Реализация ФГОС ООО на уроках математики
статья на тему

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования формулируют требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы общего образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_fgos_ooo_na_urokah_matematiki.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС на уроках математики : проблемы и перспективы

 

 

Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры. Поэтому приоритетной задачей внедрения ФГОС основного общего образования является достижение нового современного качества и эффективности образования, что предполагает не только усвоение обучающимися суммы знаний, умений и навыков, но и формирование ключевых компетентностей.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования формулируют требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы общего образования .

Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно значимых задач. (слайд переход)

С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ.

Образование в 5-6 классах школы является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Сегодня оно закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно обучение в 5-6 классах должно обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. (слайд)

Основная цель обучения математике в условиях реализации ФГОС ООО состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Исходя из общих положений концепции математического образования, курс математики 5-6 класса призван решать следующие задачи:

– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

– сформировать умение учиться;

– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

– сформировать устойчивый интерес к математике;

– выявить и развить математические и творческие способности.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, ориентирован главным образом на предметную (практическую) деятельность обучающихся.

Основными принципами построения школьного курса математики на основе системно-деятельностного подхода должны быть:

  • принцип системного построения курса математики;
  • принцип описания курса математики в единстве общего, особенного и единичного;
  • принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности обучения курсу математики;
  • принцип предметной деятельности при изучении курса математики;
  • принцип развивающего обучения.

Следующий вопрос, который я хотела бы осветить это вопрос проведения уроков в рамках ФГОС

 Особенностями современного урока математики является логика построения деятельности учащихся: мотивация, постановка учебной задачи, осознанное выполнение различных действий, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Обязательное условие – атмосфера сотрудничества детей с учителем и друг с другом. Изучение математики должно быть направлено на достижение определенных целей: математическое развитие школьника, освоение математических знаний, воспитание интереса к математике, использование знаний в повседневной жизни. На уроке математики основными видами учебной деятельности являются моделирование ситуаций, обнаружение моделей, математических процессов зависимостей в окружающем мире, прогнозирование результатов вычислений, сравнение разных способов вычислений, выбор удобного способа решения. Составление алгоритма, поиск, обнаружение и устранение ошибок дает ребенку возможность структурировать изучаемый материал, самостоятельно возвращаться к информации в учебнике.

Новизна современного урока математики должна заключаться в организации индивидуальных и групповых форм работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Требования, предъявляемые к современному уроку математики:

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремления учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи.

Универсальные учебные действия - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности. Они обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

 

Действия учителя, позволяющие сформировать универсальные учебные действия:

1. Для развития умения оценивать свою работу учащиеся вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает учащихся к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает учащихся приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке учащихся, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с учащимися определяет цель урока.

7. Учитель учит учащихся тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления учащихся. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит учащихся оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважению мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и учащийся общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учитель учит учащихся планировать свою работу и свой досуг.

Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя, эффективность решения которой зависит от его профессиональной компетентности в области педагогического проектирования учебно-методической документации, технологии обучения и ее реализации.

Виды заданий, формирующие универсальные учебные действия

Виды УУД

Виды заданий

Личностные

участие в проектах;

подведение итогов урока;

творческие задания;

мысленное воспроизведение картины, ситуации;

самооценка события, происшествия;

дневники достижений

Познавательные

«Найди отличия» (можно задать их количество);

«Поиск лишнего»;

«Лабиринты»;

«Цепочки»;

хитроумные решения;

составление схем-опор;

работа с разного вида таблицами;

составление и распознавание диаграмм;

работа со словарями

Регулятивные

«Преднамеренные ошибки»;

поиск информации в предложенных источниках;

взаимоконтроль;

взаимный диктант (метод М. Г. Булановской);

диспут;

заучивание материала наизусть в классе;

«Ищу ошибки»;

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

Коммуникативные

составь задание партнеру;

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

магнитофонный опрос;

«Отгадай, о ком говорим»;

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...», …

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

«… Заметный эффект уроки математики (как и всякой другой науки) могут дать только при том условии, что учитель достаточно хорошо знает свою науку, ее методологию и ее историю, имеет достаточный педагогический такт и опыт и, наконец, сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые он собирается воспитывать в своих учениках…» [Хинчин А.Я. О развивающем эффекте уроков математики /Математика в школе. – 1962. – № 3. – С. 30–44.].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация межпредметных связей на уроках математики в 5 - 8 классах в рамках ФГОС

В работе показано преимущество использования интергрированных уроков...

Формирование мотивации к изучению математики посредством реализации межпредметных связей на уроках математики и во внеурочной деятельности

Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до...

Тема: "Роль индивидуальной и дифференцированной работы – путь к развитию творческого потенциала ученика и учителя в рамках реализации ФГОС ООО на уроках математики"

Тема: "Роль  индивидуальной и дифференцированной работы – путь к развитию творческого потенциала ученика и учителя в рамках реализации ФГОС ООО  на уроках математики"...

Принцип разноуровневого обучения при реализации ФГОС СОО на уроках математики в старших классах

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС(Урок открытия нового знания)...

Реализации ФГОС ООО на уроках математики

Сообщениена методическом объединении на тему "Реализация ФГОС ООО на уроках математики"...

Эффективные образовательные технологии в рамках реализации ФГОС ООО на уроках математики и информатики и ИКТ

В «Концепции модернизации российского образования», в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» чётко сформулированы требования к современной школе, и обоснова...

«Реализация деятельностного подхода на уроках математики в условиях перехода на ФГОС через применение мобильных приложений»

Ссылки для уроков, создание условий для повышения   интереса учащихся к предмету математики через использование мобильных приложений....