Методический семинар
статья на тему

Методический семинар посвящён теме 

"Современные подходы к оценке качества образования(ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО, ИКУ, международные исследования)".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар:

«Совершенствование практической деятельности учителя с учетом результатов оценочных процедур( ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и др.)»

 Направления для обсуждения:

  1. Современные подходы к оценке качества образования(ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО, ИКУ, международные исследования, ОКО ДО).
  2. Использование результатов оценочных процедур в управлении качеством образования (уровень организации).
  3. Использование результатов оценочных процедур по истории и обществознанию (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР) в повышении качества образования.

Тезисы выступлений

Сотченкова Ирина Владимировна, заместитель директора

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Не существует абсолютно устойчивых критериев оценки качества образования, то есть оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

В настоящее время на федеральном уровне создана разноаспектная система оценки качества образования, состоящая из следующих процедур:

  • ОГЭ (ГИА-9),
  • ЕГЭ (ГИА-11),
  • Национальные исследования оценки качества образования (НИКО),
  • Всероссийские проверочные работы (ВПР),
  • Международные исследования,
  • Исследования профессиональных компетенций учителей.

Предполагается, что результаты перечисленных процедур будут использованы всеми участниками образовательных отношений. На федеральном уровне - для разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений. На региональном и муниципальном уровнях – длясовершенствования преподавания учебных предметов, программ повышения квалификации учителей. На уровне образовательных организаций - для совершенствования преподавания учебных предметов. Родителями и детьми - для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

Основные целевые установки исследований качества образования:

  • описание системы образования на разных уровнях;
  • установление взаимосвязи между отдельными объектами системы;
  • сравнение систем образования на различных уровнях;
  • выявление тенденций изменения состояния системы образования;
  • выявление факторов, оказывающих влияние на состояние системы образования.

В дополнение к федеральным оценочным процедурам, в соответствии с особенностями территорий, разрабатываются, внедряются и проводятся исследования оценки качества образования (ОКО) на региональном, муниципальных, внутришкольном уровнях.

При этом возникает множество вопросов:

  • Кем и как используются полученные результаты?
  • Доверяют ли руководители результатам? Если «ДА», то каким?
  • Все ли руководители и управленцы грамотно используют результаты оценочных процедур?
  • Учитывают ли репрезентативность выборок на отдельных территориях?
  • Интересуются ли качеством измерительных материалов и адекватностью процедур проведения и т.д.?

Понятно, что грамотная интерпретация результатов – залог эффективных управленческих решений.

Эти и многие другие вопросы мы будем обсуждать во время работы нашей переговорной площадки.

Шлапакова Светлана Владимировна, учитель географии

В декабре 2015 года Президентом Российской Федерации были определены основные направления контрольно-надзорной деятельности:

  1. Совершенствование государственной регламентации образовательной деятельности на основе комплексной оценки деятельности в целях определения дальнейшей корректировки направлений ее развития.
  2. Снижение административной нагрузки на образовательные организации, в том числе путем сокращения контрольно-надзорных мероприятий.
  3. Уменьшение нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций.
  4. Разработка комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменения запросов учащихся и общества, ориентированности на применении знаний, умений и навыков.
  5. Формирование национальной системы учительского роста, направленной на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций.

Правительством Российской Федерации в апреле 2016 года утвержден план мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016-2017 годы, которым предусмотрено:

- внедрение дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий с использованием риск-ориентированной модели. При этом введение дифференцированного подхода должно сопровождаться сокращением количества подконтрольных субъектов и отказом от всеобъемлющего контроля.

- переход от оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов, основанной на количестве выявленных нарушений и размере санкций, к оценке размера устраненных нарушений как в результате контрольно-надзорных мероприятий, так и в ходе проведения профилактических (превентивных) мер, а также разъяснение содержанияподлежащих соблюдению обязательных требований законодательства в сфере образования.

Сокращение количества проверок и снижение административного воздействия на объекты контроля при одновременном повышении уровня качества образования, защиты и соблюдения прав всех участников образовательных отношений должно стать итогом реализации всего комплекса мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.

Таким образом, Правительством Российской Федерации заданы направления по формированию единого образовательного пространства и единой системе оценки качества образования в Российской Федерации.

К основным направлениям контрольно-надзорной деятельности в сфере образования относятся:

  • Переход к новой модели контрольно-надзорной деятельности на федеральном и региональном уровнях.
  • Поэтапный перевод процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в электронный вид. Дистанционная работа экспертов при государственной аккредитации образовательной деятельности.
  • Формирование экспертного сообщества на федеральном и региональном уровнях по вопросам оценки качества образования. Создание кадрового резерва на региональном уровне.

Новая модель контрольно-надзорной деятельности предполагает два этапа:

Первый этап - интерпретационный.

Анализ информационных массивов, имеющихся в распоряжении органа государственной власти и на сайтах ОО, для получения объективной оценки текущего состояния деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Смоленской области:

А) государственная итоговая аттестация: ЕГЭ-туристы, анализ пересдач, апелляция, предметные и конфликтные комиссии, ППЭ офф-лайн;

Исследованию подлежат данные государственной итоговой аттестации: результаты участников ГИА, соответствие экзаменационных отметок и годовых, анализ работы предметных комиссий и конфликтных комиссий, результаты работы ситуационного центра, анализ видеозаписей ППЭ в офф-лайн режиме, сведения общественных наблюдателей, обращения участников ГИА и их родителей на телефоны горячих линий, анализ пересдач участников ГИА, получивших неудовлетворительные результаты.

