Создание благоприятных условий на уроках
методическая разработка на тему

Брагина Любовь Константиновна

Методическое объединение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bragina_l.k.rar182.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Пивоваровская средняя общеобразовательная школа»

Методическое объединение учителей английского языка

Тема выступления:

«Создание условий для благоприятного развития личности ребёнка на уроках»

                                                               

                                                                Разработала: Брагина

                                                                Любовь Константиновна,

                                                                учитель английского языка,

                                                                не имею квалификационной

                                                                категории

                                           

                                             Иркутск, 2014

                                   Пояснительная записка.

         Данная работа посвящена исследованию основных принципов использования личностно-ориентированного подхода в процессе обучения.

        Работа является актуальной, так как современные требования к процессу обучения в целом выдвигают на первое место проблемы индивидуального и личностного подхода в образовании, который является его неотъемлемой частью и дополняет на всех этапах учебной деятельности.

       Цель данной работы доказать успешность использования этого подхода в процессе обучения и научения детей, обнаружить основные принципы личностного подхода и определить важную его функцию в образовательном процессе.

       Место данной работы – это непосредственно сам процесс образования и воспитания детей в школе.

      Предмет -  процесс  обмена информацией между школьниками и учителями в учебной деятельности.

     В данной работе рассматривается такой термин как «саморегуляция», который подразумевает учтение индивидуальных и личностных особенностей ребёнка в учебном процессе. Также приведены полезные рекомендации по построению учебного процесса с учётом принципов и особенностей личностно-ориентированного подхода.

            Личностно-ориентированный подход в процессе

осуществления учебной деятельности.

Ход выступления на МО учителей английского языка в школе.

Способности и возможности человека поистине

безграничны. Главное – приложить старание,

подключить усилия и можно добиться очень

многого в процессе обучения.

            Человек является уникальной информационной системой, способности которой в постижении нового бескрайни. Вся наша жизнь есть процесс познания окружающей действительности, а этот процесс есть ни что иное, как постоянное осуществление деятельности учения. Изучение своих индивидуальных особенностей – первый шаг в постижении своего «Я» и в определении индивидуально своеобразной программы учебного труда. Познание себя – увлекательнейшее занятие, приносящее много открытий, позволяющее исправить недостатки и развить достоинства в осуществлении учебной деятельности.  Ни один  ребёнок не может самостоятельно  прийти к такому познанию без помощи учителя или  наставника (слайд 2).

            Каждый ребёнок обладает собственной системой способов осуществления познавательной деятельности. А учителю необходимо ориентироваться на способности каждого ученика в процессе научения. На самом деле результативность любой деятельности ассоциируется с осмыслением средств и способов её осуществления. Ребёнок при этом подключает многообразные мыслительные операции для определения того способа осуществления активности, который является наиболее результативным, сопровождается чувством удовлетворения и удовольствия от выполняемой деятельности. Учитель просто обязан помочь в этом ребёнку и сделать процесс обучения для него комфортным и эффективным (слайд 3).

           Одной из основных задач для учителя является постоянное развитие в ребёнке стремления к самосовершенствованию и саморазвитию, или другими словами «самостроительству». Необходимо непрерывно развивать в ребёнке способность к рассуждению, школьник должен уметь конкретизировать и анализировать своё отношение к действительности при сопоставлении его с внешними объективными условиями. Значит, успешный процесс научения ребёнка предполагает сознательное понимание ситуации и выбора оптимального в данных условиях способа действия.

           Формируясь как индивидуальность, ребёнок в процессе учения приобретает свой, уникальный жизненный опыт, открывает для себя новые горизонты знания.

          Учителю необходимо создавать тот стиль учебной деятельности, который нацелен на совершенствование личности, творчески-конструктивное её развитие. Сам же процесс обучения должен содержать индивидуально-своеобразные способы учебной деятельности, оптимальность которых зависит от личностных особенностей и предпочтений.

Основные принципы обеспечения эффективного процесса обучения для учителя следующие:

  1. Учитель обязан обеспечить высокий уровень усвоения знаний, формирования умений и навыков при изучении учебных дисциплин.
  2. Учителю необходимо стимулировать творчество и отвечать эстетическим запросам учеников по организации и оформлению учебной деятельности.
  3. Учитель обязан помочь росту личности ребёнка, её гармоничному развитию (слайд 4).

         Для овладения иностранным языком особую значимость приобретает поддержание постоянного интереса,  возникновение потребности открытия нового в языке, стремление к удовлетворению этих потребностей. При этом интерес к языку не должен гаснуть при столкновении с возникающими трудностями. Основное средство поддержания постоянного интереса к овладению иностранным языком заключается в организации этого процесса. Речь идёт об организации, труда, времени, материала и учебной деятельности (языковой материал, речевые действия, самоконтроль и самооценка, работа в парах).

