Метод кейс-технологий (из опыта работы)
учебно-методический материал по теме

Ступаченко Наталья Викторовна

 

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому нередко ее называют гарвардским методом. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них. В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. У нас в России кейс-технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В России данная технология стала внедряться лишь  в последние 4 - 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.docx744.49 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии: Метод кейс – технологий

   Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под активизацией имеют ввиду эффективное использование тех приемов и методов обучения, которые известны из традиционной дидактики. Обучение учащихся готовым приемам умственной деятельности это путь достижения обычной активности, а не творческой.    Цель активизации путем применения метода кейс – технологий состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.

     Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

  Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Экскурс в историю.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому нередко ее называют гарвардским методом. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них. В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. У нас в России кейс-технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В России данная технология стала внедряться лишь  в последние 4 - 5 лет.

Кейс - описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием.

Суть кейс–метода - усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

При использовании кейс – технологий деятельность учителя заключается в том, что он систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.   В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

      Наиболее успешно кейс технологии применим на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

 Цели, преследуемые мной в образовательном процессе, внедряя кейс-технологию:

1. «погружение в историю, в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки)

2. способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов, и определили, от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за выбор

3. развитие компетентностей учащихся.

Структура процесса обучения по кейс – технологии

1. Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)

  • он должен быть проблемным;
  • имеющий прецеденты;
  • должен допускать альтернативные варианты решения
  • кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр и т.д.

2. ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации – ученики учатся самостоятельно добывать информацию, ее обрабатывать, анализировать (учебно – информационные способности).

3. Выявляется ПОЗИЦИЯ школьника по сути ситуации (формируется альтернативное мышление).

4. Коллективное обсуждение вариантов решения - сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы (формируются социальные умения)

Примеры кейсов

5 класс: История.

Все провинции империи делятся на сенатские и императорские. Но как сенат и император определяют, кому  какая провинция           будет принадлежать?        

Цель императора – сохранить

единоличную власть,

избежать переворота. Для этого надо держать сенаторов

под контролем. Они не должны получить слишком большую, неподконтрольную императору военную силу и ресурсы. Изучи карту

 Римской империи и определи логику раздела провинций.

А. Император контролирует центральные провинции  там больше людей.

Б. Сенат контролирует окраины, так как там меньше богатств.

В. Император отдаёт сенату власть подальше от столицы.

Г. Количество центральных провинций больше, поэтому ими правит сенат.

Д. Империи рушатся с окраин, поэтому их в основном контролирует сам император.

Ты изучаешь карту Египта. Сами египтяне называли свою страну «Миср» (от древнеегипетского – «населённое место»). Греки же использовали для обозначения этих земель название главного египетского города. Самих городов на твоей карте оказалось отмечено два – Александрия и Мемфис. Причём именно Мемфис (древнеегипетское название «Хи-Ку-Пта», то есть «дом Бога-Творца Птаха») был наиболее значим для местных жителей. Ведь Александрия – молодой город, основанный в IV в. до н. э. Александром Македонским. А Мемфис – один из древнейших и важнейших центров страны. Здесь располагается пирамида фараона Пепи I, которую египтяне называли «Менефер». Греки, а за ними и римляне произносили её название как «Мемфис». К чему в итоге привело такое наложение языков?

А. Египет получил своё название от древнеегипетского названия Александрии. 

Б. Египет получил своё название от древнегреческого названия Александрии.

В. Египет получил своё название от древнегреческого названия пирамиды Пепи I. 

Г. Египет получил своё название от древнеегипетского названия Мемфиса.

Д. Египет получил своё название от древнеегипетского самоназвания.

Тебя поражает порт Александрии. Здесь так много кораблей! Причём в основном они не военные, а торговые. Всё оттого, что римляне захватили практически весь известный им цивилизованный мир.

Дальше расширяться трудно. Пришло время спокойно ходить по морям и торговать. Хотя даже в мирное время это достаточно рискованное дело, ведь в море суда ждёт множество опасностей.

Изучи график кораблекрушений

древнеримских кораблей и

сделай вывод о том, какая ситуация складывалась в течение I в. н. э.

А. Уровень загрязнения морей свинцом достиг очень низким. 

Б. Вероятность кораблекрушения снизилась.

В. В течение I века среднее количество кораблекрушений росло.

