Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год
учебно-методический материал на тему

Анализ МО 2016-2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_analiz_2017.docx56.78 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №9» р. п. Переяславка

Аналитическая справка

о деятельности

 методического объединения

учителей начальных классов

за 2016-2017 учебный год

2016-2017 уч. год

Аналитическая справка

о деятельности методического объединения

учителей начальных классов

за 2016-2017 учебный год

В 2016-2017 учебном году деятельность методического объединения учителей начальных классов осуществлялась в соответствии с годовым планом работы школы.  В течение учебного года педагоги работали над методической темой:

«Комплексная коррекция и социализация личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС».

Цель: Развитие профессиональной компетентности педагога начальной школы в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

1. Оказание методической помощи учителям начальных классов в процессе перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт. Организация образовательного процесса по новому ФГОС.

2. Повышать профессиональное мастерство учителей.

3. Совершенствовать современный урок в коррекционной школе, повышать его эффективность, применяя современные технологии.

4. Продолжить работу по реализации принципа личностно – ориентированного подхода в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.

5. Создание условий для творчества учителей и обучающихся (участие во всевозможных конкурсах, выставках, конференциях, семинарах)

6. Совершенствовать методику работы учителей на основе информационных технологий.

7.Продолжить работу над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.

В состав МО  учителей начальных классов входят  6  учителей, 4 учителя- логопеда, 2 тьютора.        

Состав МО учителей начального звена

Ф.И.О.

Образование

Должность

Тема по

самообразованию

1

Иванькова Ольга Юрьевна

Высшее педагогическое

Учитель 1 класса

«Сказкотерапия в работе с обучающимися с умственной отсталостью в младших классах»

2

Мельникова Мария Сергеевна

Высшее педагогическое

Учитель 2 класса

«Использование здоровьесберегающих технологий в структуре урока»

3

Ушакова Радмила Николаевна

Высшее педагогическое

Учитель 3 класса

«Метод учебного проекта как средство социализации детей с ОВЗ»

4

Скрябина Надежда Серафимовна

Среднее профессиональное

Учитель 4 класса

«Использование проектного метода на уроках письма и развития речи»

5

Журавлёва Наталья Владимировна

Высшее педагогическое

Учитель надомного обучения

«Личностно-ориентированный урок: технология проведения»

6

Мартынова Елена Борисовна

Среднее профессиональное

Учитель надомного обучения

«Развитие навыка чтения у обучающихся надомного обучения с умственной отсталостью»

7

Климченко Светлана Рэмовна

Высшее педагогическое

Учитель-логопед

«Логопедическая работа  с детьми с СНР 1 уровня»

8

Васкевич Оксана Владимировна

Высшее педагогическое

Учитель-логопед

«Профилактика дислексии и дисграфии в начальной школе»

9

Васкевич Наталья Анатольевна

Высшее педагогическое

Учитель-логопед

«Развитие звуковой стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью»

10

Пономаренко Оксана Александровна

Высшее педагогическое

Учитель-логопед

«Формирование самостоятельной письменной речи у детей с умственной отсталостью»

11

Трифонова Валерия Владимировна

Высшее педагогическое

Тьютор 1 класса

«Формирование культуры здоровья у обучающихся с умственной отсталостью в начальной школе»

12

Малиновская Оксана Александровна

Высшее педагогическое

Тьютор 2 класса

«Воспитание личностных качеств посредством развития индивидуальных интересов и способностей младших школьников»

Основными формами работы по повышению профессионального уровня педагогов стали:

  • Открытые уроки.
  • Организация предметной недели, недели логопедии.
  • Доклады и сообщения из опыта работы.
  • Разработка рекомендаций, инструкций, наглядных пособий.
  • Участие в семинарах, конкурсах, проектах.
  • Прохождение  курсовой переподготовки.
  • Участие в заседаниях МО начальных классов.
  • Самообразование, обобщение опыта собственной педагогической деятельности.
  • Консультации, исследовательская работа, подготовка мультимедийных материалов.
  • Прохождение аттестации.

Анализируя работу МО учителей начальных классов можно сделать вывод, что в коллективе создана атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Учителя активно делились, обменивались приобретенным опытом со своими коллегами, знакомились с нормативными документами, обсуждали вопросы адаптации обучающихся, преемственности в обучении и воспитании школьников, обменивались опытом по использованию современных образовательных технологий в процессе урочной и внеурочной деятельности, слушали и обсуждали отчёты учителей по темам самообразования, делились своим педагогическим мастерством. На заседаниях МО уделялось также большое внимание работе учителей по воспитанию у обучающихся культуры поведения и общения, по подготовке и проведению разнообразных классных и школьных мероприятий.   В течение года решались текущие вопросы, велась необходимая документация. Методическая работа носила непрерывный характер и велась в   соответствии с планом.

Было проведено 5 заседаний МО, три из которых были тематическими. Рассматривались следующие темы:

«Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при реализации АООП»  (Доклад: Ушакова Р.Н.)    

"Организация ситуации успеха на уроке. Каковы приёмы и методы?" (Доклад: Ушакова Р.Н.)

