Особенности организации дискуссионных сообществ в школе
опыты и эксперименты (9, 10, 11 класс) на тему

Будаев Артемий Александрович

Из практики проведения дискуссионных клубов в школе // Выдержки из доклада перед коллегами на районной конференции учителей истории и обществознания

 

Своё место в таких мероприятиях я вижу скорее в качестве модератора – человека, который скорее направляет и поправляет ход дискуссии, а не навязывает и просвещает (хотя без «просвещения», конечно нельзя). Но вот с чем совершенно точно нельзя приходить на такие мероприятия, так это с безапелляционным чувством уверенности в своей непогрешимой правоте. В тоже время нельзя и самоотстраняться, поскольку по опыту знаю, что если бы дело было спущено на самотёк, то каждая наша встреча заканчивалась бы составлением «письма запорожцев к турецкому султану». Говорю об этом не как поклонник авторитарных методик, а вследствие понимания того, что для ребят – это всё-таки новый и необычный формат работы. а всё новое, как известно, требует определённой институционализации.

         О содержании наших встреч можно судить хотя бы по их названиям. Урок-диспут – «Суд над Сталиным: Сталин – «кровавый тиран» или «эффективный топ-менеджер», «Суд над Лениным: казнить нельзя помиловать», Урок – деловая игра «Выборы в Государственную Думу» (проводим, кстати, ежегодно в 11 классе с привлечением в качестве электората школьников 10 класса). Из ежегодно проводимой общешкольной конференции по проблемам толерантности вырос и наш дискуссионный клуб. Он, правда, очень молодой – ему всего один год, но я думаю, что – это долговременный проект, поскольку в отличие от вышеупомянутых мероприятий, которые проводились на заданную тему (достаточно узкую и академичную) здесь мы имеем возможность (ребята прежде всего) самостоятельно определять повестку. Так, в частности, программа последнего дискуссионного клуба (март 2015 года), формально посвященного всё той же проблеме толерантности,  составлялась самими ребятами, и включала в себя очень широкий круг тем от борьбы с ксенофобией до проблем цензуры в социальных сетях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Хочется немножко рассказать вам о нашем дискуссионном клубе. Практика проведения т.н. инновационных, современных, нетрадиционных уроков не так уж, извините за некоторую тавтологичность, конечно в современной российской школе и нова. В своё время они вполне логично и, на мой взгляд, достаточно органично вписались в учебный процесс. Заменить традиционный урок (в который, впрочем, обязательно должны быть внесены элементы современных технологий развития познавательных, коммуникативных способностей учащихся) нетрадиционные уроки не могут, но свою практическую необходимость в школьной системе они доказали. Понятно, что это способ «оживления» нашей школьной жизни, попытка привлечения учащихся к активной работе через новые, необычные для них формы деятельности, основанные на соучастии в учебном процессе учителя и ученика.

        Мне бы не хотелось (да и формат нашей встречи не позволяет) долго рассыпаться панегириками в адрес этой формы занятий (из всех названий мне больше всего нравится слово «интерактивное»: от английского слова «интерактив» - взаимодействие), поскольку «что хорошо, то хорошо». В специальной исследовательской литературе подробно рассмотрены «плюсы» таких уроков, а я, как человек, сам имеющий некоторое отношение к научно-исследовательской деятельности, имею (водится за мной такой грех) своего рода априорное чувство доверия к науке и её специальным процедурам. Но в тоже время  как человек, привыкший «доверять, но проверять», я периодически пытаюсь проверить достижения «теоретиков-грамотеев» на практике.

        По большому счёту, к интерактиву в своей деятельности я пришёл именно через опыт практической работы, обнаружив, что у нас у всех – и у учителей, и у учеников, и, не побоюсь этого страшного слова, у администрации, есть потребность и желание в том, чтобы хотя бы иногда вот так, забыв о «чинах  и званиях», в таких «встречах без галстуков». Лично для меня такие встречи с ребятами – это не только возможность как-то разнообразить рутину педагогического процесса, украсить её несколькими мазками разноцветной краски, что, безусловно, интересно и для ребят, поскольку им интересно всё, что хоть как-то отличается от привычного шаблона, здесь присутствует  – если хотите - и социологический интерес: отслеживать, как меняется общество, его настроения, чем живёт оно, как на нём отражаются те эксперименты, которые над нами проводят различные люди, облечённые властью. Интересно в этой связи отметить, что году этак в 2011 (это как раз тогда активно обсуждалось) мы со своими учениками проводили конференцию, посвящённую проекту реформы образования, где самим учащимся предлагалось, естественно, после знакомства с темой, т.е. с самим проектом реформы, высказать своё мнение и по поводу того, что «умные дяденьки и тётеньки» хотели сделать со школой, и по поводу того, какой они хотят (или не хотят) видеть школу и современную систему образования в целом.

