Методический тренинг по теме: «Система оценки достижений планируемых результатов в соответствии с ФГОС».
учебно-методический материал на тему

ОНИЩЕНКО Оксана Николаевна

Методический тренинг по теме: "Система оценки достижений планируемых результатов в соответствии с ФГОС: современные формы и виды контроля, рейтинговая и накопительная оценки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический тренинг по теме: 

«Система оценки достижений планируемых результатов в соответствии с ФГОС: современные формы и виды контроля, рейтинговая и накопительная оценки».

        Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов.

        Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли обучающихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

         Прежде всего, нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки.

     Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

       В связи с понятием «оценка» мне вспоминаются слова известных ученых Фишмана И.С. и Голуб Г.Б. о том, что ученика можно сравнить с растением, а «внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост». Оценивание – обычная процедура для современной системы преподавания. При этом существует масса вариантов оценивания, которые удовлетворяют потребностям учителей и учеников.
     
Мне хочется рассказать об одном педагогическом приеме: наклеиваем на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Конвертик моих успехов», другой – «Конвертик моих ошибок». Весь учебный год идет «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и «4», которые и составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже дается шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Конвертик успехов» уже с хорошей оценкой. Здоровая конкуренция заставляет ребят постоянно стремиться к пополнению 1-го конверта, а значит, работать над собой, совершенствовать свои умения и навыки.

    При оценке предметных результатов использую технологические карты, в которых указываются задания (учебные элементы), инструкции и время выполнения. Каждое задание оценивается по десятибалльной системе. В конце работы подсчитываются все баллы и учащийся, пользуясь критериями, выставляет отметку за урок.

Технологическая карта

Ученика(цы) _____________________________________

Учебный элемент

Задание

Инструкция

Время

Баллы

УЭ о

Поставить цель

Цель урока:

1 мин

-

УЭ 1

Я знаю, что…

Запиши пропущенные слова.     Проверь по ключу.

2 мин

УЭ 2

Определи правильно!

Найди прилагательные, укажи разряд.

Проверь по ключу.

3 мин

УЭ 3

Раскрой скобки

Раскрой скобки и запиши прилагательные правильно.

Взаимопроверка по ключу.

5 мин

УЭ 4

Расшифруй

Работа в парах. В предложениях спрятались прилагательные, найди их. Укажи степень сравнения.

2 мин

УЭ 5

Редактирование текста

Найди и исправь речевую ошибку.

Проверь по ключу.

3 мин

УЭ 6

Исправь ошибки

Исправь ошибки в написании прилагательных.

Взаимопроверка по ключу

3 мин

УЭ 7

Графический диктант

Слушай внимательно высказывания. Если согласен, ставь «+», не согласен – «-»

Проверь по ключу.

2 мин

                                                                                                                          Итог

1 мин

                                                                                                              Отметка за урок

При оценке предметных результатов по русскому языку использую лист оценки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Лист оценки предметных результатов по русскому языку

  Класс        ____________         _________ четверть      20_______  -   20________ уч. год               Учитель – _______________________________________________________________________________

0 б. – не научился                  1 б. – частично научился                     2 б. – в полной мере научился

                                                               Фамилия, имя

Формируемые навыки и умения

«Морфемика и орфография»

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Чередование звуков.

 Морфемный разбор слова

Правописание гласных и согласных в приставках.

Буквы з-с на конце приставок

Правописание слов с чередующимися гласными

а-о в корне раст-рос, лаг-лож

Буквы ё-о после шипящих в корне

Буквы и-ы после ц

  Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Фонетика. Графика. Орфография”.

Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.

        Следующая оценочная методика, которую я применяю – это карта понятий. Опыт применения карт понятий показал, что этот метод можно использовать не только на уроках обобщения знаний, но при организации изучения нового материала. Самым простым видом является кластерная карта.

     

Составить кластер «Падежи в русском языке».

Рубрикатор оценивания кластера

Измеритель

(тип задания)

Критерии

Баллы

Информация предоставлена

исчерпывающе, кратко и интересно.

Оригинальный

текст, графика

Кластер не содержит орфографических, грамматических ошибок, нет опечаток.

Запись кластера четкая, полная и продуманная в деталях

Составление

кластера

0 1 2 3

  0 1

0 1 2 3

    0 1 2 3

3 – полное соответствие описанию аспекта;

2 – частичное, но близкое к полному;

1 – частичное, далеко от полного;

 0 – полное несоответствие описанию аспекта.

Таким образом, максимально возможное количество баллов по данному критерию – 10. Переведите баллы в оценку.

