Результаты опытно-экспериментального исследования: "Развитие музыкального мышления у младших школьников".
опыты и эксперименты по теме

 Юсупова Илюза Исламовна

Феномен музыкального мышления представляет собой сложный психический познавательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezultaty_opytno-eksperimentalnogo_issledovaniya.167.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Перечень «модальностей» для характеризации

эстетического качества музыкального материала

  1. Радостно. Весело. Празднично. Звонко. Блестяще. Бодро. Легко.
  2. Торжественно. Величественно. Восторженно. Пышно. Шумно.
  3. Энергично. Решительно. Смело. Сильно. Упруго. Уверенно.
  4. Воинственно. Твердо. Чеканно. Могущественно.
  5. Сосредоточенно. Сдержанно. Степенно. Серьезно. Строго.
  6. Широко. Размашисто. Огромно.
  7. Тяжело. Грузно. Мощно. Неуклюже. Угловато. Насыщенно.
  8. Возвышенно. Мечтательно. Задушевно. Напевно. Проникновенно.
  9. Нежно. Ласково. Деликатно. Мягко. Благородно. Приветливо.
  10. Спокойно. Мирно. Безмятежно. Добродушно. Просто. Светло.
  11. Благостно. Молитвенно. Смиренно.
  12.  Сонливо. Дремотно. Вяло. Лениво. Расслабленно.
  13.  Бесчувственно. Надуманно. Механически.
  14.  Изнеженно. Томно. Чувствительно.
  15.  Беспечно. Безразлично. Равнодушно. Отрешенно.
  16.  Сумрачно. Пасмурно. Хмуро. Угрюмо. Мрачно. Глухо.
  17.  Робко. Застенчиво. Осторожно. Боязливо.
  18.  Таинственно. Причудливо. Загадочно. Затаенно.
  19.  Задумчиво. Уныло. Грустно. Печально. Жалобно. Тоскливо.
  20.  Грозно. Драматично. Трагично. Зловеще.
  21.  Горячо. Пылко. Бурно. С жаром.
  22.  Взволнованно. Тревожно. Обеспокоенно.
  23.  Рассерженно. Резко. Грубо. Гневно. Яростно.
  24.  Высокомерно. Напыщенно. Спесиво.
  25.  Дерзко. Нахально. Нагло. Нескромно.
  26.  Тонко. Изящно. Капризно. Хрупко.
  27.  Шутливо. Насмешливо. Забавно. Ехидно. Легкомысленно.

Приложение № 2

Матрица и бланк ответов по определению компонента

«мышление – художественный смысл»

