ИНТЕГРАЦИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ, САМОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Мутыгулина Оксана Валерьевна, Суслова Елена Александровна
статья по теме

Мутыгулина Оксана Валерьевна

В данной статье на примере  урока  "Один день Ивана Денисовича ... и всей страны"  ( по повести А.И.Солженицына) интеграция рассматривается как способ формирования информационной, культурологической, самостроительной компетенции обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mutygulina_suslova.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ, САМОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мутыгулина Оксана Валерьевна

Oxana839@bk.ru

Суслова Елена Александровна

suslova_e_a@mail.ru

Представлен опыт работы по формированию информационной, культурологической, самостроительной компетенций обучающихся на интегрированных уроках истории и литературы. Анализируются возможности использования художественного текста для изучения исторических событий, характеризуются способы развития эмоционального интеллекта, предлагаются разные способы организации деятельности обучающихся по развитию вышеперечисленных компетенций.

Ключевые слова: интеграция, компетенции, эмоциональный интеллект, метапредметная образовательная среда, исследовательская деятельность, тоталитаризм, познание, цитаты, эпиграф.

Современное общество характеризуется стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями производства, ему присущи изменчивость, динамизм и невероятная мобильность. Мы видим, как размываются границы, подвергается сомнению то, что еще совсем недавно не вызывало сомнений. Современное общество становится полиэтническим, многоязычным, поликультурным, пространство – многомерным. Привычные понятия приобретают новый смысл: еще совсем недавно, называя человека грамотным, мы  в первую очередь имели в виду грамотность лингвистическую. Сегодня грамотность может быть финансовой, правовой, компьютерной, потребительской и др.

Этим и  объясняется необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, что в свою очередь, поэтому и предъявляются принципиально новые требования к системе образования. Соответственно формируется новый социальный заказ: образование должно быть таким, которое будет способствовать успешной  интеграции обучаемого в современную поликультурную среду единого культурного образовательного пространства. Чтобы быть конкурентоспособным,  современный человек должен владеть множеством универсальных компетенций. Данному требованию способствуют интегрированные уроки литературы и истории. На примере одного из них мы хотим показать, как работаем над формированием информационной, культурологической, самостроительной компетенций. К столетию А.И. Солженицына мы разработали и провели урок по его произведению «Один день Ивана Денисовича».

Работу на интегрированных уроках всегда начинаем с организации метапредметной образовательной среды.

Метапредметная образовательная среда – специально организованная среда обучения и воспитания, которая осознаётся ребёнком как значимая (поворотная) в его образовании и развитии. В этой среде учащийся обретает новые знания, развивает способности, формирует компетентности, собственную субъективность, вынужден менять стереотипы действий. При этом он является активным участником происходящего, глубоко его переживает и оценивает как значимое в своей жизни.

Условия проектирования метапредметной среды:

Место проведения (оно должно отличаться от традиционного) или должно быть оформлено таким образом, чтобы  создавалось впечатление чего-то нового. (Создание метаобразовательной среды на данном уроке: в одной части  кабинета -  атмосфера, передающая  Сталинскую эпоху: на  чёрных шторах плакаты, лозунг « Спасибо товарищу Сталину за нашу счастливую жизнь», портрет Сталина, в другой- фотографии концлагерей, лиц заключённых, обелиска в г.Свияжске, посвящённого памяти жертв политических репрессий)

Время проведения  ( оно условно, может варьироваться в зависимости от ситуации «проживания» события)

Новый взрослый (специалист, имеющий отношение к теме)

Ситуация разрыва ( ситуация, в которой ребёнок понимает, что того жизненного опыта, которым он обладает, не хватает)

Новое содержание ( предметное и метапредметное): история, обществознание

-развитие мышления, памяти

-монологической и диалогической речи

- информационной, лингвокультурологической компетенций обучающихся

- развитие умения выразительного чтения

- освоение методик работы с текстом

Рефлексия ( определение успехов и дефицитов, то есть соответствий и разрывов между идеальным и реальным), обучающиеся самостоятельно оценивают собственные знания, то, что приобретено в ходе подготовки, осознают, какие сведения и темы необходимо еще изучить.

На интегрированных уроках важна эмоциональная составляющая, она, безусловно, способствует развитию эмоционального интеллекта. Среди множества смыслов, вкладываемых современными психологами в это понятие, можно выделить наиболее важные аспекты:                                         1. Способность осознавать собственные эмоции и контролировать их, 2.Умение поставить себя на место собеседника, понять его чувства.

