Выступление на МО
статья на тему

Бабич Михаил Иванович

Выступление на методическом объединении учителей трудового обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystupleniya_na_metodicheskih_obedineniyah.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

Развиленская специальная  школа-интернат  

(ГКОУ РО  Развиленская школа-интернат )

ул. Первомайская,56 «а», с. Развильное, Песчанокопский р-н, Ростовская обл.

 тел./факс: (86373) 9-22-41     E-mail internat@peschan.donpac.ru, shk_int_razvil@rostodr.ru   

                                                                   

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА  МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО -  ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Год

№ Заседания

Тема

2013-2014г.

№2 от 01.11.2013г.

«Развитие зрительного восприятия у детей с особыми возможностями развития».

2014-2015г.

№3 от 29.12.2014г.

«Формирование коммуникативных компетенций на уроках технологии в коррекционной школе  VIII вида».

2015-    2016г.

 №2 от 31.10.2015г.

 «Формирование самостоятельности и самоконтроля у обучающихся с нарушением интеллекта в процессе обучения столярному делу».

2016-            2017г.

№2 от 31.10.2016г.

№4 от 31.05.2017г.

«ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках столярного дела».

«Роль  методического объединения в  повышении методического мастерства и профессиональной компетентности педагогов».

Директор  школы В.М. Пензар_________

Методическое объединение учителей профессионально-трудового обучения.

 

Заседание №2 от 01.11.2013г.

Сообщение на тему:

« РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ»

ВЫСТУПИЛ: Бабич М.И.

Развитие зрительного восприятия у детей с особыми возможностями развития.

Период детства является периодом интенсивного развития восприятия, когда совершенствуется ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. Уже в раннем детстве у ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Отдельные представления начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия.

Сенсорные эталоны- это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов. Мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения.

Усвоение школьником сенсорных эталонов осуществляется в условиях новых видов его деятельности и специального обучения. Несмотря на то, что ведущим видом деятельности в  младшем школьном возрасте является игра, в развитии восприятия ребенка особое место занимают аппликация, рисование, лепка, конструирование, т.е. продуктивная деятельность. Овладевая ею, младший школьник не только знакомится с разнообразными свойствами используемых материалов, но и сопоставляет свойства, устанавливает связи, отношения между элементами включенных в действие объектов.

Принято считать, что общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве у детей с нормальным слухом и относительно сохранным  интеллектом. Однако в исследованиях психических функций детей с ОНР обнаружены специфические особенности их интеллектуального развития.

У детей с ОНР наблюдается значительное своеобразие высших психических функций: формирование любого уровня зрительного отражения нарушено ( зрительные образы у таких детей обеднены, часто деформированные и неустойчивые). Дети с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, часто упускают важные детали, не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки.

Недостаточное развитие у младших школьников с ОНР зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.

Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия у детей ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, определения их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др.

Изучив наблюдения за детьми, обобщив личный опыт, мною было разработано содержание работы по формированию и развитию зрительного восприятия у детей с ОНР, которые построила с учетом изучения лексических тем, а также на основе принципов проведения коррекционно-развивающей работы. Исходя из поставленных задач, подобранные игры и упражнения направлены:

  • На всестороннее развитие зрительного восприятия ребенка в разных видах деятельности;
  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие концентрации и переключения произвольного зрительного внимания;
  • Профилактика оптических нарушений чтения и письма;
  • Актуализация словарного запаса, формирование обобщающей функции речи.

Свою работу начала с формирования умения целенаправленно рассматривать, те. Зрительно обследовать предмет. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности, что в свою очередь позволяет ребенку составить целостное и в то же время детальное представление о предмете. Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания использую следующие упражнения:

  • Определение изменений в предъявленном ряду предметов.
  • Нахождение лишней игрушки, картинки.
  • Нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок.
  • Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.
  • Запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур и воспроизведение их в исходной последовательности.
  • Нахождение  такого же предмета в ряду.
  • Нахождение одинаковых рисунков в ряду
  • Объединение частей в целое- « Разрезные картинки» из 4-12 частей, с опорой на образец и без него.
  • Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.
  • Нахождение зашумленных и наложенных предметных изображений.

Развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера

Особое внимание уделяется развитию согласования обследующих движений руки и глаза ребенка, прослеживанию взглядом действий руки, а в дальнейшем и движущихся объектов в пространстве. Для развития зрительно- моторной координации детям предлагаются задания, связанные с обводкой по трафарету, силуэтным и контурным изображениям:

  • Обвести по контуру столько квадратиков, сколько звуков услышишь.
  • Обвести треугольники и кружочки- на верхней полоске обвести 7 кружочков, а на нижней полоске- на 2 треугольника больше.
  • Второй, четвертый и шестой квадратики на верхней полоске закрасить красным цветом, а третий, пятый и седьмой на нижней строчке- заштриховать.
  • В разных местах листа обвести по внешнему или внутреннему контур трафареты игрушек, а затем соединить их « дорожками».
  • Штриховка различных изображений.

Формирование представлений о системе координат: « сверху- снизу», « спереди- сзади», « слева-справа».

  • Назвать предмет по тени.
  • Рассказать кто, где сидит.
  • Раскрасить правую половину предмета так же, как левая.
  • Назвать, что находится перед девочкой, позади нее, слева, справа от нее.

Игры и упражнения предлагала детям на фронтальных и индивидуальных занятиях. Подобранные задания, рассчитаны на различные уровни развития, и дают возможность самостоятельного выполнения ребенком упражнений путем различных манипуляций с графическим материалом.

