Проектирование современного урока
учебно-методический материал по теме

Роза Махмутовна Ханафеева

Эффективный урок – основной педагогический инструмент реализации требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proektirovanie_sovremennogo_uroka.ppt2.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование современного урока «Великая цель образования - это не знания, а действия» Гербер Спенсер

Слайд 2

Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС ) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности .

Слайд 3

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования и применения системы предметных знаний Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные ) Личностные ценностно-смысловые установки личностной позиции, основы гражданской идентичности. СТРУКТУРЕ РЕЗУЛЬТАТАМ освоения основной образовательной программы УСЛОВИЯМ реализации ФГОС – это требования к …

Слайд 4

УУД как новая цель обучения и воспитания Регулятивные УУД (действия целеполагания, планирования, прогнозирования, организации, контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции). Познавательные УУД (действия общеучебные, связанные с поиском информации, ее моделированием, структурированием, а также действия логические и действия постановки и решения проблем). Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, планирование и реализация сотрудничества, управление поведением партнеров, разрешение конфликтов). Личностные УУД (действия смыслообразования, нравственно-этической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения).

Слайд 5

Современный взгляд на урок Эффективный урок – основной педагогический инструмент реализации требований ФГОС. Эффективный урок - искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система, предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового качества. Новое качество определяется новой целью – овладением учащимися УУД в ходе обучения и воспитания.

Слайд 6

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Слайд 7

Системно-деятельностный подход как основа эффективного урока Системно-деятельностный подход обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Слайд 8

Деятельностный подход Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. Системный подход Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов « ... о развивающем обучении и воспитании можно вести речь только в русле того или иного конкретного понимания деятельности (то есть опираясь на конкретную и разветвленную ее теорию ) » . В.В. Давыдов Системно-деятельностный подход

Слайд 9

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных и надпредметных знаний, умений и навыков), - с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.

Слайд 10

СТРУКТУРА урока «Изучение НОВОЙ ТЕМЫ» 1. Учитель проверяет д/з. Ученики пересказывают части параграфа, выполняют задания, чаще репродуктивные 3. Учитель объясняет ученикам новую тему. Ученики слушают и записывают 4. Ученики повторяют, как поняли тему; задания по аналогии Контроль и ОЦЕНИВАНИЕ Использование ТЕКСТА 1. Учитель объявляет отметки за пересказ и (или) задания. 2. В конце урока учитель по совокупности работы объявляет ученикам: «Тебе – 5, тебе – 3 и т.д.» Иногда с кратким комментарием 1. Д/з – прочитать изученный параграф для подготовки пересказа, ответа на вопросы 2. Иногда – отдельные тексты читаются в классе 2. Учитель объявляет новую тему. Иногда называет план урока, редко – формулирует цель Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

Слайд 11

Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1. Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3. Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания , находят решение. 4. Ученики применя-ют новые знания в задачах примене-ния технология ОЦЕНИВАНИЯ технол. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3-7. Каждое задание по таблицам умений , уровням успешности и пр. 1. До чтения – прогнозирование. 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, в подтекст. 3. После чтения – анализируем и самостоятельно трактуем информацию 2. Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща

Слайд 12

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока: 1. Формулировка целей урока. 2.Подбор вопросов и заданий для этапа актуализации знаний и действий. 3.Придумывание ситуации, в которой у обучающихся может возникнуть потребность в формулировании цели, побуждающей к «открытию» нового знания. 4. Выбор способа организации деятельности обучающихся. 5. Подбор дидактических средств. 6.Разработка заданий, побуждающих обучающихся распознавать конкретные ситуации на основе нового задания и воспроизводить их. 7. Разработка способов организации выполнения обучающимися этих заданий. 8. Составление заданий для контрольного этапа урока.

Слайд 13

Электронно-образовательные ресурсы При отборе электронно-образовательных ресурсов (далее - ЭОР ) к уроку необходимо строго следовать следующим критериям: соответствие ЭОР: целям и задачам урока; основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения); научно-педагогическим требованиям к ЭОР; эргономическим требованиям; научность и достоверность предоставленной информации.

