Метод кейс-технологии
статья по психологии

Тельных Ольга Викторовна

Статья содержит аналитический материал, собранный из интернета по методу кейса: история возникновения и применения метода кейса, практический материал и ссылки на готовые кейсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_keysa.docx55.01 КБ

Предварительный просмотр:

Журнал «Вестник РМАТ» №1(10) 2014   Д.А. МАХОТИН статья

МЕТОД АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ (КЕЙСОВ) КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В статье делается обзор истории появления, характерные признаки и особенности использования в учебном процессе метода анализа конкретной ситуации. Автор рассматривает кейс-метод как современную педагогическую технологию, позволяющую развивать профессиональные компетенции студентов.

Ключевые слова: высшее образование, компетентностно-ориентированное образование, педагогическая технология, кейс-метод.

Метод анализа   конкретных ситуаций появился впервые в начале XX в. в Гарвардском университете как один из проблемных методов подготовки юристов и менеджеров, когда обучающиеся активно обсуждали ситуации из юридической или бизнес практики. Первый сборник кейсов Гарвардской школы бизнеса был опубликован в 1921 г. и заложил основы американской школы кейсов:

«Это метод обучения, когда студенты и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) бизнеса. Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя. Метод Case Studies, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию (techniques) использования этих мате риалов в учебном процессе».

Метод кейсов (от англ. case - случай, ситуация, казус) имел разные названия - метод анализа инцидентов, метод казусов, метод анализа деловой корреспонденции, метод анализа деловых историй (ситуаций), метод решения ситуационных задач, - но сегодня в англоязычной литературе чаще всего говорят о кейс стади или просто кейс методе, а в русском языке более грамотным можно считать название «метод анализа конкретных ситуаций».

Современное понимание метода анализа конкретных ситуаций и его применение довольно широкое. Он представляет собой педагогическую технологию проблемно ситуационного типа, предполагающую использование в учебном процессе реальных (или близких к реальным) ситуаций экономического, управленческого или производственного характера с последующим их анализом, оценкой, принятием обоснованных решений. Психолого - педагогическая сущность метода АНАЛИЗА конкретных ситуаций заключается в определении и решении реальных, актуальных проблем в ситуациях неопределенности, часто противоречивых и не имеющих однозначно правильного решения. При этом обучающийся сталкивается с необходимостью:

  • выявления проблем, их типологии, характеристик, последствий и путей разрешения проблемы (проблемный анализ);
  • анализа взаимосвязей и структуры ситуации с окружающей и внутренней средой (системный анализ);
  • установления причин, которые привели к возникновению данной ситуации и возможных последствий (при чинно- следственные связи);
  • обсуждения  проблемы  в малой группе, ее решения в процессе командной работы (коммуникативные действия, критическое мышление);
  • подготовки прогноза относительно вероятного и желательного будущего (прогностический анализ);
  • выработке планов, программ действий в процессе решения данной ситуации (программно целевой анализ);
  • рефлексии процесса решения проблемы.

Несмотря на то что метод анализа конкретных ситуаций стал наиболее популярным именно в программах подготовки менеджеров, особенно в программах бизнес образования, его применение сегодня рассматривается в тех или иных компонентах на всех уровнях общего и профессионального образования. Этот метод эффективен для формирования и развития таких ключевых компетенций, как аналитическое и системное мышление, коммуникабельность,   лидерство, способность принимать решения, способность решать проблемы, способность работать в условиях неопределенности и ограниченного объема неструктурирован ной информации, готовность к изменениям и др.

В настоящее время существуют две классические школы метода конкретных ситуаций - американская (Гарвардская) и европейская (Манчестерская). В рамках американской школы важным является обучение поиску единственно правильного решения, европейская отдает приоритет многовариантности решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц основного текста плюс приложения), европейские кейсы короче и более структурированы.

Педагогическими признаками метода анализа конкретных ситуаций считают:

  1.  Наличие модели социально экономической, производственной ситуации в конкретный период времени.
  2.  Связь с жизнью, реальность ситуации.
  3.  Необходимость выявления, нахождения и формулирования проблемы.
  4.  Коллективная выработка решений (работа в группе).
  5.  Многоальтернативность решений.
  6.  Наличие управляемого эмоционального напряжения.

