Система воспитательной работы МОУ СОШ № 15 с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»
опыты и эксперименты на тему

Литвишкина Галина Ивановна

Описана система воспитательной  работы МОУ СОШ № 15  с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система воспитательной  работы

МОУ СОШ № 15  с. Преображенского

«Художественно-эстетическое воспитание школьников,

 как основа творческого развития учащихся»

Подготовила:

руководитель ШМО кл. руководителей

Литвишкина Галина Ивановна

Живем в эпоху нано - технологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт.

                                                                                                                 (Слайд 1)

        В течение 4 лет в школе  реализуется Программа воспитания и социализации обучающихся. Целью воспитания школьников является создание условий для формирования и развития личности: высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа - вот ведущие ценности, которыми руководствуется наш педагогический коллектив и которыми насыщается воспитательная система школы.

        Основные направления организации воспитания и социализации учащихся МОУ СОШ № 15 с. Преображенского (Слайд 2)

  1. Гражданско-патриотическое воспитание;
  2. Нравственное и духовное воспитание;
  3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  4. Интеллектуальное воспитание;
  5. Здоровьесберегающее воспитание;
  6. Социокультурное и медиакультурное воспитание;
  7. Культуротворческое и эстетическое воспитание;
  8. Правовое воспитание и культура безопасности;
  9. Воспитание семейных ценностей;
  10. Формирование коммуникативной культуры;
  11. Экологическое воспитание.

        В этом году нами разработан проект по теме «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»

Целью работы школы в данном направлении  является - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Актуальность творческого  развития детей в нашей школе в том, что далеко не все дети по разным причинам могут посещать учреждения дополнительного образования в г. Буденновске. А в большинстве школ зачастую идут на сокращение любых “малозначимых”, по их мнению, ставок. Но это не про нас. Благодаря активной позиции директора в данном направлении мы постарались привлечь как можно больше специалистов по доп. образованию, т.е. у нас сейчас работают не только непосредственно учителя нашей школы, но привлечены по совместительству работники МКУК «Преображенский ЦКД и С», сельской библиотеки, ДМШИ с. Архангельского. Также с 2011 г., благодаря активному содействию МОУ ДОД ДДТ г. Буденновска, МОУ ДОД ДЮСШ в плане софинансирования, мы смогли увеличить не только количество кружков, но и качество предоставляемых услуг. У нас работают специалисты-профессионалы, у которых уже накоплен немалый опыт работы с детьми, увлеченные тем или иным видом творчества.

(Слайд3) Художественно-эстетическая деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:

  • изобразительная
  • художественно-речевая
  • музыкальная
  • театрально-игровая
  • декоративно-прикладное творчество

        В школе создано такое разнообразие деятельностей, которое позволяет каждому ученику заниматься своим любимым делом. 

Основные направления работы (Слайд 4)

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • раскрытие духовных основ отечественной культуры;
  • воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов;
  • формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина;
  • формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.
  • День знаний;
  • Выполнение творческих заданий по разным предметам;
  • посещение учреждений культуры;
  • День родной школы;
  • КТД эстетической направленности;
  • Последний звонок;
  • Организация экскурсий
  • Участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества;
  • Совместные мероприятия с библиотеками (праздники, творческая деятельность);
  • Вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.

(слайд 5) Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • участие в коллективно-творческих делах;
  • совместные проекты;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
  • организация экскурсий по историческим местам района;
  • совместные посещения с родителями театров, музеев;
  • участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
  • участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.

          (Слайд 6)Формы организации воспитательной деятельности:
                - воспитание в процессе обучения;
                - внеучебная деятельность:
                а) внутриклассная,
                б) межклассная;
                в) внеклассная;
                г) участие в работе творческих объединений;
                д) внешкольная;
                е) массовая, общешкольная;
                ж) работа с семьей и общественностью.

        Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных мероприятий, предметных месячников, в ходе которых проходят конкурсы, олимпиады, викторины. Прежде всего, это система школьных традиций. Традиции формируют дух школы, определяют ее лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов. Традиции являются ключевыми делами школы и проводятся, как правило, по методике КТД.  (Слайд 7- 9 ) (Традиционные мероприятия школы: День Знаний, День учителя, День матери, Новый год, 8 марта, вечер встречи выпускников, конкурсы-выставки творческих  работ: «Осенние чудеса», «Я талантлив!!!!», «Для умелых рук», праздники «Елочкина школа» «Восхождение к истокам». «Традиции и обычаи русского народа», Солдатский конверт, «Здравствуй, мир!» Масленичные гуляния,  День защиты детей и т.д.)

Пути реализации художественно-эстетического направления (слайд 10)

 

Дополнительное образование представлено следующими кружками (Слайд 11):

Наименование кружков

Руководитель

Количество учащихся

1

«Оригами»

Незнахина О.А.