 «Экологическое воспитание, как одно из ведущих направлений развития личности умственно-отсталого школьника» (Доклад: Мартынова Е.Б.)

 Выступления коллег обсуждались на заседаниях, выполнялись практические задания, каждый имел возможность высказать своё мнение, поделиться личным опытом по теме.

Внеклассная работа. 

В течение года младшие школьники  очень активно участвовали  в  школьных, муниципальных, краевых, всероссийских и международных  конкурсах, мероприятиях, олимпиадах, предметных неделях.  

Диплом победителя в номинации «Исполнительское мастерство» получила Незнанова Алина в краевом фестивале «Приамурские узоры».

Ибрагимов Александр диплом 1 степени во всероссийской олимпиаде «Подари знание».

Кирий Денис, Мельников Илья, Ибрагимов Александр дипломы 1 степени в международной олимпиаде «Зима – 2017» по чтению и развитию речи.

Иванов М., Ибрагимов С., Мельников И., Ибрагимова К., Деркач С. в международной олимпиаде по математике получили дипломы 2 и 3 степени.

Диплом 1 степени получил Ибрагимов Александр во всероссийской олимпиаде «Подари знание», посвящённой 23 февраля.

В краевом конкурсе детского рисунка «Откроем книг страницы» сертификаты участников получили Чихарев А., Илюшина Н., Деркач С., Иванов М.

Сертификаты за участие в краевом конкурсе «Мамины ладошки» получили: Берестовенко Н., Балышева Д., Вербицкий Д., Деркач С., Ибрагимова К., Незнанова А., Шилкина А. Орешкин Е. диплом в номинации «Свой взгляд».

В краевом конкурсе экологических плакатов «Водное богатство» диплом в номинации «Оригинальность идеи» Орешкин Е, Чихарев А.

В краевом конкурсе «Удивительный мир животных» в номинации «Волшебная игла» диплом 1 степени получила Балышева Д., в номинации «Чудеса природы» дипломы 2 и 3 степени получили Деркач С., Мельников И., Ибрагимов А.

В краевом фотоконкурсе «Первые шаги в искусстве» диплом 1 степени Горбунов М.

26 апреля ученики начальных классов приняли участие в краевом конкурсе концертных программ «В каждом ребёнке звезда».

В районном конкурсе поделок из пластилина «Осенняя мастерская» приняли участие ученики 1, 2 классов.

В благотворительной акции «Твори добро», посвящённом Дню матери приняли участие: Чихарев А., Мельников И., Берестовенко Н, Горбунов М., Незнанова А., Ибрагимов А., Ятский Д.

В феврале прошёл первый школьный этап конкурса чтецов «Есть такая профессия – Родину защищать», в котором  приняли участие  ребята 2, 3, 4 классов. В результате обучающиеся 2 и 3 класса Чихарев А., Иванов М. стали победителями и приняли участие в краевом конкурсе.

В апреле обучающиеся 2 и 3 класса приняли участие в поселковом конкурсе чтецов «Про всё на свете», посвящённом творчеству Чуковского и Маршака. Им были вручены дипломы 1 степени и памятные подарки.

Чтобы ребята приняли участие во всех этих мероприятиях, педагоги начального звена приложили огромные усилия, готовили своих учеников не считаясь со своим личным временем.

Удовлетворение интересов и потребностей обучающихся младших классов в дополнительном образовании также учитывалось педагогами. Создание кружков по интересам на базе нашей школы помогло в обеспечении интересного досуга и способствовало развитию младших школьников. В 2016-2017 учебном году обучающиеся 1-4 классов посещали кружки : «Петрушка» (руководитель: Мельникова М.С.), «Юный цветовод» (руководитель: Саблина Е.В.), «Весёлый Карлсон», «Экологический патруль» (руководитель: Макарова Е.С.), «Радуга танца» (руководитель: Садовская М.Н.), «Изостудия» (руководитель: Шипова Ю.Б.), «Чудеса своими руками» (руководитель: Цой А.П.), «Хозяюшка» (руководитель: Зашко В.Ф.), «Мукосолька» (руководитель: Крестюк Н.М.), ОФП (руководитель: Косинец А.Ф.)

 В течение года младшее звено работало над проектом по ПДД «Детям знать положено!» (руководитель проекта: Ушакова Р.Н.)

Цель проекта: формирование у обучающихся навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Задачи проекта:

  • Усвоение младшими школьниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
  • Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров.
  • Закрепить знания о работе светофора.
  • Подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.
  • Развивать интерес родителей к совместному с ребенком познанию правил личной безопасности детей, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить детей в семье.

Предполагаемые результаты:

  • Понимание обучающимися того, что несоблюдение правил дорожного движения может привести к беде.
  • Более активное включение родителей в процесс воспитания и обучения детей правилам дорожного движения.
  • Безопасное поведение детей на улице.
  • Расширение словарного запаса  по лексическим темам: «Безопасность дорожного движения», «Транспорт в городе», «Профессии на транспорте».
  • Систематизировать представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках.
  • Изготовить настольные игры, макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
  • Повысить компетентность родителей в вопросах, касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах поселка.
  • Развивать  у обучающихся навыки проектной деятельности.

  Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно–транспортного  травматизма.

Реализация проекта осуществлялась через специально организованную деятельность: тематические развлечения, комплексные занятия и через совместную деятельность педагога с детьми, их родителями (беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии, игры -  викторины, сюжетно – ролевые игры, игры – соревнования, праздники, встречи, оформление уголка по ПДД).

Этапы подготовки и реализации проекта.

Месяц

Содержание

Форма работы

Тема

Ответственный

Сентябрь

1.Разработка идеи проекта, обсуждение вариантов его дальнейшего практического применения

2.Встреча с инспектором ГИБДД Поночевной Л.В.

Мозговой штурм

Урок знаний для 1 класса

Определение темы и идеи проекта, создание инициативной группы

«Посвящение в пешеходы»

Руководитель МО Ушакова Р.Н.

Соц.педагог Луценко М.В.

Октябрь

1.Оформление проекта

2.Разработка анкеты для учащихся и их родителей.

3.Проведение анкетирования среди родителей и обучающихся 1-4 кл.

4.Обработка и анализ данных анкетирования

Оформление проекта в печатном и электронном виде

Опрос и анкетирование

Социальный проект по ПДД «Детям знать положено!»

«Знаешь ли ты правила дорожного движения?»

Руководитель МО    Ушакова Р.Н.

Руководитель МО    Ушакова Р.Н.

Классные руководители 1-4 классов

Руководитель МО    Ушакова Р.Н.

Ноябрь

1.Получение знаний по ПДД с использованием современных интерактивных технологий.

2.Чтение художественной  литературы.

3.Закрепление знаний по ПДД, используя инсценирование

4. Работа с родителями

Внеклассное мероприятие

(игра)

Внеурочное занятие

Инсценировка сказки по ПДД

Консультации, беседы

«В стране Светофории»

А.Дорохов «Зеленый, желтый, красный».

«Светофор»

«Советы родителям школьников»

Руководитель МО    Ушакова Р.Н., учителя.

Учителя 1-4 классов, надомного обучения

Учитель 2 класса

Мельникова М.С.

Учителя 1-4 классов, надомного обучения

Декабрь

1.Изготовление настольный игры

2. Чтение художественной  литературы

3. Занятие в уголке ПДД

Практикум

Внеурочное занятие

Игра по станциям

«Дорожное лото»

«Дядя Степа -милиционер»

«Дорога полна неожиданностей»

Ушакова Р.Н.

Учителя начальных классов, надомного обучения

Январь

1. Чтение художественной  литературы

2. Иллюстрации к прочитанному  произведению.

3. Занятие на площадке по ПДД

4.Взаимодействие со специалистами ДК «Юбилейный»

Внеурочное занятие

Рисование

Игра-соревнование

С.Михалков «Моя улица»

«Моя улица»

«Переходим улицу»

«Азбука пешехода»

Учителя начальных классов, надомного обучения

ЗВР Савочка В.А.

Ткаченко Е.Н.

Февраль

1. Чтение и обсуждение произведения.

2. Рисование

3.Взаимодействие с мед. службой

Внеурочное занятие

Конкурс рисунков

Беседа

А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»

«Знаем правила движенья, как таблицу умноженья»

«Безопасность на ж.д. транспорте»

Учителя

Врач-педиатр

Асаченко Т.А.

Март

1. Встреча с инспектором Поночевной Л.В.

2.Проведение игры по ПДД

4.ГИБДД. Знакомство с учреждением.      

Беседа

Сюжетно-ролевая игра

Экскурсия

«Осторожно, каникулы!»

«Водители и пешеходы»

Соц.педагог

Луценко М.В.

Учителя

Инспектор Поночевная Л.В.

Апрель

1. Чтение художественной  литературы

2.Проведение викторины в 1-4 классах

3.Встреча со специалистами Молодёжного центра

Внеурочное занятие

Викторина

Конкурсная программа

Г.Георгиев «Светофор»

«Знатоки дорожного движения»

«Пешеходы»

Классные руководители 1-4 классов

Учителя-логопеды

ЗВР Савочка В.А.

Психолог Краснопольская Н.В.

Май

1.Разработка памятки по безопасности пешеходов для обучающихся младших классов

2.Встреча с инспектором ГИБДД Поночевной Л.В.

3.Обобщение знаний по ПДД

Практикум

Беседа

Олимпиада

«Знаю правила дорожного  движения – сохраняю жизнь»

«Летние каникулы. Меры безопасности»

«Знатоки ПДД»

Руководитель МО Ушакова Р.Н.

Соц.педагог

Луценко М.В.

Участники МО начальных классов

Практически все запланированные мероприятия были проведены, цель и задачи проекта реализованы. Не удалось провести экскурсию в ГИБДД, а также совместные мероприятия со специалистами Молодёжного центра, кинотеатра «Юбилейный» по причине их загруженности. По результатам итогового мероприятия «Летние каникулы. Меры безопасности», проведённого инспектором ГИБДД Поночевной Л.В., дети стали лучше ориентироваться в правилах поведения на улице, на дороге, видах транспорта, дорожных знаках. На мероприятии они активно и правильно отвечали на вопросы инспектора.

