Презентация "Выявление и развитие творческих способностей учащихся".
презентация к уроку (5 класс) на тему
«Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_seminar.ppt | 991 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н.Толстой.
«Корень учения горек», - говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняется время, меняется взгляд на жизнь. Меняются нравы, и мы вместе с ними. «Как заставить учиться?» Увы! Нередко такой вопрос встает перед учителями и сегодня. Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нем это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его та ждут? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой?
Огромную роль в обучении играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интересы, проявленные детьми к уроку, учитель может успешно реализовать творческие способности учащихся. Под интересом в методическом плане мы понимаем такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое, и стимулирует увлечение этим предметом.
Мотивы с ростом и развитием детей меняются. При этом меняется не только мотив учения, но и характер отношения к предмету. Не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. «Сколько не кричи «халва», «халва», - гласит восточная пословица,- во рту слаще не станет». Для того чтобы учащиеся сохранили интерес к предмету, необходимо развивать их творчество, как на уроке, так и за его пределами.
Для развития творчества необходимо создать ряд условий: - Организовать занятие так, чтобы учащиеся могли преодолевать ряд трудностей; - организация занятий, при котором детям приходится использовать свои жизненные наблюдения; - самостоятельная работа учащихся; - в развитии творчества существенное значение приобретает обеспечение преемственности и перспективности в работе.
К факторам развития креативности относятся: ориентация ребенка на творческие решения; снятие преград в отношении проявлений инициативы; поощрение к выполнению различных творческих задач дома и в школе; возможности для размышлений и манипуляций с предметами; воспитание у ребёнка убежденности в ценности творческих черт его личности и важности внимания ко всему, что его окружает.
К «тормозящим» факторам относятся: мнение сверстника; представление о творческих проявлениях как отклонение от нормы; запрещение вопросов; жёсткое разграничение игровой и трудовой деятельности.
Задачи педагога: развивать у детей подвижность и гибкость мышления; настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы; учить находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Структура урока: I этап . Разминка. II этап . Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). III этап . Решение частично-поисковых задач разного уровня. IV этап . Решение творческих задач.
I этап. Разминка Какой сегодня день недели? А что было вчера? Какое число будет через три дня? Какая буква в русском алфавите стоит после «Ц»? А в английском - перед «N »? Сколько будет 7 х 8? А 9 х 9? Какая предпоследняя буква алфавита? Название этого месяца заканчивается на «Т». Какой он по счету в году? Назовите на слух общий звук в словах : блок, стол, крыло, мост; дар, мера, аист, жар. По названию страны определите столицу и наоборот: Париж, Япония, Москва, Вашингтон, Италия. Кто автор «Золушки»? «Трех мушкетеров»? «Маугли»?
II этап. Развитие психических механизмов В шестнадцати клетках таблицы записаны вразнобой числа от 1 до 20. Это означает, что какие-то четыре числа в таблице пропущены. Без помощи ручки или карандаша, только глазами отследите все числа и выпишите недостающие. 1 16 8 13 12 9 19 2 20 4 14 18 7 15 10 5
« Ребята, сегодня я дам вам задание, которое могли бы предложить будущим разведчикам для проверки у них быстроты реакции. Перед вами ряд чисел : 4, 15, 36, 8, 12, 5, 21, 24, 16, 3, 7, 20 Как можно быстрее подчеркните те из них, которые делятся без остатка на 4».
III этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня Ребята, сейчас мы проверим вашу слуховую память и узнаем, какой у вас характер. Я громко и медленно назову шесть чисел. Ваша задача выслушать меня внимательно и записать эти числа в том же порядке . Начали : 5, 12, 10, 3, 8, 2. А теперь послушайте следующий ряд: 3, 21, 15, 48, 6, 10, 11, 16, 4, 5, 19, 9. Назовите лишь два числа данного ряда - самое большое и самое маленькое.
К частично-поисковым задачам можно отнести задания: на нахождение закономерности; на нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; на подбор возможно большего количества примеров к какому-либо теоретическому положению; на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; на нахождение наиболее рационального способа решения; на усовершенствование какого-либо задания.
Задачи частично-поискового характера Найдите способ, которым можно нарисовать данную фигуру, не отрывая руки от бумаги и не проводя дважды линии: Сколько треугольников и четырехугольников можно найти на этом рисунке? Как вы получили ответ?
Задачи частично-поискового характера Назовите все возможные варианты имен по модели ВА – Я Разгадайте внешне похожие ребусы: 10ЧКА, 1БОР, Ш1А, Ф1А, 2Д, ПО2Л
IV этап. Решение творческих задач Первый тип это творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Второй тип - это задачи повышенной трудности интегративного характера.
Предложенные задания носят не оценочный, а обучающий, развивающий характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей творческой личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Л.С. Выготский писал: "Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека"
Развивать сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие "творческие способности", очень сложно. Это длительная, целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих задач не принесёт желательного результата. Поэтому задания, направленные на развитие творческих способностей, должны составлять систему, позволяющую формировать потребности в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.
Благодарен будет труд учителя, избравшего себе в союзники ученика. Ведь личность ребёнка формируется в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере, которая царит вокруг него. И развитию творческих начал личности будет способствовать сотрудничество учителя и ученика. Ведь особенностью ребёнка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. На уроке может царить радость сотворчества, если дать каждому почувствовать, что он способен, что у него есть своя "искорка божья".
Успешных и интересных вам занятий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.
В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....
Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.
Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».
Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...
Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.
Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий по истории...
Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.
Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...