Анализ работы методического объединения учителей
материал на тему

Лазарева Светлана Александровна

Аназиз работы методического объединения учителей общественно-научного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_mo_2017.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска "Средняя школа № 82"

АНАЛИЗ  

РАБОТЫ  МО   УЧИТЕЛЕЙ

ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА

за  2016– 2017 учебный год

Руководитель  МО:   Лазарева С.А.

  1. Основные задачи работы МО.

      Задачи работы МО учителей общественно-научного цикла   на 2016 -2017 учебный год были определены, исходя из анализа деятельности МО за предыдущий год и выявленных проблем в процессе работы:

  • Построение образовательного процесса, ориентированного на формирование информационных и коммуникативных компетенций учащихся.
  • Создание высокого уровня познавательной среды, широких и разнообразных оснований для развития творческих способностей и самосовершенствования личности учащихся через организацию исследовательской деятельности на базе предметов общественного  цикла.
  • Совершенствование профессионального мастерства учителей общественных наук в ходе реализации инновационных технологий личностно-ориентированного обучения, системно-деятельностного обучения, коммуникативно-ориентированного обучения, проектного метода,  использование  информационно – коммуникационных и Интернет технологий  на уроках общественного цикла.
  • Реализация   внедрения ФГОС в школе II ступени.
  • Активное внедрение технологии проектной деятельности учащихся  в соответствии с требованиями ФГОС   в практику работы учителей общественных наук.
  • Повышение качества и результативности работы педагогов  с одарёнными детьми как на базовом, так и на профильном уровне:  участие в школьных, городских   олимпиадах, в дистанционных олимпиадах.
  • Работа над осуществлением индивидуального подхода к обучению разных категорий учащихся на уроках.
  • Повышение профессионального уровня педагогов:  участие на конференциях, семинарах, конкурсах различного уровнях, публикациях, повышение квалификации через дистанционное обучение.
  • Совершенствовать работу по внедрению в практическую деятельность педагогов тем пройденных курсов повышения квалификации по инновационным направлениям.
  • Организовать целенаправленную работу учителей с учащимися, мотивированными на учёбу, через индивидуальный подход на уроках, занятиях в кружках, в проектно – исследовательской деятельности.
  • Организовать целенаправленную работу со слабоуспевающими   учащимися     через индивидуальные задания.
  • Продолжить  совершенствование системы подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате и материалам ЕГЭ и ОГЭ.
  • Совершенствование  рефлексивной культуры педагогов.

     Основной целью работы МО является: подготовка к реализации Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта,создание условий, необходимых для реализации интеллектуальных и творческих способностей личности школьника, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации.

Следуя этой цели, методическое объединение учителей цикла общественных  наук  в 2016-2017 учебном  году  выбрало для работы методическую тему «Формирование личности школьника, адекватной общественным запросам, на основе единых идеологических, культурологических и профессиональных подходов в системном образовательном пространстве  как социокультурном формировании».

1.1.Анализ  количественного  и  качественного состава педагогов, итоги аттестации.

             Кадровое  обеспечение учебно-воспитательного процесса способствует  созданию условий для достижения оптимальных конечных результатов учебно-воспитательного процесса. Так в состав  методического объединения на 2016-2017 учебный год входили 6 человек , из них:

 

Ф.И.О.

Должность

Пед. стаж (лет)

Категория

Лазарева С.А.

учитель географии, экономики

23

высшая

Нестерова

Ирина

Вячеславовна

учитель истории, обществознания

19

первая

Шиманская

Ольга

Александровна

учитель истории, обществознания

33

Без категории

 

Цховребова

Кристина

Евгеньевна

учитель истории, обществознания

4

первая

.Голотин Александр Валерьевич

учитель истории, обществознания

2

Без категории

 

Атареева Кристина Николаевна

учитель географии

1

Без категории

 

В МО работают  учителя как с категорией, так и без (50%). Каждый учитель имеет свой индивидуальный план развития, который позволяет повышать педагогическое мастерство.

 

1.2 в 2015 году аттестовалась Лазарева С.А. . на подтверждение высшей категории, Цховребова К.Е., Нестерова И.В. получили первую категорию.

1.3.Педагоги МО не имеют индивидуальные электронные портфолио.

1.4 Учителя МО проходили повышение квалификации без отрыва от производства (участвовали в вебинарах).

 С.А.Лазарева, Цховребова К.Н.  прошли курсы повышения квалификации в размере108 часов в УЛГПУ  по ФГОС. Атареева К.Н. прошла курсы по теме «Финансовая и экономическая грамотность» при УлГУ.