Также, в течение года работали над проектом «Пани» (руководитель Иванькова О.Ю.). Данный проект имел социальную направленность, в которой присутствовали новые формы работы с детьми с ОВЗ.

Целью проекта было создание новых условий развития детей с ОВЗ для дельнейшей социализации посредством освоения программы по направлению декоративно-прикладного искусства малых народностей, проживающих в Хабаровском крае.

Задачи проекта.

- Разработать программу работы с детьми по освоению навыков создания изделий декоративно - прикладного творчества;

-Приобрести необходимые материалы и инструменты для работы по направлению декоративно-прикладного творчества;

-Приобщить к культуре народов Хабаровского края через творческие встречи с коллективом «Эвэлэн», беседы, посещение музеев, встречи с жителями с. Сикачи-Алян;

-Провести выставку - конкурс   творческих работ среди учащихся школы – интерната «Творение души»;

Работая по программе развития моторики у детей с ОВЗ, педагоги стремились  применить новые технологии в развитии личности ребёнка, что в конечном итоге благотворно сказалось на дальнейшей его судьбе в плане социализации.

В проекте принимали участие обучающиеся 1-6 классов школы-интерната №9 п. Переяславка.

Особенность проекта - объединение системы урочной и внеурочной деятельности в приобщении младших школьников от класса к классу к истокам национальной культуры, литературы,  искусства, природы. Кроме того, реализация проекта дает возможность развивать личностные качества школьников, формировать универсальные учебные умения через приобщение к культуре.

В ходе реализации проекта предполагалось осуществить следующие мероприятия, поделив выполнение проекта на несколько этапов:

Подготовительный:

-Заключение договоров о сотрудничестве с партнёрами по проекту;

-Разработка программы  обучения детей рукоделию, в которую будет включены занятия по бисероплетению, вязанию крючком и вышивке по возрастным группам;

-Разработка программы по изучению культуры, обычаев, быта коренных  народов, проживающих в Хабаровском крае;

- статьи в СМИ

 Основной:

- чтение сказок народов Дальнего Востока;

- мастер - классы по бисероплетению, вышивке орнаментов

-обучение технологиям работы с бисером;

- посещение музея им. Гродеково в г. Хабаровске (поощрение); 

- посещение краеведческого музея р.п. Переяславка;

- выезд в село Сикачи-Алян для просмотра петроглифов (поощрение);

-  просмотр мультфильмов на этническую тематику (пластилиновый мультфильм «Петроглифы»).

- вышивание орнаментов коренных народностей на ткани.

Заключительный этап:

- персональная выставка работ обучающихся;

- подведение итогов и награждение детей;

- фотоотчет;

- статья в СМИ

 результаты:

-Обучено рукоделию 59 детей с ОВЗ с 1 по 6 классы;

-Создана коллекция изделий из бисера и вышитых узоров

- Созданы условия для планомерного развития по дополнительному образованию детей (материальная база);

-Проведено 2 экскурсии в музеи;

- Прочитано 3 сказки и легенды о быте, культуре, традициях, обычаях народов Дальнего Востока;

-Проведена выставка работ детей;

-Создан уголок музейных экспонатов по культуре и быту коренных народностей Хабаровского края.

Проект «Пани» был поддержан грантом администрации района имени Лазо в размере 30 тысяч рублей, на эту сумму были приобретены материалы для бисероплетения.

По окончанию проекта каждый ребенок получил благодарственное письмо за участие, а лучшие ученики были удостоены  грамотами си памятными подарками. В конце мероприятия все ребята отправились на чаепитие.

Журавлёва Н.В., Скрябина Н.С. работали над проектом «Ветераны-рядом», который является составной частью общешкольного проекта    «Память сердца». Рассчитан на 2 года.

Цель проекта: взаимодействие и сотрудничество ветеранов педагогического труда и обучающихся школы с целью формирования у них развития духовно-нравственных  ценностей.

Мельникова М.С. на классе реализовала ряд краткосрочных проектов: «Удивительное рядом», Весна-красна», «Экология» (1 место), «Зимушка-зима» (1 место).

Мартынова Е. Б. проводила со своими учениками проект «Покормите птиц зимой».

  26.12.2016 года на базе нашей школы был проведён краевой  семинар на тему: «Включение педагога в инновационную деятельность в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, обобщение и распространение опыта образовательных организаций.

Педагоги начального звена приняли активное участие в проведении семинара.

Мельникова М.С. была хозяйкой, спикером дискуссионной площадки учителей начальных классов.

Ушакова Р.Н. выступила с докладом «Формирование жизненных компетенций у у/о обучающихся начальных классов через проектную деятельность в свете реализации ФГОС». Она обобщила опыт работы начального звена в проектной деятельности за текущий учебный год.

Иванькова О.Ю. поделилась опытом работы по реализации проекта «Пани», поддержанного грантом районной администрации.

Также на семинаре выступали, делились опытом работы коллеги из Хабаровских коррекционных школ-интернатов №3 и №5.

На площадке воспитателей Журавлёва Н.В. делилась опытом работы по реализации проекта «Память сердца» и «Ветераны-рядом».