Г. Количество затонувших кораблей со скотом достигло своего

максимума. 

Д. Вероятность кораблекрушения стала нулевой.

СПРАВКА. Уровень загрязнения моря свинцом зависит от уровня производства металлов в целом. Свинец входит в семёрку металлов, изделия из которых известны с глубокой древности. Количество костей животных на морском дне свидетельствует о количестве затонувших кораблей, перевозивших скот. Вероятность кораблекрушения зависит от угрозы нападения, уровня судостроительных технологий и других факторов.

Практически каждый вечер большинство горожан, ходит в театр. В Александрии располагается прекрасный амфитеатр* на 800 человек. В отличие от греческого театра, сцена римского театра вдвое длиннее, есть лестницы от зрителей к сцене, крыша. Посещение театра бесплатно для всех свободных граждан, включая женщин.

Актёры        были        профессионалами,        но        преимущественно  выходцами из низших сословий и даже рабами, поэтому статус актёра был даже ниже, чем у гладиатора. Авторы пьес также получали плату, поэтому считались скорее ремесленниками, чем людьми интеллектуального труда. Помимо постепенно вытесняемых классических греческих жанров (драм, комедий и трагедий), в римском театре появились новые, более лёгкие – пантомимы, балет, ателланы (короткие фарсовые представления). Соревнований поэтов, как в греческом театре, похоже, не проводилось. В Римском театре отмечались важные праздники, однако прежний религиозный смысл практически был утрачен. Кроме того, в связи с распространением форумов театр утратил своё общественно-политическое

значение.  В  чём  же  тогда  состояло  главное  предназначение  римского  театра?

А. Театр  место отдыха высококультурных людей.

*Небольшая сюжетная неточность.

Б. Театр  место для развлечения народа.

Александрийский  амфитеатр  был

В. Театр  место для народных собраний.

построен  во  II  веке  н.  э.,  когда

Г. Театр  место совершения ритуалов.

Герон, скорее всего, уже умер.

Д. Театр  место просвещения тех, кому не доступно образование.

СПРАВКА. Форум  в Древнем Риме пространство (площадь) для важных общественных

Герон решил поразить народ своим гениальным

изобретением – полностью механическим спектаклем! Герон использовал все свои знания для создания театра автоматов (актёрами были не люди, а механически управляемые, самостоятельно движущиеся фигуры). Главным элементом управления было бревно с верёвками, вращение которого приводило в движение целую систему механизмов. Тщательный расчёт позволял задать нужную последовательность действий машин, что и создавало необходимые «спецэффекты». Машины сами двигались и даже издавали звуки!

Какое современное направление технической деятельности предвосхитил Герон?

А. Программирование роботов 

Б. Дизайн декораций для театра и кино 

В. Организация шоу-программ 

Г. Производство подъёмных кранов 

Д. Изготовление деревянных игрушек

  1. класс: История.

Ярослав хочет показать, что теперь он – повелитель Руси. Для этого он решает издать первый и единый для всех русских людей кодекс законов – «Русскую правду». Для написания кодекса нужны грамотные люди. Ты легко устраиваешься при дворе в качестве писца. Ярослав решает разделить в «Правде» всѐ население на категории. Он поручает тебе разработать систему сословий и обязательно выделить «изгоев» – людей свободных, но выпавших из системы нормальных общественных связей и отвергаемых своей общиной. Подумай о возможных причинах получения жителем Руси статуса «изгой» и определи категории людей, которые в силу сложившихся обстоятельств должны будут считаться изгоями.

А. Попов сын, не знающий грамоты

Б. Одолжавший (погрязший в долгах) купец

В. Дружинник, связанный судебным процессом Г. Захваченный в плен иноземец Д. Холоп, из холопства выкупившийся

Е. Осиротевший (лишѐнный земель) князь

Ярослав поручает тебе отредактировать разделы «Русской правды», касающиеся различных законов в области экономики. Используемые понятия должны быть «говорящими». Даже простые люди должны понимать, почему используется то или иное слово. Заполни второй столбец

таблицы соответствующими буквами.

Ответ:

А. Попавший в рабство за долги, пока не выкупится

1.

Боярин

Б. Отрубленный от металлического слитка кусок

2.

Вотчина

В. Получивший собственность за боевые заслуги

3.