20

2

«Волшебные бусины»

Незнахина О.А.

45

3

«Декупаж»

Бабиченко Е.К.

10

В школе организована работа кружков для учащихся с 1 по 11 классы. Охват дополнительным образованием составляет 75 человек /25 %  из 296 учащихся школы.  

(Слайд 12) Внеурочная деятельность художественно-эстетического направления представлена следующими занятиями:

Наименование

Руководитель

Количество учащихся

1

«Чудеса аппликации»

Незнахина О.А.

12

2

«Веселые нотки»

Чеканова Т.А.

13

3

«Умелые ручки»

Бабиченко Е.К.

12

4

«Волшебный мир оригами»

Незнахина О.А.

15

5

«Фламинго»

Нестеренко Т.Е.

12

6

«Волшебные пальчики»

Филатова Л.И.

21

7

«Уроки эстетики»

Правдюк Е.В.

21

8

«Музей в твоем классе»

Ляшок Н.Н.

12

9

«Искусство цвета»

Корнухова С.В.

20

10

«Лепим руками»

Синютина А.В.

13

Охват учащихся внеурочной деятельностью составляет 51%.

         Родители, дети и учителя вместе обсуждают, какой образ жизни будет существовать в школе, в соответствии с их этнокультурными потребностями и  региональными особенностями и возможностями.

        С целью интенсификации художественно-эстетической среды, развития  организаторских и творческих способностей детей, развития  лидерских качеств личности,  создание условий для  стремления к здоровому образу жизни  эффективно наш коллектив использует современные образовательные  технологии и методики.

Это помогло добиться определенных результатов (Слайд 13):

Название воспитательных технологий

Результат  внедрения

Технология организации коллективной творческой

деятельности

-  творческая активность  обучающихся возросла  в 2,5 раза

- увеличилось количество организаторов  (среди обучающихся) КТД в 2 раза

Разработаны сценарии КТД

Социальное проектирование

В результате реализации больших проектов «Сделаем мир чище», «Знамя Победы», «Пожилые люди рядом», «Дети детям», «Пасхальные дни милосердия».

Технология самосовершенствования личности школьника

В школе постоянно проводятся конкурсы и соревнования разного направления: художественно-эстетические, спортивные, риторические. Организуются  выставки творческих работ учащихся школы, и персональные.

Технология формирования лидерских  качеств.

В результате использования учебной деловой игры ежегодно в детском объединении         проходят выборы лидера ДО:

  • лидеры классных коллективов проходят школу актива  на базе школы;
  • функционирует  ученическое самоуправление – Школьный Совет, Совет профилактики
  • действует классное самоуправление.

Исследовательская деятельность

Исследовательские работы: работа над проектами экологического, историко-краеведческого направления

Игровые технологии

Разработаны интеллектуальные игры «Своя игра»,  «Самый умный», игровые программы «Между нами девочками», брейн-ринг «Ваши права, дети»

Шоу – технологии

Подготовлены концертные программы «Неразлучные друзья –взрослые и дети», «Как прекрасен этот мир» и т.д.

Технология информационное зеркало

Рубрики «Поздравляем с окончанием учебной четверти на «5»и «4», протоколы школьных конкурсов, отчеты о проведении рейдов – проверок, положения конкурсов»

        За 4 года участия во  всероссийских,   региональных,   муниципальных,   школьных конкурсах  было получено 14 дипломов, 17 грамот, 10 сертификатов, 2 благодарственных письма.

        

Результаты участия в районных, краевых,

Всероссийских конкурсах (Слайды 14-21)

Когда

Конкурсы, соревнования

Награда

2011-

2012

уч.год

Районный конкурс хоровых и театральных коллективов Кукольный театр

III место

проект «Пленер – открытый воздух общения» в г. Сочи Краснодарского края Тарасова Олеся

I место

2012-

2013

уч.год

Региональный конкурс пленэрных работ творческой школы для одаренных детей Юга России в рамках проекта «Пленер – открытый воздух общения» награждена дипломом  I степени в номинации «Живопись»

Кириченко Антон

I место

Региональный конкурс детского изобразительного творчества «Самое синее в мире Черное море мое» дипломом  I степени

Кириченко Антон

I место

Районный этап творческого конкурса работников образовательных учреждений «Мастерами славится Россия»

номинация – авторская кукла, номинация – декоративно-прикладное искусство

Бабиченко Е.К. Бондаренко Е.А.

Сертификаты участников

Районный конкурс детского рисунка «В мире много сказок…», «По щучьему велению»

«В мире много сказок» Иванова Ульяна,

Сидорова Алена

Сертификаты участника

Районный конкурс рисунков «Полиция глазами детей» Иванова У. 2а класс.