3.Способность видеть положительные качества и потенциал другого человека, уважать его личность                                                                 4.Использование этих способностей в непосредственном общении

Также  для совершенствования эмоционального интеллекта необходимо развитие эмоционального мышления. Эмоциональное мышление — это процесс, содержанием которого является потребность выражения эмоций, связанных с квалификационной деятельностью человека. Все, что представляет для нас интерес, вызывает эмоции.

Поэтому важно создать такую атмосферу, чтобы учащиеся смогли не только услышать, увидеть, но и  примерить ситуацию на себя.

В начале урока звучит песня «Широка страна моя родная» В. Лебедева-Кумача, которая постепенно стихает, звучат строки из поэмы А.Ахматовой «Реквием» ( читаются шёпотом, монолог переходит в многоголосье, и снова звучит песня, заглушая хор голосов, на проекторе -  фрагмент  из художественного фильма Н.Михалкова «Утомленные солнцем», когда солнце  закрывает поднимающийся в небо портрет И.Сталина).

Далее начинается работа с цитатами, написанными на доске:

« ... Я тогда была с моим народом, /там,  где мой народ, к несчастью, был.../»

А. А. Ахматова

« Широка страна моя родная,/ Много в ней лесов, полей и рек./

Я другой страны такой не знаю,/Где так вольно дышит человек...»

                                                                                                      В. Лебедев-Кумач

Учащимся предлагается подумать, каким образом связаны две цитаты, вынесенные на доску, с произведением А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?

Предлагается  данные цитаты записать в качестве  эпиграфов  к нашему уроку.

Следующий этап – планирование деятельности на уроке, как правило, это формулировка вопросов, которые возникают после прочтения произведения. Постановка вопросов – это процесс инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации. Кроме того, умение задавать вопросы способствует развитию критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту, что является целью обучения в школе в условиях ФГОС.  Поскольку неопределенность и неизвестность - это характерная черта современного общества, то развитие умения задавать вопросы является очень актуальным, и, соответственно, обязательным этапом работы. Роль учителя на данном этапе работы заключается в том, чтобы подвести обучающихся к нужным вопросам.

На основании данных вопросов учитель выстраивает план урока, вопросы обучающихся записываются на доске.

Перечень примерных вопросов:

  1. Как люди могли жить и выживать в тоталитарном государстве?
  2. Возможно ли было что-либо изменить в данной системе?
  3. Каким образом в этих условиях человек мог остаться Человеком?
  4. Почему писатель обратился к образу И.Д. Шухова?
  5. Что общего между автором и главным героем произведения?
  6. Определите социальный состав людей, находящихся в лагере, и причины, по которым они там оказались.
  7. Есть ли существенные различия между заключенными и теми, кто находится на свободе?

       Обучающиеся, последовательно  отвечая на вопросы, приходят к пониманию, насколько сложной была жизнь «маленького человека» в СССР в 30-х – начале 50-х годов.

        Одним из этапов работы с художественным текстом является сопоставление образов главного героя и автора произведения. Группа литераторов представляет биографическую справку о Солженицыне. Учащиеся сравнивают  отдельные  фрагменты биографии Солженицына и Шухова, отвечают на поставленные вопросы.  Работа с биографическими данными реального человека и с образом героя из художественного текста предполагает развитие умения находить нужную информацию, сопоставлять, отбирать необходимый текст. Примерные ответы обучающихся: и тот, и другой – крестьяне по происхождению, оба воевали, оба прошли советские лагеря: Шухов осуждён за измену Родине « А было вот так: в феврале 1942 года на Северо-Западном окружили их армию всю...И так  помалу немцы  по лесам их ловили и брали...Шухов в плену побыл пару дней». Впоследствии его обвинили в измене Родине : выполнял задание немецкой разведки. «Какое же задание- ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили: просто -задание.»  Солженицын -  за переписку. 

         Далее продолжается работа с текстом художественного произведения. Учитель предлагает обучающимся определить социальный состав людей, находящихся в лагере,  и причины, по которым они там оказались. Группа социологов  заранее подобрала цитаты для ответа на данный вопрос.

Задание для класса: проанализировать данные фрагменты  текста и разработать  свой вариант социологической карты : какие пункты возможны для составления социологического портрета заключённых.

Разделы таблицы: 1) имя героя, 2) социальный статус, 3) причины ареста, 4) фрагмент текста.