На площадке педагогов группы сопровождения Климченко С.Р. выступила с докладом «Метод проектов как способ организации совместной работы учителя-логопеда и учителя-предметника по формированию коммуникативных навыков».

Васкевич О.В. также делилась опытом работы по теме: «Метод проектов в работе учителя-логопеда».

С 07.02 по 14.02  2017 года была проведена неделя  логопедии «Логопедические придумки». Были охвачены обучающиеся с 1 по 7 классы.

Цель: повышение интереса к логопедическим занятиям и развитие мотивации речи.

При её проведении решались следующие задачи:

-формировать практические умения и навыки у детей пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

-расширить кругозор обучающихся посредством внеклассной организации игровой деятельности;

-создать условия для активного участия обучающихся в школьных мероприятиях;

-обеспечить методическое сопровождение педагогов, родителей по коррекции нарушений в речевом развитии;

-привлечь  педагогов и родителей к более тесному сотрудничеству.

Во вторник 07.02 по классам прошли мероприятия, связанные с открытием логопедической недели. Учителя-логопеды познакомили участников с программой недели, целями и задачами. С учётом возрастных особенностей и интересов прошли мероприятия с 1 по 7 классы в течение всей недели. Они отличались по форме проведения: олимпиады, логопедические переменки, посиделки, викторины, путешествия, выполнение творческих заданий, диктанты, логопедический тренинг. При проведении недели  были использованы все формы логопедической работы: групповые, индивидуальные, подгрупповые. Наряду с наглядными и словесными методами широко использовались игровые технологии, осуществлялся деятельностный подход. Широко использовались ИКТ.

В ходе недели отмечалась тесная совместная работа учителя-логопеда Климченко С.Р. и учителя 1 класса Иваньковой О.Ю., тьютора Трифоновой В.В., учителя-логопеда Васкевич О.В. и учителя 2 класса Мельниковой М.С., тьютора Малиновской О.В., учителя-логопеда Пономаренко О.А. и учителя 3 класса Ушаковой Р.Н., учителя-логопеда Васкевич Н.А. и учителя 4 класса Скрябиной Н.С. Педагоги посещали мероприятия и принимали участие в их проведении.

Поставленные цель и задачи были полностью реализованы, все дети были активны на протяжении всей недели. На закрытии  были подведены итоги, отмечены самые активные участники.

Проведение “Логопедической недели” повысило эффективность коррекционной логопедической работы, активизировало, сблизило ребят и взрослых, дало эмоциональный настрой для обучения, способствовало проявлению чувств, развитию познавательных способностей, любознательности,  вызвало интерес к обучению.

       

18 апреля 2017 года в школе был проведён районный семинар «Обеспечение позитивной динамики образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), где также самое активное участие приняли педагоги МО начальных классов.

Мельникова М.С. провела открытый урок математики «Вычитание в пределах 20». Трифонова В.В. провела открытое внеурочное занятие «Правила личной гигиены. Гигиена человека». Ушакова Р.Н. выступила с докладом на тему: «Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализации». На площадке службы сопровождения Климченко С.Р. провела мастер-класс «Заседание ШПМПк». Васкевич О.В. показала коллегам индивидуальное логопедическое занятие «Домашние животные».

 С 17 по 24 апреля  в школе – интернате проводился тематический проект  под названием «Давайте будем беречь планету!  Во всей Вселенной похожей нету». Этот проект объединил традиционную неделю экологии и неделю начальных классов. 

Цель мини проекта: 

  •  совершенствовать знания, которые помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить её, по возможности научиться беречь и стремиться охранять планету Земля;
  • способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, внимания, творческих способностей.
  • пробудить любовь к своей малой Родине – району им. Лазо, Хабаровскому краю; расширить кругозор детей с ограниченными возможностями в области краеведения;

Проект был проведен в указанные сроки, согласно утверждённому плану. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных задач.

Участвовали в проекте обучающиеся с 1 по 9 классы.

В первый день, 17 апреля, мини проект начался с того, что классные руководители вместе с обучающимися получили буклеты с заданиями, которые нужно было выполнить в течение недели. На стенде в школе вывешено объявление с планом работы мини проекта.  

Был выпущен календарь апреля, где были обозначены экологические даты, отмечаемые в апреле. Цель этого мероприятия - формирование представления об уровне ответственности каждого человека за состояние окружающей среды через знакомство с экологическим календарём.

 В этот же день было проведено благоустройство школьной территории- экологическая акция, приуроченная к всероссийскому субботнику «Моя школа – частица моей планеты». Экологический десант на пришкольной территории прошел организованно. Приняли участие все классы под руководством классных руководителей, учителей надомного обучения.

На стенде были вывешены кроссворды и ребусы «Загадки природы». Ребята в течении недели их разгадывали. При такой форме внеклассной работы у детей развивается мышление, сообразительность, практические умения, познавательный интерес.

Была организована выставка детских работ «Берегите природу» с целью развития творческих способностей обучающихся.  Лучшие  работы  были отобраны и вывешены на школьный стенд. В этом конкурсе особенно активны были учащиеся 2 класса Чихарев А, Орешкин С, Бердникоа А, Цурупа В, Короленко К.