Технологическими особенностями реализации метода анализа конкретных ситуаций являются:

  • формирование дидактических целей кейса. Взаимосвязь кейса с планируемыми результатами обучения;
  • определение проблемной ситуации кейса;
  • построение проекта (программы) кейса, состоящей из основных положений текста ситуации;
  • поиск институциональной системы   (организации, организационной ситуации и пр.), имеющей отношение к проекту кейса;
  • сбор необходимой информации в институциональной системе;
  • построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность организации, проверка ее реальности;
  • выбор жанра кейса;
  • написание текста кейса;
  • апробация кейса в учебной аудитории, проверка ее эффективности для решения поставленных задач;
  • подготовка окончательного варианта кейса;
  • внедрение кейса в практику обучения, определение области ее приме нения;
  • подготовка   методических рекомендаций по использованию кейса, его публикация.

Выделяются разные типологии кейсов:

-по наличию сюжета (сюжетные и бессюжетные);

-по субъекту кейса (личностные, организационно институциональные, многосубъектные);

-по объему предоставляемого материала (мини кейс, средний кейс, объемный кейс);

-по способу представления мате риала (эссе, рассказ, аналитическая за писка, отчет, очерк, совокупность фактов, совокупность статистических материалов, совокупность документов и пр.);

-по виду методической продукции (вопросный кейс, кейс задание, кейс задача);

-по представлению информации (структурированные, неструктурированные) и др.

Интересной является классификация кейсов, предложенная на основе анализа зарубежного опыта применения метода конкретных ситуаций Н. Федяниным и В. Давиденко:

  • в структурированном  «кейсе» минимум информации. Для решения применяют определенную модель или формулу. У таких задач существует оптимальное решение;
  • «маленькие наброски» содержат 1-10 страниц текста и 1-2 страницы приложений. Они знакомят с ключевыми понятиями, при разборе надо опираться на собственные знания и опыт;
  • большие неструктурированные «кейсы»  объемом до 50 страниц - самые сложные. Ин формация в них очень подробная, в том числе и ненужная, при этом необходимая может и отсутствовать;
  • разбирающий «первооткрывательский кейс» должен предложить новое решение проблемы.

Источниками для создания кейсов является первичная и вторичная информация, педагогически обрабатываемая преподавателем и адаптированная для решения конкретных дидактических задач. А.М. Зобов выделяет три варианта решения данной проблемы.

Первый вариант состоит в том, что за основу берется история, а чаще всего фрагмент жизни реальной компании, информация о которой получена автором ситуации непосредственно в ходе исследовательского или консалтингового проекта или целенаправленного сбора информации. Подобный подход в информационном отношении наиболее полон и глубок; именно таким образом готовится значительная часть ситуаций за рубежом. Главное преимущество такого подхода со стоит в том, что проблемы организации познаются изнутри, без серьезных промежуточных искажений. Возможность подготовки таких оригинальных кейсов в западной практике ситуационного обучения в очень большой степени объясняется широким развитием консалтинговой деятельности, которая выступает как массовый поставщик материала для ситуаций.

В России использование в значимых масштабах подобных первичных источников информации до сих пор сдерживается из-за закрытости отечественного бизнеса (особенно в отношении финансовой информации), менее активного участия преподавателей в консультационной практике по сравнению с их иностранными коллегами. Очевидно, имеет значение и меньшее распространение метода анализа конкретных ситуаций в целом. У преподавателей нет привычки, исходной нацеленности «писать» ситуации.

Второй вариант - использование вторичных источников информации: средств массовой информации, специализированных журналов и изданий, информационных вестников и буклетов, распространяемых на выставках, презентациях и т.д. Подобная ин формация всегда неполна, как правило, искажает картину хозяйственной жизни и нередко просто неточна. Но даже при всех этих недостатках данным источником нельзя пренебрегать. В своей основе газетные или журнальные публикации вполне могут использоваться в качестве исходного информационного повода для подготовки ситуации, тем более, что здесь есть и положительные моменты. Решается проблема ссылок, упоминания конкретных названий, имен персонажей и других подобных вербальных параметров, что иногда непросто реализовать при первичном сборе информации. Рассматриваемый способ менее трудоемок, поскольку приходится иметь дело с уже собранной и по своему систематизированной информацией. Поэтому при отсутствии возможности получить данные из первоисточника публикации таких российских периодических деловых журналов, как «Экс перт», «Секрет фирмы», «Компания», национальных ежедневных газет «Коммерсантъ», «Ведомости», не обходимо рассматривать как стратегический и к тому же бесплатный ресурс в технологии ситуационного обучения.

