Лингвистический экспресс
презентация к уроку (9 класс) на тему

Лемудкина Наталья Владимировна

Презентация для проведения игры по русскому языку и литературе в 9-х классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lingvisticheskiy_ekspress.ppt361 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистический экспресс I тур

Слайд 2

1 вопрос Сколько звуков (о) в слове молокозавод?

Слайд 3

2 вопрос С какого звука не могут начинаться слова в русском языке?

Слайд 4

3 вопрос Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков

Слайд 5

4 вопрос Как правильно: придавать или предавать?

Слайд 6

5 вопрос – Какое свойство русской лексики использует автор в стихотворении: Вечером девочка Мила В садике клумбу разбила. Брат её, мальчик Иван, Тоже разбил …стакан.

Слайд 7

6 вопрос В русском языке есть фразеологизм «Начать с азов». Что такое аз?

Слайд 8

7 вопрос Приведите русский фразеологизм синонимичный французскому «хорошему коту – хорошая крыса»

Слайд 9

8 вопрос Эту часть речи В.И. Даль охарактеризовал следующим образом: “… - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”. Что это за часть речи?

Слайд 10

9 вопрос Роман Л.Н. Толстого, в названии которого – существительные-антонимы. Назовите это произведение.

Слайд 11

10 вопрос Что можно узнать в этимологическом словаре?

Слайд 12

11 вопрос Какой школьный словарь содержит информацию о правописании слов?

Слайд 13

12 вопрос Сколько приставок в слове – недопонимать?

Слайд 14

13 вопрос Мертвец, покойник, кукла, дерево. Какие из этих существительных являются неодушевленными?

Слайд 15

14 вопрос Бежать, ругать, пугать, ломать. Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные?

Слайд 16

15 вопрос Найдите подлежащее в предложении: Юннаты, оберегайте птиц!

Слайд 17

16 вопрос Мыло, мороженое, печь, плачь. Сколько слов из приведенных могут быть только одной частью речи?

Слайд 18

17 вопрос Нужна ли запятая перед союзом И? Почему? Её провожают берёзы и ясень встречает в пути

Слайд 19

18 вопрос Москву рябины красили, Дубы стояли князями, Но не они , а ясени Без спросу наросли. В каком слове нарушена литературная норма?

Слайд 20

Самый грамотный Он обж_ра. Вчера вечером в_рнулся он голодный_ решил закусить. Н_чего н_ нашлось в буфете. Он спустился в_низ (на углу магазин) и пр_тащил целую кучу_ двести_пят__есят гра_ов в_тчины_ банку шпротов_ скумбрию в к_нсервах_ большой батон_ _о_андского сыру _ четыре яблока_ десяток яиц и марм_лад «_ерсидский горошек». Была заказа_а яич_ница и чай (кухня в доме общая_ обслуживают две кухарки в_очередь).

Слайд 21

Проверь себя Он обжора. Вчера вечером вернулся он голодный, решил закусить. Ничего не нашлось в буфете. Он спустился вниз (на углу магазин) и притащил целую кучу: двести пятьдесят граммов ветчины, банку шпротов, скумбрию в консервах, большой батон, голландского сыру , четыре яблока, десяток яиц и мармелад «Персидский горошек». Была заказана яичница и чай (кухня в доме общая, обслуживают две кухарки в очередь).

Слайд 22

II тур Знатоки «Слова…»

Слайд 26

1 вопрос «Слово о полку Игореве» – это сокращенное название поэмы. Каково полное название поэмы?

Слайд 27

2 вопрос . Этот ученый – наш соотечественник. Про него можно сказать, что он внес наибольший вклад в дело освоения «Слова о полку Игореве» . Кто этот ученый?

Слайд 28

3 вопрос Когда князь Игорь выступил в поход?

Слайд 29

4 вопрос . С какой птицей отождествляется Ярославна в своем знаменитом плаче?

Слайд 30

5 вопрос Великий киевский князь Святослав в своем знаменитом «золотом слове» называет князей Игоря и Всеволода племянниками. А кем приходились они Святославу в действительности?

Слайд 31

6 вопрос На какой реке князь Игорь потерпел поражение?

Слайд 32

7 вопрос С какими птицами сравниваются в поэме русские воины?

Слайд 33

8 вопрос Не остановило князя Игоря и предзнаменование несчастья, какое именно?

Слайд 34

9 вопрос Как долго длился поход Игоря?

Слайд 35

10 вопрос Кто в «Слове…» проронил своё «златое слово»?

Слайд 36

11 вопрос Каков идейный замысел автора «Слова»?

Слайд 37

12 вопрос «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов». Какими предметами вымостили болота русские воины?

Слайд 38

13 вопрос Что значит выражение «вступить в стремень» ?

Слайд 39

14 вопрос Какие четыре солнца имеются в виду в строке: «Четыре тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца» ?

Слайд 40

15 вопрос Кем и когда было открыто «Слово…»?

Слайд 41

16 вопрос Назовите композитора, создавшего оперу по «Слову», какое название он ей дал?

Слайд 42

17 вопрос Что значит выражение: « Князь Игорь пересел из злата седла в седло кощеево» ?

Слайд 43

18 вопрос Кто такой Боян?

Слайд 44

Поздравляем победителей! Благодарим всех за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

ЭКСПРЕСС-МЕТОД для оценки звукопроизношения и выявления легкой степени дизартрии. ЭКСПРЕСС-МЕТОД для диагностики лексико-грамматического недоразвития «Повторение фраз»

В процессе обследования ребенку предлагается проговаривать речевой материал, насыщенный сложными для произнесения звуками. В основе данного метода лежит идея о том, что предельная длина фразы, к...

Лингвистические средства выражения экспрессии в медиатексте

В статье анализируется экспрессия как категория лингвистики. Материалом исследования послужили средства создания экспрессии в текстах еженедельной газеты «Завтра». В работе даётся классифи...

Открытый урок по русскому языку: "Лингвистический анализ текста (на материале фрагмента из книги Л. Яниной «Экспрессия медной истории»)" 7 класс

                Цели: воспитывать интерес  к истории родного города и его градообразующего предприятия; развивать умения задавать вопросы по тексту...