Рубль

Г. Собственность, полученная от отца по наследству

4.

Закуп

Д. Ожерелье под длинными волосами; денежная единица

5.

Гривна

Ты пытаешься убедить Анну подчиниться воле отца. Ты рассказываешь ей истории о том, как членам еѐ семьи в силу высокого занимаемого положения множество раз приходилось жертвовать личными предпочтениями в выборе супруга или религии ради интересов государства. В качестве примера ты приводишь родственника Анны по материнской линии Харальда I.* При нѐм в

  1. году Дания официально приняла христианство, хотя это был скорее политический шаг, чем личный выбор веры Харальдом. Король крестил свою страну ради мира с соседями и внутри страны. Анна говорит, что такая объединительная миссия еѐ выдающегося предка не должна быть забыта. Действительно, скандинавы не забудут великого короля. Какое «объединяющее» техническое изобретение шведских учѐных конца ХХ века будет названо в честь Харальда I?

Обведи букву выбранного варианта.

А. Интернет    Б. Блютус   В. Вай-фай    Г. USBД. HTTP

*Король Дании и Норвегии, сын основателя династии Кнютлингов – Горма Старого. От Горма ведѐтся родословная всех датских королей вплоть до правящей в настоящее время королевы Маргреты II, что делает Данию старейшей непрерываемой монархией   в        Европе и второй в мире (после японской). Сын Горма Харальд получил своѐ прозвище от тѐмного цвета зубов (blå). Слово «blå» (первая руна «беркана» –  ), означало в то время гораздо более тѐмный, скорее чѐрный, чем синий цвет, однако в историю Харальд вошѐл именно как Харальд Синезубый (Harald Blåtand).

Действительно ли так ужасна

ситуация, в которой вы оказались в 1050 году? Чтобы разобраться, ты решаешь изучить данные, отражающие уровень

 общественного  развития

средневековой  Европы.

 Изучи график и

заполни второй столбец

таблицы буквами

А (истина) и Б (ложь).

В Европе уже основан первый университет.

Во всей Европе находится менее 2 млн научных манускриптов.

В Европе происходит рост уровня урбанизации.

Количество университетов превысит 10 только в XII веке.

  1. класс. Золото инков.

Ты разыскиваешь Франсиско в одном из испанских портов. Писарро ищет способ уехать в Новый Свет. Ты говоришь ему, что можешь устроить такую поездку, так как твой друг Алонсо де Охеда получил от испанского короля право основывать колонии за океаном. Франсиско заверяет, что с радостью готов послужить такому благому для Родины делу (но при этом просит, чтобы его отъезд состоялся тайно). Ты знаешь характер Писарро и сомневаешься в его искренности. Скорее всего, его мотивация такая же, как и у тысяч других людей, спешащих в Новый Свет. Какова подлинная причина того, что Писарро хочет отправиться в Америку?

А. Он хочет участвовать в открытии новых земель.

Б. Он хочет раздобыть немного денег и расплатиться с карточными долгами.

 В. Он хочет сказочно разбогатеть в Новом Свете.

Г. Он хочет скрыться от правосудия и начать новую жизнь.

Д. Он хочет послужить своему королю и основать для него новые колонии.

В ходе экспедиции вы основываете первые испанские колонии на Американском континенте. Франсиско понравился де Охеде, и тот назначил Писарро своим представителем в одном из поселений. Франсиско доволен тем, как складываются дела. Он в Новом Свете и на хорошем счету. Теперь можно подумать и о большем. Он говорит тебе, что хочет открыть и завоевать Эльдорадо. С помощью справочника об испанской колонизации Америки определи, кем задумал стать Писарро. 

А. Корсаром Б. Флибустьером В. Капером Г. Конкистадором Д. Приватиром

Вернувшись в Европу, Писарро узнаѐт новости. Война в Италии продолжается. В 1525 году 3000 испанцев разгромили 8000 французских рыцарей в битве при Павии. Изучая описание сражения, Писарро говорит, что это была последняя битва Средневековья и первая битва Нового времени. Пришло время новых технологий. После Павии изменилась структура армий и тактика ведения боя. Даже в XXI веке, с появлением оружия массового поражения, ситуация кардинально не изменится. Что имеет в виду Писарро? Какая черта победившей при Павии армии определила характер боевых столкновений на века вперѐд?

