Как сформировать учебно-информационные умения?
статья на тему

Красовская Марина Сергеевна

Модернизация общего образования требует разработки новой модели общеобразовательной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sformirovat_uchebno-informatsionnye_umeniya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа № 3»

ДОКЛАД

на заседании методического совета

по теме: «Как сформировать учебно-информационные умения?»

Подготовила:

Учитель математики

Красовская М.С.

2012 год


Модернизация общего образования требует разработки новой модели общеобразовательной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Проблема заключается в том, что успешное обучение невозможно без сформированности у ребенка общеучебных умений и навыков, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности. Одним из требований, актуализированных в новой парадигме образования, является именно формирование у учащихся общеучебных умений и навыков средствами различных предметов.

Общеучебные умения - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний.

Все данные умения можно разбить на четыре группы:

  • учебно-организационные (обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися, в частности: организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацелить себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.п.);
  • учебно-интеллектуальные (обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач: сравнивать объекты, факты, явления; классифицировать материал; обобщать, делать резюме; абстрагировать; выделять главное, существенное; синтезировать материал);
  • учебно-информационные (обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся: работа с основными компонентами учебника; умения работать с письменными текстами, умения работать с устными текстами, умения работать с реальными объектами как источниками информации составление планов различных видов; создание текстов различных типов);
  • учебно-коммуникативные (позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми: оценка разных точек зрения; владение приемами риторики; организация совместной деятельности; владение культурой речи; ведение дискуссии).

Учитывая это традиционное деление общеучебных умений в отношении учебно-информационных и учебно-коммуникативных умений целесообразно  принять позицию С.Г. Воровщикова.  Он доказывает, что «в аспекте информационного подхода, нельзя делить общеучебные умения на учебно-информационные и учебно-коммуникативные, в силу того, что информация появляется только в процессе коммуникации» и предлагает  дать  целесообразным данной группе название «информационно-коммуникационные умения» т.к. информация существует сама по себе вне коммуникации, а коммуникация без информации невозможна.

Формирование и совершенствование учебно-информационных умений учащихся – одна из приоритетных задач учителя в школе. Возникает справедливый вопрос: Почему на сегодняшний день эта проблема актуальна? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к характеристике умений и навыков этой группы, они обеспечивают учащимся нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. На сегодняшний день основным источником получения знаний – остается книга и, в первую очередь, учебник. Изучить самостоятельно объяснительный текст учебника, осмыслить его содержание, переработать и трансформировать в удобную для запоминания или дальнейшего использования форму (написать контекст или реферат, составить таблицу или схему) – все эти действия вызывают затруднения у учащихся, более того у многих учащихся навык техники чтения не соответствует установленным нормам. Именно поэтому задача формирования и развития ОУУН этой группы – является первостепенной для современной школы.

Овладение знаниями в любой области в значительной мере связано с умениями пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. Умением работать с информацией в настоящее время определяются такие понятия, как учебно-информационные умения, гpaмотность чтения, информационная грамотность, информационная культура, культура чтения, читательская культура, информационная компетентность, информационно-коммуникативная компетентность, читательская компетентность. Кроме того, ученик должен уметь составлять картотеку, план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию.

Информационные умения в учебном процессе

Определение этих умений следует конкретизировать прежде всего с позиций сферы употребления. Это важно, поскольку компетентностный подход размывает границы между жизнью и образовательным процессом. Что имеет как положительную сторону (подготовка учащегося к эффективному функционированию в реальных жизненных обстоятельствах), так и отрицательную. Компетентностный подход как этап осмысления целей образования вызван к жизни потребностью сделать знание функциональным, перевести получаемое знание из потенциального состояния в актуальное. Однако этот подход имеет свои ограничения, состоящие в том, что в его рамках пытаются оперировать исчисляемыми ситуациями. Очевидно, что у каждого человека будут свои индивидуальные наборы ситуаций взаимодействия с информацией, в которых будут востребованы разные умения, отличающиеся и в зависимости от профессиональной деятельности. Следует признать предлагаемые перечни умений, входящие в различные понятия (информационно-коммуникативная компетентность, читательская компетентность и др.), необозримыми и неисчислимыми (чем провоцируется опасность ухода в дурную бесконечность). В связи с этим целесообразно в общеобразовательном процессе ограничиться учебно-воспитательными целями и из всего массива существующих умений работать с информацией для освоения способности выбрать тот фрагмент социокультурного опыта, в котором зафиксированы способы приобретения навыков самообразования, самообучения на основе работы с учебными и научными текстами в типичных ситуациях обучения и развития.

В целом в качестве критериев для отбора учебно-информационных умений следует задать:

• инвариантность умений для как можно большего числа ситуаций взаимодействия человека с информацией;

• ориентированность на учебно-познавательную деятельность как специфическую, пронизывающую всю жизнь:

• степень задействования их не только в наращивании знаний, но в развитии личности.