Взаимосвязь десятибалльной шкалы с суррогатной

Десятибалльная шкала

Суррогатная шкала

10 баллов – великолепно

5 + (пять с плюсом)

9 баллов – прекрасно

5 (отлично)

8 баллов – отлично

5 – (пять с минусом)

7 баллов – очень хорошо

4 + (четыре с плюсом)

6 баллов – хорошо

4 (хорошо)

5 баллов – недостаточно хорошо

4 – (четыре с минусом)

4 балла – удовлетворительно

3 + (три с плюсом)

3 балла – посредственно

3 (посредственно)

2 балла – слабо

3 – (три с минусом)

1 балл – очень слабо

2 + (два с плюсом)

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

9-10

4

8-7

3

4 - 6

2

0-3

Оценочный лист по теме «Правописание слов с чередующимися гласными

а-о в корне», 6 класс.

Фамилия, имя ________________

Класс ______________________

Критерии

Задание

Само-оценка

Оценка

учителя

Итоговая

оценка

  1. Умение находить орфограмму «Буквы а-о в корне с чередованием» и правильно их писать.
  2. Умение графически обозначать условия выбора орфограммы.
  1. Вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора орфограммы.

а) к…сается дна, прик…снулась к лицу, к…сание мяча, весло к…снулось.

б) выг…рело от пожара, заря дог…рала, ог…рок свечи, заг…р на лице.

в) прошла з…рница,                 вечерняя з…ря, з…рька засветилась, оз…рять лес.

Критерии оценки упражнения

  • Нет исправлений – 2 б.
  • Правильно вставлены пропущенные буквы – 3б.
  • Выполнены все задания – 3 б.
  • Выполнено 1 задание – 1 б.
  • Выполнены 2 задания – 2 б.
  • Правильно графически обозначены условия выбора орфограммы – 2 б.

Таким образом, максимально возможное количество баллов по данному критерию – 10. Переведите баллы в оценку.

Взаимосвязь десятибалльной шкалы с суррогатной

Десятибалльная шкала

Суррогатная шкала

10 баллов – великолепно

5 + (пять с плюсом)

9 баллов – прекрасно

5 (отлично)

8 баллов – отлично

5 – (пять с минусом)

7 баллов – очень хорошо

4 + (четыре с плюсом)

6 баллов – хорошо

4 (хорошо)

5 баллов – недостаточно хорошо

4 – (четыре с минусом)

4 балла – удовлетворительно

3 + (три с плюсом)

3 балла – посредственно

3 (посредственно)

2 балла – слабо

3 – (три с минусом)

1 балл – очень слабо

2 + (два с плюсом)

0-2 б.

 «2»

3-5 б.

«3»

6-8 б.

 «4»

9-10 б. «5»

                                                                             

Оценить обучающегося с помощью приёма «Волшебная палочка» Поставить на ней крестик, оценивая работу. Крестик ставится на самом верху, если считаете, что сделал работу «абсолютно правильно», она - «самая интересная». Крестик ставится внизу, если считаете, что работа «очень некрасивая» или «самая скучная». Крестик по середине означает, что «сегодня некрасиво написал, может лучше», работу выполнять было «не очень интересно». Учитель обводит те оценки, с которыми согласен, это означает «Молодец! Ты умеешь оценивать свою работу». В случае завышения или занижения оценки, оценку не обводить, показывая тем самым, что не совсем согласен, «Ты еще не научился оценивать свою работу».  (П – правильность, С – старание)

                                        П                   с

                 

                                                                                   

         Для самооценивания я применяю приём «Светофор». Выполнив задание, ребёнок оценивает аккуратность, правильность выполненной работы, для чего на полях тетради рисует кружок определённого цвета:

Красный – усвоил, не испытываю трудностей.

Зелёный – иногда испытываю трудности.

Жёлтый – надо поработать.

В качестве проверки знания текстов лирических произведений я устраиваю поэтические графические диктанты. Например, на обобщающем уроке по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А. Ахматовой одно из заданий звучит следующим образом: определить авторов стихотворных строк и начертить графический диктант:

1) На холмах Грузии лежит ночная мгла; шумит Арагва предо мною.  2) Погиб поэт! – невольник чести – пал оклеветанный молвой… 3) Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не вами…4) Красной кистью рябина зажглась.

5) Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…6) Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа…   В итоге должна получиться ломаная, и достаточно одного взгляда, чтобы определить, кто абсолютно правильно выполнил задание, а у кого есть ошибки.

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

В последнее время популярна стала игра «Да-нетки». Учитель дает ребятам задание, они отвечают «Да – нет». Это можно использовать на уроках русского языка и литературы. Например, дан текст:  

Кряковые утята.

        В (о/а) дном б..лоте на коч..ке (под)ивой выв..лись дики.. кряковые утята. (В/ф) скоре после этого мать п..вела их (к)озеру по к..ровьей троп.. . Я заметил их издали спрятался за дер..во и утята подошли к самым м..им н..гам.        Трёх из них я взял с..бе на в..спитани.., (о/а)стальные шес..надцать п..шли себе дальше.

          П..держал я у себя этих ч..рных утят и стали они (в/ф)скоре серыми. С наступлением новой в..сны устроили мы св..им д..карям из (в/ф) сякого хлама гн..здо. Пр..шло время вывелись утята. Мы их некоторое время под..ржали на кухне в т..пле крош..ли им яйца ухаж..вали. Чере(з/с) несколько дней наступил.. очень хорошая п..года и мать повела своих ч..рненьких к пруду.

