Речь учителя-логопеда, как образец
статья по теме

Огромное влияние на развитие речи обучающихся оказывает речь взрослых, которые его окружают. Особое значение приобретает речь учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_uchitelya-logopeda.docx12.78 КБ

Предварительный просмотр:

Речь учителя-логопеда, как образец

Огромное значение на развитие речи детей оказывает речь взрослых, которые его окружают каждый день: родители, воспитатели и логопед. Поэтому логопед и воспитатели должны быть образцом, вследствие этого к речи взрослых предъявляются следующие требования.

Речь взрослого должна быть размеренной и неторопливой. Спокойный, немного замедленный темп речи взрослого помогает более полному пониманию её детьми. Выразительность и эмоциональность речи достигается за счёт повышения и понижения голоса в определенных местах, к которым необходимо обратить внимание ребенка.

Достаточно ясно должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения.
Важно помнить, что дети усваивают интонационную сторону речи на основе подражания.

Подражая речи взрослого, дети учатся интонационно окрашивать свою речь, ставить паузы, логические ударения.

По своему смыслу речь логопеда должна быть простой и понятной для детей. Самое главное, чтобы в речи логопеда были слова, которые должны быть усвоены детьми на данном занятии. Одновременно с этим речь взрослого не должна быть упрощённой: в неё необходимо включать речевой материал, который находится в зоне ближайшего развития ребёнка. У ребёнка должно быть наличие слов и словосочетаний в пассивной речи, но отсутствие их в активной.

Ещё один из важных моментов то, как логопед доносит до детей речевой образец. Очень часто можно видеть, что в процессе занятия нет взаимосвязи между речью логопеда и ребёнка. Логопед думает, что дети его слышат и постепенно усваивают преподнесённый материал. Но это далеко не так! Детей надо специально учить пользоваться данным речевым образцом. Для этого необходимо посмотреть, как дети отвечают на вопросы взрослого: пользуются ли словами из речевого образца и научить детей применять в активной речи новые слова. Коррекция проводится так: логопед обращает внимание детей к содержательной стороне своей речи и интонационно выделяет те слова, которые надо запомнить. Затем, когда дети отвечают на вопросы, логопед помогают вспомнить им эти слова.

Говоря о требованиях к речи логопеда, необходимо помнить, что они должны соблюдаться не только на занятиях, но и в других режимных моментах. Но бывают ситуации, что логопед контролирует свою речь только на занятии, и даже более того в той части, когда идёт процесс обучения, и детям взрослый предъявляет образец построения ответа или пересказа. В другое время, особенно делая детям замечания, речь логопеда изменяется по темпу и содержанию.

И последнее требование к речи взрослого заключается в её дозировке. Очень жаль, что достаточно часто в группах для детей с общим недоразвитием речи логопед говорит слишком много, а дети, наоборот очень мало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.

В статье представлены  варианты коммуникативных игр, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры...

Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...