http://www.voppsy.ru/issues/1980/801/801137.files/image001.jpg

http://www.voppsy.ru/issues/1980/801/801137.files/image002.jpg

Приложение №3

Перечень сборников и учебных пособий по игре по слуху

и подбору аккомпанемента

  1. Глушенко, М. Фортепианная тетрадь юного музыканта. вып. 1, сост. Изд-во «Ленинград. Музыка» 1988 год.
  2. Взорова, Т.И., Первые шаги маленького пианиста –  М., 1986.
  3. Игнатьев, В.И., Игнатьев Л Я.  Я музыкантом стать хочу. Часть 2.- Л.: Советский композитор,1989.
  4. Кузнецов, В., Артемьева, О., Дубинина, С. Подбираю на рояле: практический курс гармонии для младших классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. – СПб., 2009.
  5. Лещинская, И.М., Пороцкий, В.Б. Малыш за роялем. – М., 1989.
  6. Ляховицкая, С. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре в младших классах ДМШ. –Л.,  1979 год.
  7. Коновалов, А. Донотыши. – Курган, 1999.
  8. Кирилина, Г.П. «Смешинки». Песни из мультфильмов для детей. Выпуск 2.- Киев: Муз. Украина,1977.
  9. Копчевский, Н., Натансон В., Соколов М. Современный пианист. – М.:,1983.
  10.  Королькова, И. Крохе-музыканту - Ростов-на-Дону, 2006.
  11. Криштоп, Л.Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа. – С-Пб., 1994 год.
  12. Милич, Б. Маленькому пианисту. – М.: Кифара, 1997.
  13. Парнес, Д.Г, Оськина, С.Е., На фортепиано, синтезаторе-по слуху. 3-е изд. – М., 2003.
  14. Сиротина, Т. Подбираем аккомпанемент: I – IV классы детских музыкальных школ. Выпуск 1. – http\\Aperock.ucoz.ru
  15. Сотникова, О. Я учусь играть: Учебное пособие для начинающего пианиста. – Портал Музыкальные, хоровые и школы искусств России. http\\cllassON.ru.
  16.  Соколова, Н. Ребёнок за роялем: Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. – Л.: Музыка, 1983.
  17. Тургенева, Э.Ш., Малюков, А.Н. Пианист-фантазер. – М., 1987.
  18. Туркина, Е. Котенок на клавишах. Фортепиано для самых маленьких. Часть 1. – М., 1998.
  19. Хереско, Л. Музыкальные картинки. – М., 1983.
  20. Хохрякова, Г.Фортепиано: возможно ли обучение без мучения? – М., (1998)
  21.  Шульгина, В., Маркевич,Н. Юным пианистам. – Киев: Муз. Украина,1985.

Приложение № 4

Фортепианно-технические упражнения для отработки

аппликатурных формул

Упражнение «Фокус-покус».

http://festival.1september.ru/articles/612821/img1.jpg

Упражнение «Осенний дождик». «Рука, как капля легко опускается на клавиатуру».

Упражнение «Космическая музыка». На педали играются поочередно группы черных клавиш по всей клавиатуре.  

Упражнение «Калинка». «Танцуем» пальцами поочередно по трем

черным клавишам.

Упражнение «Вот иду я вверх, вот иду я вниз». Подбирать звукоряды от белых клавиш обеими руками (пятипальцевая позиция).

Упражнение «Что наши ручки умеют делать?» Кормить птичек,

перелетать, рисовать дождь, стучаться (Теремок).

Упражнение «Мальчик с пальчик».  На пальцевую артикуляцию.

Упражнение -стихи для пальчиков. «Веер», «Мы считаем», «Коготки», «Кольца и очки».

Упражнение «Одуванчик», «Цветок». На разжим пальцев.

Упражнение «Мяч». Хватательные движения. Цепкость пальцев.

Упражнение «Полотенце». Свобода в движении от плеча.

Упражнение  «Сороконожка». Играем звукоряд 1-2;1-3; пальцами.

Упражнение  «Баба – Яга». Секунды. 1-3 пальцы.

Упражнение «Вверх – вниз».  Мобильность 1 пальца.

Упражнение  «Дятел». Репетиции.

Упражнение «Вот какой дом большой». Играем секунды, терции, кварты, квинты (дом в 2 этажа, 3, 4, 5 этажей).

Упражнение  «Облачко». Играем интервалы в разных октавах.

Упражнение «Откройте дверь я страшный зверь»ч.5 в разных октавах.

Упражнение «Снеговик». Трезвучия.

Упражнение  «Идёт бычок качается». Самостоятельность пальцев. 1-3; 2-4; 3-5.

Упражнение «Наша Таня». Медленно. Альбертиевы басы.

Упражнение  «Фокусник и лента». Хроматическая гамма.

Упражнение «Верёвочка». Длинные арпеджио (в 2 октавы).

        

Приложение № 5

Список мелодий для игры по слуху, рекомендуемых

для исполнения в 3 классе ДМШ

  1. Баневич С. «Вова-растеряшка».
  2. Бетховен Л. «Сурок».
  3. Болгарская народная песня «Ветка кизила».
  4. Козловский О. «Среди долины ровныя».
  5. Паулс Р. «Колыбельная».
  6. Русская народная песня «Волга-реченька».
  7. Филиппенко А. «По малину в сад пойдем».
  8. Флис Б. Спи, моя радость, усни.
  9. Чичков Ю. «Самая счастливая».
  10. Шаинский В. «Улыбка».
  11. Яковлев М. «Зимний вечер».