Активизацию зрительных функций необходимо осуществлять в различных формах коррекционной работы учителя. На каждом уроке следует уделять несколько минут решению этих задач.

Методическое объединение учителей профессионально – трудового обучения.

Заседание № 3   от 29.12.2014г.

Сообщение на тему:

«Формирование коммуникативных компетенций на уроках столярного дела  в коррекционной школе VIII  вида».

                              Выступал:  Бабич М.И.

                                                   

 

«Формирование коммуникативных компетенций на уроках столярного дела в коррекционной школе VIII вида».


               Одной из главных целей для меня, как для учителя столярного дела, является обучение обучающихся профессиональному мастерству , подготовка их к повседневной жизни. Необходимо помочь каждому ребенку найти себя в этом мире и научиться с этим миром безопасно и эффективно взаимодействовать. Для решения названной задачи детям   необходимо приобрести знания, освоить определенные способы действий, стили поведения, обеспечивающие более глубокое развитие тех способностей и задатков, которые  в них заложены.

   Важную роль в жизни ребенка с интеллектуальной недостаточностью играет его общительность, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как общение, интерес к людям, рефлексия, эмпатия. Умственно отсталые дети все больше подвержены эгоцентризму, им трудно понимать друг друга, принимать другие точки зрения, принимать критику.
Поэтому неслучайно моя тема по самообразованию «Формирование коммуникативной компетенции на уроках столярного дела в коррекционной школе VIII вида».

^ Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал. т.е. создание коммуникационных приёмов на уроках столярного дела подготавливает ученика к реализации себя в социуме.


Под коммуникативными компетенциями я понимаю:

– умение строить коммуникацию с другими людьми;

– взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

– владеть языком как средством коммуникации;

– ориентироваться во времени, уметь соотносить факты и события прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывать предположения о тенденциях;

– занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей и др.


Все коммуникативные компетенции условно можно разделить на блоки                     (по Л. Михельсон):
– Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника.
– Реагирование на справедливую критику.
– Реагирование на несправедливую критику.
– Реагирование па задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника.
– Умение обратиться к сверстнику с просьбой.
– Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» – вопросы.
– Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников.
– Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность.
– Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт.


Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.


Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.).  


Элементы здоровьесберегающих технологий, которые преследуют цель: укрепление здоровья учащихся, помощь детям на протяжении всего урока оставаться активными и неуставшими, могут способствовать также и развитию речи детей. Например, комплекс физминуток, рекомендованный САН-ПиНом, если во время физпаузы обязательно произносить какой-либо текст.

 

Результативность:
Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках столярного дела, в практической деятельности.

Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение .

У учащихся формируется представление о столярном деле  как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.

Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников.

Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.


Методическое объединение учителей профессионально – трудового обучения.

Заседание №2 от 31.10.2015г

 

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Формирование самостоятельности и самоконтроля у обучающихся с нарушением интеллекта в процессе обучения столярному делу».

Подготовил – Бабич Михаил Иванович.

 

«Формирование самостоятельности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения столярному делу».

    Создание условий для развития самостоятельности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудовой деятельности. Для реализации этого направления создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к самостоятельности.

Идея изменений (в чем сущность ПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.):

Организация и проведение интегрированных уроков с использование компьютерных технологий в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски):

Применение инновационных технологий (здоровьесберегающих, личностно-ориентированных и информационных) на уроках  профессионально - трудового обучения в школах для обучающихся с ОВЗ и внедрение в педагогическую практику   дифференцированного подхода? позволяет активизировать потенциальные возможности организма школьников и способствует  развитию творческих способностей, самоанализа и самоконтроля. 

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма):

 

Для того чтобы обеспечить развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, развития их самостоятельности, неповторимой индивидуальности, необходимо стереть границы между обучением и воспитанием на уроке, воспитывать незаметно, ненавязчиво, без поучений,  делиться знаниями и опытом в естественной форме, приятной для ученика. Свои отношения с учащимися строить на основе демократичности, открытости, диалогичности, любви, уважения, толерантности, стараться проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, почувствовать его психическое состояние, понять мотивы его поведения. Стремиться к созданию на уроке атмосферы хорошего настроения и ситуации успеха, сделать любой урок личностно значимым для  ученика.

Результат изменений:

Как показывают результаты, применение данных технологий способствует повышению качества обучения: слабые учащиеся испытывают учебный успех, имеют стабильные оценки и избавляются от комплекса неполноценности; сильные быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности. В итоге повышается не только успеваемость, но и качество ЗУН учащихся. Результаты обученности учащихся по предмету профессионально – трудовое обучение «Столярное дело» за последние 3 года повысились. Применение этих технологий помогает более эффективно использовать учебное время на уроке, снижает нагрузки учащихся, повышает их интерес к предмету, способствует достижению воспитательных целей на уроке: мальчики учатся общению, взаимопомощи, ответственности, развивают  навыки самостоятельной работы, творческие способности. 

Концепция

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют тенденцию к увеличению. Этому есть ряд причин и патологические факторы, которые приводят к различным заболеваниям и отклонениям. Наиболее сложной категорией детей к включению в образовательное пространство являются дети с нарушением интеллекта. Категория таких детей представляет собой весьма разнородную группу. Дети этой группы характеризуются разным темпом и разной динамикой психического развития, потенциалом к коррекционно-педагогическому воздействию и социализации в обществе. Негативное влияние ограниченного поражения центральной нервной системы (ЦНС) имеет систематический характер, когда в патологический процесс оказываются вовлечёнными все стороны психического развития ребёнка: мотивационно - потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, эмоционально – волевая сферы, а также когнитивные процессы - восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение. Через творчество у ребенка развиваются мышление, воображение. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения, мышления должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Актуальность

  Актуальность выбранной темы определяется необходимостью планомерного и систематического подхода к решению вопросов подготовки к самостоятельной жизни в социально-культурной среде детей с нарушением интеллекта в условиях школы для обучающихся с ОВЗ.