Слайд 14

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

Слайд 15

компетентность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета Ведущие компетентности уч ителя

Слайд 16

Обновление урока Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД. Комплексный подход к планированию результатов урока. Обновление форм организации учебных занятий. Смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные. Выбор в качестве ведущих деятельностного, исследовательского, проблемно-поискового методов обучения. Систематическое использование технологий.

Слайд 17

Сущность деятельностной теории учения 1. Конечной целью обучения является формирование способа деятельности. 2. Способ деятельности может быть сформирован только в результате деятельности , которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью. 3. Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью .

Слайд 19

Технологическая карта урока Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).

Слайд 20

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс , обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Слайд 21

Составляющие технологической карты название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; цель освоения учебного содержания; планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); основные понятия темы; технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Слайд 22

Цель и задачи урока Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Слайд 23

Традиционный подход Компетентностный подход Цель - Объем знаний (чем больше знаний, тем выше уровень образованности) Уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний Подходы к определению целей в системе образования

Слайд 24

Традиционный («знаниевый») подход Компетентностный подход Понимать требования Научить формулировать цели Знать (сформировать знание о…) Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы) Научить работать с различными источниками знаний Научить выбирать источники знаний Систематизировать Научить систематизировать Обобщать Научить выявлять общее и особенное Научить выполняь определенные действия (сформировать умения) при решении задачи Научить выбирать способы решения задачи Оценить Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке Закрепить Модифицировать, перегруппировать, научит применять Проверить Научить приемам самоконтроля Проанализировать (ошибки, достижения учащихся) Сформировать способность к самооценке Слова-ориентиры для определения целей урока

Слайд 25

Планирование учебного материала Спланировать учебный материал Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

Слайд 26

Таблица формирования универсальных учебных действий на каждом этапе урока Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Слайд 27

Разработка структуры урока Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы: мотивационно-целевой; процессуальный; рефлексивно-оценочный Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля

Слайд 28

Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода . компоненты Деятельность учителя Деятельность ученика Учебная задача создает проблемную ситуацию принимает проблемную ситуацию вместе выявляют проблему Учебные действия управляет поисковой деятельностью осуществляет самостоятельный поиск Действия самоконтроля и самооценки обсуждение результатов.

Слайд 29

Домашнее задание Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Слайд 31

Критерии оценки качества урока. Требования к уроку 1. Чёткость целеполагания и мотивация обучающихся к учебной деятельности 2. Соответствие типа, формы и содержания урока поставленным целям 3. Оптимальность структуры урока 4. Разнообразие форм учебной деятельности 5. Адекватность выбранных форм, методов и приёмов 6. Особенность дидактического оснащения урока 7. Направленность заданий на развитие УУД 8. Разнообразие форм контроля результатов обучения 9. Оценка результата совместной деятельности учителя и учеников. 10. Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке

Слайд 32

1. Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности Учитель применяет разные приемы мотивации на результат и на деятельность. Учитель грамотно формулирует цели для учащихся в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Слайд 33

2. Тип, форма и содержание урока Содержание учебного материала соответствует требованиям обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока. Содержание представлено ученикам в виде разнообразных источников: справочников, энциклопедий, компьютерных программ. Содержание соответствует типу урока, поставленным целям для ученика и раскрытию предметных, метапредметных и личностных целей урока для учителя.

Слайд 34

3.Структура урока Учитель выбирает и реализует структуру урока, оптимальную для этого контингента детей и поставленных учебных задач. Выражена логическая связь этапов урока. Четко завершается каждый этап урока и производится постановка задач на следующий этап.

Слайд 35

4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей Применяются разнообразные формы учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная) Учитывается уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. Проверяется уровень достижения поставленных учебных целей

Слайд 36

5.Инструментарий учителя Используемые учителем технологии, методы и приёмы эффективны для достижения результатов взаимодействия на каждом этапе урока. Выбранные формы, методы и приёмы способствуют формированию и развитию УУД.