II. Работа в муниципальных профессиональных сообществах.

Лазарева С.А. участвовала в заседании регионального географического общества. Нестерова И.В., Лазарева С.А. являются членами жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады по предметам.

 III. Обобщение педагогического опыта в 2016-2017 учебном году.

3.1.Проведение открытых уроков (мастер-классов), (другое):

Ф.И.О.

Тема урока, мастер-класса, используемая технология

В рамках чего

Уровень

Атареева К.Н.

Урок «Распределение тепла и влаги на территории России», «Распространение организмов на Земле»

МО, «Неделя молодого специалиста»

школьный

Голотин А.В.

Урок «Правовое государство .Гражданское общество»

МО

 школьный

Шиманская О.А

«Коренный перелом в Вов» (11 класс)

МО

 школьный

Нестерова И.В.

 Урок «Искусство древних египтян» (26.10)

МО

школьный

Лазарева С.А

Урок «Климат и внутренние воды Африки» (7 класс)

МО

школьный

Цховребова К.Е.

Урок «Коллективизация сельского хозяйства»

МО

школьный

 

3.2. Неотъемлемой частью повышения уровня развития  профессионального мастерства педагогов  методического объединения является их участие в научно-практических конференциях, конкурсах, вебинарах, участие в заседаниях круглого стола городского методического объединения учителей общественных наук, а также прохождение курсов  повышения квалификации по предмету Конференции, семинары  (для педагогических работников)

ФИО

Название  (уровень)

Активное участие/пассивное

Тема выступления

Голотин А.В.

 «Карамзин и его творчество»(городской)

пассивное

 ---

Лазарева С.А.

  Совершенствование методов обучения при внедрении ФГОС (международный)

активное

Проектная деятельность учащихся на уроках географии

3.3. Олимпиады (для педагогических работников)-  

Название конкурса

ФИО учителя

Уровень (муниципальный, региональный, федеральный)

Статус участия (участник, победитель, призер)

IV Международная олимпиада для учителей «Профессиональная гордость»"

Лазарева С.А

 

федеральный

Диплом II cтепени   (призер)

3.4. Участие в конкурсах профессионального мастерства

Название конкурса

ФИО учителя

Уровень (муниципальный, региональный, федеральный)

Статус участия (участник, победитель, призер)

Всероссийский конкурс " Основы педагогического мастерства "

Лазарева С.А

 

федеральный

Диплом II cтепени   (призер)

3.5. Публикация (муниципальный, федеральный уровень, Интернет сайты).

 

Ф.И.О. учителя

Название статьи

Печатное издание (уровень, ссылка на интернет-сайт)

Лазарева С.А.

Внеклассное мероприятие «Вместе против коррупции»

Опубликовано: 07.11.2016г., № СТ-2016-68

Информация о сертификате: pelouse.ru/sertificate68

Руководитель Pelouse.ru: Сабиров Д.Ю. /

Лазарева С.А.

Рабочая программа по   журналистике «Пресс центр»

на Портале Всероссийского социального проекта «Страна талантов»

www.stranatalantov.com

данная работа постоянно доступна для свободного ознакомления по адресу:

http://stranatalantov.com/publications/3240.html

Цховребова К.Е

«Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания  как средство повышения эффективности образования»,

на сайте инфоурок

В следующем 2017-2018 учебном необходимо активизировать всех педагогов МО в публикационной деятельности и в более активном участии в профессиональных (дистанционных) конкурсах международного, федерального и городского масштаба.

IV. Инновационная деятельность, работа над методической темой.

4.1.  Методическая удача года  - ------  

  «Фестиваль творческих работ учащихся и учителей по антикоррупционной тематике».
   В целях формирования у учащихся антикоррупционного  мировоззрения, антикоррупционного стандарта поведения, нетерпимого отношения к любому проявлению коррупции с 16 сентября 2016 года по 30 сентября 2016 года проводился «Фестиваль творческих работ учащихся и учителей по антикоррупционной тематике». В рамках Фестиваля были проведены конкурс мультимедийных презентация и социальных видеороликов среди учащихся 8-11 классов и конкурс методических разработок уроков и внеурочных мероприятий учителей-предметников.
   На Фестиваль было представлено 66 работ из 32 образовательных организаций города Ульяновска. 
   На основании протоколов Экспертного Совета Фестиваля дипломом 2 степени отмечена работа Лазаревой Светланы Александровны, учитель географии и экономики МБОУ СШ №82

4.2. Количество педагогов, участвующих в инновационных проектах (дистанционное обучение)

Ф.И.О. учителя

Название проекта

Лазарева С.А.