 Назначение школы для обучающихся с ОВЗ – обучение и воспитание детей, имеющих стойкую умственную отсталость в степени дебильности. Общая, наиболее характерная черта всех детей с данным диагнозом – существенные нарушения в развитии познавательных процессов, не позволяющие им учиться в условиях обычной массовой школы. Именно поэтому одной из приоритетов коррекционной школы является  - коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся. Данная  задача ставится и перед трудовым обучением.     Основной        целью обучения и воспитания учащихся является их подготовка к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений людей

Проблема

У учащихся с нарушением интеллекта плохо развиты самостоятельность, самоанализ и завышена самооценка. В связи с их интеллектуальной недостаточностью   слабо развита познавательная, мыслительная деятельность, воображение, восприятие, фантазия. Таким образом, в целом трудовая деятельность осуществляется на более низком уровне, чем у детей  с нормальным интеллектом.

Новизна 

Суть новизны современных образовательных технологий состоит в индивидуализации процесса обучения, повышении роли самостоятельности учащихся в постижении знаний. Ведь потеря интереса к обучению на каком-то этапе рождает безразличие и апатию, безразличие порождает лень, а лень — безделье и потерю способностей. Вот почему важно построить урок так, чтобы он был интересным, содержание — современным, будило мысль и развивало способности, а также открывало пути как в научную, так и в практическую деятельность.

Гипотеза

Предполагается, что применение наглядного метода с использованием ИКТ на уроках  профессионально - трудового обучения  в школах для детей с ОВЗ и внедрение в педагогическую практику  глубоко – дифференцированного подхода, позволит активизировать потенциальные возможности организма школьников и способствовать  развитию самостоятельности, самоанализа и самоконтроля. 

Цель

Формирование и повышение уровня сформированности навыков самостоятельной работы на уроках столярного дела, с последующим применением этих навыков в повседневной жизни.

Для достижения поставленной цели на уроках решаю следующие задачи:

  1. Включать учащихся в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт, укрепляет нравственные позиции, развивает самостоятельность; 
  2. Использовать ИКТ, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; стимулировать процессы переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы; находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
  3. Проанализировать результаты деятельности и условия получения результатов.
  4. Вскрыть проблемы и противоречия, возникшие в период работы.
  5. Проводить постоянный мониторинг учебного процесса, как основы анализа деятельности и развития.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать внимание;
  • коррекция и развитие связной устной речи;
  • коррекция и развитие  психических процессов (памяти, внимание, мышление);
  • коррекция и развитие зрительных восприятий;
  • коррекция и развитие тактильного восприятия;
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся, эмоционально-волевой сферы; 
  • развивать словарный запас и развивать практические умения пользоваться им.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • воспитывать умение работать в парах, в команде;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (любовь, трудолюбие, умение сопереживать и т.д.)  

Технологии.

Педагогические технологии формируются из различных приёмов, форм, методов, средств, используемых педагогом для достижения результативности единого коррекционно – воспитательного процесса на каждом из уроков. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию самостоятельности является отбор различных методов и приёмов, чтобы в итоге создать индивидуальное направление своей педагогической деятельности.

  Для развития самостоятельности используются:

  1. Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей, они нормализуют психическое и физическое состояние учащегося, направлены на коррекцию моторного развития, мышечного тонуса.

  1. Личностно – ориентированные технологии.

Освоение учащимися полученными знаниями в соответствии с их возможностями и потребностями. Представление  свободы выбора ряда элементов в  процессе обучения. Формирование адекватной самооценки учащихся.

  1. Информационные технологии.

Технологии ИКТ позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям учащихся с нарушением интеллекта, различному уровню  сложности содержания обучения.

Преимущество использования электронного способа работы с информацией:

- последовательность и системность информации;

- тезисность   и информативность;

- лёгкость возврата к предыдущей информации;

- возможность дополнения или исправления

информации;

- копируемость;

- транспортабельность.

Методика

Компьютеризация процесса обучения, современные , методы и приёмы помогают развивать у учащихся самостоятельность для овладения новыми технологиями.  

Использование презентаций на уроках делает процесс обучения более познавательным и эффективным.

Применяя в своей работе наглядные пособия, тесты, кроссворды, карточки-задания, схемы, технологические карты, пооперационные карты, печатные пособия, позволяет более продуктивно развивать у учащихся с нарушением интеллекта самостоятельность в принятии того или иного решения.  

Правильным выбором и умелым применением методов обучения во многом определяется качество знаний, умений и навыков учащихся. Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют их ощущения и восприятие. При чувственном восприятии образы изучаемого материала формируются быстрее, дольше сохраняются в памяти, чем и объясняется эффективность использования средств наглядности. Именно по этой причине наглядность, её функции, характер и приемы её использования в учебном процессе играют ведущую роль. Без них трудно будет представить себе и повышение теоретического уровня знаний школьников в овладении ими практическими технологиями. Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают разностороннее восприятие объекта и полное формирование какого-либо образа или понятия, способствуя, таким образом, более прочному усвоению знаний и развитию творческих способностей. При выполнении практической работы, используя в одной поделке различные материалы, технологии, направления. Такая методика более эффективно развивает самостоятельность у учащихся.