Сертификат

участника

Районный конкурс «Молодежь в фокусе»

Чеканова А. 11 класс

I место

2013-

2014

уч.год

Рождественские  образовательные чтения  

«Традиционные ценности и современный мир»

Тема:        Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование детей.

 - Педагог доп. образования Паповян Е.С.

Грамота участника

III всероссийский конкурс детских рисунков «Страна БезОпасности»

Руководитель: Бабиченко Е.Е.

Правдюк В. 5 А кл., Шило Д. 8 Б кл., Капинос Д. 8 Б кл.

Магомедова Х.8Б кл.

Дипломы участников

Всероссийский открытый конкурс художественного творчества «Рождественские фантазии»

Номинация «Дизайн» Романенко И.8Б кл. Руководитель: Бабиченко Е.К.

Номинация «Дизайн» Белозерова А. 10 кл. Руководитель: Вернигорова С.В.

2 место

2 место

Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Шарова А. 6А кл., Зяблицева Е.6А кл.  

Руководитель: Литвишкина Г.И. учитель рус. языка и литературы

Сертификаты

Литературный конкурс «Содействие»

Номинация «Поэзия» Казюра Е. 10 кл. Руководитель: Литвишкина Г.И., учитель рус. языка и литературы

Сертификат

Всероссийский  конкурс детского рисунка для детей и подростков с инвалидностью «Краски востока: дети России рисуют Турцию»

Номинация: «Культура и искусство Турции». Киселев Д.6А кл. Руководитель: Литвишкина Г.И.

Сертификат

Районный конкурс Живая классика

Сказка-быль «Неизвестный цветок», А.П. Платонов

Рассказ «Сыновья», В.А. Осеева Правдюк В., Зяблицева Е. Руководители: Литвишкина Г.И., Николич К.Ю.

Сертификат

Всероссийский конкурс рисунков, посвященный 9 мая – Дню Великой Победы (в рамках V Программы «Наполни сердце добротой»)

Номинация «Рисунок» «Солдат – герой войны» - Капинос Д. 8Б кл., «День Победы» Верховцева М. 8Б кл.

3 место

3 место

Районная выставка декоративно-прикладного творчества учащихся, посвящённого Году культуры  

«Сделаем мир прекраснее!»

Верховцева М. 8Б Бабиченко Е.К., педагог доп. образования

Баронина  Е., 4А Свитюк Е. 2А ,Мартыненко Д. 2А Незнахина О.А. педагог доп. образования

1 место

Сертификаты участника

Районный конкурсе молодых поэтов, писателей и бардов «Поэтическая весна Прикумья», посвященного Году культуры в России Белозерова А.10 кл.

Литвишкина Г.И. учитель русского языка и литературы

Победитель

Благодарственное письмо

2014-2015 уч. год

Районный конкурс творчества детей и молодёжи «Мой  Лермонтов»

Зяблицева Е. 7а класс

руководитель: Литвишкина Г.И., учитель рус. языка и литературы

Благодарственное письмо

Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Шарова А. 7а класс

Руководитель: Литвишкина Г.И., учитель рус. языка и литературы

Диплом участника

Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Зяблицева Е.. 7а класс

Руководитель: Литвишкина Г.И., учитель рус. языка и литературы

Диплом участника

Всероссийский дистанционный конкурс рисунков «Автомобиль будущего»

Андрейченко Н. 9а класс

Асилдарова А. 5а класс

Корнухов Н. 3б класс

Руководитель: Бабиченко Е.К.

Диплом

2 место

Диплом лауреата

Диплом лауреата

Районный конкурс фотографий

«Буденновский район глазами молодёжи»

Саломахина Ю. 11 класс        

номинация «Любимый сердцу уголок» 

1 место

Международный фотофестиваль

«Образы истории»

Саломахина Ю. 11 класс

Памятник В.И. Ленину

Сквозь призму фотообъектива

Сертификат

Всероссийский дистанционный осенний фестиваль работников образования «Творчество педагогов»

Номинация «Декоративно – прикладное творчество»

Ветка рябины

Бабиченко Е.К., учитель технологии

Диплом

3 место

Всероссийский дистанционный зимний фестиваль

работников образования «Творчество педагогов»
ЧАЙНЫЙ ДОМИК «РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ФАНТАЗИИ»

Бабиченко Е.К., учитель технологии

Диплом

3 место

Районный этап  краевого IV Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» Гудым А. 5А класс

Руководитель: Литвишкина Г.И., учитель русского языка и литературы

Сертификат

Всероссийский творческий конкурс ко Дню Святого Валентина «Подарок от всего сердца»

Свитюк Е., номинация «Сувенир к празднику»

Руководитель: педагог доп. образования Бабиченко Е.К.