Учебно-информационные умения затрагивают ту часть умений, которая касается paботы с учебными и научными текстами (то есть текстами познавательного характера). Однако при этом очевидно, что они выходят за рамки обеспечения лишь читательской деятельности, потому что в ходе образовательного процесса при работе с информацией востребовано не только чтение, но и аудирование, и письмо, и говорение, а также переработка информации и представление её с использованием современных технологий. В таком значении учебно-информационные умения выходят в более широкий контекст и соотносятся с понятием информационной грамотности.

Итак, задача развития умений школьников работать с учебными (и научными) текстами в процессе обучения предъявляет определенные требования к учителю и, соответственно, к содержанию его подготовки в системе повышения квалификации.  Ключевыми среди умений работать с учебным (научным) текстом  являются  умения понимать его. Следовательно, задача педагога – организация процесса освоения обучающимися способов понимания текста. Для этого педагогу необходимо четкое представление о комплексе подлежащих освоению школьниками способов действий, обусловленных содержанием процесса понимания текста, и психолого-педагогических механизмах их формирования.  

Сущность понимания текста заключается в расшифровке общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым потоком, процесс понимания осуществляется как последовательность мыслительных действий и операций. Процедуры понимания состоят в реконструкции речемыслительной деятельности автора и анализе смысловой структуры текста.

В плане теоретического осмысления представляется целесообразным при работе с текстом выделять уровни понимания: извлечения информации, интерпретации ее в контекстуально-авторском и личностном плане. На первом уровне, с позиций психолингвистики, понимание реализуется как компонент мышления, сущность которого в расшифровке общего смысла, стоящего за непосредственно воспринимаемым речевым потоком. Извлечение информации обеспечивается такими действиями: определение предмета речи (о чём идёт речь) и суждений (что именно об этом говорится); извлечение информации о том, что, где, когда происходило.

На втором уровне выявляются и реконструируется смысл на основе обращения к личности автора (к его личному и культурному контексту), происходит осмысление того, как оценивает явление автор, каково его отношение к тому, о чём (или о ком) он пишет.

На уровне интерпретации смысла в личностном контексте учащегося обнаружения личностных смыслов, требующих актуализации личного контекста понимающего субъекта, основное действие - рефлексия полученной информации в соотношении с собственными представлениями. Она включает оценку значимости полученной информации и убедительности позиции, выявление собственных оснований для принятия/непринятия позиции, анализ влияния полученной информации и позиции на собственные представления - что изменилось в мировоззрении и почему. Сопровождается созданием встречных (рефлексивных) текстов - странички из дневника, эссе и других.

К умениям работать с письменным текстом, например, относят:

  • Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста.
  • Работать с основными компонентами учебника: оглавлением; вопросами и заданиями к учебному тексту; словарем; приложениями и образцами.
  • Подбирать и группировать материалы по определенной теме.
  • Составлять простой план письменного текста.
  • Грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты.
  • Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами.

К умениям работать с устными текстами относят:

  • Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.
  • Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста.
  • Составлять простой план устного текста.
  • Создавать устные тексты различных типов.
  • Выразительно говорить.

К числу значимых для рассматриваемого аспекта умений учителя  относится составление и  целесообразное использование видов заданий и форм работы с учебным текстом, построение системы заданий к каждому учебному тексту с учетом внутренней логики, позволяющей школьникам последовательно осваивать умения понимать текст и оформлять результаты этого понимания во вторичных текстах. Это такие виды заданий, как:  создание  логико-смысловых схем текста; лингвистический анализ текста; лингвистический эксперимент; интерпретация; создание вторичных текстов на основе исходного: свернутого эквивалента исходного текста, аннотации, реферата, аналитического пересказа со сменой субъекта речи, несплошных текстов – таблиц, схем и др. Учителю необходимо владение методами,  позволяющими выстроить работу по освоению школьниками таких способов  рефлексии «чужих» позиций, как создание собственных оценочных высказываний, рефлексивных текстов (аргументация согласия/несогласия с позицией), дискуссия со сменой ролей (защитник позиции/оппонент).  

Пути формирования умения работы с информацией

Поскольку взаимодействие педагог–обучающийся осуществляется на основе действий с текстом как процесс сопонимания,  возникают требования к чертам личности педагога по таким интегральным характеристикам, как направленность, способности и умения, черты характера. Очевидна необходимость ориентирования личности педагога на диалог, на «слушание» и «вслушивание»: обучая пониманию, он выступает как субъект, понимающий других субъектов – автора текста и  ученика.  Большое значение в этой связи имеют перцептивные способности педагога – способности проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, которая позволяет понимать личность учащихся и малейшие изменения их состояния по внешним проявлениям в поведении и реагировании.