Третий и, по всей видимости, наименее распространенный, вариант - описание вымышленной ситуации. К числу коренных недостатков такого подхода следует отнести максимальную отстраненность от реального бизнеса, проблем реальной компании. А это противоречит самой сути метода анализа  конкретных ситуаций. За исключением случаев, когда ситуацию придумывает специалист, имеющий обширный опыт профессиональной подготовки ситуаций и хорошо разбирающийся в реальном бизнесе, этот третий путь рекомендовать не стоит.

Кейс является результатом научно методической, исследовательской деятельности преподавателя. Подготовка кейсов - длительная и сложная работа, основанная не только на знаниях и опыте педагога, но и на постоянной работе с различными источниками ин формации, изучении современных направлений развития науки, техники и технологий, событий, происходящих в конкретной отрасли и научной области знаний, самообразовании. Именно по этому большинство классических кейсов для бизнес образования готовятся только известными специалистами и публикуются, распространяются в университетской и бизнес среде. Преподаватели вузов в большинстве случаев или пользуются готовыми разработками, или подготавливают свои мини кейсы для решения достаточно узких дидактических задач освоения учебной дисциплины. При своей трудоемкости кейсов их эффективности в практико – ориентированном обучении чрезвычайно высока и поэтому в процессе формирования профессиональных компетенций студентов и работающих специалистов метод конкретных ситуаций приобретает особое значение.

Статья из сайта МЕТА-ТАЛАНТ (ФИО автора не нашла)

 https://mega-talant.com/biblioteka/keys-zadaniya-po-predmetam-4-klass-91311.html

Использование метода  кейс – технологии на уроках русского языка

   Особенностью метода кейс - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. А что сейчас волнует многих школьников, изучающих математику в старших классах? Помимо проблемы итоговой аттестации возникают вопросы и сомнения, в коей мере приобретаемые в этой области знания могут и будут востребованы в дальнейшем, насколько оправданы как затраты времени, так и здоровья на изучение столь сложного предмета.

Создание кейса

Вначале нужно ответить на три вопроса:

  1. Для кого и чего пишется кейс?
  2. Чему должны научиться дети?

     3.  Какие уроки они из этого извлекут?

Работа ученика с кейсом
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап — выделение основной проблемы (проблем),

3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий

Возможны следующие альтернативные варианты:

  • Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
  • Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
  • Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, примерно на 1страницу, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематики.

Роль кейс - технологии в формировании компетентностей

Учебно-информационные (интеллектуальные)

1. Освоение методов анализа и критического мышления
2. Умение работать с текстом
3. Создание авторского продукта
4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
5. Освоение методов сбора данных 

Действия учителя  в кейс – технологии:

  • создание кейса или использование уже имеющегося;
  •   распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
  •   знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
  •   организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
  •   работа с кейсом;
  •   организация презентации решений в малых группах;
  •   организация общей дискуссии;
  •   обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
  •   оценивание учащихся преподавателем

 

Так на уроках русского языка использую  «Посольство Синквейн»

Обратная связь в форме синквейна.  Выполняется на отдельных листах, при наличии времени можно озвучить.

Синквейн  закрепление пройденных орфограмм.

  • 1 строка: существительное, обозначающее тему;
  • 2 строка: два прилагательных, раскрывающие тему;
  • 3 строка: три глагола, раскрывающие тему;
  • 4 строка: фраза, раскрывающая тему;
  • 5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление.

Итак, путеводный лист получен, можно выезжать и отправляться на первую остановку. Но пока мы  до нее добираемся, давайте подготовим экскурсоводов. Разделитесь на две группы и получите кейсы с заданиями.

1кейс:

Орфограмма: «Правописание ЦЫ или ЦИ в словах»

Вопросы:

  1. Составьте алгоритм правописания слов с этими орфограммами.
  2. Назовите слова исключения.
  3. Приведите примеры таких слов.

2 кейс:

Орфограмма: «Правописание букв О или Ё в корне после шипящих»

Вопросы:

  1.  Составьте алгоритм правописания слов с этими орфограммами.
  2.  Назовите слова исключения.
  3.  Приведите примеры таких слов.

-Экскурсоводов подготовили, а заодно и подъехали к первой остановке « Переулок имени ЦЫ».  Чья группа готова объяснить, чем знаменит этот переулок?