 Народные  песни  в  миноре  двумя  руками, пение песен (на выбор):

  1. «Баю,баюшки-баю»
  2.  «А я по лугу»
  3. «Ехал на ярмарку ухарь-купец»
  4. «Во  поле  береза стояла»
  5. «Коробейники»
  6. «Выйду на улицу»
  7. «Виновата ли я»
  8.  «По  улице ходила большая крокодила»
  9.  И. Дунаевский "Ой цветет калина"
  10. А.Зацепин "Остров невезения"

              22.   В. Шаинский "Чунга – чан

              23.Песни из мульт- и кинофильмов.

Приложение № 6

Перечень мелодий, рекомендуемых для подбора аккомпанемента

Бурдон, автентический оборот.

Русская песня «У кота-Воркота», Тиличеева В. «Баю-баю», Курина Г. «Дождь», Украинская народная песня «Щедровочка», Детская песня «Зайка»,      Березняк А. «Слышен гром», Красев М. «Белые гуси», Лещинская Ф. «Маляр», Метелицын А. «Велосипедист», Попатенко Т. «Грибы».

Автентический оборот.

Березняк А. «Прозвонил звонок», «Едет воз», «Наша Таня», «Петя-барабан-щик», Александров А. «К нам гости пришли», Васильев-Буглай Д. «Осенняя песенка», Витлин В. «Кошечка», Кабалевский Д. «Синичка», Филиппенко А. «Веселый музыкант», Белорусская песня «Савка и Гришка», Иванникова В. «Кто как кричит», Лещинская Ф. «Маляр», Детская песенка «Котик».

Плагальный и автентический обороты в мажоре.

Чешская песня «Жучка», Красёва М. «Весёлая дудочка», Русская песня «Как под горкой», Чешская песня «Кукушечка», Украинская песня «Галя по садочку ходила», Французская песня «Куклы», Русская песня «Ах, вы, сени», Польская песня «Мишка с куклой».

Плагальный и автентический обороты в миноре.

Украинская песня «Девка Явдошка», Русская песня «Я пойду ли молоденька», Русская песня «Не летай соловей», Русская песня «А мы просо сеяли», Витлин В. «Кошечка», Галицийская песня «Скрипка на селе играет», Филиппенко А. «По малину в сад пойдём», Украинская песня «Веснянка», Детская песня «Птичка».

Каденции.

Эрнесакс Г. «Паровоз», Русская песня «Летал голубь», Филиппенко А. Цыплята», Русская прибаутка «Зайчик», Кабалевский Д. «Синичка», Филиппенко А. «Весёлый музыкант», Русская песня «Сад», Прибаутка, Латышская песня «Трясогуска»,  Русская песня «На улице дождь, дождь», Беларусская народная песня «Перепёлочка», Русская песня «Как по морю».

3.3. Результаты опытно-экспериментального исследования

После проведения занятий в классе фортепиано, согласно разработанной нами модели,  была сделана повторная контрольная диагностика уровня развитости музыкального мышления у младших школьников. Диагностические задания были аналогичны констатирующему этапу, за исключением музыкального материала.

Для диагностики компонента «мышление – музыкальные действия» мы предложили сыграть по слуху мелодию песни Р. Паулса «Золотая свадьба». По компоненту «мышление – художественный смысл» тестовым материалом выступил фрагмент пьесы Р. Шумана «Отзвуки театра».

Результаты контрольной диагностики компонента «мышление – музыкальные действия» нашли отражение в таблице № 5.

Таблица № 5

Диагностика компонента «мышление – музыкальные действия»

n=11

Уровни

Число реципиентов

%

Высокий

4

36

Средний

5

45

Низкий

2

19

Таким образом, из общего числа детей экспериментальной группы высокому уровню соответствовало – 36%, среднему уровню – 44%, низкому уровню – 27%.