        Проводить такую работу в рамках обычного урока – с нашими программами, которые и так «галопом по Европам», имея ввиду постоянную опасность привлечения ребят к различным формам внеурочной деятельности, - затруднительно, хотя мы и стараемся ( я к счастью (или к несчастью) всё-таки преподаватель гуманитарных дисциплин, поэтому у меня, в отличие от преподавателей технократов есть возможность хоть немножко и на законных основаниях обсуждать с ними актуальные вопросы, реагировать, так сказать, на «злобу дня»). А вот делать это на различного рода дискуссионных площадках (не буду называть это громкими словами типа «симпозиумов», «форумов», «вече») и удобно, и полезно. Удобно, т.к. не отнимает учебного времени, поскольку проводятся они во внеурочное время с ребятами, которым это интересно, которые хотят участвовать в таких форматах, и которые готовы к участию в них, полезно – поскольку способность мыслить, умение формулировать свою мысль, отстаивать её, и в тоже время коммуницировать с другими  - это вообще-то всё штуки очень полезные, а по нынешнему «времени всеобщего озлобления», как мне кажется, и совершенно необходимые.

        Замечу, что, как правило, такие мероприятия я провожу среди учащихся старшей школы – в 10-11 классах, что связано и с тем, что в течение многих лет я работаю именно с этим контингентом, и, как мне кажется, неплохо (насколько вообще тут можно быть уверенным) знаю ребят этого возраста,  - они бывают очень критичны, в этом возрасте они уже не так благоговеют  перед учительским авторитетом, тем более не ждите от них реакции понимания на традиционный учительский штамп «есть только два мнения – одно из них – моё, а другое – неверное» - в крайнем случае, получите «фигу в кармане», они склонны к спорам и возражениям, причём могут делать это в весьма радикальной форме. Но это время и наиболее интересное с точки зрения развития их мышления, творческих способностей. Время, когда интерес к жизни ещё не уступил место прагматике студенческого возраста.  

        и с тем, что, по моим наблюдениям, интерактивные уроки – всё-таки достаточно сложный формат, который требует определённой подготовки (не каждый, например, может набраться смелости выступить по типу «Щас скажу!» - дополнительным мотивировочным моментом, кстати, здесь выступает то, что над ребятами не висит, как «дамоклов меч» угроза получить за свою смелость «отрицательной оценки»), кстати, и со стороны учителя тоже.

        Своё место в таких мероприятиях я вижу скорее в качестве модератора – человека, который скорее направляет и поправляет ход дискуссии, а не навязывает и просвещает (хотя без «просвещения», конечно нельзя). Но вот с чем совершенно точно нельзя приходить на такие мероприятия, так это с безапелляционным чувством уверенности в своей непогрешимой правоте. В тоже время нельзя и самоотстраняться, поскольку по опыту знаю, что если бы дело было спущено на самотёк, то каждая наша встреча заканчивалась бы составлением «письма запорожцев к турецкому султану». Говорю об этом не как поклонник авторитарных методик, а вследствие понимания того, что для ребят – это всё-таки новый и необычный формат работы. а всё новое, как известно, требует определённой институционализации.

        О содержании наших встреч можно судить хотя бы по их названиям. Урок-диспут – «Суд над Сталиным: Сталин – «кровавый тиран» или «эффективный топ-менеджер», «Суд над Лениным: казнить нельзя помиловать», Урок – деловая игра «Выборы в Государственную Думу» (проводим, кстати, ежегодно в 11 классе с привлечением в качестве электората школьников 10 класса). Из ежегодно проводимой общешкольной конференции по проблемам толерантности вырос и наш дискуссионный клуб. Он, правда, очень молодой – ему всего один год, но я думаю, что – это долговременный проект, поскольку в отличие от вышеупомянутых мероприятий, которые проводились на заданную тему (достаточно узкую и академичную) здесь мы имеем возможность (ребята прежде всего) самостоятельно определять повестку. Так, в частности, программа последнего дискуссионного клуба (март 2015 года), формально посвященного всё той же проблеме толерантности,  составлялась самими ребятами, и включала в себя очень широкий круг тем от борьбы с ксенофобией до проблем цензуры в социальных сетях.

        Вообще я должен сказать, что не следует и недооценивать потенциал наших (ваших) учеников – они, конечно, меньше читают, да и читают они не так, как читали их родители – желание разобраться в происходящем у них есть, как и у каждого нормального человека. Равно как и желание быть услышанным и понятым, а не получить менторскую отповедь, что - де недорос ты ещё до того, чтобы тебя воспринимали всерьёз. Наивно рассчитывать, что при таком отношении к ребятам у них сформируется способность самостоятельно мыслить и отстаивать свои убеждения в мало-мальски цивилизованных формах.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы

         Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально за...

Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспит...

Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе

             Важнейшей особенностью образовательного процесса в малокомплектной  школе является  необходимость совместного объединения  д...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.

Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физ...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Опираясь на традиционные формы организации учебно-воспитательного процесса Дубровская детская музыкальная школа решает такие задачи, как: увлечение детей освоением нового музыкального репертуа...

Особенности организации и проведения уроков физической культуры в начальной школе.

При проведении уроков физической культуры  нужно обязательно учитывать специфику младших школьников, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. Все уроки должны ...

Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Проблемы  образования детей  с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...