(Ответ представителя одной из групп).

-Давайте поработаем с этой орфограммой. 

Можно сделать вывод, что практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.

Кейс 1. Ученику было задано на дом определить у имён существительных падеж. Он выполнил задание и был доволен.

За свою работу получил двойку.

ж.р ж.р. мн. ч.

Белка на сосне орешки грызёт.

Рассудите ситуацию. Предложите выход.

Кейс 2 В магазине игрушек было объявление, у которого одни покупатели смеялись, другие плакали, третьи проходили мимо.

Уважаемые покупатели! Получайте нашу игрушкой прямо сейчас!

Рассудите ситуацию. Предложите выход

Кейс 3. Петя вчера был в цирке. Ему в цирке очень понравилось смотреть на тигров. Сегодня он решил написать сочинение про тигров. Но Петя был очень сообразительный и решил написать сочинение с секретом. Найдите этот секрет. Но всё же о чёмто Петя забыл, увлёкшись своим секретом. Что вы можете Пете посоветовать?

Был день очень именительный. Я его надолго запомнил.

Родился в цирке тигр.

Дали ему имя – Вини

Творил он всё, что хотел, особенно на сцене.

Я предложил тигру быть моим другом.

Ведь он мне очень понравился!

Кейс 4. Незнайка, Буратино и Карлсон делили слова на группы. Все сказочные герои допустили по одной ошибке. Найдите ошибку в каждом столбике, с найденными словами.

Тетрадь сказка врач

Пенал рассказ комбайн

Учитель библиотекарь вертолет

Линейка стих ракета

Учебник басня спутник

Каждая группа читает свой кейс и дает ответ.

 

Содержание обучающего кейса: «Составление памятки-алгоритма написания безударной гласной в корне»

1.Как правильно написать слово «зв..зда»?

2.Каков алгоритм твоих действий?

  • Ставлю ударение
  • Выделяю в слове корень
  • Определяю графически орфограмму в слове «звезда»
  • Подбираю проверочное слово
  • Приведи примеры на это правило
  • Сформулируй правило, сверь его с учебником

Содержание обучающего кейса : «Обучающий анализ текста»

Выполни задание, используя справочный материал.

1. Определите, что перед вами: слова, предложения, текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

4. Определите стиль текста. Докажите.

5. Определите тему и главную мысль текста.

6. На что указывает заглавие текста?

Приложение к кейсу

1. Слово - единица речи.

2. Предложение - группа слов, связанных по смыслу и грамматически.

3. Текст - группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

4. Текст - целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение.

5. Стихотворение, рассказ, научная статья, заметка в газету, школьное сочинение, обсуждение с приятелем планов на воскресенье - все это виды текстов.

6. Признаки текста: состоит из группы предложений, предложения связаны по смыслу и с помощью различных грамматических средств (повторением одних и тех же слов, интонацией); имеет заголовок, предложения связаны общей темой, единой мыслью (идеей).

7. Тема - то, о чем или о ком говорится в тексте. Часто тема отражена в заглавии.

Содержание научно-исследовательского кейса:

  • Слово и его лексическое значение (работа со словарями)
  • История происхождения слова (работа со словарями)
  • Слово и его «родственники»
  • Синонимы и антонимы
  • Слово во фразеологических оборотах
  • Рисунок слова
  • Слово в фольклоре

Действия учителя в кейсе представлены таким образом:

  • создание кейса или использование уже имеющегося
  • распределение учеников по малым группам (4-6 человек)
  • знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания
  • решений проблемы, сроками выполнения заданий
  • организация работы учащихся в малых группах
  • определение докладчиков
  • организация презентации решений в малых группах
  • организация общей дискуссии
  • обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации
  • оценивание учащихся учителем

 

……………………

Математика

Кейс по теме: «Площадь прямоугольника»

Цель: обобщить и закрепить знания о площади прямоугольника

Содержание кейса

Директор сельского клуба для молодёжи решил отремонтировать пол в

зале для торжественных церемоний. Размеры такие: длина зала 20 м, а ширина 10 м. В таблице приведены цены на строительные материалы «Стройкомплект». Вычислите, какую сумму потратят на ремонт пола.

 

Таблица 1. «Стройкомплект». Цена за 1 кв. м.

 

Керамогранит  Паркет   Ламинат    Кафельная плитка

400р                   450р       500р           430р

 

Инструкция по выполнению

1. Вычислить площадь пола по формуле (S= a ∙ b).