Участие конференции  по теме «Основы финансовой грамотности»

Мероприятие проводилось Центральным банком РФ, Минобр РФ

4.3. Какие мероприятия в рамках реализации методической темы проводились в   2016-2017 уч. г. в МО?     Использование современных образовательных технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, в учебно-воспитательном процессе является одним из приоритетных направлений работы школы, способствующим росту педагогического мастерства педагогов и повышению качества образования учащихся. В образовательном процессе все  шесть педагогов (100%) используют рефлексивные педагогические технологии. Это говорит о стремлении педагогов  внедрять в практику своей работы передовой практический опыт. Анализируя методические темы самообразования учителей цикла общественных  наук, можно сделать вывод, что темы созвучны  с основной  темой школы и темой  МО, так как направлены на развитие  личности школьника, активизацию мыслительной и познавательной деятельности учащихся, как путь к личностному. Организация работы по теме самообразования являет собой систему непрерывного образования педагогов  и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности. Учителя продолжили активную работу над  инновационными технологиями и темами самообразования.

     Деятельность МО учителей естественных наук в   2016-2017 года была направлена на работу по организации образовательного процесса в соответствии с нормативными требованиями поэтапного введения государственного образовательного стандарта второго поколения. В соответствии с этим определены следующие задачи:

  1. Внедрение ФГОС Совершенствование методики работы учителей общественных наук по обеспечению стандарта образования.
  2. Продолжение введения в практику преподавания дисциплин социально-научного  цикла технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода к обучению учащихся.  
  3. Совершенствование форм  мониторинга  как средства оценки качества учебных достижений учащихся при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

  1. Совершенствование форм и методов  работы с одаренными детьми.

В течение года было проведено 7 заседаний МО,  на которых были рассмотрены вопросы, способствующие реализации данных задач. Все преподаватели МО работают по программам и учебникам, рекомендованным Министерством образования РФ, включённым в федеральный комплект и рекомендованных для работы с учащимися. Кроме этого учителями общественных наук разработаны занятия по внеурочной деятельности(  географии). Все программы  рассмотрены и одобрены на МО учителей.

         В 2016-2017 учебном году уровень образовательной подготовки по предметам общественно-научного цикла остался приблизительно на том же уровне. Успеваемость 100%.,  Качество знаний по предметам составляет от 57% до 88 %. Учителями предметов    разработан план работы с неуспевающими детьми и с одаренными учащимися с целью  подготовки их к участию в предметных олимпиадах и реализации их творческого потенциала. Результатом этой работы можно считать успешное участие учащихся школы в олимпиадах и  конкурсах  как муниципального, так и регионального уровней.

В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников в2016-2017 учебном году по предметам общественно-научного цикла участвовало более 200 учащихся 5-11 классов. Результаты на муниципальном уровне неутешительны. В 10у вошли учащиеся школы по МХК, географии, краеведению.

По сравнению с 2015-2016 годом по предметам общественно-научного цикла результаты олимпиады значительно хуже. Учащиеся приняли участие во   Всероссийской олимпиаде «Страна талантов»( имеются победители по географии, обществознанию),  в международной олимпиаде Инфоурок ученик 10а Ткачук М стал победителем по географии и обществознанию( Лазарева С.А., Цховребова К.Е)

 Большое внимание уделялось внеурочной деятельности учащихся, в особенности 5, 6, 7   классов обучающихся по ФГОСам. Ученица 5г класса стала призером регионального конкурса по туризму и краеведению (Атареева К.Н)

Успешно выступили  в XII Всероссийской олимпиаде по финансовому рынку   Литвинов Д., Скрипин Д (призеры), Борисова М., Шараева А(финалисты).   (учитель Лазарева С.А. Учителя обществознания и экономики

№п\п

Название мероприятия

Класс

Ответственные

1

Географический КВН

Атареева К.Н.

2

День героев Отечества

9-11-е кл.

Шиманская О.А., Цховребова К.Е.

3

«Своя игра» для начальной школы

6б, 6г

Лазарева С.А

4

Защита презентаций «Глобальные проблемы человечества. Пути решения разными странами

10-е кл.

  Лазарева С.А

5

«Самый умный» .игра среди команд

5-7 кл

  Шиманская О.А., Цховребова К.Е.

Лазарева С.А

Нестерова И.В

6

Неизвестные страницы русской и европейской архитектуры и музыки XVIIIвека

8абв

Голотин А.В.