Среди дидактических способностей для организации работы школьников с учебным (и научным) текстом особенно важно наличие таких, как установка на учет психологических особенностей в восприятии информации, возрастные особенности мышления учащихся,  индивидуальный уровень развития умений работать с учебными текстами.  Сензитивным периодом для развития умений осуществлять действия по пониманию  текста  на разных уровнях является возраст 11-15 лет. Именно на этапе обучения в 5-9 классах задача педагога состоит в актуализации для обучающихся через различные виды заданий полной модели понимания в процессе взаимодействия с текстом. Работу с текстом на разных  уровнях (извлечения информации, интерпретации в авторском контексте, интерпретации в личностном контексте) необходимо представить в процессе обучения подробно, развернуто. При этом следует учитывать, что освоение обучающимися способов действий происходит неравномерно,  не синхронно и в разном темпе. В связи с этим в задачи учителя входит организация  работы  обучающихся с текстом дифференцированно – с учетом уже освоенных способов действий и умений самостоятельно работать на разных уровнях понимания, свободно и осознанно  переходить с одного уровня на другой. Учителю необходимо принимать решение при отборе видов заданий к тексту, касающееся постановки задач конкретного урока с учетом актуального развития умений и зоны ближайшего развития для разных категорий обучающихся: для обучающихся, успешно осваивающих отдельные действия, но не осознающих их роль в понимании текста, не реализующих полную модель понимания, применяющих эти действия спонтанно, интуитивно, однако при внешнем руководстве (учителя, вопросов учебника) достаточно легко воспроизводящих их в системе; для обучающихся, успешно овладевающих как действиями  на разных уровнях понимания, так  и  способами их применения и сочетания в разных ситуациях понимания, без внешнего контроля; а также для  обучающихся, испытывающих  затруднения в освоении  способов  понимания уже на первом уровне, не осознающих необходимости и потребности в достижении  понимания   на втором  и третьем уровнях.

В настоящее время предлагаются разнообразные пути формирования умений работать с информацией. Например, специальный курс обучения библиотечно-библиографическим методам поиска всех типов и видов документов по различным источникам и базам данных, правилам составления списка использованной литературы. Специальный урок - урок чтения и культуры учения, где учащиеся средней и старшей школы будут обучаться стратегиям чтения на материалах текстов разных типов из разных школьныx предметов. В системе постдипломного и высшего образования предлагается для этих целей готовить специалистов-консультантов, специальных учителей чтения и культуры учения, специальныe программы по внеклассному чтению «Вдумчивое чтение». А также использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных проектных технологий и практик, формирующих критическое мышление. Однако наиболее перспективно освоение учебно-информационных умений в рамках общеобразовательных предметов (в первую очередь гyмaнитарных) как органической части их содержания путём введения соответствующих заданий к учебным и научным текстам.

Таким образом, в системе создания условий для развития в общеобразовательном процессе умений школьников работать с учебными  (научными) текстами должен быть решен ряд  задач. К ним относятся, с одной стороны, формирование представлений учителя  о  системе работы над развитием данных умений на основе освоения школьниками способов понимания текста, обеспечение его знаниями о содержании и структуре данной группы умений и методами организации их поэтапного освоения учащимися на основе последовательного расширения видения учителем задач и методики работы с отдельным текстом до системы в целом. А с другой – актуализация ориентации личности педагога на диалог и развитие рефлексивности его мышления.

Задача формирования общеучебных умений и навыков может решаться только на межпредметном уровне. Успешность  этой работы обеспечивается действием единой для всех учебных предметов методической системы, над изучением которой предстоит еще очень много работать. Основным источником являются образовательные стандарты, где прописаны все универсальные учебные действия по всем предметам, рекомендованы технологии их развития. Эффективность обучения заметно возрастет, если школьник начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационные аспекты по формированию учебно-информационных умений учащихся со зрительной патологией

В статье приведен обзор наиболее популярных на сегодняшний день специальных программ (программ речевого доступа, синтезаторов речи, "говорилок"), предназначенных для работы за компьютером слепых польз...

Рекомендации по формированию учебно-информационных умений слепых детей старшего школьного возраста на уроках информатики

Статья содержит методические рекомендации по организацииуроков информатики в специальных коррекционных образовательных учреждениях III-IV вида....

Педагогический проект "Формирование познавательных и учебно-информационных умений на уроках математики в условиях внедрения ФГОС в практику школы"

Педагогический проект "Формирование познавательных и учебно-информационных умений на уроках математики в условиях внедрения ФГОС в практику школы"...

Контрольная работа по русскому языку как один из возможных вариантов оценки учебных информационно-коммуникативных умений учащихся 8 класса

Контрольная работа по русскому языку как один из возможных вариантов оценки учебных информационно-коммуникативных умений учащихся 8 класса...

Создание активной учебно-информационной среды пропедевтического курса информатики в начальной школе (из опыта работы)

Использование игровых и интерактивных технологий на уроках информатики во 2 классе (по Горячеву). Есть разработки по всему курсу. Обращайтесь - вышлю...

Учебно-информационные умения обучающихся в информационном пространстве.

Рассматриваются учебно-информационные умения обучающихся в информационном пространстве образовательного учреждения....

Содержание работы по формированию учебно-информационных умений детей с нарушением зрения в процессе преподавания русского языка

Формирование у слабовидящих учащихся общеучебных умений, связанных с получением и обработкой информации, служит важным фактором повышения их познавательной активности, играет значительную компенсирующ...