2. Найти информацию о цене материала в таблице цен «Стройкомплект».

3. Вычислить сумму, которую потратят на ремонт пола.

 

Кейс по теме: «Деление трёхзначного числа на однозначное»

Цель: научить детей делить трехзначные числа на однозначные письменный способом («уголком»).

Содержание кейса

В школу для награждения детей в конце года закупили сладкие призы –

шоколад. Всего было 33 коробки по 10 шоколадок в каждой и ещё 6 шоколадок отдельно. Эти шоколадки разделили поровну на три класса. Сколько детей в каждом классе?

       Учащиеся работают в малых группах, затем обсуждают решения кейса и

варианты последовательности действий.

Группа 1. Представляет число шоколадок с помощью графической модели трехзначного числа и наглядно демонстрирует способ деления.

Группа 2. Представляет трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых и затем делит единицы каждого разряда на число. Складывают получившиеся частные.

Группа 3. Представляет алгоритм письменного деления в столбик.

Задачи для решения по группам: Задача 1 Для того, чтобы связать шапку, варежки и носки хозяйке нужно 300 г шерсти красного цвета. Можно купить красную пряжу по цене 70 руб. за 60 г, а можно купить неокрашенную пряжу по цене 40 руб. за 50 г и окрасить ее. Один пакетик краски стоит 30 руб. и рассчитан на окраску 100 г пряжи. Какой вариант покупки вы предпочтете и почему?

 

КЕЙС-ЗАДАНИЯ

Цель: формировать вычислительные навыки и умение решать задачи с помощью кейс-метода,

  • упражнять в нахождении площади и периметра;
  • развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение;
  • развивать кругозор, абстрактное мышление, пространственное воображение;
  • развивать интерес к предмету;
  • воспитывать практическую направленность.

Применение в обучении кейс-технологии позволит сформировать у учащихся высокую мотивацию к учёбе; развивать такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства, сформировать основные деловые этики. Кейс-технология направлена на решение различных ситуаций взятых из жизни.

Предлагаю учащимся участие в решении задачи:

- Вам необходимо составить смету расходов по выполнению ремонта класса.

Условия таковы:

Необходимо подсчитать комплект материала и вычислить его стоимость.

Надо отремонтировать класс к новому учебному году: побелить потолок, покрасить 3 стены (одну стену занимают окна), настелить линолеум, установить плинтус.

Размеры класса:

  • длина – 8м;
  • ширина – 6м;
  • высота – 3м.

Расход материала:

  • 1л побелки на 3м2 потолка;
  • 1 л краски на 4 м2 стены.

Стоимость материала:

  • 1 банка побелки ёмкостью 4л стоит 450 руб.;
  • 1 банка краски ёмкостью 3л стоит 1050 руб.;
  • 2 линолеума стоит 500 руб.;
  • 1м плинтуса на потолок стоит 180 руб.;
  • 1м плинтуса на пол стоит 210 руб..

Какова стоимость всего материала, необходимого для ремонта класса?

Работа по поиску поставленной проблемы организована в 4 группах. Учащимся надо выполнить необходимые расчёты. Работа по группам с использованием кейс-метода.

Результаты заносятся в таблицу, подсчитываются баллы в каждой группе.

Обсудить выполнение задания.

Кейс № 1. I группа находит стоимость материала для ремонта потолка:

1) 6*8 = 48(м2) – площадь потолка.

2) 48:3 = 16(л) – количество побелки в литрах.

3) 16:4 = 4(б.) – количество банок.

4) 450*4 = 1800(руб.) – стоимость побелки.

 

Кейс № 2. II группа находит стоимость материала для ремонта стен:

1) 8*3 + (6*3)*2 = 24 + 36 = 60(м2) – площадь 3 стен.

2) 60:5 = 12(л) – количество краски в литрах.

3) 12:3 = 4(б.) – количество банок.

4) 1050*4 = 4200(руб.) – стоимость краски.

 

Кейс № 3. III группа находит стоимость материала для ремонта пола:

1) 6*8 = 48(м2) – площадь пола.

2) 500*48 = 24000(руб.) – стоимость линолеума.

 

Кейс № 4. IV группа находит стоимость материала для установки плинтуса:

1) 6*2 + 8*2 = 12 + 16 = 28(м) – периметр пола или потолка.