Творческий труд предполагает постоянный  поиск  новых  решений,  новых  постановок  задач,  самостоятельность  и  неповторимость  движения  к искомому  результату. 

Самостоятельный  характер  труда  находит  свое  выражение в использовании новых  идей,  появление  прогрессивных  технологий,  более  совершенных  и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

 Специфика подготовки практических, самостоятельных работ по столярному делу.

-наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы; - разработка планирования заданий самостоятельной работы, как по форме, так и по содержанию; - соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся; - последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся; - чёткое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой; - разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения;

- реализация охранительного режима обучения через комбинацию используемых на занятиях методов, обеспечивающую смену видов  деятельности обучающихся и опору на разные анализаторы;

- уяснение дидактической функции наглядности;

- выступление учителя не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения.

Результативность

Результатом моей работы по проблеме формирования самостоятельности на уроках столярного дела в рамках развивающего обучения, считаю следующие: - высокая активность учащихся в течение урока; - повышение познавательного интереса школьников к предмету; - создание в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи; - более успешное усвоение учебного материала.

 Описание опыта работы.

Цель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе – овладение основами доступной профессии. Поэтому необходимо обеспечить включение ребенка во все доступные виды трудовой деятельности:

– уроки трудового образования;

– трудовая практика;

– самообслуживание;

– различные формы общественно-полезного и производительного труда в процессе внеклассной работы;

– трудовое воспитание на уроках по общеобразовательным предметам;

– кружковая деятельность;

– различные тематические внеклассные мероприятия (выставки, конкурсы);

– организация профориентационной работы.

Приобщение к профессии – дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия напрасными. От педагогов зависит, каким будет результат трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.

Считаю, что каждому ребёнку необходима педагогическая поддержка в учебном процессе. Чтобы этого добиться, необходимо выполнение следующих принципов:

1. «Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг». (В.Солоухин)

Это высказывание - об индивидуальном подходе: учитель должен помнить, что каждый сидящий перед ним в классе – личность.

2. Непосильные задания только развращают, приучают к недобросовестному

отношению к своим обязанностям. (Н.Крупская) Нельзя требовать от всех учеников знания всего материала, так как всегда есть ученики, которые не могут освоить весь материал, усваивают лишь базовые знания, поэтому я стараюсь не принуждать, а обеспечиваю дифференциацию обучения в соответствии их потребностями и интеллектуальными возможностями.

3. Обеспечение ученикам ситуации успеха в учении. На уроках создаю условия для того, чтобы все ученики усвоили учебный материал не хуже, чем на минимальную положительную оценку.

4. Доверительный контроль и «тактичность» оценки. Систематический контроль стимулирует добросовестность, при этом ученики имеют право на ошибку и «тактичное» оценивание результатов своей учебной деятельности.

5. Обеспечение каждого ученика на уроке «полем деятельности». Всё, что происходит на уроке, должно касаться каждого ученика. Поэтому на

каждом уроке работают все учащиеся.

6. Сотрудничество в обучении. Каждый ученик мне интересен, я искренне заинтересован в его успехе, готов прийти на помощь, в то же время помогу выявить проблемы в знаниях и добиться их устранения.

7. Развитие интереса к уроку до него, во время урока и после его окончания.

Сама специфика предмета требует от ученика большой подготовки к уроку,

поэтому я стараюсь создать такие условия, чтобы подготовка к уроку не была

мучительной и тягостной, на уроке ученик должен быть захвачен учебной работой, после урока – испытывать удовлетворённость от урока и собственной деятельности.

За годы работы убедился, что успешность трудового обучения в специальной (коррекционной) школе во многом зависит от формирования у учащихся активной позиции в отношении познавательной деятельности.

Для самостоятельного выполнения задания по труду учащемуся требуется не только владение операционными рабочими навыками, но и умение производить такие умственные действия, которых требует технология изготовления изделия. К числу таких умственных действий относится ориентировка в задании и предварительное планирование хода выполнения задания, различные измерения, вычисления и разметки, ряд контрольных  действий и т. п.  Умственные  действия являются обязательными компонентами в структуре трудовой деятельности человека и придают труду характер целесообразной деятельности, присущей только человеку.    

Умственные действия, входящие в состав трудовой деятельности, проявляются в различных умениях:
 а) умении пользоваться инструкциями различного рода (устные, письменные, технологические карты, рисунки и чертежи, образцы, модели изделий т. п.);
 б) умении спланировать порядок рабочих операций, определить технологически  процесс изготовления изделия;
 в) умении произвести разметку, необходимые измерения и вычисления;
 г) умении постоянно контролировать свою работу (непосредственный     контроль, например глазомерный;опосредованный – с помощью контрольных инструментов);
 д) умении устанавливать различные причинные зависимости в процессе изготовления изделия (например, установление причины брака в изделии, причин неполадок в работе машинного оборудования, установление возможности ускорения хода работы и т. п.).  

Поэтому роль первого года обучения в столярных мастерских очень велика в деле формирования положительно отношения учащихся к занятиям, и задача моя, как педагога развить у них интерес к работе, активизировать их познавательную деятельность, выявить творческие способности. Для решения этих задач выявляю умения, и навыки делю на три группы и на основе этого провожу коррекционную работу.

К I группе относятся сильные учащиеся, где большой упор делаю на самостоятельность в выполнении той или иной работы. Дифференцированный подход применим ко II группе. Индивидуальная работа систематически проводится с отстающими учащимися, которые и определены в III группу. На уроках труда учащиеся 4 класса овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Когда у детей впервые возникает желание строгать? Чаще всего в тот момент, когда они видят перед собой необычное готовое изделие, поразившее их красотой. Красивые, аккуратно выполненные образцы. После этого руки сами тянутся к инструментам. Как подметил В.А. Сухомлинский, истоки способности и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем больше наблюдательности, пытливости, внимательности, способности исследовать в деятельности ребёнка. Это полностью отвечает и работе с нашими учащимися.