       Саморегуляция как способ успешного осуществления

личностно-ориентированного подхода в процессе обучения.

Чтобы учебная деятельность была организована правильно в рамках современных требований, предъявляемым к процессу обучения, ребёнку необходимо обладать способностью к саморегуляции – особой активности человека, предполагающей мобилизацию и развитие индивидуальных возможностей. Саморегуляция отражает взаимодействие внутренних условий деятельности и обеспечивает активизацию, программирование, контроль, оценку и коррекцию осуществляемых действий. Она также несёт ответственность за связь с объективными условиями деятельности и социальными требованиями.

            Известно, что человеческий организм является самоорганизующей системой. И.П. Павлов писал: «Наша система в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая» [188] (слайд 5).

            В процессе обучения учитель обязан создать все условия для успешной саморегуляции ребёнка на всех этапах урока. Учителю необходимо научить ребёнка реализовать себя во всей деятельности учебного процесса и научить школьников использовать следующие умения на уроке:

1. Программировать деятельность.

2. Контролировать деятельность (рефлексия).

3.Оценивать деятельность.

4.Корректировать деятельность.

Все эти умения должны формироваться у учеников с помощью грамотного построенного урока учителем (слайд 6).

                           Методические рекомендации.

              Как программировать учебную деятельность? Прежде чем браться за работу, необходимо продумать всё, чтобы в голове сложилась модель работы и порядок действий. Сложные виды учебных работ необходимо выполнять поэтапно, предварительно спланировать их очерёдность (проекты, рефераты) (слайд 7).

             Как контролировать учебную деятельность?  Необходимо всегда разбирать учебное действие на составные части, чтобы найти среди них рациональные и нерациональные. Учителю нужно следить за тем, чтобы ребёнку было удобно выполнять задания, и чтобы он не делал их через силу. То есть если учитель создаст благоприятный фон для наиболее эффективного протекания учебной деятельности, то ребёнок более быстро сможет мобилизировать свои ресурсы и возможности для выполнения нужной деятельности (слайд 8).

             Как оценивать учебную деятельность? Учителю на данном этапе нужно предоставить самостоятельность школьникам, тем самым дать им оценить друг друга и себя. Ребёнок должен зафиксировать получил ли он чувство удовлетворения и комфорта при осуществлении учебной деятельности. Ребёнку необходимо сравнивать свою деятельность с деятельностью одноклассника и задавать себе вопрос: «А как бы это сделал я?» постараться оценить своего одноклассника рационально, дать объективную оценку себе, а также сопоставить свою самооценку с оценкой учителя, постараться выявит отличие, а если не понятно обратиться к учителю за разъяснением. Ученику нужно уметь формулировать собственные выводы и заключения по поводу проделанной работы, сравнивать собственные умозаключения с мнением одноклассников, партнёра по паре, внести необходимые коррективы, либо убедиться в своей правоте. Учителю необходимо оценивать ещё и заинтересованность детей, и их старание в учебном процессе (слайд 9).

              Как корректировать учебную деятельность? Обязательным условием эффективного протекания процесса обучения является правильно организованная работа над ошибками. Ученик должен стремиться к исправлению ошибок, а учитель при этом должен помочь ему. Данная работа должна приносить удовлетворение, а не являться вынужденной (слайд 10).

            Итак, для формирования плодотворного процесса обучения учителю просто необходимо учитывать личностные особенности каждого ребёнка, создать благоприятные условия в процессе обучения и позволить детям самостоятельно контролировать процесс усвоения знаний.  Учителю необходимо обладать умением рационально организовать подготовку к восприятию информации, организовать учебную деятельность во время восприятия этой информации, умением закреплять и активизировать пройденное на занятии. Данное требование необходимо соблюдать на всех этапах выполнения универсальных учебных действий в процессе научения (слайд 11).

                    Список использованной литературы.

  1. Павлов И.П./текст/ И.П. Павлов, методическое пособие: Ответ физиолога психологам. – М., 2001, 238с.
  2. Технологии самообразования: Учебно-методическое пособие. – Томск, 2007, 43 с.
  3. Учимся учиться [Научная организация учёбы]. – Л., 2005,

35 с.

4. Учись учиться Рабочая тетрадь для учащихся. – М., 2005,

 57 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятного условия в семье при подготовке к ГИА

Создание благоприятного условия в семье при подготовке к ГИА...

Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

Создание благоприятных условий для межэтнического общения на уроках английского языка как один из факторов формирования толерантности

В современной социокультурной ситуации школа  должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культу...

"Мастер-класс "Создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью педагогической технологии РКМЧП."

Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы как средство реализации компетентностного подхода соответствует новым стандартам, предусматривающим образование р...