Конспект открытого занятия "Рождественские Святки"
методическая разработка на тему

Черкасова Валентина Анатольевна

План проведения "Рождественских Святок" в клубе "Горница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_rozhdestvenskie_svyatki.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО«Городская станция юных туристов»

Конспект

открытого занятия  клуба "Горница"

«Рождественские святки»

Педагог

Черкасова Валентина Анатольевна

г. Ногинск

ПЛАН

проведения занятия  в клубе «Горница»

 Рождественских святок

Тема занятия : Рождественские святки

Цель  и задачи занятия :

1.Продолжить изучение Христианских праздников, своеобразное поведение, образ жизни наших дедов и прадедов. Познакомить ребят со своеобразием занятий на Святых вечерах.

2.Выучить колядные песни, заклички на Рождество.

Познакомить ребят с ритуалом Рождественских гаданий. Назвать 2-3 гадания под Рождество Христово.

 Изучаемая литература

-Календарь Христианских праздников

-Подборка литературы по Старинным праздникам и обрядам (методический кабинет СЮТур)

-Игры, гулянья, игрища на Старой Руси (Домострой)

План занятия:

1.Подготовка класса к проведению занятий.

2.Одевание детей в русские рубахи и паневы для создания атмосферы того давнего времени, реальной жизни наших дедов и прадедов.

3.Рассказ  о быте русской древней деревни, образное представление того места действия, где могли проходить Святые вечера.

4.Русские народные игры и песни

5.Разборка «декорации» после занятия.

Ход занятия

1. Оргмомент.

 Дети, одетые в русские костюмы, входят в класс, рассаживаются на расставленные заранее стулья, изображающие лавку в избе.

-Ребята, вы готовы к проведению занятия?

2.Изучение нового материала 

 -Наступила зима, наступили сильные морозы.  Давайте с вами поиграем в игру «Представьте себе…» Закройте, пожалуйста глазки… И представьте себе деревенскую избу…. Окошки в избе маленькие, стоит длинный стол, рубленные лавки, топится печь, трещат угольки в печке… Все сидите на лавках и ждите, когда я, старенькая бабушка, начну  рассказывать вам интересную историю…

        Жили- были  давным – давно такие же, как вы, девочки и мальчики, только носили они не джинсы и водолазки, а длинные расшитые рубахи, поверх них паневы… Кто мне ответит: что такое рубаха ? Что такое панева? Какую повязку носили на голове девочки, какой головной убор был у девок, у молодух и у баб? (Ребята отвечают, тем самым закрепляют пройденный материал).

- Молодцы, как я рада, что вы все запомнили, о чем мы с вами говорили раньше. Слушайте меня также внимательно и сегодня… Так вот, мы находимся с вами в избе. Скажите, пожалуйста, какой праздник ждали люди с приходом зимы?

-Новый год!

-Да Новый год, а для верующих людей, какой Христианский праздник наступить скоро? По старому календарю 25 декабря ?

-Рождество Христово…

-Конечно же, Рождество Христово, самый главный Христианский праздник. Ребята, я не случайно называю числа праздника по старому стилю, потому что это очень важно. Люди ждали Рождество ( 25  декабря). Потом Новый год ( 1 января), а потом Крещение ( 6 января). И вот этот период с 25 декабря по 6 января назывался Святыми Вечерами или Святками. В Святки собирались люди в какой- нибудь избе и проводили там вечера, настроение у них было праздничное, они играли, пели, водили хороводы, славили Христа.

        Мы с вами изучали много песен. Как вы думаете, песня «На горе, горе» - Рождественская ? Спойте мне эту песню, пожалуйста… (Ребята исполняют песню, педагог просит разобрать по смыслу и подводит этот разговор к тому, что по содержанию эта песня подходит не к  Святкам, а к Масленице. Можно попросить ребят исполнить еще несколько масленичных песен одного и другого праздника, так   как в настроении песен есть большая разница)

        Ребята, значит эта песня не подходит, а вот хоровод вы знаете «Возле саду…» Исполните мне его, пожалуйста и сами потом ответьте мне, подходит ли этот хоровод?

