состоит в процессе исключения неточностей и ошибок из живой речи ребенка. Один не слышит безударных гласных, другой не дружит с шипящими, третий не чувствует знаков препинания. Поэтому, одинаковое обучение грамотности всех не дает хороших результатов. Работа учителя русского языка схожа с работой врача, логопеда, который избавляет ребенка от дефектов письменной речи. А разных « больных» нельзя лечить одинаковыми средствами. Без индивидуальной работы с ребенком в процессе овладения им грамотности не обойтись.
Опыт работы подводит учителя к алгоритму «вычитания » ошибок, который состоит из нескольких этапов.
Первый этап – выявление типичных ошибок. Наиболее объективную картину открывает фактор непроизвольности письма. Поэтому источниками информации о детских ошибках являются тексты, непроизвольно написанные учениками, например, в тетрадях по истории, по литературе, по другим устным предметам. Ну а потом – рабочие и контрольные тетради по русскому языку.
Чтобы систематизировать типичные ошибки, применяю индивидуальную карту – таблицу (см. табл. 1), где по горизонтали расположены названия основных орфограмм, по вертикали – источники информации о типичных ошибках. В столбцах записываются слова, в которых ученик допустил ошибки.
Таблица 1
Фамилия, имя ученика | Типичные ошибки | ||||||||
безуд-е гласные в корне слова провер-е удар-м | о-ё после шипя- щих | корни с чередо-ванием | падежные окончания сущ-х | личные окончания глагола | суффиксы действительных причастий настоящего времени | н-нн в суффиксах прилагательных | н-нн в суффиксах причастий | ||
Источники информации о типичных ошибках | тетради по устным предметам | ||||||||
тетрадь по литературе | |||||||||
рабочая тетрадь по русскому языку | |||||||||
контрольная тетрадь по русскому языку | |||||||||
иные тексты |
Опыт показывает, что средний ученик допускает ошибки на 6-9 орфограмм, которые в карте обозначаю плюсом.
Второй этап – классификация и выявление типичных ошибок, по которым объединяю учащихся в группы. Для этого заполняю сводную таблицу 2, в которой в первом столбике расположен список класса, а по горизонтали – название орфограмм, ниже – пометки о количестве ошибок учащегося. На основании этой таблицы объединяю ребят в микрогруппы для усвоения той или иной орфограммы, меняя количество групп или их состав.
Таблица 2
Фамилия, имя ученика | безуд-е гласные в корне слова провер-е удар-м | о-ё после шипя- щих | корни с чередо-ванием | падежные окончания сущ-х | личные окончания глагола | суффиксы действительных причастий настоящего времени | н-нн в суффиксах прилагательных | н-нн в суффиксах причастий |
1.Иванов 2.Петров 3.Сидоров … N. Яковлев | + + * * | + - * - | + + * * | * * + + | * - * + | - + + * | - * + - | * - - + |
Третий этап – работа над орфограммами: объяснение правила учителем или подготовленным учеником индивидуально, в парах, в группах сменного состава с применением крупномодульных наглядных пособий Прохорова. Закрепление происходит в процессе проговаривания учащимися правила по опорной схеме. Не менее эффективна работа с помощью лото.
Ветреный | Безветренный | Нарисованный |
Балованный | Решённый | Кошеный |
Серебряный | Былинный | Раненый |
К лото прилагаются 9 маленьких карточек с комментариями к написанию слов.
исключение | -енн- | от глагола с приставкой |
-ова- | от глагола совершенного вида без приставки | от глагола несовершенного вида без приставки |
-ян- | от основы на Н | исключение |
Учащиеся располагают карточки с комментариями под соответствующими словами.
Четвертый этап – практическая работа по закреплению орфограммы. Сначала даю задания, не предполагающие написание слов. Это перфокарты, орфографическое лото, тесты. Перфокарта с 15-20 словами с вырезами для многоразового использования.
О-Ё после шипящих | ||
стаж | р | |
дириж | р | |
маж | р | |
беч | вка | |
чеч | тка | |
трущ | ба |
Орфографическое лото – кармашек с 15- 20 карточками ( четное количество). Учащиеся должны разложить слова в два столбика в соответствии с орфограммой. Например, в первый столбик слова, где пишется н, во второй- нн. В заключение предлагаю диктант или творческую работу, предполагающую написание слов полностью.
Пятый этап – контроль в форме диктанта или теста.
Шестой этап – индивидуальная коррекционная работа с учащимися, не усвоившими орфограммы. Здесь мне помогает использование интерактивного мультимедийного пособия по русскому языку, где оценку выставляет электронная система. А также огромную помощь оказывает приём « Фотография» (трёхкратная запись слова). В 9 классе мы работаем над ошибками в Интернет-ресурсе Региональной программы повышения орфографической грамотности «Орфо-9 ».
Таким образом, состав групп постепенно меняется, ученик, избавляясь от ошибок, постепенно переходит из одной группы в другую, а его индивидуальная карта с ошибками становится все чище.
Такая работа требует от учителя больших затрат времени, но со временем это окупается хорошим результатом и самостоятельностью учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к проектной работе: "Война и мир"
Методическая разработка урока-презентации по теме: ” Война и мир “. Немецкий язык. 9 класс....
методическая разработка по внеклассной работе,посвященная 90 - летию ВПО
Представлена методическая разработка по истории создания Всесоюзной пионерской организации....
Учебно-методическая разработка ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ для учащихся 7 класса
Диагностическая конрольная работа по теме "Основание Санкт-Петербурга" предназначена для учащихся 7 класса, изучающих предмет "История и культура Санкт-Петербурга. Включает три блока заданий для двух...
РАЗРАБОТКА ФОРМАТОК ДЛЯ КОНСТРУКТОРСКИХ ДОКУМЕНТОВ Методическая разработка к лабораторным работам по МДК 01.02. “ Проектирование цифровых устройств“
В пособии рассмотрен метод разработки необходимых для конструкторских документов основных надписей (по ...
Методическая разработка "Особенности постановочной работы в детском хореографическом коллективе. Методические рекомендации преподавателям."
В данной работе можно ознакомиться с возрастными физиологическими и психологическими особенностями детей разного возраста, методами работы, принципами выбора музыкального материала и тематики хо...
Методическая статья по теме "Работа над ошибками на уроках русского языка"
Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка....
"Методическая разработка мероприятия "ПОИСК РАБОТЫ – ТОЖЕ РАБОТА"
Цель: подготовить обучающихся к ситуациям, когда возникают проблемы, возникающие в процессе поиска работы, помочь расставить цели и приоритеты.Задачи: 1.Способствовать формированию своих п...