По классам были проведены мероприятия на экологическую тему. Это экологическая игра – викторина «Знатоки Хабаровского края» и «Природа просит о помощи», где обучающиеся смогли проверить и углубить знания  о живой природе,  говорили о значении природы в жизни человека, о необходимости сохранять Землю чистой, развивали сообразительность, быструю реакцию, фантазию, а также  учились работать в командах.

С целью развития познавательного интереса к экологии  и  совместной работы с общественными организациями был организован выход в районную центральную библиотеку с 1 по 4 класс. Сотрудники библиотеки  провели развлекательно – познавательную программу «Зеленое чудо земли», где ребята узнали много интересной информации о растениях, животных, повторили правила поведения в лесу, говорили об охране природы. Такие  внеклассные формы работы хорошо влияют на социальную адаптацию наших обучающихся и надолго остаются в памяти детей, расширяют их кругозор и формируют экологическую культуру.

22 апреля в школе прошло итоговое  мероприятие в форме игровой программы  «По экологической тропе»  (ответственная: Ушакова Р.Н  и классные руководители  1 - 4 классов). Цель мероприятия - привить обучающимся культуру поведения в лесу, напомнить о разнообразных дарах, которые даёт лес человеку и умело их использовать.

Ребята со своими классными руководителями совершили путешествие по экологической тропе (по школе) и остановились на различных привалах (в  кабинетах), которые нужно было найти по опознавательным знакам. На привалах выполняли различные задания, зарабатывали баллы и боролись за личное первенство. Всех ребят очень увлекло это мероприятие, они активно участвовали на всех этапах и старались принести своему классу наибольшее количество баллов. Классные руководители активно организовывали во время передвижения по привалам  своих ребят и всячески старались им помочь. Победителей нет, победила дружба, все классы показали хорошие знания и умения в экологической направленности, все отмечены грамотами за активное участие.

24 апреля проведён ФОТОКРОСС «Нас окружает весна!»

Ребята совместно с классными руководителями показали в своих фотографиях  креативность и оригинальность идей, их соответствие тематике. Результат фотокросса был оформлен и вывешен на стенд школы.

    В завершении мини проекта была выпущена газета «Экологический вернисаж» и  вывешена на школьный стенд, где обучающиеся могли видеть своё участие, еще раз вспомнить об увлекательных, познавательных мероприятиях, которые сделали мини проект интересным и запоминающимся.

  Чтобы повысить интерес обучающихся  к проведению мини проекта Недели Экологии в будущем, отличившимся ребятам в своих знаниях и активности, на линейке вручили грамоты.

Вывод:

        В целом  мини проект  прошел успешно. Поставленные цель и задачи были выполнены.   Все мероприятия были направлены на повышение интереса обучающихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.  Обучающиеся могли проявить свою фантазию, творчество  и знания, а через игру у ребят воспитывался интерес к родному краю и экологическая культура.

Все педагоги творчески отнеслись к проведению тематической недели,  мероприятия проведены на достаточно высоком уровне, проделана большая подготовительная работа, задействованы все ученики.

На всех мероприятиях использовались мультимедийные презентации, интерактивная доска, которые расширили возможности учителей в раскрытии тем мероприятий, сделали их более яркими и интересными для детей.

Мероприятия были подобраны с учётом развития и особенностей обучающихся. Они способствовали развитию познавательной и творческой активности,  прививали навыки коммуникативного общения.

В конце мая провели  праздники: «Прощание с букварем» для 1 класса (учитель Иванькова О.Ю.) , «Прощание с начальной школой» для 4 класса  (учитель Скрябина Н.С.).

Классные уголки в течение года были действующими, яркими, интересными, отражали жизнь класса, соответствовали возрасту и интересам учащихся начальных классов.

Огромную роль в повышении профессионального уровня педагогов играет их самообразование. В 2016-2017 учебном году каждый учитель работал над интересующей его методической темой, связанной с единой методической темой начальных классов и общешкольной темой. Своими достижениями и педагогическими находками учителя, исходя из темы самообразования, делились на семинарах и заседаниях МО учителей начальных классов.

Ф. И. О.

Тема

Форма отчёта

Журавлёва Н.В.

«Личностно-ориентированный урок: технология проведения»

Обобщение опыта на МО

Ушакова Р.Н.

«Метод учебного проекта как средство социализации детей с ОВЗ»

Обобщение опыта на МО

Иванькова О.Ю.

«Развитие звуковой стороны речи при работе с текстом на индивидуальных занятиях»

Презентация, отчёт о проделанной работе

Мартынова Е.Б.

«Развитие графических навыков у учащихся с нарушением интеллекта»

Доклад на МО

 Работа учителей над темой самообразования носит практический характер и направлена на совершенствование профессионального мастерства педагогов. Результатом деятельности становится повышение качества образования в начальной школе, развитие и социализация личности младших школьников.

Среди проблем, связанных с работой над самообразованием, следует выделить следующие:

- недостаточно активная работа по обобщению лучшего опыта.