Контрольная диагностика компонента «мышление – музыкальная коммуникация» отражена в таблице № 6.

Таблица № 6

Диагностика компонента «мышление –

музыкальная коммуникация»

n=11

Уровни

Число реципиентов

%

Высокий

6

54

Средний

3

27

Низкий

2

19

Таким образом, из общего числа реципиентов высокому уровню соответствовало – 54%, среднему – 27%, низкому уровню – 19%.

Результаты контрольной диагностики компонента «мышление художественный смысл» представлены в таблице № 7.

Таблица № 7

Диагностика компонента «мышление –

художественный смысл»

n=11

Уровни

Число реципиентов

%

Высокий

5

45

Средний

4

37

Низкий

2

18

Таким образом, из общего числа детей экспериментальной группы высокому уровню соответствовало – 45%, среднему уровню – 37%, низкому уровню – 18%.

В таблице №8 представлены процентные сравнительные результаты структурно-функциональных уровней музыкального мышления на начальном и контрольном этапах эксперимента.

Таблица № 8

Сравнительные данные структурно-функциональных уровней

музыкального мышления на начальном и контрольном этапах эксперимента

Уровни

Компонент

«М – МД»

Компонент

«М – МК»

Компонент

«М – ХС»

Конст. этап

Контр. этап

Конст. этап

Контр. этап

Конст. этап

Контр. этап

Высокий

18

36

28

54

9

45

Средний

27

45

36

27

55

37

Низкий

36

19

36

19

36

18

Исходя из сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента в классе явно прослеживается прогрессирующая динамика развития музыкального мышления. По компоненту «мышление – музыкальные действия» число детей, соответствующих  высокому уровню, увеличилось в 2 раза; среднему уровню на 18%, а число учащихся, соответствующих низкому уровню, уменьшилось на 17%. Показатели компонента «мышление – музыкальная коммуникация» распределились следующим образом: число реципиентов, соответствующих высокому уровню увеличилось на 26%, средний уровень – понизился на 9%, а число учащихся, находящихся на низком уровне, уменьшилось на 17%. По компоненту «мышление – художественный смысл» динамика роста составила 36% – на  высоком уровне, а показатели среднего и низкого уровней уменьшились на 18%.

Результаты эксперимента подтверждают эффективность разработанной и апробированной нами моделиразвития музыкального мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках фортепиано

Заключение

Проведенное нами исследование показало, что феномен музыкального мышления представляет собой сложный психический познавательный процесс, заключающийся в моделировании отношений человека к реальной действительности в интонируемых звуковых образах. Основным критерием продуктивности музыкального мышления выступает познание художественного смысла, выраженного в акустических материальных формах. Являясь продуктом интеллектуальной деятельности, музыкальное мышление подчиняется общим закономерностям человеческого мышления и поэтому совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

На основе анализа психологической литературы по проблеме исследования, мы выделили в структуре музыкального мышления два основных компонента: репродуктивный, связанный с анализом и восприятием музыки, и продуктивный, связанный с созданием новой музыки.

Прикладная педагогическая ориентация нашего исследования потребовала ясного определения уровневой структуры музыкального мышления. Содержание и значение уровней представлено следующим образом:

  1. Телесность, связанная с физиологическими реакциями организма при восприятии музыки.
  2. Прошлый опыт, обусловленный образами ранее пережитых психологических ситуаций, актуализируемых в процессе музыкального восприятия.
  3. Действия – мыслительные акты, связанные со слуховыми и двигательными ощущениями при активном музицировании.
  4. Музыкальная коммуникация, опирающаяся на обобщенный опыт понимания определенной культурной традиции, выраженной в системе норм и эталонов.
  5. Художественный смысл, обусловленный адекватным пониманием элементов музыкальной речи.

Таким образом, в структуре музыкального мышления находят отражение практически все аспекты музыкальной деятельности.