А. Отсутствие металлической защиты воина (доспехов и т.п.) 

Б. Определяющая роль огнестрельного оружия 

В. Отсутствие кавалерии в структуре армии

Г. Наличие союзников у обеих противоборствующих сторон 

Д. Использование приѐмов позиционной войны

В Испании до вас дошли интересные слухи. Здесь, недалеко от Трухильо, на испанском ртутном месторождении Альмаден, некий немецкий рудокоп заново совершил античное открытие: если добавить ртуть к содержащей металл горной породе, то образуется соединение ртути и металла. Затем металл можно отделить от ртути небольшим нагреванием. В 1557 году испанец Бартоломе де Медина успешно испробовал этот метод на серебряной руде в Мексике. Теперь благодаря чудесным химическим реакциям на добычу серебра и других драгоценных металлов надо тратить значительно меньше ресурсов. Писарро утверждает, что это открытие приведѐт к серьѐзным и тяжѐлым последствиям в европейской экономике. О чѐм говорит Писарро? Какая логика в его рассуждениях?

Запиши в ответе последовательность из четырѐх букв.

А. Европа будет наводнена дешѐвым американским и европейским серебром. 

Б. Феодалы начнут нести убытки, а предприниматели  богатеть.

В. Серебряные деньги обесценятся, товары подорожают.

Г. В Европе активизируется добыча серебра.

Кажется, Писарро пришѐл конец. Тысячи индейцев окружили Куско, но испанцы победили! Ты снова пытаешься разобраться, в чѐм причина такого удивительного исхода битвы. Оказывается, Писарро привлѐк на свою сторону ряд индейских племѐн. Без них испанцы были бы просто сметены численностью инков. Но почему многие индейцы поддержали испанцев вместо того, чтобы совместно изгнать поработителей?

А. Они надеялись, что испанцы поделятся добычей. 

Б. Они надеялись освободиться от тирании инков. 

В. Они зависели от европейских товаров.

Г. Они хотели смешаться с испанцами и стать развитыми европейцами. Д. Они хотели усыпить бдительность Писарро, чтобы затем убить.

  1. класс: История (Уинстон Черчилль - искусство быть легендой)

Ты оказываешься в нужное время в нужном месте. Уинстон заблудился в лесу и угодил в болото. Юноша, погружѐнный в чѐрную болотную жижу по пояс, отчаянно и безуспешно пытается освободиться. Ты мчишься к ближайшему полю и находишь фермера. Вы берѐте верѐвку, которой была привязана лошадь, и спешите к болоту. Прилагая отчаянные усилия, вы с фермером вытаскиваете парня из болота. Уинстон спасѐн от ужасной медленной смерти! На следующий день к домику фермера подкатила богатая карета лорда Рэндольфа Черчилля, отца Уинстона. Он пришѐл отблагодарить фермера, фамилия которого была Флеминг. Фермер отказался взять деньги, но позволил лорду обеспечить своего сына Александра достойным образованием. Простолюдин посещал самые известные школы и университеты и, в конце концов, окончил Лондонскую медицинскую школу при госпитале им. св. Марии. Флеминг оказался исключительно талантливым учѐным. Прошли годы, и однажды в 1943 году Уинстон заболел пневмонией в тяжѐлой форме. И снова Флеминг, на этот раз младший, спас ему жизнь, хотя они никогда не встречались.

Как же Александр спас жизнь Уинстону Черчиллю и ещѐ миллиону людей в XXI веке?

А. Вытащил из болота верѐвкой. Б. Оплатил образование сына.

В. Изобрѐл антибиотик пенициллин. Г. Изобрѐл рентгеновский аппарат.

Д. Работал в госпитале во время бомбардировок Лондона немцами.

Египет (включая подконтрольную египтянам территорию Судана) в середине XIX века формально был частью Османской империи, но по факту находился под протекторатом Британии. В 1881 году суданский религиозный лидер Мухаммад Ахмад объявил себя Махди (мессия в исламе*). Его сторонникам удалось одержать ряд побед над египетскими войсками и провозгласить собственное государство. Эти успехи воодушевили народ, и восстание махдистов стало широкомасштабным. В 1883 году они смогли разгромить 10-тысячную британскую армию, пришедшую на помощь Египту. В 1885 году англичанам удалось спровоцировать войну между Государством Махди и Эфиопией, которая истощила обе стороны. Однако потребовалось ещѐ 13 лет, чтобы окончательно уничтожить махдистов. В решающей битве 2 сентября 1898 при Омдурмане абсолютное бесстрашие фанатиков, которые превосходили численностью англичан и египтян, смогла остановить только британская новинка – пулемѐт Максима. Черчилля поражает самоотверженность махдистов. Он не понимает, что побудило так много людей фанатично сражаться и бесстрашно идти на верную смерть.