2) 180*28 = 5040(руб.) – стоимость плинтуса на потолок.

3) 210*28 = 5880(руб.) – стоимость плинтуса на пол.

4) 5040 + 5880 = 10920(руб.) – стоимость плинтуса.

 

1800 + 4200 + 24000 + 10920= 40920(руб.) – общая стоимость всего материала.

 

Подведение итогов в группах.

Каждой группе даётся 5-6 минут. Заслушивается выступление представителей от каждой группы и обсуждение решения с применением кейс-технологии. Работа каждой группы оценивается по 3 пунктам, результат заносится в таблицу. В зависимости от количества баллов ученики получают оценки за работу на уроке.

Использовать кейс-метод можно и дома самостоятельно. Например, на семейном совете вы решили поехать на Олимпиаду в Сочи (4 человека). Можно ехать на поезде, можно на своей машине. Расстояние от Москвы до Сочи – 1600км.

Билет на поезд на 1 человека стоит 9300 руб. Расход бензина – 10 литров на 100км пути. Цена бензина – 36 руб. за 1литр.

Надо рассчитать, на каком виде транспорта стоимость поездки будет дешевле.

План решения:

  1. Сколько стоит проезд на поезде?
  2. Сколько литров бензина потребуется на дорогу?
  3. Какова стоимость бензина?
  4. Подведение итога. Вывод.

Решение

1) 9300*4 = 37200(руб.) – стоимость проезда на поезде.

2) 1600:100*10 = 160(л) – бензина требуется на поездку.

3) 36*160 = 5760(руб.) – стоимость бензина.

Вывод: дешевле поехать на своей машине.

Цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий учащимся возможность изучения и применения отдельных теорий, методов и принципов.

Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишённых проблемности, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных.

Кейс-технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

…………………..

Литература

Предмет: литературное чтение Учебник: М. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. 2 класс 2 часть Тема: В. Осеева «Волшебное слово» .

Задание кейса: Опираясь на текст, составьте словесный портрет дедушки и мальчика, заполните таблицу: лицо взгляд голос движения Дедушка спокойное доброе с морщинами добрый ласковый спокойный тихий успокаивающий сидит чертит зонтиком на песке проявление чувств спокойно себя ведет участвует в другом человеке и эмоций утешает Мальчик красное сердитое заплаканное злой обиженный резкий грубый громкий сопит от обиды стукнул кулаком по скамейке косится на деда сердится, бурчит восклицает: «Никто меня не жалеет!»

Задание для 3 группы: Распределите роли и инсценируйте содержание рассказа в лицах. Попытайтесь изобразить эмоциональные состояния героев и их изменения в конце истории.

Задание для 4 группы: Составьте список «волшебных» слов. Ответьте на вопрос: какую силу имеют «волшебные» слова.

 Задание для 5 группы: Найдите из разных источников пословицы и поговорке о добрых словах, о добром отношении людей, о добре. Какие из них наиболее точно подойдут к рассказу.

 

 

По содержанию сказки «Колобок»,

Содержание практического кейса: Как уберечь себя от беды?

1Почему у сказки трагический конец?

2.Составьте памятку безопасного поведения колобка в лесу.

3.Придумайте свой конец для сказки и сделайте вывод, чему научит ваша сказка.

Итог работы: Создание памятки безопасного поведения
(по мнению детей)

Уроки, которая преподнесла сказка.

1.Быть послушным.

2. Не играть на подоконнике! Опасно!

3. Не разговаривать с незнакомцами.

4.Не быть хвастливым.

5.Читать сказки.

6.Не оставлять совсем маленьких детей дома одних.

Какой урок я вынесла для себя? Дети были все включены в работу, на примере знакомой жизненной ситуации, когда дети не всегда слушаются родителей, они смогли сделать правильные выводы.

 

…………..

Кейс «История с лосенком»

Предмет: «Развитие устной речи на основе изучения объектов и явлений окружающей действительности»

Дидактическая линия: «Человек и природа».

Тема: «Охрана природы».

Цель: объяснить, как нужно правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить животным.

Понятия, проверяемые данным кейсом: правила поведения в лесу, бережное отношение к животным.

Проблема: как воспитать у детей любовь к родной природе.

Ситуация. Чтение отрывка рассказа А. Севастьянова из журнала «Юный натуралист» №6, 1998г. о том, как, гуляя в лесу, сын егеря увидел лосиху и двух маленьких лосят. Подойдя ближе он спугнул лосиху. Она убежала. Один лосенок последовал за ней. А другой спал. Проснувшись, он увязался за мальчиком. Мальчик решил оставить его у себя.

