Методическая разработка: "Как я работаю над ошибками"
статья на тему

Рупышева Наталья Николаевна

Обучение детей грамотности - дело трудное. Из опыта работы известен парадокс в том, что ученик не делает орфографических ошибок до тех пор, пока не изучит соответствующее правило. До изучения его он пишет верно, не задумываясь,  а, применяя правило, начинает делать ошибки. И все-таки мы продолжаем учить правила, хотя практическая задача школы – научить грамотному письму, а не набору правил.

Овладение грамотностью напрямую никогда не зависело от степени накопления филологических знаний, правил орфографии, пунктуации и т.д. По словам  А.М. Кушнира, ребенок должен в своем развитии пройти через стадию, когда очевидность нужности грамматических правил откроется  ему самому, а не будет навязана умным взрослым. Он прав в том, что первый этап работы над грамотностью в начальной школе – это накопление письменного опыта и воспитание «орфографического сторожа». Формирование грамотности на этапе основной школы состоит в процессе исключения неточностей и ошибок из живой речи ребенка. Один не слышит безударных гласных, другой не дружит с шипящими, третий не чувствует знаков препинания. Поэтому, одинаковое обучение грамотности всех не дает хороших результатов. Работа учителя русского языка схожа с работой врача, логопеда, который избавляет ребенка от дефектов письменной речи. А разных « больных» нельзя лечить одинаковыми средствами. Без индивидуальной работы с ребенком в процессе овладения им грамотности  не обойтись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_ya_rabotayu_nad_oshibkami.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старо-Онохойская основная общеобразовательная школа

671336, Россия, Р.Б., Заиграевский район, с.Старый Онохой, ул.Новая,д.1,

(тел.8-30136-56-0-06)

Методическая разработка:

«Как я работаю над ошибками»

                                           Автор: Рупышева Наталья Николаевна

учитель русского языка

2016 год

Обучение детей грамотности - дело трудное. Из опыта работы известен парадокс в том, что ученик не делает орфографических ошибок до тех пор, пока не изучит соответствующее правило. До изучения его он пишет верно, не задумываясь,  а, применяя правило, начинает делать ошибки. И все-таки мы продолжаем учить правила, хотя практическая задача школы – научить грамотному письму, а не набору правил.

Овладение грамотностью напрямую никогда не зависело от степени накопления филологических знаний, правил орфографии, пунктуации и т.д. По словам  А.М. Кушнира, ребенок должен в своем развитии пройти через стадию, когда очевидность нужности грамматических правил откроется  ему самому, а не будет навязана умным взрослым. Он прав в том, что первый этап работы над грамотностью в начальной школе – это накопление письменного опыта и воспитание «орфографического сторожа». Формирование грамотности на этапе основной школы состоит в процессе исключения неточностей и ошибок из живой речи ребенка. Один не слышит безударных гласных, другой не дружит с шипящими, третий не чувствует знаков препинания. Поэтому, одинаковое обучение грамотности всех не дает хороших результатов. Работа учителя русского языка схожа с работой врача, логопеда, который избавляет ребенка от дефектов письменной речи. А разных « больных» нельзя лечить одинаковыми средствами. Без индивидуальной работы с ребенком в процессе овладения им грамотности  не обойтись.

   Опыт работы подводит  учителя к алгоритму «вычитания » ошибок, который состоит из нескольких этапов.

    Первый этап – выявление типичных ошибок. Наиболее объективную картину открывает фактор непроизвольности письма. Поэтому источниками информации о детских ошибках являются тексты, непроизвольно написанные учениками, например, в тетрадях по истории, по литературе, по другим устным предметам. Ну а потом – рабочие и контрольные тетради по русскому языку.

    Чтобы систематизировать типичные ошибки, применяю индивидуальную карту – таблицу (см. табл. 1), где по горизонтали расположены названия основных орфограмм, по вертикали – источники информации  о типичных ошибках. В столбцах записываются слова, в которых ученик допустил ошибки.

                                                                                                                                          Таблица 1

Фамилия, имя ученика

Типичные ошибки

безуд-е гласные в корне

слова провер-е удар-м

о-ё

после шипя-

щих

корни с чередо-ванием

падежные окончания сущ-х

личные окончания глагола

суффиксы действительных причастий настоящего времени

н-нн в суффиксах прилагательных

н-нн в суффиксах причастий

Источники информации о типичных ошибках

тетради по устным предметам

тетрадь по литературе

рабочая тетрадь по русскому языку

контрольная тетрадь по русскому языку

иные тексты

Опыт показывает, что средний ученик допускает ошибки на 6-9 орфограмм, которые в карте обозначаю плюсом.