I. Грамматические задания.
Ответьте
да или нет.

1. Первое предложение I абзаца – сложное.
2. Во 2-м предложении I абзаца есть однородные члены.
3.
Издали (заметил) – это наречие.
4. (К) озеру – орфограмма «Раздельное написание предлогов с другими словами».

5. Хорошая погода – является словосочетанием.

6. Третье предложение во II абзаце является сложным бессоюзным.

7. Глагол  подержал (у себя) соответствует схеме
8. Последнее предложение текста сложное и с однородными членами.
9. Шестнадцать – это местоимение.
10. Третье предложение в I абзаце по цели высказывания побудительное.

Памятка для каждого учителя, контролирующего знания учеников:

  • не ставь оценку, пока не уверен, что научил этого ребёнка,
  • научись наблюдать за продвижением к знаниям каждого ученика,
  • научись понимать, что у детей бывают срывы в учёбе,
  • не упускай момента, когда у ученика наметился спад в учении,
  • будь милосерднее, умей прощать незнание, если видишь стремление ученика хорошо заявить о себе,
  • радуйся успехам своих подопечных и огорчайся их лености,
  • люби учеников и верь, что можешь научить каждого.

        Из всего выше сказанного следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения. 

Образцы оценочных листов. Смотри приложение.

                  Оценочный лист по теме «Имя существительное»

Тема

При выполнении тренировочных упражнений

При выполнении самостоятельной работы

На этапе контроля

Разносклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода.

!

Несклоняемые имена существительные

!

Не с существительными

?

Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик

(-щик)

?

Буквы о-ё после шипящих в суффиксах существительных.

-

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

?

Морфологический разбор имени существительного.

-

Знаки: «!» -знаю, умею правильно выполнять; «-» -самостоятельно не выполняю; «?»-иногда ошибаюсь

http://mtdata.ru/u24/photo2F31/20893498098-0/original.jpg

Карточка личного контроля

Ф.И. ________________

_____класс «_____»

Предмет_______________

Тема______________

«______» _________________201     г.

1 балл –   я не знаю, не вижу, не нахожу, не умею.

2 балла - я знаю, вижу, нахожу, умею, но не всё.

3 балла - я знаю, вижу, нахожу, я умею всё.               30-25 баллов – «5»

                                                                                                24-20 баллов – «4»

                                                                                                19-16 баллов – «3»

                                                                                                Моя оценка «___»

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

8 задание

9 задание

10 задание

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a1d9b3d6091c490c71d60eaeef59ccad&n=33&h=215&w=337

Оценка за урок, выставленная учителем «______»

Учитель русского языка и литературы Онищенко О.Н.

                              Используемые источники:

  1. Доклад «Современные подходы к контролю и оценке знаний учащихся на уроках русского языка и литературы».  Учитель русского языка и литературы Сактаганова Д.Е.

  1. «Использование различных видов, форм контроля знаний, умений и навыков на уроках русского языка и литературы». М.И. Найманбаева, учитель русского языка и литературы.

  1. «Новые приемы оценки предметных результатов, обучающихся на уроках русского языка». Ссылка: https://www.metod-kopilka.ru/statya_quotnovye_priemy_ocenki_predmetnyh_rezultatov_na_urokah_russkogo_yazykaquot-41553.htm 
  2. «Использование инструментов формирующего оценивания в начальной школе». Доклад Марининой Натальи Юрьевны, учителя начальных классов МОУ СОШ   № 1 г. Пошехонье.

  1. «Система контроля знаний   в преподавании   русского языка и литературы». СЕЛЮТИНА Л.Н., учитель русского языка и литературы.                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы «Разработка и апробация системы оценки достижений планируемых результатов по физической культуре в 1 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Отчёт опытно-экспериментальной работы в МБОУ СОШ №94 за 2011-2012 уч. год. В презентации представлена безотметочная система  оценивания результативности на личностном, метапредметном и предметном...

Заседание МО учителей естественно-математического цикла по теме: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте современного урока»

Данное заседание проводилась в рамках единого методическогодня по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной  программы в аспекте современного...

Презентация на тему " "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования"

  Данная презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете.   Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основн...

Система оценки достижений планируемых результатов в соответствии ФГОС

Система оценки достижений планируемых результатов в соответствии ФГОС...

«Система оценки достижения планируемых результатов обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС»

Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, вклющая как текущую так и итоговуюоценку....

Доклад учителя изобразительного искусства Харло Ольги Николаевны МБОУ "СОШ № 17" г. Майкопа РА Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и система оценки достижения планируемых результатов

Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности  УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных поло...

Презентация на тему:"Система оценки достижения планируемых результатов на уроках физической культуры"

Система оценки достижения планируемых результатов на уроках физической культуры...