В системе обучения школьному столярному делу важное место занимает первый год, так как именно здесь закладывается фундамент трудового обучения в последующих классах. От того, как дети начнут овладевать трудовыми умениями и навыками, какие первоначальные эмоциональные впечатления получат от изготовляемых изделий, как сформируется их отношение к продукту труда, к товарищам по совместной работе, во многом зависит успешность их дальнейшего обучения, отношение к трудовой деятельности вообще. На данном этапе обучения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья поддерживается познавательный интерес, они выполняют все виды работы с охотой, увлечённо, особенно при изучении темы «Сверлильный станок». Новые для данного периода задачи связаны, прежде всего, с тем, что уроки проводятся в профессиональных мастерских. Наиболее важное из них - воспитание у учащихся организационных умений и навыков в работе в столярной мастерской. Например, учащиеся должны научиться организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться столярным оборудованием только по разрешению учителя, правильно одеваться для работы (спец. одежда), убирать своё рабочее место. Изучение, а за тем строгое выполнение правил техники безопасности при работе с различными инструментами, тем самым формирую дисциплинарные навыки у учащихся. В первый и второй год обучения, я воспитываю в детях такие трудовые навыки и полезные привычки, как умение работать, не отвлекаясь и не мешая одноклассницам, выполнять любые задания, предложенные учителем, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Добиваюсь и считаю главным, что настойчивость в работе добросовестность, аккуратность, стремление к самостоятельности - эти качества существенно облегчают формирование профессиональных умений и навыков по столярному делу. В течение всех шести лет обучения я провожу беседы с детьми о том, как важно для мальчиков умение мастерить в дальнейшей жизни.

Провожу систематическую работу по коррекции речи, моторики мелких мышц. Воспитываю трудолюбие, аккуратность в работе.

Не менее важно воспитание в детях культуры труда: - подготовить свое рабочее место; - содержать его в порядке; - правильно располагать на нем необходимые инструменты, приспособления, материалы; - уметь экономно расходовать материалы и находить рациональные приемы работы; - знать, что из отходов можно получать более мелкие детали; - сохранять во время работы удобную и правильную позу; - следить за чистотой рабочего места; - убирать после окончания работы инструменты и приспособления; - соблюдать правила безопасной работы.

Соблюдение учащимися четких и неукоснительных требований к своей работе будет способствовать развитию организованности и целенаправленности их деятельности. Положительное отношение к труду, интерес к овладению трудовыми умениями и навыками способствует развитию познавательной активности детей.

Одно из условий воспитания этих качеств - четкое представление о назначении изготовляемого изделия. Сообщая тему и цель занятия, необходимо сказать о том, для чего нужна данная конкретная работа. Дети должны знать, что их труд нужен школе, родителям, им самим, что своей работой они доставляют радость другим.

Специальная (коррекционная) школа не может ставить своей задачей подготовку рабочих-универсалов, механизаторов широкого профиля и т. д., поэтому вся работа школы должна быть направлена на формирование профессионального самоопределения, адекватного психофизическим особенностям учащихся.

Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся.

В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:

  • обучающие,
  • тренировочные,
  • закрепляющие,
  • повторительные,
  • развивающие,
  • творческие,
  • контрольные.

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть: фронтальной – учащиеся выполняют одно и то же задание; групповой – для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы; парной – например, при проведении опытов, при сборке изделий, конструировании моделей; индивидуальной – каждый учащийся выполняет отдельное задание.

При постановке целей и задач самостоятельной работы учитывать следующие дидактические требования:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при её выполнении работать напряжённо.

3. На первых порах нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приёмов работы с учителем, сопровождаемый чёткими объяснениями, записями на доске.

4. Самостоятельная работа не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.

5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы должны вызывать интерес у учащихся.

6. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями, навыками различным учащимся требуется разное время.

7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс.

8. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.

Активизация познавательных интересов и творческих способностей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья зависит в большей степени от методов обучения, которые я использую на уроках труда.

Чтобы учащиеся научились пользоваться рубанком, пилой, напильником, рейсмусом, измерительными инструментами, составлять план работы по изготовлению изделия, соблюдать порядок выполнения, порядок строгания, порядок сборки изделия, программа по столярному делу предусматривает применение на уроках наглядных пособий - «Принцип наглядности» является одним из важнейших методов активизации познавательных интересов и творческих способностей наших школьников. Это и образцы изделий, чертежи, карточки-задания, инструкционные, технологические карты, которые способствуют наглядному восприятию всего процесса изготовления изделия, помогают учащимся с ограниченными возможностями здоровья легче и глубже усвоить материал, который даёт учитель. В специальной (коррекционной) школе этот принцип имеет особенно большое значение. Это связанно с конкретностью мышления наших учащихся, с характерными для их психики нарушениями процессов абстрагирования и обобщения.

В учебно-воспитательной работе с учащимися нашей школы необходимо учитывать, что сам по себе показ предмета не создаёт у них точные и дифференцированные образцы. Задача формирования предметных образов у учащихся нашей школы решается путем специальной организации восприятия, когда наглядность сочетается с объяснениями учителя.

