План психологического анализа урока
методическая разработка на тему

Купцова Ксения Вячеславовна

В данной работе представлена примерная схема психологического анализа урока,она поможет систематично провести рефлексию в разных аспектах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskiy_analiz_uroka.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

1. Содержание урока:

  •  качество учебного материала (его познавательная и информативная значимость, наглядность и т.п.);  
  • его соответствие возрастным особенностям учащихся (форма изложения: рассказ, лекция, обсуждение и т.п.).

2. Организация познавательной активности учащихся на уроке:

  • введение и  поддержание соответствующей мотивации познавательной деятельности (эта задача важна, и особенно, для учителя, т.к. от степени осознания значимости этого материала зависит его изложение);
  • внимание учащихся: используемые виды и методы их активизации (типы вопросов, наглядность, самостоятельная работа; взаимопроверка заданий…)
  • эффективность процессов восприятия и наблюдения (на соответствующих уроках, например, при просмотре учебного фильма – какая ставится задача, на что нужно обратить особое внимание);
  • виды и процессы  памяти;  применение способов ее усовершенствования (какими приемами рационального запоминания или мнемотехники можно воспользоваться);
  • приемы активизации мышления; его виды и операции, функционирующие на уроке (использование проблемной ситуации, в сочетании с вопросами на сравнение, обобщение, выводы и т.п., степень сложности материала – она должна быть на высоком, но доступном для учеников уровне, иначе снижается интерес к уроку и материалу);
  • процессы воображения и творчества учащихся (в какой форме проходило, например, найти несколько способов решения данной задачи, или разные стили описания ситуации);
  • речь учащихся, ее формы и виды (умения четко, логично излагать свои мысли, особенности устной и письменной речи, есть ли трудности, с чем связаны);
  • работоспособность учащихся в течение урока (с чем связаны ее особенности: качество ответов, познавательная активность, степень заинтересованности, время урока в расписании и т.д.).

3. Особенности взаимодействия учителя и класса на уроке:

  • общий эмоциональный фон урока, его изменения в ходе урока (атмосфера рабочая или не рабочая, веселая - анархическая, серьезная - продуктивная, напряженная, агрессивная, психологически комфортная, высокая познавательная активность и т.п.);
  • стиль общения, манера поведения учителя, особенности его речи (авторитарный, демократичный, авторитарно-демократичный, сотрудничество; диалог, монолог, приказ, беседа, рассказ; речь - спокойная, образная, выразительная, монотонная, быстрая, медленная, четкая, непонятная и т.п.);  
  • организованность и дисциплина в классе, способы ее создания и восстановления (какими методами пользуется учитель – педагогическими: привлечение к уроку через вопросы, напоминание, замечание, предупреждение, и т.п.; административными: замечание в дневнике, выставление оценки за урок, вызов родителей, разговор с завучем и т.п.);
  • организация совместной деятельности учащихся на уроке, их взаимоотношения при этом (уместна ли эта форма, умеют ли сотрудничать учащиеся, как была организована работа – ее плюсы и недостатки);
  •  учет индивидуальных и групповых особенностей учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический анализ урока

Психологический анализ урока крайне необходим для обучения молодых учителей умению видеть и понимать класс, изучать учащихся, поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ очень важен и для опы...

психологический анализ урока

Презентация   "Психологический анализ урока"...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

Психологическая цель урока:1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения т...

Психологический анализ урока Объединение «Жемчужина» Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Жемчужина»Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»Педагог дополнительного образования: Афанасьева Н.В.На уроке присутствовал...

Психологический анализ урока Объединение «Художественная фотография»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Художественная фотография»Тема урока: «Разбор творческих работ. Обработка и печать фотографий.»Педагог дополнительного образования: Зайцев...

Психологический анализ урока объединения "Ступеньки"

ГБОУ ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Ступеньки»Тема урока: «Графический диктант»Педагог дополнительного образования: Новикова О.В.На уроке присутствовали:педагог-психолог Кузнец...

психологический анализ урока

Данный материал использую при подготовке и анализе урока...