Фон ситуации:

 

А. Севастьянов «Не рви цепочку».

…  Никогда  не бывает  лес  радостней и звонче, чем в эту весеннюю пору.  Сашка старался не трещать сучьями.  Впереди раздавался непонятный звук… В   просвете   между   деревьями прошла лосиха.  Встала    около   лосенка…               

Сашка осторожно подвинулся ближе и увидел: в редкой лесной траве, спиной к нему, лежит второй лосенок. Похоже, спит.Лосиха учуяла Сашку и побежала от него. Лосенок – за ней. А второй все лежит. Только ушами заводил, как большой…

Встал на свои длинные ноги-ходули и увидел Сашку. Зашевелил вроде бы непослушными ногами и вместо того, чтобы убежать, шагнул к Сашке. Тот попятился. «Вдруг лосиха вернется. Надо уходить».

Лосенок пошел за ним. Сашка побежал. Лосенок не отставал…

Рыжего большеухого лосенка  и Сашку отец увидел возле огорода…

- Ты где его взял?

Сашка рассказал.

- Давай,   быстрее назад! Разве можно!  -  И он впереди Сашки и лосенка побежал в лес,  на ходу расспрашивая, где точно Сашка его нашел.

- Давай оставим его себе,- робко предложил Сашка. – Пускай живет.

- Да как же мы его выкормим без молока? Что ж ты наделал? Не встретится с лосихой – погибнет. Осторожнее надо в лесу. Сколько раз тебе говорил.

Эти разговоры Сашка помнил. Помнил как однажды подобрал на земле птенца. Думал, упал из гнезда. А это был слеток, которому пришло время расстаться с гнездом. Птицы кормили бы его и в траве. А в доме он погиб на другой же день. Отец говорил тогда:

«Жизнь у них, как цепочка, одно звено за другим. То он в гнезде должен смирно сидеть, а подрастет – прятаться в траве или кустах. Ты взял его из травы и оборвал цепочку».

«Не получилось бы так же с лосенком», - боялся Сашка.

Наконец пришли туда, где Сашка нашел лосенка. Договорились по команде разбежаться в разные стороны. Пока лосенок будет соображать, за кем бежать, они скроются из виду.

Так и сделали…

  - А не пойдет он с голоду искать лосиху? Уйдет куда-нибудь, заблудится.

  - Кто знает? И посмотреть нельзя. Пойдешь туда – лосиху испугаешь или лосенок опять привяжется…

Через два дня на лесной дороге отец нашел свежие следы лосихи с двумя лосятами. Та ли прошла лосиха или другая, они так и не узнали. Лосенка на месте тоже не было.

Информация кейса может быть печатной (статья, рассказ), в виде рисунка, фото, видео, мультимедиа. Главное, чтобы этот материал помог ученику лучше понять предложенную ситуацию и поставить себя на место главных героев.

После восприятия ситуации необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организовать обсуждение можно  с помощью вопросов или в виде конкретных заданий.

Вопросы:

  • Почему Сашин отец так отреагировал на данную ситуацию?
  • Что бы ты почувствовал, если бы оказался на месте Саши?
  • Может ли маленький лосенок выжить без матери?
  • Виноват ли мальчик в том, что лосиха оставила своего детеныша?

 

Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы. В помощь учащимся на этом этапе можно предложить информационный лист с необходимой дополнительной информацией.

 

Поиск вариантов разрешения ситуации.

  • Как бы ты поступил в данной ситуации?
  • Дочитай  в информационном листе рассказ А. Севастьянова и узнай, чем закончилась история с лосенком.
  • Какие ошибки, совершенные в лесу, Сашка запомнил на всю жизнь?
  • Объясни заголовок рассказа.

Наконец, в завершение учащиеся должны найти только  один вариант решения предложенной  проблемы.Затем делаются выводы, подводится итог. 

На этапе «Выводы. Обобщение» можно организовать работу в группах.

· Задание для 1 группы:

Сформулируйте правила поведения в лесу.

· Задание для 2 группы:

Примите участие в конкурсе плакатов на тему: «Лес – дом животных. Будь вежлив в гостях!»

· Задание для 3 группы:

Используя различные информационные источники (информационный лист), больше узнайте  о лосях и подготовьте небольшое сообщение для одноклассников об этих замечательных животных.