Наглядные пособия в школе создают оптимальные условия для творческого характера учения, активизации умственной деятельности школьников. «Предмет, стоящий перед глазами ученика, сам собой, без посредства чужого слова пробуждает в учащихся мысль, исправляет её, если она ошибочна, дополняет, если она не полна, приводит её в естественную, т.е. правильную систему, если она расположена не логически...», - писал Ушинский.

Дифференцированный подход к учащимся предполагает наличие достаточного количества инструкционно-технологических карт, раздаточного материала, карточек - заданий, различных по степени трудности. Компьютер в школьной мастерской – это не только помощник учителя в повышении эффективности обучения, но и средство, позволяющее развить новую информационную культуру деятельности для учеников VIII вида, повысить уровень мотивации учащихся, применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, проводить словарную работу, активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе. Использование компьютерных технологий помогает мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроке, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод.

Для того чтобы сформулировать активизацию учебной деятельности учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.

Каждый из методов организации учебно - познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее - мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока: конкурс, викторина, деловая игра, пресс-конференция, диспут, турнир, эстафета, семинар, путешествие, зачет, игра.

Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды).

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее).

За последние годы усложняются коррекционно-воспитательные задачи и сам процесс обучения, воспитания, социальной адаптации. Это обусловлено рядом социально-экономических, а так же усложнением форм патологических отклонений у детей с нарушениями интеллектуального развития.

Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Подготовленность выпускников к самостоятельной жизни и труду во многом определяется состоянием их умений действовать в новых условиях. В основе таких умений лежат процессы психофизиологической регуляции и прежде всего процессы осознанной саморегуляции, самооценки и самоконтроля.

Учащиеся с ОВЗ очень неоднородны по причинам и формам дефекта. В каждой трудовой группе есть дети расторможенные, с различной степенью интеллектуальной недостаточности. У них заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке. Объясняется это не только недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально-волевой сферы, в результате которых они не способны проявить усилия там, где это требуется. У подавляющего большинства из них могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленнее, чем у умственно полноценных школьников, и наблюдается существенное отставание в развитии способности к переносу навыков.

Формирование здорового образа жизни

  

Физ. минутки:

  • профилактика утомления;
  • нарушения осанки;
  • разминки для глаз;
  • две разминки за урок.

(3-5 повторений каждого)

 Соблюдение гигиенических требований:

воздушно – тепловой режим;

световой режим;

чистота в  кабинете;

режим и организация учебно-воспитательного  процесса.

Охрана жизни и здоровья учащихся:

  • создание положительной эмоциональной атмосферы;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • рекомендации медицинской службы;
  • советы психолога, социального педагога;
  • рекомендации классных руководителей;
  • особенности здоровья учащихся;
  • правила техники безопасности;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм.

 

Целенаправленная, систематическая работа по оснащению кабинета,

создание благоприятных условий для учебной деятельности обучающихся и учителя.

 

Заключение.

О значении самостоятельности и самоконтроле на уроках профессионально - трудового обучения  знают все учителя. Сложнее ответить на вопрос: как построить урок, чтобы раскрыть способности детей  и повысить интерес к самостоятельной работе? Главным при построение таких уроков является система планирования. Она должна охватить все годы обучения в среднем и старшем звене. С 5 класса учащиеся ведут тетради, в них они учатся кратко записывать теоретический материал (конспектировать), зарисовывать рисунки, схемы,  данные по теме урока, выполненные образцы, хранятся в папках. За ведение тетрадей ученики получают отметки с краткой характеристикой их работы. На уроках регулярно используются инструкционно – технологические карты, карточки с заданиями, схемы, печатные пособия, многие учащиеся без особого труда умеют ими пользоваться при выполнении работы.

Занятия столярным делом способствуют: развитию мышц кисти и пальцев рук, что, несомненно, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; различные виды восприятия, развивает глазомер,  воспитывает волевые качества: усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца, развивает художественные способности и эстетический вкус. Кроме того, в процессе художественно – трудовой деятельности дети получают практические навыки, такие как умение работать ручным столярным инструментом, работать на станках, получают опыт черчения, закрепляют знания о геометрических фигурах.

  

Планируемый результат:

1. Повышен интерес к внеурочной  деятельности учащихся с задержкой психического развития (подготовка к выставке детского творчества, недели труда).

2. Средний  уровень результата образования. 

  

Направления педагогической деятельности:

- научно-методические подходы к проблеме;

- определение принципов обучения:  общеучебных и коррекционных;
- изучение и введение продуктивных технологий обучения и воспитания; 

- изучение уровней познавательной активности и  тревожности учащихся;

- связь урочной педагогической деятельности с внеурочной.

Перспективы.

  1. Продолжить формировать способности самостоятельности, самоконтроля и самоанализа у учащихся,  в урочной и внеурочной деятельности   как эффективного средства развития личности ребенка.
  2. Для реализации цели ставлю перед собой ряд задач:

- научить и отработать навык составлять и использовать в своей работе технологические карты, чертежи и приёмы работы(например запиливание шипа);

- расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;

- учить ориентироваться в проблемных ситуациях;

- развивать композиционные навыки при составлении тематических композиций;

- развивать творческие способности;

- развивать умение анализировать, сравнивать  (память, внимание, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук);

- воспитывать трудолюбие, волевые качества личности (терпение, усидчивость, целенаправленность); критичность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе.

На занятиях использовать разнообразные методы:

- репродуктивная деятельность (копирование технологического приема с целью его освоения, выполнение объекта по образцу, устные ответы по теоретическим вопросам);

- репродуктивная деятельность с элементами творческой (поиск альтернативных материалов), способов выполнения поделки;

- творческая деятельность (получение новых знаний опытным путем, достижение одного и того же результата разными путями, выполнение абсолютно новой поделки, основанную на изученной технологии.