            Второй этап – классификация и выявление типичных ошибок, по которым объединяю учащихся в группы. Для этого заполняю сводную таблицу 2, в которой в первом столбике расположен список класса, а по горизонтали – название орфограмм, ниже – пометки о количестве ошибок учащегося. На основании этой таблицы объединяю ребят в микрогруппы для усвоения той или иной орфограммы, меняя количество групп или  их состав.

                             

                                                                                                                                     Таблица 2

Фамилия, имя ученика

безуд-е гласные в корне

слова провер-е удар-м

о-ё

после шипя-

щих

корни с чередо-ванием

падежные окончания сущ-х

личные окончания глагола

суффиксы действительных причастий настоящего времени

н-нн в суффиксах прилагательных

н-нн в суффиксах причастий

1.Иванов

2.Петров

3.Сидоров

      …

N. Яковлев

+

+

*

*

+

-

*

-

+

+

*

*

*

*

+

+

*

-

*

+

-

+

+

*

-

*

+

-

*

-

-

+

    Третий этап – работа над орфограммами: объяснение правила учителем или подготовленным учеником индивидуально, в парах, в группах сменного состава с применением  крупномодульных наглядных пособий Прохорова. Закрепление  происходит в процессе проговаривания учащимися правила по опорной схеме. Не менее эффективна работа с помощью лото.

Ветреный

Безветренный

Нарисованный

Балованный

Решённый

Кошеный

Серебряный

Былинный

Раненый

К лото прилагаются 9 маленьких карточек с комментариями к написанию слов.

исключение        

-енн-

от глагола с приставкой

-ова-

от глагола совершенного вида без приставки

от глагола несовершенного вида без приставки

-ян-

от основы на Н

исключение

 Учащиеся располагают карточки с комментариями под соответствующими словами.

   

 

Четвертый этап – практическая работа по закреплению орфограммы. Сначала даю задания, не предполагающие написание слов. Это перфокарты, орфографическое лото, тесты. Перфокарта с 15-20 словами с вырезами для многоразового использования.

        

О-Ё после шипящих

стаж

р

дириж

р

маж

р

беч

вка

чеч

тка

трущ

ба

Орфографическое лото – кармашек с 15- 20 карточками ( четное количество). Учащиеся должны разложить слова в два столбика в соответствии с орфограммой. Например, в первый столбик слова, где пишется н, во второй- нн. В заключение предлагаю диктант или творческую работу, предполагающую написание слов полностью.

    Пятый этап – контроль в форме диктанта или теста.

   Шестой этап – индивидуальная коррекционная  работа с учащимися, не усвоившими орфограммы. Здесь мне помогает  использование  интерактивного мультимедийного пособия по русскому языку, где оценку выставляет электронная система. А также огромную помощь оказывает приём « Фотография» (трёхкратная запись слова).  В 9 классе мы работаем над ошибками в Интернет-ресурсе Региональной программы повышения орфографической грамотности  «Орфо-9 ».

     Таким образом, состав групп постепенно меняется, ученик, избавляясь от ошибок, постепенно переходит из одной группы в другую, а его индивидуальная карта с ошибками становится все чище.

      Такая работа требует от учителя больших  затрат времени, но со временем это окупается  хорошим результатом и самостоятельностью учеников.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к проектной работе: "Война и мир"

Методическая разработка урока-презентации по теме: ” Война и мир “. Немецкий язык. 9 класс....

методическая разработка по внеклассной работе,посвященная 90 - летию ВПО

Представлена методическая разработка  по истории создания  Всесоюзной пионерской организации....

Учебно-методическая разработка ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ для учащихся 7 класса

Диагностическая конрольная работа по теме "Основание Санкт-Петербурга" предназначена для учащихся 7 класса, изучающих предмет "История и культура Санкт-Петербурга. Включает три блока заданий для двух...

РАЗРАБОТКА ФОРМАТОК ДЛЯ КОНСТРУКТОРСКИХ ДОКУМЕНТОВ Методическая разработка к лабораторным работам по МДК 01.02. “ Проектирование цифровых устройств“

В пособии рассмотрен метод  разработки необходимых для конструкторских документов  основных надписей  (по ...

Методическая разработка "Особенности постановочной работы в детском хореографическом коллективе. Методические рекомендации преподавателям."

В данной работе можно ознакомиться с возрастными  физиологическими и психологическими особенностями детей разного возраста, методами работы, принципами выбора музыкального материала и тематики хо...

Методическая статья по теме "Работа над ошибками на уроках русского языка"

Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка....

"Методическая разработка мероприятия "ПОИСК РАБОТЫ – ТОЖЕ РАБОТА"

Цель: подготовить  обучающихся  к ситуациям, когда возникают проблемы, возникающие в процессе поиска работы, помочь расставить цели и приоритеты.Задачи: 1.Способствовать формированию своих п...