Решить данные проблемы можно через организацию инструктивно-методических совещаний по вопросам планирования работы над самообразованием и обобщением опыта своей деятельности. На каждом заседании методического объединения необходимо заслушивать сообщения учителей о ходе и результатах работы над темой самообразования.

Анализ состояния преподавания предметов в начальной школе.

В 2016-2017 учебном году контроль качества обучения в начальной школе осуществлялся согласно плану внутришкольного контроля (ВШК).

На уроках учителя используют современные коррекционно - развивающие технологии, которые направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков обучающихся, способствуют усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности. Следует отметить, что учителями начальных классов ведется целенаправленная работа по формированию у обучающихся специальных и общеучебных знаний, умений и навыков.

По результатам наблюдений и анализа деятельности  учителей и обучающихся на уроках можно сделать вывод, что учителя начальных классов в основном правильно и обоснованно отбирают методы, приемы и средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала и поставленными целями уроков. Разнообразие приемов, методов, применяемых учителями, эмоциональность подачи материала, эффективность использования наглядных пособий, дидактического, раздаточного материала позволяют активизировать познавательные способности обучающихся, максимально реализовывать учебные возможности каждого класса.

Все учителя стараются обучать детей в комфортном, тёплом микроклимате, что позволяет реализовывать принципы индивидуализации обучения, эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы обучения на всех этапах урока. Через коррекционную направленность педагоги умело решают задачи активизации познавательной деятельности, развития устной и письменной речи, нормализации учебной деятельности. Все учителя работали в тесном контакте с психологом, социальным педагогом, логопедами, библиотекарем, воспитателями. Учителя – члены МО – проводили мониторинговые исследования учебного процесса, выявляли недостатки, искали пути их решения.

В течение года проведены контрольные работы по письму и математике. Цель проведения – проверка усвоения программного материала.

Результаты итоговых контрольных работ учащихся

по классам в %

1 четверть

Класс

По списку

Писали работу

Получили

% успеваемости

% качества знаний

предмет

«5»

«4»

«3»

«2»

2

9

8

Письмо

3

3

1

-

100%

85%

9

8

Мат-ка

2

5

-

-

100%

100%

3

10

10

Письмо

-

6

4

-

100%

60%

10

10

Мат-ка

1

2

7

-

100%

30%

4

9

9

Письмо

1

3

4

-

100%

50%

9

9

Мат-ка

1

4

1

-

100%

83%

Итого

28

28

Письмо

4

12

9

-

100%

64%

28

28

Мат-ка

4

11

8

-

100%

65%

        

2 четверть        

Класс

По списку

Писали работу

Получили

% успеваемости

% качества знаний

предмет

«5»

«4»

«3»

«2»

2

9

8

Письмо

3

5

-

-

100%

100%

9

8

Мат-ка

2

5

1

-

100%

87%

3

10

10

Письмо

-

2

7

-

100%

23%

10

10

Мат-ка

1

5

3

-

100%

67%

4

9

8

Письмо

4

3

2

-

100%

77%

9

8

Мат-ка

3

3

3

-

100%

66%

Итого

28

28

Письмо

7

10

9

-

100%

65%

28

28

Мат-ка

6

13

7

-

100%

73%

 3 четверть

Класс

По списку

Писали работу

Получили

% успеваемости

% качества знаний

предмет

«5»

«4»

«3»

«2»

2

9

8

Письмо

3

4

1

-

100%

87%

9

8

Мат-ка

3

3

2

-

100%

75%

3

10

10

Письмо

1

3

3

-

100%

57%

10

10

Мат-ка

-

2

5

-

100%

29%

4

9

8

Письмо

-

3

7

-

100%

30%

9

8

Мат-ка

2

4

4

-

100%

60%

Итого

28

26

Письмо

4

10

11

-

100%

56%

28

26

Мат-ка

5

9

11

-

100%

56%

 4 четверть

Класс

По списку

Писали работу

Получили

% успеваемости

% качества знаний

предмет

«5»

«4»

«3»

«2»

2

9

8

Письмо

2

4

1

100%

85%

9

8

Мат-ка

2

3

2

100%

71%

3

10

10

Письмо

1

3

3

-

100%

57%

10

10

Мат-ка

-

3

4

-

100%

43%

4

9

8

Письмо

1

5

3

-

100%

67%

9

8

Мат-ка

2

3

4

-

100%

56%

Итого

28

26

Письмо

28

26

Мат-ка

Уровень обученности соответствует программным требованиям.    

Анализ результатов работ по математике показал, что максимальное количество ошибок допущено в примерах на вычитание, решении задач, сравнении чисел.

   Анализ результатов по письму выявил большее количество ошибок звукового состава и графические ошибки.

    Учителям в дальнейшей работе следует тщательно продумать методы устранения пробелов в знаниях учащихся, выбор путей коррекционного воздействия, продолжить отслеживать поэтапно уровень усвоения учащимися базового материала и изменение качества знаний.

Главный показатель творческой работы педагогов – достаточные знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам (чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика) проведен сравнительный анализ качества знаний по классам. Качество знаний по предметам представлено следующей таблицей:

Показатели качества знаний обучающихся начальной школы

КГК ОУ ШИ 9 р.п. Переяславка

                За 2016-2017 учебный год

Письмо

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1

Усвоили 11 ч.