(ребята исполняют хоровод и определяют сами, что его водили девушки на «Троицу»)

        Сейчас я предлагаю вам игру «Курилка», когда сидели в избе на лавках и передавали лучину по кругу… Ну как вы думаете, годится эта игра для Святок?

- Годится, годится, потому что лучина в избе, когда печь топится…

-Молодцы, вы сами догадались, что эта игра Святочная. Так вот такие игры и веселые песни, которые назывались Колядки, пели в первую неделю Святок (до Нового года).

         - Кто мне ответит, что такое Колядки?

(ребята отвечают, исполняют колядки, щедринки, овсеньки, о которых они сами слышали на предыдущих занятиях.  И сейчас сами поняли, что  они подходят к Рождественским Колядкам. Они с удовольствием их поют, пританцовывают. В этот момент педагог рассказывает им о Колядке, об играх и хулиганствах, которые устраивали Колядовщики скупым хозяевам. Рассказывает о тех случаях озорства, которые ребятам интересны, а о некоторых вещах знают сами дети, и они дополняют рассказ педагога.

 В этом разделе занятия следует рассказать, как встречали Новый год, что являлось ритуальной едой в этот праздник? Как накрывали Новогодний стол, что означает зерно в Новый год и т.д.. Чем больше забавных историй рассказывают детям, тем больше они это запоминают.

        А теперь слушайте дальше…Все о чем я вам рассказала, это все происходило в первую неделю Святок, а после Нового года наступала  неделя Святок. В эту неделю в основном гадали. Собирались так же, как мы с вами сейчас на вечеринку и начинали гадать. Гадали в основном девушки, хотели узнать свою судьбу на Новый год, в основном про женихов…

         Я могу показать  Вам несколько гаданий. Они не страшные, можно выучить с ребятами такие:

-кладут под подушку имена, написанные на листочках, а утром вытаскивали один листок. Какое имя вытащите, так жениха и зовут.

- Выходили на улицу, из поленницы вытаскивали полено с закрытыми глазами. Какое бревно вытащишь, такой жених и будет.( можно еще рассказать гадания, а можно сказать, когда наступят Святки, мы с вами будем гадать… )

        Ребята, теперь вы знаете, что такое Рождественские Святки?

Все запомнили?

 -Интересно жили ваши бабушки и дедушки? Мы с вами тоже, когда все изучим о наших предках и сами попробуем также жить. Вот что еще вы должны знать о Святках. Каждый святой вечер заканчивался веселой, любимой песней. Какая ваша любимая песня?

-«Ой со вчера с полуночи…»

-Я хочу, чтобы вы закончили наши Святки этой песней, исполните ее, пожалуйста, так, чтобы мне и петь и плясать захотелось вместе с вами.

        Ребята начинают исполнять эту песню. Каждый куплет запевает кто-то один. Ребята развеселились так, что им захотелось плясать. Педагог поет и пляшет вместе с ними. После исполнения песни

3. Подведение итогов занятия

-Ребята, интересно прошло занятие? Узнали вы для себя что- нибудь новое? Спасибо вам  большое ! Если хотите еще попеть, то пойте, захотите еще поиграть в игры, которые вы знаете, то поиграйте после перерыва.

(Ребята обычно играют в их любимые игры).

ПЕСНЯ  «ОЙ, СО ВЕЧЕРА С ПОЛУНОЧИ»

1.

Ой, со вчера с полуночи

Голова болела

2

Ой, да головушка моя болела

Гулять захотела

3

Ой, да гулять, гулять захотела

В зеленую рощу

4

Я пойду ли, молоденька

В зеленую рощу

5

Я сорву ли, молоденька

Зеленое дерево

6

Я сделаю молоденька

Гусли звончатые

7

Заиграйте мои гусли,

Гусли звончатые

8

Ой, со вчера с полуночи

Голова болела…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Рождественские святки"

Занятия проводятся в рамках клуба "Горница"  Цель: Познакомить детей со святочными забавами....

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...