Учитывая, что выпускная квалификационная работа была направлена на изучение процесса развития музыкального мышления у младших школьников, мы систематизировали ряд положений возрастной и музыкальной психологии. В частности, мы определили, что музыкальное мышление детей формируется в онтогенезе покомпонентно. Сначала у них возникают непосредственные эмоциональные реакции на музыку, в дальнейшем – первые проявления аналитического подхода. Однако по-настоящему благоприятные условия для возникновения и последующего развития музыкально-мыслительной деятельности у детей создаются творческой практикой.

В этой связи мы обратились к анализу основных методов и форм организации учебной деятельности на уроках фортепиано в системе учреждений дополнительного образования. В качестве приоритетных форм освоения учебного материала в исполнительском классе нами выбраны игра по слуху и подбор аккомпанемента как наиболее адекватные возрастным и техническим возможностям младших школьников.

В целях оптимизации процесса развития музыкального мышления у младших школьников мы разработали модель обучения в классе фортепиано, основанную на широком использовании игры по слуху и подбора аккомпанемента как приоритетных форм музицирования. Данная модель была апробирована в ходе организованного нами педагогического эксперимента.

На констатирующем этапе экспериментального исследования мы провели диагностику структурно-функциональных уровней музыкального мышления у учащихся по трем параметрам: мышление – музыкальные действия; мышление – музыкальная коммуникация; мышление – художественный смысл.

Нами было установлено, что у большинства учеников данные компоненты музыкального мышления практически не развиты,  либо отличаются низкими качественными показателями.

        Апробированная нами модель привела к существенным изменениям показателей структурно-функциональных уровней музыкального мышления по всем трем параметрам. По компоненту «мышление – музыкальные действия» число детей, соответствующих  высокому и среднему уровню, увеличилось на 18%, а число школьников, соответствующих низкому уровню, уменьшилось на 17%. Показатели параметра «мышление – музыкальная коммуникация» распределились следующим образом: число реципиентов, соответствующих высокому уровню увеличилось на 26%, показатель среднего уровняуменьшился на 11%, а число учащихся, находящихся на низком уровне, снизилось на 17%. По компоненту «мышление – художественный смысл» динамика роста составила 36% – на  высоком уровне, а показатели среднего и низкого уровней уменьшились на 18% соответственно.

Положительные результаты опытно-экспериментальной работы дают нам основание убедиться в правильности положенной в основу исследования гипотезы, согласно которой для оптимизации процесса развития музыкального мышления у младших школьников, необходимо использовать методы обучения,  адекватные возрастным и исполнительским возможностям детей и активизирующие их творческий потенциал. В контексте исследования в качестве основных методов обучения выступили игра по слуху и подбор аккомпанемента.

Практическая значимость проведенной исследовательской работы заключается в том, что содержащиеся в ней выводы, методические положенияи разнообразный практический материал, могут широко применяться педагогами исполнительских классов в учреждениях дополнительного образования детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности мышления у младших школьников с умственной отсталостью

   Мышление умственно отсталых детей отличается глубоким своеобразием, т.к. недостатки их психики в целом проявляются тем значительнее, чем сложнее тот иной вид психической деятельнос...

Результаты опытно-экспериментальной работы по физике (7 класс)

Название работы: Проблемно-диалогическое обучение физике (Результаты опытно-экспериментальной работы по физике в 7 «А» и 7 «Б» классах ЧОУ «ГАРМОНИЯ&r...

Развитие самостоятельного музыкального мышления учащихся младших классов ДМШ и ДШИ (на примере класса флейты)

Нередко преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ принимает активное участие, и порой даже слишком активное, а именно полный диктующий контроль над ребёнком в процессе обучения с самых первых ур...

Статья на тему: «Особенности музыкального мышления учащихся младшего школьного возраста».

Мышление ребенка, его психологический опыт, эмоциональная, мотивационная и другие сферы личности отличаются от психики взрослого человека.По целому ряду психологических показателей оптимальным для нач...

«Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»

laquo;Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»...