Объясни Уинстону, в каких исторических условиях идея Махди становится движущей силой целых народов.

А. Нищета и невежество народа

Б. Коррупция местных властей и иностранный гнѐт

В. Глубокое изучение Корана

Г. Широкое распространение мессианских идей

Д. Изобретение новых военных технологий

Ты возвращаешься в Лондон и сообщаешь Уинстону о событиях в России. Как он оценит их с точки зрения безопасности Британии? Поддержит ли он благородные идеи коммунистической партии? К твоему удивлению, Черчилль заявляет о необходимости «задушить большевизм в колыбели» и срочно ввести британские войска в Россию. Ты не понимаешь, почему вдруг Уинстон стал рассматривать Россию как врага. В чѐм причина его агрессивного отношения к большевикам?

А. Большевики выступают за индустриализацию, аграрные страны для них будут врагами. 

Б. Большевики выступают за монархию и могут призвать британцев свергнуть республику. 

В. Черчилль аристократ, ему чужда большевистская идея власти рабочих и крестьян.

Г. Большевики рассматривают все империалистические страны как своих врагов. 

Д. Большевики выступают за социализм и видят в капиталистах своих врагов.

Черчилль встретился с президентом США Трумэном. Что обсуждали два мировых лидера? После встречи Уинстон ушѐл от вопросов журналистов, применив выражение не очень известного американского дипломата Самнера Уэллса. Теперь же фраза стала крылатой. В начале ХХI века она не только широко популярна, но даже является названием новостных рубрик. Что же ответил журналистам Черчилль?

А. No pasaran! Patria o muerte! (Не пройдѐт! Родина или смерть!)

Б. Wir sind das Volk! (Народ – это мы!)

В. Smrt fašizmu, sloboda narodu! (Смерть фашизму, свобода народу!)

Г. No comment (Без комментариев)

Д. Give Peace A Chance (Дайте миру шанс)

  1. класс: Обществознание

Ты   прилетаешь   в   Найроби (Кения),

встречаешься с президентом и впечатляешь его уже подготовленной для него речью на актуальную тему. Ты приступаешь к изучению политико-правовой системы. В этой сфере Кения очень близка к Великобритании с ее парламентской монархией. Однако у президента всѐ-таки больше реальной власти, чем у парламента. Какая же в Кении форма правления?

А. Абсолютная монархия

Б. Парламентская монархия

В. Дуалистическая республика

Г. Дуалистическая монархия

Д. Абсолютная республика

Е. Парламентская республика

Ты изучаешь законы страны более детально и с удивлением обнаруживаешь, что в Кении с недавних пор разрешено многожѐнство. Причѐм согласие женщины, с которой мужчина уже заключил брак, не требуется. Президент объясняет, что принятие данного закона связано со сложной правовой системой Кении. В колониальный период англичане сначала ввели в Кении общебританские законы, а затем ряд вопросов личного статуса (брак, наследование, правоспособность и т.п.) разрешили регулировать обычаями различных этнических и религиозных групп (индусов, мусульман, коренных племѐн). Правительство независимой Кении стремится установить единые для всех законы, не ущемляя ничьи традиции. Поэтому и пришлось естественное для некоторых групп многожѐнство узаконить на общегосударственном уровне. Кроме того, таким образом правительство планирует бороться с проституцией. Объясни президенту, к каким последствиям приведѐт принятие закона о многожѐнстве.