Слайд 37

6. Дидактическое оснащение урока Дидактическое оснащение урока отличается разнообразием заданий различного типа, вида и формы. На уроке учителем используются различные источники информации Формы работы с ТСО на уроке выбраны с учетом их целесообразности, а время, отведенное на эту работу – оптимально. Оценка качества урока должна производиться с учетом целесообразности ТСО. Если на уроке не были использованы ТСО, но задачи урока решены, и учитель может объяснить, почему не были использованы эти ресурсы, то учителю выставляется высший балл

Слайд 38

7. Формирование и развитие УУД Уровень сложности заданий, направленных на формирование и развитие УУД, оптимален. Учитель использовал задания, направленные на формирование и развитие разных УУД: - личностных, - познавательных, - коммуникативных, - регулятивных.

Слайд 39

8.Организация контроля результатов обучения На этапе проверки д/з используются приемы, позволяющие оценить как индивидуальный, так и общий уровень обученности. При организации контроля результатов обучения используются разные формы контроля.

Слайд 40

9.Результативность совместной деятельности по достижению целей Высокий уровень достижения поставленных целей урока. Формы представления результата совместной деятельности разнообразны: проект, план, тезис, аннотация, тест, контрольное упражнение и т.д. Проводилась самооценка (рефлексия) деятельности учащихся по итогам урока.

Слайд 41

10. Стиль общения Учитель использует коммуникативно целесообразный стиль общения, поддерживает психологический комфорт на уроке при общении с каждым учеником.

Слайд 42

Уровни реализации выделенных критериев качества урока Требования к уроку 2 – требование выполнено на оптимальном уровне 1 – есть резервы или недостатки при выполнении требований 0 – требование практически не выполнено

Слайд 43

Требование к уроку Оценка качества 2 – требование выполнено; 1 – есть резерв; 0 – практически не выполнено Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности Тип, форма и содержание урока Структура урока Деятельность учащихся по достижению учебных целей Инструментарий учителя Дидактическое оснащение урока Формирование и развитие УУД Организация контроля результатов обучения Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей Стиль общения Сумма баллов

Слайд 44

Оценка качества урока Качество урока: сумма баллов Х 100% : 20 100-85 % - оптимальный уровень; 84 – 60 % - допустимый уровень; 59 – 50 % - критический уровень; менее 50 % - недопустимый уровень.

Слайд 45

Основные отличия современного урока в соответствии с требованиями нового ФГОС Реализация новых целей, требует от учителя: обязательного использования стартовой диагностики уровня УУД детей и мониторинга формирования УУД в течение учебного года; операционализации содержания обучения с использованием «задачного» подхода и разделением учебных действий, необходи-мых для решения задач, на последовательность операций алгоритмов; использование эффективных (развивающих) способов обучения на основе алгоритмизации УВП и индивидуализации обучения и воспитания; активного применения групповых форм, позволяющих управлять процессом обучения, сочетания репродуктивных и продуктивных форм, создания условий для достижения учащимися базового (опорного) и повышенного (функционального или профильного) уровня требований ФГОС; владения обобщенным способом проектирования (построения) урока на основе методологии , как системы принципов управления качеством, чтобы осознанно выбрать технологию обучения.

Слайд 46

Источники 1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам». 2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22. 3. Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. – С9-16. 4. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17. 5. Осмоловская И. Изменение процесса обучения: от общества индустриального – к информационному. – М.: Народное образование, 2009. - № 7.

Слайд 47

Спасибо за внимание! Творческих успехов !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока. Целеполагание.

Данный материал разработан с целью организации деятельности Школы молодого специалиста. Целеполагание - достаточно сложный и один из самых проблемных аспектов работы учителя. В педагогической практике...

Статья "Проектирование современного урока на примере урока информатики."

Проектирование  современного урока на примере урока информатики« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»....

Технологическая карта урока: основа проектирования современного урока

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы ра...

Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.     Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е....