3. Презентации по разделам программы.

4.Использование на уроках заданий – тестов.

Итог результата работы.

Результатом моей работы является то, что ученики могут самостоятельно изготовить не сложные вещи, могут самостоятельно описать план поэтапного изготовления изделия с мельчайшими подробностями технологии изготовления данного изделия. Выполнять трудовые приемы и операции, используя необходимые знания, опыт использования оборудования инструментов и приспособлений.

У детей появилась уверенность в своих знаниях, умениях и наработанных навыков при выполнении предлагаемых заданий. А это значит, что адаптация в социальной среде этих детей пройдет успешно.

 

 Методическое объединение учителей профессионально-трудового обучения.

Заседание №2 от 31.10.2016г.

Сообщение на тему:

 «ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках столярного дела».

                                                                          Подготовил: Бабич М.И.

 

«ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках столярного дела».   

     Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у учеников, без внутренней мотивации - освоения знаний не произойдет. Как же пробудить у детей желание учиться? Над этим вопросом задумываются многие педагоги, в том числе, работающие с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

     Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь коррекционные программы школ VIII вида предполагают ежегодное повторение одного и того же материала) работу привлекательной для учащихся, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Разумеется, новые технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание школьником того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

    Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления обучающихся.

Компьютер уже давно и прочно вошел в нашу жизнь. Быстрое развитие компьютерных технологий и мультимедийных средств заставляет учителей, использовать все это многообразие на уроках. Информационные технологии открывают доступ к различным источникам информации, дают большие возможности для творчества педагога, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения . При этом одновременно ставится цель устранения перегрузок детей.

Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера.

Использование ЭВМ на уроках столярного дела экономит время, повышает мотивацию обучающихся и эффективность учебно-познавательного процесса.

Учитель – основное действующее лицо на уроке. Поэтому компьютер и мультимедийные средства надо рассматривать как инструмент обучения. Помощь от этого инструмента существенна

В специальных школах, так же как и в общеобразовательных, можно очень эффективно использовать компьютерные технологии. Они помогают внедрять ИКТ в учебный процесс и наносят ощутимый удар по “меловым” технологиям. У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения различных дидактических задач. Практика показала, что можно выделить несколько направлений использования компьютера в нашей работе:

1.Использование прикладного программного обеспечения по столярному делу.

     Арсенал программного обеспечения для специальных школ невелик. Поэтому я использую существующие медиапродукты компаний «1С», «Новый диск» и «БукаСофт», адаптируя работу с ними для своих учеников.

Во время индивидуальной работы за компьютером осуществляется совместная деятельность зрительного и моторного анализаторов, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания, интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Современные детские компьютерные игры помогают развивать логику и внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, так необходимые для полноценного развития личности.

2.Выполнение вспомогательной функции при подготовке и проведении уроков и внеклассных занятий.

       У детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствует или очень низкая учебная мотивация. Сегодня решать эту проблему помогают презентации, выполненные в среде Microsoft Office PowerPoint, Windows Movie Maker, CMART Notebooc. Звук, движение, цвет на экране – это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка-олигофрена, делают процесс обучения более осознанным.

В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья психологи рекомендуют задействовать основные сенсорные системы человека, особенно кинестетическую, так как именно она связана с моторной памятью и помогает довести навыки ребенка до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания.

Сегодня существует множество сайтов, которые предлагают готовые развивающие флеш-игры. Их тоже можно использовать на уроках, т.к. они развивают различные психические процессы.

Появление у меня в классе такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных средств с применением интерактивного оборудования помогает мне решать многие проблемы в обучении наших детей.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения обучающимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Все ребята, которые имели возможность хоть раз поработать с интерактивной доской, проявляют большее желание участвовать в уроках. Дети стали чувствовать себя более комфортно на уроке, перестали бояться выходить к доске. Интерактивная доска помогает их самоутверждению, развивает общую и мелкую моторику.

При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

3.Преподавание начальных элементов компьютерной грамоты.

          Наша задача – уже с начальной школы привить детям гигиенические нормы работы за компьютером, убедить их, что компьютер – это не только средство развлечения (многие наши дети именно так и считают), а еще и средство творческого самовыражения каждого из них. Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения является процесс рисования. По мнению современных учёных: работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознаёт себя в нём.

Научно обосновано и доказано, что дети, выполняя простейшие движения мышкой развивают сенсорную память, запоминают гораздо быстрее очертания букв, цифр чем если бы они выполняли те же самые движения ручкой на листе бумаги. Возможности графического редактора в этом плане огромные.

4.Средство эмоциональной разгрузки.

      Детям нравится, когда в конце урока, как поощрение за хорошую работу, им разрешается посмотреть какой-либо видеоклип или ролик, снятый по сюжетам детских песен или мультфильмов (Интернет позволяет без труда находить такой материал). Во время проведения уроков включение коротких видеозаставок снимает у учеников усталость, повышает заинтересованность в уроке, заряжает новой энергией.

5.Средство для создания и использования учебных тренажеров, тестовых заданий.

        Имея в арсенале работы учебные тренажеры по математике (позаимствованные у коллег-педагогов в Интернет-сообществе), я могу подготовить урок, коррекционное занятие, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся. А они у наших детей действительно разные. Ребенку дается возможность работать в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники.

6.Средство для изготовления раздаточного дидактического материала.

           Поскольку для специальных школ практически нет печатного дидактического материала, приходится самим разрабатывать такие пособия. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография педагога.