А. Ухудшение отношений со странами, где многожѐнство запрещено

Б. Миграция мужчин Кении в страны, где многожѐнство запрещено

В. Обнищание мужчин, которые будут брать себе новых жѐн

Г. Снижение количества преступлений на бытовой почве

Д. Конфликты между защитниками прав женщин и правительством

Проблема беженцев побуждает тебя

изучить население Кении. В начале 2017

года   был   составлен   прогноз   роста

численности   населения   страны.   По

прогнозам,

численность

населения

будет  существенно  расти.  Президент

беспокоится, что это ухудшит ситуацию

с плотностью населения. Изучи

статистические данные и определи, на

сколько изменится плотность населения

Кении  с  2017  по  2020  год?  

Составь необходимые        фрагменты        

расчѐтов.

А. 45450000/582650=78(чел/км2)                                                

Б. 50720000/582650=87 (чел/км2)        

Г. 46730000/582650=80,2 (чел/км2)        

В. 48030000/ 582650=82,4 (чел/км2)

Д. 87-80,2 =6,8 (чел/км2)        

Е. 82,4-78=4,4 (чел/км2)        

СПРАВКА. Плотность населения = Численность населения / Площадь территории.

Индия – ядерная держава. В вопросе безопасности это обстоятельство делает архиважной задачу недопущения вооруженных конфликтов. Ты знаешь, что у Индии уже много десятилетий происходит территориальный спор с Пакистаном. На севере границы до сих пор происходят перестрелки между индийцами и пакистанцами. Ты интересуешься ситуацией на границе. В Пенджабе тебе доводится увидеть уникальное для планеты шоу – ежедневное закрытие границы между Индией и

Пакистаном. По обе стороны границы собираются толпы людей, старающихся перекричать соседей лозунгами «Слава Индии!» и «Слава Пакистану» (правда, иногда выкрикиваются и оскорбления в адрес соседей). На шоу собирается множество местных жителей, индийских знаменитостей и туристов, которые потом платят за фото с пограничниками и их собаками. В определенный момент пересечение границы для транспорта закрывается. Открываются специальные ворота, и пограничники Индии и Пакистана исполняют своеобразный ритуал. Они маршируют друг перед другом, стараясь превзойти оппонентов в мастерстве и в некоторой степени изображая битву (маршировка сопровождается усердным задиранием ног). Затем пограничники соседних государств пожимают друг другу руки и расходятся, ворота закрываются. Веселье заканчивается, задумчивые зрители возвращаются домой, обсуждая отношения между странами. Что хотят власти продемонстрировать своим гражданам этим шоу?

А. Индийцы и пакистанцы – братские народы.

Б. Индия не боится Пакистана и всегда готова к войне.

В. Страны могут соперничать без применения оружия.

Г. Призывы к войне будут жестоко караться властями.

Д. Даже пограничники могут участвовать в развитии туризма.

В Индии сотни различных культур, одних только языков, на которых говорит больше миллиона человек, То, что понятно, интересно, мотивирует одни социальные группы, может вызывать резко негативное отношение у других. Даже рекламные ролики никогда не бывают предназначенными для всей страны. Как же тогда проводить в жизнь решения государства и реализовать единство народа? Здесь нужна продуманная стратегия. Предложи премьер-министру первый шаг.        

А. Сформулировать общую национальную идею индийцев.

Б. Укрепить экономику, остальное приложится само.

В. Ужесточить наказания за преступления на почве неприязни.

Г. Сделать хинди единственным государственным языком.

Д. Заменить девиз страны на более понятный.

Ты обращаешь внимание властей на криминальную обстановку в Дели, но их больше заботят экологические проблемы. Столица Индии возглавляет рейтинг самых загрязнѐнных городов на планете. Решений, направленных на защиту окружающей среды, принимается много, чиновники отчитываются об успешно проделанной работе и убеждают, что ситуация улучшается. Однако особого результата пока не видно. Ты предлагаешь использовать наиболее объективный показатель эффективности их работы. Каким может быть этот критерий?

А. Стабильно высокий рост уровня рождаемости в городе

Б. Снижение в городе уровня заболеваний, связанных с экологией

В. Количество поступивших благодарностей от жителей

Г. Изменение позиции города в мировом экологическом рейтинге

Д. Количество чиновников, состоящих в партии зелѐных        

Экологическая ситуация побуждает тебя обратить внимание на здравоохранение. Индия стремится развивать медицинскую науку, особенно фармакологию (уже сейчас страна в мировых лидерах по производству дешѐвых лекарств), что предполагает необходимость клинических исследований. В 2012 году министр здравоохранения выступил в парламенте с тревожным заявлением – всего за три года от клинических испытаний скончалось более 50 человек. Рынок клинических испытаний в Индии составляет сотни миллионов долларов, и многие бедные индийцы готовы рисковать здоровьем ради оплаты их участия в экспериментах. В связи со сложившей ситуацией Верховный Суд временно запретил любые клинические испытания. Предложи правительству планомерное пошаговое решение проблемы.