Диплом

3 место

Всероссийском  дистанционном конкурсе – марафоне  «Умелые руки»  номинация «Поделки»

Курбанова З. 5 Б,

Баева И. 3Б,

Свитюк Е.3А

Руководитель: педагог доп. образования Бабиченко Е.К.

Диплом 3

степени

Диплом 3 степени

Диплом 2 степени

2015-2016 уч.год

Международный творческий конкурс «Цветочные фантазии»

Корнухова А. Шкатулка «Цветочные фантазии»

Диплом

1 место

Международный творческий конкурс «Цветочные фантазии»

Коробочка для украшений «Весенний рай»

Бабиченко Е.К. педагог доп. образования

Диплом

1 место

Модель выпускника школы (Слайд 22):

Ценностный потенциал:

  • восприятие человеческой жизни как главной ценности;
  • осмысление понятий: честь, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность;
  • социальная активность.

Творческий потенциал:

  • Профессиональные навыки в соответствии с личностными запросами и задачами, определенными для профильных классов, навыки поискового мышления.

Познавательный потенциал:

  • Память и творческое мышление
  • Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы,
  • потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

Коммуникативный потенциал:

Сформированность индивидуального стиля общения; овладение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения  в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.

Художественный потенциал:

  • Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты;
  • потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими;
  • проявление индивидуального своеобразия, восприятии и созидании  красоты.

Нравственный потенциал:

  • Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация» и «субъектность».
  • Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.
  • Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии

Физический потенциал

  • Стремление к физическому совершенству;

привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их  в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния

  • Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

Результаты своей системы воспитательной работы в данном направлении мы видим в том, что за последние годы  наблюдается отсутствие правонарушений и преступлений, улучшение социальных показателей: снизился уровень остроты духовно-нравственного кризиса, активизировано духовное и культурное сознание учащихся, их родителей.

Эффект работы направления в долгосрочном периоде:

  • умения видеть красоту в окружающем мире;
  • умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.             

Риски реализации программы (слайд 23)

Существующие риски

Пути преодоления

Сопротивление педагогического коллектива

Убеждение в необходимости художественно-эстетического воспитания школьников. Создание условий организации учебного труда, стимулирующих желание работать в школе.

Препятствие родителей  

Осуществление разъяснительной работы. Соблюдение принципа добровольности.   Согласование планов работы кружков, планов работ классных руководителей, составление единого плана воспитательной работы школы

(Слайд 24) 

Дети:

1. Формируют представление об эстетических идеалах и ценностях;

2. Гуманистическая, личностно-ориентированная, адаптивная среда сотрудничества, позволяет создать позитивно окрашенную и богатую эмоциями учебную атмосферу, в которой раскрывается творческая индивидуальность каждого.

Родители:

Получают возможность дать детям полноценное дополнительное образование одновременно с основным школьным в  стенах общеобразовательной школы;

Общеобразовательная школа:

1. Сотрудничество  с МОУ ДОД ДДТ, МКУК «Преображенский ЦКД и С», способствует  росту  профессионального мастерства учителей.

2. Школа занимает призовые места  (результаты смотров, фестивалей, конкурсов), что способствует укреплению ее авторитета и популярности.

3. Расширение и укрепление контактов школы с учреждениями культуры открывает новые возможности для воспитательной работы.

Общество:

1. В селе действует дополнительный очаг культуры, создающий условия для художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

2. Динамичное, постоянно расширяющееся образовательно-воспитательное пространство предоставляет широкие возможности для утверждения детей в социуме через искусство,  для становления гражданской позиции и патриотического сознания школьников.

Одним из главных результатов своей работы мы видим тот факт, что многие из наших бывших учеников становятся в дальнейшем людьми, которые не мыслят свою жизнь без творчества и участия в культурной жизни ( где бы они не учились). Многие выпускники связывают свою судьбу с музыкально-педагогической , художественно-эстетической, историкр-краеведческой деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-эстетического вкуса ребенка в процессе создания творческой коллекции моделей одежды

Из опыта работы со школьниками по воспитанию художественного вкуса в процессе создания коллекции моделей одежды....

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности  личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. ...

Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося

Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося...

Развивающее обучение, как основа творческого развития учащихся на уроках физики

Цепи и задачи:1. Изучить:    а. теорию развивающего обучения    б. виды самостоятельной деятельности учащихся при изучении физики    в. опыт учителей, успешно решивших эт...

Эстетическое воспитание школьников как основа духовно-нравственного развития личности.

Проблема роли личности в истории человечества всегда (скрытно или явно) была актуальной. Именно «человек-личность» создает произведения литературы и искусства, составляющие общий культурный фонд челов...

«Художественно-эстетическая деятельность младших школьников на занятиях отделения дополнительного образования»

Статья об организации художественно-эстетической деятельности детей младшего школьного возраста на занятиях в системе дополнительного образования....