7

Сталинградская битва- как пример героического сопротивления советского солдата

9а,г

Голотин А.В.

8

Эрудит

7-е классы

Шиманская О.А.,

Шиманская О.А., Цховребова К.Е., Лазарева С.А.. провели ряд мероприятий посвященных антикоррупции. В 10, 11 параллели было проведено мероприятие «Вместе против коррупции»  . Так же был организован конкурс плакатов на тему «Коррупции – нет!» . К Дню Конституции проведен квест среди 9-10 классов(Цховребова К.Е.).  В рамках месячника финансовой грамотности проведено ряд мероприятий с 1по 11 класс.  В которых приняло участие около 600 учащихся. Среди 8-10 классах   учителя обществознания и экономики Шиманская О.А., Цховребова К.Е., Лазарева С.А.. провели экономический квест. Скрипин Д., Шараева А. стали победителями  городского фестифаля бизнес-проектов «Путь к успеху». Второй год подряд наши ученики становятся победителями. В этом году команда 8-10 классов «Люди дела» стали победителями пилотного проекта «лига школьного предпринимательства».

Учителями истории проведена большая работа приуроченная к празднованию дня Победы.( акция «Бессмертный полк», выставка фото, посещение музея войны в ЦДТ№2).

 В феврале прошел фестиваль наук, где были задействованы все учителя

Выводы:

  1. Участие учащихся в дистанционной Всероссийской Олимпиаде «Страна талантов» свидетельствуют о реализации  развития   познавательной среды, широких и разнообразных творческих способностей.
  2. Участие в конкурсе «Бизнес пректов» направлено на самосовершенствование  личности учащихся через  организацию исследовательской деятельности на базе предметов общественного  цикла.
  3. Участие во Всероссийском историческом тестировании «Каждый день горжусь Россией» в цикле «Великая Отечественная война» свидетельствуют о реализации  развития   познавательной среды, широких и разнообразных творческих способностей.

В целом план работы МО в  2016-2017 учебного года выполнен, а все текущие проблемы оперативно решались в рабочем порядке. Все учебные программы по всем предметам  выполнены, в том числе контрольные,  и практические работы.  

  Учителя  организовывали целенаправленную работу с учащимися, мотивированными на учѐбу, через индивидуальный подход на уроках, дополнительные и индивидуально-групповые занятия. Основные принципы работы с такими детьми: 1)дифференциация процесса обучения; 2) внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс; 3) развитие самостоятельности учащихся; 4) возрастание роли внеклассной деятельности. Особенно хотелось бы отметить, что учителя   в течение первого полугодия с учѐтом дифференцированного подхода проводили дополнительные занятия, как с мотивированными, так и с неуспешными учащимися, после уроков. На занятиях с неуспешными учащимися отрабатывался пройденный материал, проводилась подготовка к предстоящей контрольной работе, индивидуальная консультация по всем вопросам, а с мотивированными учащимися проводилась подготовка к итоговым, экзаменационным работам на вторую, третью части, подготовка к олимпиадным заданиям, конкурсам.

V. Информационное пространство.

5.1.   Перечислите проблемы, которые испытывают Ваши педагоги в использовании информационных технологий.

-нехватка техники

5.2. Какое количество педагогов  работают на формирование ИКТ компетентности и информационной культуры учащихся в соответствии со своей рабочей программой?

Все учителя МО-активно применяют ИКТна своих уроках.

5.3 Какие семинары, мастер-классы необходимы педагогам для освоения ИКТ (предполагаемые темы)?

-создание персонального сайта

5.4. ФИО учителей, имеющих персональный сайт.

Лазарева С.А., Цховребова К.Н.имеют сайт(есть сертификат)

VI.Разное

 

6.1.В чем Вы видите стратегию развития вашего МО?

Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов, работа ШМО способствует совершенствованию и профессиональному росту.

Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определенные недостатки:

  • недостаточное количество открытых мероприятий и уроков;
  • недостаточный уровень самоанализа у некоторых учителей;
  •  отсутствие публикаций у некоторых учителей.

Учитывая вышесказанное, на 2017/18учебный год определены следующие цели и задачи:

Цели методического объединения учителей общественного  цикла.

Осуществление перехода к новому качеству образования через:

  • рост профессиональной  компетенции;
  • создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации потенциальных способностей одарённых и высокомотивированных учащихся;
  • повышение эффективности использования мониторинговых исследований;
  • построение единого информационного пространства;
  • усиление воспитывающей роли урока.