А. Повысить требования к квалификации учѐных, разрешить фармакологические испытания. 

Б. Принять положение о поэтапном возобновлении клинических испытаний.

В. Разрешить подтверждающие исследования, подключить волонтеров к мониторингу.

Г. Разрешить фазу II, усилить контроль за клиниками, где уже были случаи передозировки. Д. Полностью отменить запрет на клинические испытания.

СПРАВКА. Разрешѐнные клинические испытания (испытания лекарств на людях после испытаний в пробирках и на животных) предполагают четыре фазы: I – фармакологическая оценка переносимости лекарства на группе 20-100 добровольцев; II – терапевтическое определение верных доз лекарства для разных категорий людей на группе 100-500 человек; III – подтверждающее терапевтическое исследование на группе до 3000 человек – сравнение эффективности с другими лекарствами, определение подходящих лекарственных форм, простоты в применении и других дополнительных параметров; IV – после регистрации и открытой продажи лекарства проводится исследование по поиску неучтѐнных побочных эффектов и других ошибок.

11 класс: Обществознание (Отклоняющееся поведение и социальный контроль)

 

Сюжет

 

9 июня 2002г. Хулиганствующие футбольные «фанаты» после неудачи российской команды в матче с командой Японии устроили погром в центре Москвы, где около огромного экрана собрались тысячи болельщиков. В результате были избиты случайные прохожие, многих из которых пришлось госпитализировать. Было сожжено 8 и разбито 40 автомашин, 36 витрин магазинов, таксофоны, а так же плафоны ид верные стекла в метро. В связи с этими событиями назывались различные их причины: одни говорили, что зачинщиками выступили «бритоголовые», входящие в бандитские группировки, другие полагали, что стихийные беспорядки связаны с продажей алкогольных напитков, третьи считали, что погром спровоцировал показанный на экране видеоролик, на котором некий человек разбивает топором машину.

 

Проблема: 

Почему в современном обществе возможны такие негативные явления?

Каковы причины таких негативных явлений в современной России?

9 класс: Обществознание (Выборы.)

 

Сюжет

 

На парламентских выборах в Великобритании в 1945г. Многие не сомневались в том, что успех обеспечен лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Черчиллю - одному из главных организаторов победы над Германией во Второй мировой войне. Однако на проходивших весной 1945г. выборах выиграл лидер лейбористской партии К.Эттли, который выглядел рядом с Черчиллем незначительной фигурой…

Проблема:  Почему англичане сделали выбор в пользу Эттли?

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010

  1. Лебедев Ю. Б. Технологии компетентностного обучения: кейс-обучение. Методическое пособие для учителей и преподавателей общественных дисциплин образовательных учреждений систем общего, начального и среднего профессионального образования. Чебоксары – 2014

Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki     википедия

http://rubikon.cerm.ru/  международный мониторинговый проект «Рубикон»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О Методах проектного обучения из опыта работы педагога изобразительного искусства

Проектная  деятельность – это  совместная  учебно-познавательная,  творческая   или  игровая   деятельность,  имеющая  о...

Интерактивные методы обучения географии (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете...

Развитие умения учащихся работать с информацией на уроках литературы через использование метода интеллект – карты. из опыта работы

Выступление из опыта работы учителя на заседании РМО учителей русского языка и литературы.  В материале содержится краткое представление  системы работы по организации работы обучающихся ста...

Метод кейс-технологии

Статья содержит аналитический материал, собранный из интернета по методу кейса: история возникновения и применения метода кейса, практический материал и ссылки на готовые кейсы....

Представление педагогического опыта ""Кейс-технология - один из методов активного обучения на уроках физики".

Формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Данное утверждение...

Использование метода кейс технологии на уроках английского языка

Одним из наиболее известных методов современного обучения  является метод кейс-стади. В отличие от традиционных методов преподавания иностранного языка, метод кейс-стади требуетактивного участия ...

Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."

Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих з...