        Обучающиеся приходят к выводу, что в лагере находятся и художники, и студенты, и киносценаристы, и баптисты, и крестьяне, и военные – представители всех социальных групп, которые были в СССР.

           С одной стороны, учащиеся работают с художественным текстом, но по сути мы учим выделять статистические данные, отбирать только нужную информацию, оптимизировать, формулировать чётко и кратко, фактически проводят небольшое социологическое исследование. Кроме того, мы выходим на повторение одной из сложных тем курса «Обществознания» - «Познание» и выделяем отличия между научным и художественным познанием. Внимание обучающихся акцентируется на том, что способ предъявления обществу новых знаний может быть разным, писатель использует для этого слово, художник - цвет, музыкант – звук. Ученый стремится к объективности, писатель наполняет факты эмоциями, переживаниями, размышлениями.

           С помощью художественного текста мы развиваем эмоциональную составляющую, но при этом мы выходим на историческое исследование.

Работа над художественным текстом на уроках требует нового методологического подхода, учитывающего, что в авторском слове всегда взаимодействуют, с одной стороны, личностный смысл и социально обусловленное психологическое значение, с другой, – индивидуальный и социальный языковой опыт.

          Художественные тексты  позволяют взглянуть на язык с точки зрения отражения в нём культурных ценностей народа. Более того, работу по анализу текста можно рассматривать как один из способов познания мира, национальной культуры. Трудности, связанные с выработкой определённой методики работы с художественным текстом, являются объективными и объясняются многоаспектной природой этого сложного (лингвистического, психологического, социального, культурологического) феномена.

          Тематика и проблематика художественного текста, идеи, выражаемые его автором, могут глубоко затронуть сознание и душу учащихся, вызвать у них познавательные побуждения и эмоциональные порывы, желание задуматься над прочитанным и выразить свою точку зрения о нём, чтобы поделиться ею с другими и сравнить свои суждения с их мнениями.

          Тексты из художественной литературы своей эмоциональной окрашенностью делают учащихся как бы свидетелями описываемых событий, связанных с историей или традициями страны, знакомят со специфической стороной языка и культуры , являясь наиболее значимым средством усвоения получаемой информации.

         Анализируя отдельные эпизоды, учащиеся приходят к выводу, что Солженицын не прибегает к каким-либо сложным литературным приёмам, здесь нет метафор, ярких сравнений, гипербол. Рассказ написан языком простого лагерного заключённого, даётся характеристика лексики арго. 

        В конце урока класс разбирает вопросы: зачем автор показывает читателям такое разнообразие человеческих судеб? Что объединяет этих героев? И приходит к выводу, что фактически представлен социальный портрет страны, в лагере могут находиться люди разных социальных слоёв: от крестьян до военачальников – никто ни от чего не застрахован. Многие обвинения надуманы, люди оказывались в местах заключения за то, что не совершали).

Учитель: Задание для класса:  прослушав информацию, составьте онлайнкарту, указав наиболее крупные концлагеря на территории Советского Союза. Определите масштабы репрессий.

Д.З: 1.Составить экскурсию по лагерю, в котором находился И.Д.Шухов

2. Подберите цитаты из произведений, песен, иллюстрирующих официальную и неофициальную жизнь  советских людей, сделайте выводы.

3. Напишите эссе на тему « Сталинская эпоха глазами неочевидцев».

Планируемые результаты:

Личностные: подвести обучающихся к осмыслению трагической судьбы личности в тоталитарном государстве, формирование осознанного патриотизма ( любви к родине, основанной на понимании исторического прошлого своей страны и принятия его, стремления не повторить ошибок прошлого)

Предметные: обучащиеся познакомятся с  биографией А.И.Солженицына,  научатся соотносить конкретный художественный  текст с историческим временем, продемонстрируют умение анализировать художественное произведение, понимать авторскую позицию

Метапредметные: обучающиеся продемонстрируют умение аргументировать свою позицию, выстраивать монологические ответы,  преобразовывать сплошной текст в несплошной, разрабатывать критериальную модель оценивания ответов, демонстрируют  умение  производить самооценку и оценку ответов.

Сведения об авторах:

Мутыгулина Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ ПГО «СОШ – Лицей №4 «Интеллект»

Суслова Елена Александровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МАОУ ПГО «СОШ – Лицей №4 «Интеллект»

Использованная литература:

1. Старченко Г. Н. Художественный текст как лингводидактический объект [Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 86-88. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2621/ (дата обращения: 14.05.2018).