Задачи:

  • Обновление содержания образования, совершенствование граней образовательного процесса на основе внедрения в практику работы продуктивных педагогических.технологий, ориентированных на развитие личности ребенка и совершенствование педагогического мастерства учителя.
  • Творческая ориентация учителей общественных наук  на овладение технологиями, которые стимулируют активность учащихся, раскрывают творческий потенциал личности ребёнка.
  • Сформирование мотивации к учебной деятельности через создание эмоционально-психологического комфорта в общении ученика с учителем и другими детьми.
  • Организация воспитательной работы, направленной на формирование личности, способной к социальной адаптации через сотрудничество обучающихся и родителей  на принципах гуманизма.
  • Непрерывное самообразование учителя и повышение уровня профессионального мастерства.
  • Включение учителя в творческий поиск, в инновационную деятельность.
  • Организовать целенаправленную работу учителей с учащимися, мотивированными на учёбу, через индивидуальный подход на уроках, занятиях в кружках, в проектно – исследовательской деятельности.
  • Обеспечить выход проектной и исследовательской деятельности учащихся на практические конференции, окружные и городские конкурсы и фестивали

Активизировать работу с одарёнными детьми.

  • Организовать целенаправленную работу со слабоуспевающими   учащимися     через индивидуальные задания.
  • Продолжить совершенствование системы подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате и материалам ЕГЭ и ОГЭ.
  • Реализация системно-деятельностного подхода к учащимся со средними и низкими учебными возможностями, с целью обеспечения качественной результативности промежуточной аттестации обучающихся 5-11 классов в 2017-2018 уч.году.
  • Активное внедрение технологии проектной деятельности учащихся  в соответствии с требованиями ФГОС   в практику работы учителей общественных наук.

Реализация   внедрения ФГОС в школеII ступени: разработка рабочих программ для 9 класса по истории, географии, обществознанию

6.2. Какие затруднения испытывают педагоги при переходе на ФГОС?  Как в рамках  МО предполагаете восполнять имеющиеся дефициты?

Не все прошли курсовую подготовку по ФГОС, поэтому трудности в планировании учебной деятельности.  Считаю необходимым продолжить работу по темам самообразования, улучшить работу по взаимопосещению уроков.

6.3.Как Вы оцениваете степень творческой активности членов ШМО в освоении и внедрении инноваций? (участие педагогов в процессах освоения ФГОС, проектной, исследовательской деятельностях и т.д.) 

Работа МО учителей   является успешной по следующим показателям: педагогическое мастерство учителей   и постоянное стремление к самоусовершенствованию через самообразование; стремление сохранить высокий уровень успеваемости и качества знаний учащихся по предметам  ; стремление повысить качество подготовки выпускников к сдаче экзаменов итоговой аттестации; постоянный поиск новых методов и форм обобщения и стабилизации знаний выпускников; творческая активность преподавателей, дающая толчок для творческой самореализации учащихся; стремление к постоянному сотрудничеству, обмену опытом, взаимопомощи. В работе МО есть недостатки: Мало проводилось работы с «одаренными» детьми; Недостаточное использование ИКТ на уроках и внеурочной деятельности; Разнообразить формы урока с целью повышения качества знаний; Всем учителям необходимо проходить курсы повышения квалификации, так как они способствуют успешному решению многообразных проблем о. Степень участия педагогов невысокая

6.4. Ваше предложение по проведению методической недели (тема, сроки)

Середина марта

6.7.больше проводить проблемных семинаров по внедрению ФГОС, оценке качества образования              

     

   

 

Руководитель МО                                                          Лазарева С.А.

Секретарь                                                                        Цховребова К.Н.

  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы методического объединения учителей естественных наук МБОУ СОШ №5 за 2010 – 2011 учебный год

Школьное методическое объединение естественных дисциплин продолжает работать  над темой: «Повышение познавательной активности учащихся на уроках дисциплин естественного цикла». Учителя пост...

Анализ работы методического объединения учителей математики и физики за 2010 -2011учебный год

Методическое объединение учителей математики и физики  работает над проблемой «Совершенствование качества знаний учащихся по мат...

АНАЛИЗ работы методического объединения учителей русского языка и литературы 10-11 уч. год

Данная работа содержит подробный анализ деятельности МО учителей русского языка и литературы. Её могут использовать в своей работе руководители ШМО учителей русского языка и литературы....

Анализ работы методического объединения учителей математики и информатики

Анализ работы МО учителей математики и информатикиЗадачи МО, освоение новых программ, прохождение курсовой подготовки, кчастие в пед конкурсах, совершенствование педагогического мастерства педагогами ...