Усвоили 11 ч.

Усвоили 11 ч.

Усвоили 11 ч.

Усвоили 11 ч.

2

63%

75%

92%

92%

92%

3

60%

56%

71%

72%

72%

4

63%

63%

67%

67%

67%

Чтение

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1

Усвоили 11 ч.

Усвоили 11 ч.

Усвоили 11 ч.

Усвоили 11 ч.

Усвоили 11 ч.

2

92%

92%

95%

95%

95%

3

68%

62%

70%

78%

78%

4

73%

73%

80%

82%

82%

Математика

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1

Усвоили 11 ч.

Усвоили 11 ч.

Усвоили 11 ч.

Усвоили 11 ч.

Усвоили 11 ч.

2

84%

84%

86%

86%

86%

3

56%

69%

75%

73%

73%

4

65%

68%

68%

68%

68%

Труд

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1

Усвоили 11 ч.

Усвоили 11 ч.

Усвоили 11 ч.

Усвоили 11 ч.

Усвоили 11 ч.

2

100%

100%

100%

100%

100%

3

100%

95%

96%

100%

100%

4

100%

93%

100%

100%

100%

Таким образом, учебный план за 2016-2017 учебный год выполнен, учебные программы пройдены, отставаний нет. Все учащиеся, в том числе и обучающиеся на дому по состоянию здоровья, успешно прошли курс обучения за соответствующий класс и переведены в следующий.

Итоговые показатели успеваемости обучающихся 1-4 классов по основным предметам свидетельствует о достаточно высоком уровне образовательной подготовки. Однако недостаточный уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности не позволяет отдельной группе учащихся усваивать учебный материал на высоком уровне. При планировании работы методического объединения на будущий учебный год   в качестве приоритетного направления практической деятельности педагогов следует выделить работу по формированию основных компонентов учебной деятельности, развитию навыков самоконтроля учащихся, формированию готовности к дальнейшему обучению.

 Информационные компьютерные технологии применяют в работе все учителя. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителей при проведении занятий более продуктивной и эффективной.

Технологию проектного обучения используют активно педагоги: Климченко С.Р., Ушакова Р.Н., Мартынова Е.Б., Скрябина Н.С., Мельникова М.С., Журавлёва Н.В., Иванькова О.Ю. Метод проектов они используют в урочной и внеурочной деятельности. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью обучающихся и потому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. В ходе реализации проектов учителям удалось создать условия для развития творческих способностей и познавательных интересов, атмосферы сотрудничества .

Здоровьесберегающие технологии применяют в работе все педагоги методического объединения. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволило не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Большое внимание уделялось учителями подбору парт и стульев, соответствующих росту детей, применению на уроках физминуток и игр, контролю за осанкой учеников, ежедневным прогулкам на свежем воздухе на большой перемене, созданию ситуации успешности на уроках.    

Таким образом, используя в работе разнообразные коррекционно-развивающие образовательные технологии, педагоги смогли помочь детям преодолеть трудности в освоении учебной программы.

В течение учебного года учителя МО держали тесную связь с узкими специалистами - логопедами, психологом, соц. педагогом, медиками. Вовремя оказанная  помощь специалистов, их дельный совет помогали организовать работу с детьми.

Педагог-психолог Краснопольская Н.В. провела с обучающимися 1-4 классов диагностику психических процессов, дала педагогам рекомендации по развитию познавательных и интеллектуальных способностей учащихся начальной школы.

Учителя работали в тесной взаимосвязи с родителями обучающихся. По плану проводились родительские собрания, индивидуальные консультации с учениками и их родителями.

Представленный анализ деятельности МО, результаты внутришкольного контроля, проведённые в течение года собеседования с учителями, родителями, самоанализ учителей позволяют определить ряд вопросов, требующих решения:

   - требуется продолжить совершенствование деятельности по подготовке обучающихся к участию в различных конкурсах, олимпиадах на районном и краевом уровнях;

   - совершенствовать уровень владения информационными компьютерными технологиями, активнее их использовать в учебном процессе;

   - недостаточен уровень обобщения и представления передового опыта педагогов.

Учитывая вышесказанное, на 2017-2018 учебный год предварительно определены следующие задачи:

- осваивать новые формы изучения, обобщения и распространения опыта работы (электронное портфолио, участие в интернет-конкурсе);

- совершенствовать методическую работу, применяя активные формы проведения заседаний МО.

- изучать и внедрять достижения творчески работающих учителей в практику работы педагогического коллектива, организовывая проведение проблемных семинаров-практикумов.

 В заключении выступления хочу поблагодарить всех участников нашего МО за большую, кропотливую работу, за творчество, за дружелюбие, отзывчивость, помощь в решении различных вопросов. Предлагаю работу МО начальных классов оценить на «хорошо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2012-2013 учебный год.

Подробный анализ работы методического объединения учителей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида....

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ на 2015-2016 учебный год.

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2015-2016 учебный год...

Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год

Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год...

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2020-2021 учебный год

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2020-2021 учебный год...