Консультация для родителей "Шахматы как средство развития логического мышления у младших школьников"
консультация

Большаков Юрий Робертович

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Шахматы как средство развития логического мышления у младших школьников»

Консультация для родителей

Подготовил

Большаков Юрий Робертович

Педагог дополнительного образования

МБОУ «СШ №42» г. Нижневартовска

Есть тихий спорта вид —

Спортсмен всегда сидит,

Соперник перед ним

Безмолвный, словно мим.

Слова им не нужны,

Раздумья здесь важны.

Умы воюют тут.

Часы идут, идут.

Нет хуже для ребят

Двух слов, чем «шах» и «мат».

Занятия шахматами развивают ребенка всесторонне, способствуют улучшению его логических способностей, благодаря чему дети начинают лучше учиться, больше запоминать, легче воспроизводить в памяти пройденное ранее. Самое главное, чему учится ребенок за шахматной доской, - анализировать обстановку и принимать правильные решения быстро. Это умение поможет не только в учебе, но и в повседневной жизни. Задача состоит в том, чтобы познакомить ребенка с правилами игры, научить его понимать шахматную логику. Если появится особый интерес, родители смогут записать ребенка в шахматный клуб или секцию, где шахматы изучают более углубленно. Но даже если интереса не появится, свою развивающую задачу шахматная доска со стоящими на ней фигурами все равно выполнит.

Главное, на что направлено введение новой дисциплины, — выявить у ребенка интерес к игре. А станет ли он великим гроссмейстером, не так уж важно. Ведь шахматы всем на пользу, и чем раньше начать их осваивать, тем лучше.

Юных шахматистов учат избегать бесцельных ходов, всегда оценивать последствия размена фигур, не рисковать понапрасну и вырабатывать тактику игры. За счет этого эта игра предполагает активное развитие логики. Ребенок учится анализировать ситуацию, просчитывать свои ходы, делать выводы. Он держит в голове некую конечную цель, к которой нужно прийти. Другими словами, он представляет абстрактную картину и этим тренирует абстрактное мышление.

Со временем задача станет еще сложнее — чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее комбинации он будет разыгрывать. Например, он попробует логически продумать действия соперника. Конечно, не обойдется без ошибок, но для юных шахматистов ошибки — это не повод для переживаний, а возможность проанализировать их и в следующий раз поступить по-другому. Такое умение пригодится во взрослой жизни.

Несмотря на то, что шахматы считаются медленной и вдумчивой игрой, ситуация на доске может меняться довольно быстро. Это требует от человека быстроты мышления и реакции. Когда прежние догадки оказываются неверными и неожиданный ход соперника рушит построенные планы, игрок должен быстро просчитывать новую стратегию. Это развивает скорость мышления, учит быстро и спокойно думать в ситуации нервного напряжения (например, на турнире).

Игрой в шахматы увлекались многих талантливые люди: химик Дмитрий Менделеев, писатель Лев Толстой, художник Архип Куинджи. Да и Наполеон, по слухам, страстно любил эту интеллектуальную игру. Обучение шахматам для детей всесторонне развивает ребенка:

  • занятия развивают усидчивость и тренируют длительную концентрацию внимания на одном объекте
  • хорошо тренируется память — игрок запоминает расположение фигур, просчитывает ходы
  • воспитанник учится тщательно обдумывать и взвешивать свои решения, а уже потом действовать
  • ребенок учится расставлять приоритеты и отказываться от малого ради большой цели
  • повышаются навыки планирования
  • это хорошая подготовка к школе, занятия шахматами для дошкольников тренируют мозг, формируют усидчивость, повышают работоспособность и готовят детей к школьным занятиям
  • улучшается успеваемость по всем предметам, появляется интерес к истории, литературе, точным наукам, легче дается счет и письмо
  • на занятиях ребенок завяжет новые знакомства и обретет новых друзей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ ПРИ РЕШЕНИИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 Современные математики больше имеют дело с множествами и операциями над ними, поэтомунеобходимо изучать в школе множества и учить применять полученные знания на практике.Прежде всего надо...

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 7 КЛАССАХ

Проблемы развития логического мышления.Исторические задачи как средство развития логического мышления  на уроках истории.Развитие уровня логического мышления на практике.  ...

Практические домашние работы по информатике как средство развития логического мышления

Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциа...

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».

Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....

Консультация для родителей на тему "Игра как средство развития логического мышления у детей"

Используя игру при организации повседневных домашних дел, можно научить малыша многому полезному и интересному....

Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"

Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"...

Презентация "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"

Презентация  "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках  математики"...