 

 

Ситуация

Главу администрации сельского поселения беспокоит то, что на

территории поселения местные жители часто выбрасывают бытовой мусор

прямо на улицу, а часть мусора относят или отвозят за околицу. Раньше раз

в три дня приезжала машина – мусоровоз, и жители имели возможность в

назначенное время вынести бытовые отходы. Средств в бюджете поселения

на организованный сбор и вывоз мусора сегодня нет. Постепенно улицы

поселения «зарастают» мусором, а за околицей села постепенно разрастается

свалка.

4. Анализ ситуации, диагностика проблем(ы) и их (ее)

формулировка, определение главной проблемы и второстепенных.

Факты:

- отсутствует организованный сбор мусора на территории сельского

поселения;

- улицы «зарастают» мусором;

- свалка за околицей;

- жители не проявляют заинтересованности в чистоте улиц своего

поселения;

- отсутствие средств в бюджете администрации сельского поселения

на организацию вывоза бытовых отходов;

- беспокойство главы администрации сельского поселения;

- прочее.

Перечень возможных проблем, определение главной и

второстепенных:

1. Где найти средства на организованный сбор и вывоз мусора?

2. Как поднять сознательность населения, чтобы они не выбрасывали

бытовой мусор на улицу?

3. Как убрать свалку за околицей?

4. Как организовать уборку улиц?

5. Как организовать сбор и вывоз мусора с территории сельского

поселения? (главная проблема)

6. Какое применение можно найти некоторым видам мусора,

например, пластиковым бутылкам?

7. И т.д.

 

5. Рекомендуемые возможные формы и методы разработки и

принятия решений:

1) Глава поселения может разработать и принять решение

индивидуально, опираясь на свои знания и опыт или опыт других сельских

поселений.

2) Можно использовать групповые методы разработки и принятия

решений: активизирующие, такие как «Мозговой штурм», «6-5-3» или

эвристические, такие как «метод номинальной группы», «метод ассоциаций»,

привлекая в группу по разработке решений не только сотрудников

администрации сельского поселения, но и местных жителей.

3) Можно предложить для решения некоторых второстепенных

проблем (№ 2, № 3 , № 4 или № 6) организовать конкурс идей среди

школьников и их родителей на базе местной школы

 

Сегодня около ¾ используемых в практике школьного преподавания в России кейсов совмещают следующие элементы:

  • Ролевая игра. Например, возможно такое задание: «представьте, что вы находитесь в «Галерее лиц» Ф.М. Достоевского. Каким лицом вы бы хотели в ней быть? Что бы вы ответили другим «экспонатам» Галереи на вопрос: «В чем жизни смысл?».
  • Проектный метод. Например, «составьте со своей командой фотоколлаж на тему «Галерея лиц» Ф.М. Достоевского». Подпишите каждый «экспонат» галереи.
  • Ситуативный анализ. Например, «представьте себя в качестве Алеши Карамазова. Родион Раскольников пригласил вас на чай. С чего бы вы начали диалог?».

 

 

Ссылки на готовые кейс – задания для школьников:

https://www.spo.mosmetod.ru/junior-skills-2017/cases


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс - технологии, как современный метод преподавания иностранного языка

Данная работа создана для учителей иностранного языка с целью внедрения в их  педагогическую практику инновационных технологий и релизации ФГОС....

Урок обществознания с использованием кейс-технологии (метод дискуссии) Тема: «Культура межнациональных отношений» Преподаватель: Файзуллина Г.И. 1 курс

Урок обществознания с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из них является кейс-технология....

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ИГРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Целью урока является развитие навыков анализа и критического мышления, а также Формирование навыков оценки альтернативных вариантов,способности принимать рациональное решение, действуя в рамках коллек...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Урок английского языка по теме "Музыка" ("Let the Music Play") с применением кейс - технологии и методов развития критического мышления

 Раздел C ЕГЭ по английскому языку включает написание эссе. Кейс - метод является эффективным средством "борьбы" с проблемными зонами. Требования к аргументации собственного мнения выявили...

Метод кейс-технологий (из опыта работы)

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время ...

Использование метода кейс технологии на уроках английского языка

Одним из наиболее известных методов современного обучения  является метод кейс-стади. В отличие от традиционных методов преподавания иностранного языка, метод кейс-стади требуетактивного участия ...