Применение в учебно-тренировочном процессе технологии личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской
статья по теме

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pt.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение в учебно-тренировочном процессе

технологии личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской

В связи тем, что Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2018) Статья 75. Дополнительное образование детей…), я успешно применяю в своей профессиональной деятельности технологию личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской.

Соблюдаю в образовательном процессе основные позиции личностно- ориентированного обучения: обеспечиваю развитие и саморазвитие личности школьника, исходя из выявления  его особенностей; предоставляю возможность каждому ребенку реализовать себя в учебной деятельности, опираясь на его способности, ценностные ориентации и субъектный опыт;  стимулирую обучающихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала; обеспечиваю контроль и оценку не только результата, но и процесса учения.

Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения необходимо различать следующие понятия:

- разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ребенку;

- дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, ведущей сенсорной модальности;

- индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: по знаниям, способностям, ведущей сенсорной модальности;

- субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальной личности.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных способностей ребенка.

В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития.

Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого учащегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом занятии формировалась такая деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в  саморазвитии.

2. Деятельность тренера-преподавателя. Организатор учебной деятельности, в которой учащийся, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Тренер же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

3. Деятельность учащегося. Ребенок является субъектом деятельности тренера. Используются методы развивающего характера.

4. Отношения  «тренер — учащийся». Субъектно — субъектные. Работая со всей группой, тренер фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Очень важно, что оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:

  • комплектование учебных групп однородного состава;
  • внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
  • профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.

Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения  предполагает несколько этапов:

  • Ориентационный этап (договорной). Тренер  договаривается в детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
  • Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя. На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
  • Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу . Основной принцип – каждый добывает знания сам.
  • Итоговый этап – обобщение пройденного на занятии.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.

Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью.

Особенности личностно-ориентированного занятия

Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на занятии.

Продумывание педагогом возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

Использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области приложения знаний.

Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к занятию.

Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.

Межличностное взаимодействие в процессе занятия обеспечивается:

— использованием различных форм общения;

— учетом личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парам и т.п.);

     —предвосхищением возможных изменении в организации коллективной работы группы, коррекциях  по ходу занятия.

     Результативность занятия определяется обобщением полученных знаний и умений, оценкой их усвоения; анализом результатов групповой и индивидуальной работы; особым вниманием к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату; обсуждения в конце занятия того, что «мы узнали», сколько того, что понравилось (не понравилось) и почему.

Необходимо помнить, что главная цель дополнительного образования – персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированного развивающее обучение И.С.Якиманская

  Наиболее продуктивной формой, способствующей формированию математической компетентности  и реализующей основные цели математического образования , я считаю, личностно-ориентированны...