Главные вкладки

    Сообщение ШМО "Культурно-исторический стандарт в преподавании истории"
    материал на тему

    Федорова Елена Александровна

    Доклад знакомит с основными положениями ИКС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soobshchenie.docx21.27 КБ

    Предварительный просмотр:

             

    Сообщение

    на заседании школьного методического объединения гумманитарной нароправленности

    "Культурно-исторический стандарт в преподавании истории"

    Учитель истории и обществознания

    Вырубовского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №1»

    Федорова Елена Александровна

    д.Вырубово 2017

    Ни для кого не секрет что одной из главных задач преподавания истории в школе, является не только передача знаний о конкретных событиях прошлого, но и патриотическое и гражданское воспитание молодого поколения. Особенно актуальной эта задача становиться в нынешнее непростое время - время возрождения России. Возрождение культурное , политическое , экономическое невозможно без преданных, искренне любящих свою страну граждан. Граждан, которые не ругают и критикуют напропалую все в своей стране, а стараются сделать все возможное для её развития и процветания.

    Еще одной важной задачей преподавания истории является гражданское единение нашей многонациональной страны через единое историческое прошлое всех этнических общностей.

    Однако решение столь важных задач как воспитание гражданина и патриота осложняется отсутствием единого подхода в преподавании истории в школе. Наличие нескольких, порой противоположных точек зрения и оценок одних и тех же событий приводит к тому, что в разных учебниках они трактуются по-разному.

    Вопрос о выработке единого подхода в преподавании истории назрел давно.

    Инициатива создания линейки учебников истории для средней школы, предложена президентом России В. В. Путиным. По мнению президента, учебники должны быть свободны от двойных толкований, и выверены стилистически.

    Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая перед общественностью, в феврале 2013 года заявил, цитирую:  «Наша базовая задача - укрепить гармонию и согласие в многонациональном российском обществе, чтобы люди, независимо от своей этнической, религиозной принадлежности, осознавали себя гражданами единой страны"

    А как нам всем хорошо известно, большую роль в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей играет школа. Президент предложил подумать о единых учебниках истории России для средней школы, где бы на конкретных примерах говорилось, что судьба страны создавалась единением народов, традиций и культур. Они должны быть рассчитаны на разные возрасты, но "построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого", - пояснил он. "Учебники должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований", - подчеркнул президент.

    Как полагает президент, без единой линейки учебников российские «молодые люди не понимают, в какой стране они живут, и не чувствуют связи с предыдущими поколениями», в том числе недооценивают подвиг ветеранов Великой Отечественной войны.

    Первым шагом в создании новых учебников истории стала разработка проекта Историко-культурного стандарта. Он был подготовлен Институтом российской истории РАН, в состав авторского коллектива вошли известные историки, авторы учебных пособий, представители педагогического сообщества.

    Стандарт был утвержден Рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и опубликован 1 июля 2013 года в сети интернет для широкого общественного обсуждения.

    Представленный историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

    Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

    Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений.

    Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события.

    Задачи учебно-методического комплекса:

    создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;
    сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;
    показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
    раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.

    Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.

    Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:

    обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;
    применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;
    исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;
    обеспечить доступность изложения, образность языка.

    Концептуальные основы историко-культурного стандарта

    1. Культурно-антропологический подход. В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к  политической истории  особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.
    2. Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.
    3. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов [1]В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.
    4. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе. Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы. Работа ученика может быть полноценной и минимально трудоемкой только при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий.
    5. Учебник как навигатор. В условиях развития средств коммуникации, наличия в подавляющем большинстве школ высокоскоростного доступа к сети Интернет (обеспечено за счет реализации Приоритетного национального проекта «Образование»), роль учебника как «хранилища знаний» приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен  стимулировать учащихся к  получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Немаловажно включить в текст самого учебника исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.

    В августе 2014года глава Министерства образования и науки России Дмитрий Ливанов заявил об отказе от идеи ввести в школах России единый учебник по истории. «У нас единого учебника истории, скорее всего, не будет. У нас единый историко-культурный стандарт, на основе которого будут разработаны учебники истории.»

    В апреле 2015 в Москве закончилась экспертиза новых учебников по истории, разработанных по поручению президента на основе единого историко-культурного стандарта. Ее проводила Комиссия по научной историко-культурной экспертизе учебников истории России Российского исторического общества. В итоге в конкурсе победили линейки издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово». Вводится новый стандарт в Тамбовской области с 2016 – 2017 уч. года, начиная с 6, 7, 8 классов. С 2017 – 2018 уч. года на ИКС перешли и 9 классы. 10 и 11 классы пока идут по прежней концентрической системе.

    Новые линии учебников по истории России  уже разработаны и появились в школах, но начиная с 6 класса. А по новой истории вынуждено используются  учебники прежней концентрической системы,  пока не разработают новые.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»

    Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....

    «Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».

    Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...

    Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

    В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе  на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концепт...

    Аттестационная работа по созданию Историко-культурного стандарта в преподавании истории.

    Методическая разработка по применению историко-культурного стандарта на уроках истории....

    «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

    Педагог в рамках концепции ИКС должен способствовать развитию критического мышления учеников, развитию у учеников исследовательских приёмов, и приемов исторического анализа, способам поиска и отбора и...

    «Использование инновационных педагогических технологий в преподавании истории по внедрению историко–культурного стандарта»

    Рассматривается универсальные педагогические технологии : Блочно-модульная, проектного обучения, кейс-технология, технология интеллект-карт....

    «Преподавание истории в условиях принятия историко-культурного стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов»

    Современная российская школа работает в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) и подготовки к введению федеральных государстве...