Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей посредством объединения слова, музыки и движения
материал на тему

Охотникова Вита Вячеславовна

Выступление на заседании методического объединения учителей-логопедов и учителей дефектологов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей

средствами объединения слова, музыки и движения

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово, музыку и движения. Это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, настроение, способствует тренировке подвижности нервных процессов и активизации коры головного мозга.

Цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Занятия логоритмикой включают в себя следующие задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности;
  • развитие навыков взаимодействия друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Важнейшей задачей, определяющую особенную значимость логопедической ритмики как одного из компонентов коррекционно-логопедической работы, является формирование и развитие у детей с недоразвитием речи сенсорных и двигательных способностей.

Логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость. Поэтому лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда и музыкального руководителя, а также воспитателей, инструктора по физическому воспитанию.

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена.
Первое — развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов а именно: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание личности, характера.
В данном занятии звено это было представлено динамическим упражнением «Прогулка», музыкально-ритмическим упражнением «Тучка, солнышко, деревья», игрой «Гриб или не гриб», направленной на развитие слухового внимания.

Второе звено— это непосредственно развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодики, фонематического слуха. Сегодня вы увидели это на примере дыхательного упражнения «Ветер и листья», игры «Ножки-ладошки», а также песен «Яблочки», «Листья кружатся», «Здравствуй друг».

В нашем занятии мы постарались отразить различные направления логоритмического воздействия.

Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, учат воспринимать словесную инструкцию. (Динамическое упражнение «Прогулка»)

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. (Упражнение «Тучка, солнышко, деревья»).

Развитие дыхания, голоса и артикуляции происходило в ходе исполнения песен, дыхательного упражнения «Ветер и листья».

Активизация внимания и памяти осуществлялась на протяжении всего занятия, в частности в игре «Гриб или не гриб».

Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию движений. (Речёвка «В лес осенний…»)

Темпо-ритмические упражнения направлены на развитие чувства темпа, ритма, музыкального размера. Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма — дыхательной, сердечной, мышечной деятельности, а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма. Эти упражнения необходимы для того, чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием, брадилалией или тахилалией. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи. В нашем занятии это направление было представлено играми «Ножки-ладошки», «Прохлопай имя».

Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

Также на занятиях с элементами логоритмики может использоваться музицирование на детских музыкальных инструментах, которое развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики.

Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

Работа во всех перечисленных направлениях проводится в тесной связи с музыкой. На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом. Такая комплексная форма работы способствует преодолению речевых нарушений у детей и развитию личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Коррекция речевых нарушений у детей и рекомендации по их преодолению.

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, логопедам и дефектологам. Рассмотрены причины речевых нарушений как в устной, так и в письменной речи, задачи школьного лого...

Условия реализации междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста

В национальных проектах Правительства РФ большое внимание уделяется качеству образования детей и подростков и состоянию их здоровья. Учитывая важность проблемы, Российская академия наук и Российская а...

Доклад на тему: «Специфика коррекции речевых нарушений у детей с недостатками слуха»

Доклад на тему: «Специфика коррекции речевых нарушений у детей с недостатками слуха»...

Ранняя диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений ( консультация для учителей- логопедов, педагогов, родителей )

В настоящее время неуклонно растёт число детей с речевыми нарушениями. Для предупреждения тяжелых форм речевого развития важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и ...

Тренинг «Артикуляционная гимнастика – важный этап профилактики и коррекции речевых нарушений»

Цель тренинга: познакомить воспитателей с особенностями и правилами проведения артикуляционной гимнастики с детьми....