Имея опыт использования возможностей компьютерных технологий на уроках, могу сказать, что это не просто новое веяние времени, а реальная необходимость. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью учащихся с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях. Все это в конечном итоге является частицей вклада в проблему адаптации и выживания детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире, наполненном информацией и новыми технологиями.

Отношение детей к введению на уроках интерактивной доски можно выразить словами английской пословицы: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил».

Вывод: наша задача – превратить учебу в живое, интересное и увлекательное сотрудничество педагога и ученика, в принципе не имеющее границ. А новые технологии – добрые помощники нам в этом.

При подготовке доклада использовался материал интернет сайтов.

Методическое объединение учителей профессионально-трудового обучения.

Заседание №4 от 31.05.2017г.

Сообщение на тему:

«РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ».

Подготовил:  Бабич М.И.

 

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ.

         Непрерывное образование педагогов, нацеленное на повышение их профессиональной компетентности, личностное развитие являются важнейшими ресурсами и непременным условием успешной реализации необходимых преобразований в системе школьного образования.

        Методическую работу в образовательном учреждении можно рассматривать как внутреннюю форму повышения квалификации без отрыва от практической деятельности, как условие творческой активности, как школу мастерства педагога.

      Основные задачи работы методического объединения:

  • Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
  • Профессиональное становление молодых преподавателей;
  • Повышение профессиональной квалификации учителей;
  • Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей;
  • Внедрение в учебный процесс учебно- методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения занятий, информационно- библиотечных систем.

Методическое объединение использует следующие формы научно- методической работы:

  1. Заседания методических объединений

На них обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания рабочих программ и тематических планов изучения предметов, методики проведения занятий, повышения эффективности и качества всех видов учебных занятий, совершенствования учебно- материальной базы, подготовки молодых специалистов, повышение квалификации, рассматриваются рукописи учебных пособий, тексты и задания контрольных работ, аттестационные и другие учебно- методические материалы.

  1. Открытые уроки и мероприятия, мастер- классы.

Они проводятся согласно плану учебно- воспитательной работы школы, как правило, в рамках предметных и методических недель. Основная цель проведения и посещения- целостное видение урока, его полный анализ и системная оценка. Уроки своих коллег целесообразно не заимствовать, а изучать, так как основными факторами на любом уроке являются личность учителя, особенности детей конкретного класса, что неповторимо, невоспроизводимо. Всегда  нужно помнить мудрое и научно подтвержденное мнение К.Д. Ушинского: « Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт». Практика проведения мастер- классов показала, что они позволяют проявить и оценить эрудицию учителя, его артистизм, импровизационные возможности, исполнительское мастерство.

  1. Участие педагогов в профессиональных и творческих конкурсах.

Педагоги школы принимают активное участие в конкурсах различного уровня. С интересом учителя и воспитатели участвуют в различных региональных конкурсах и побеждают в них. Все это подтверждает высокий профессиональный уровень педагогов, их активную творческую позицию.

  1. Творческие отчеты учителей.

Они являются одной из вариативных форм в новой модели аттестации педагогических работников. Творческий отчет позволяет раскрыть актуальность проблемы профессиональной деятельности педагога, показать новизну, оригинальность и практико- ориентированность  педагогического опыта, его системность и эффективность. Творческие отчеты педагогов проходят, как правило, в рамках методической недели. Большое внимание методические объединения уделяют проведению методических недель по темам:  « Героико- патриотическое воспитание воспитанников средствами учебных предметов» и « Интеграция общего и дополнительного образования- важный фактор повышения качества образования»

  1. Организация методической помощи аттестующимся работникам.

Реализация регионального комплексного проекта «Образование» предполагает внедрение новой модели аттестации педагогических и руководящих работников, поэтому методическая помощь необходима. Обучающие семинары, проводимые с этой целью, способствуют осознанному выбору вариативных форм аттестации, тщательной подготовке аттестационных мероприятий. Проведение таких мероприятий в рамках школы- тренинг, позволяющий выявить и устранить недостатки.

     В результате реализации указанных форм деятельности методическое объединение способствует формированию и развитию необходимых профессиональных компетентностей:

  • Диагностических;
  • Проектировочных;
  • Целеполагания;
  • Организационно- деятельностных;
  • Коммуникативных;
  • Контрольно-оценочных;
  • Аналитических;
  • Прогностических.

Методическое объединение прививает вкус к инновационной, исследовательской, экспериментальной и научной деятельности, углубляет обобщенные знания в сфере общей педагогики, дидактики, психологии, культурологи, методологии, философии образования.

      Это достигается отсутствием формального подхода к работе и оценке ее результатов.

     Функционирование и развитие методических объединений рассматривается одновременно и как педагогическая, и как управленческая деятельность.

        Организация временных творческих групп позволяет решать множество практических задач, участвовать в реализации программы развития школы и проектной деятельности. Индивидуальное  самообразование, определение учителем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит  самоанализ профессиональной деятельности. Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. В  современных  условиях перехода от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг важнейшей задачей методической работы является организационно- педагогическое обеспечение процесса развития способности учителя к самоанализу, который базируется на самопознании, самоконтроле, самодиагностике, самооценке.

     Методическая работа в школе сегодня- это традиции и новации, это система повышения уровня компетентности учителя, выстроенная от диагностики затруднений в его деятельности до реального результата. Это новая структура и обновленное содержание; новые формы активного обучения                        ( перевод учителя из позиции обучающего в позицию обучаемого). Повышение уровня компетентности не может ограничиться вопросами теории и методики преподаваемого предмета. Оно должно обеспечивать развитие профессиональной культуры учителя в целом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...