Б) переданные и собственные полномочия в сфере образования: соблюдение законодательства в сфере образования, лицензионный контроль, государственная аккредитация образовательной деятельности, контроль качества образования, обращения граждан, аттестация педагогических работников;

В) оценка качества образования: анализ НИКО, ВПР, исследование компетенций учителей.  

Особое место новая модель контрольно-надзорной деятельности в сфере образования отводит независимой оценке качества образования, которая предусматривает различные оценочные процедуры для обучающихся, педагогических работников, руководителей ОО:

  1. Международные исследования качества образования: анализируется участие образовательных организаций в этих исследованиях.
  2. Национальные исследования качества образования (НИКО).

3.        Всероссийские проверочные работы (ВПР) - предлагаемая Рособрнадзором независимая оценочная процедура для объективного оценивания качества преподавания учебных предметов в образовательной организации.

Это не ЕГЭ, как до сих пор бытует мнение среди родителей, и участие в этой процедуре является добровольным. Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях. Результаты ВПР направлены на выявление причинно-следственной связи несоответствий в организации образовательного процесса либо низкого качества преподавания учебных предметов, для принятий управленческих решений по корректировке образовательной деятельности в комплексе по всем направлениям, в том числе по профессиональной компетентности руководителя и педагогических работников.

Вместе с тем, при проведении ВПР в отдельных образовательных организациях имеют место переписывание ВПР, необъективное оценивание работ (завышение оценки), участие педагогических работников при выполнении обучающимися ВПР (подсказки).

Как следствие, имеют место случаи, когда 100% выполнявших ВПР обучающихся получают оценки «5», либо 100% - оценки «2» и «3».

Такие показатели являются основанием для проверки образовательной организации и выяснения причины таких результатов.

Образовательная организация, в которой с объективностью оценивания учебных достижений обучающихся и качеством преподавания предметов все в порядке, так как они в системе в установленном порядке проводят внутренний мониторинг качества образования и самообследование, участие в независимой оценке качества образования – это дополнительное доказательство того, что они выбрали верный путь в обучении детей, не боятся выявить свои слабые позиции и своевременно принять меры к их устранению, направив все имеющиеся ресурсы на повышение качества образования.

4.        ИПКУ (исследование профессиональной компетентности учителей) - важная оценочная процедура, позволяющая определить грамотность наших учителей-предметников и их профессиональный статус, преломив показатели независимого исследования с показателями общего числа педагогических работников, имеющих «высшую» и «первую» квалификационные категории по должности «учитель» по учебным предметам в разрезе органов местного самоуправления, образовательной организации.

Для повышения профессиональной компетентности педагогических работников разрабатываемые СОИРО дополнительные профессиональные программы должны предусматривать модули по актуальным направлениям деятельности, которые позволят трансформировать программу повышения квалификации или программу профессиональной переподготовки под социальный запрос и требования законодательства в сфере образования текущего периода.

При этом аналитическая работа ни в коем случае не должна приводить к увеличению запросов в образовательные организации о предоставлении документов или информации.

По результатам анализа выявляются зоны риска.

К высокой зоне риска можно отнести:

  • организации, работающие в сложных социальных условиях, показывающие стабильно низкие результаты по итогам региональных мониторингов, исследований качества образования, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и др.; по результатам проверок были выявлены множественные нарушения законодательства об образовании, в том числе административные правонарушения;
  • организации, не исполняющие рекомендации и предписания, выданные по итогам проверок; неоднократные обращения и жалобы со стороны граждан.

Средняя зона риска – это стабильно работающие образовательные организации, показывающие уровень образовательных достижений обучающихся на уровне среднерегионального; при проверках не выявлено серьезных нарушений законодательства, в том числе административных правонарушений; рекомендации выполняются, но требуется контроль и помощь со стороны органа, осуществляющего государственное управление, в их реализации.

К низкой зоне риска можно отнести организации, показывающие стабильно высокий уровень образовательных достижений обучающихся, в которых не выявлены нарушения законодательства в сфере образования по результатам предыдущих проверок, имеющие высокую инновационную активность, на деятельность которых не поступают обращения и жалобы граждан. Такие организации можно перевести на работу по принципу «на доверии».

Следующий этап – это профилактические (превентивные) меры, включающие в себя рекомендации для ОО по оказанию помощи в достижении результата по соблюдению законодательства в сфере образования (организация повышения квалификации, кураторства, как со стороны методических служб (организаций), так и с привлечением лучших педагогических и управленческих кадров).

Контроль в системе государственного управления - это, прежде всего, контроль за исполнением рекомендаций.

По итогам повторной оценки и анализа изменений принимаются управленческие решения, в том числе о целесообразности и (или) необходимости включения в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере образования, и формирования направления таких проверок.

Второй этап - практический, который включает в себя проведение контрольно-надзорного мероприятия (проверки) по федеральному государственному надзору в сфере образования, федеральному государственному контролю качества образования, лицензионному контролю, с привлечением экспертов, прошедших соответствующую подготовку.

При проведении проверок выявляются причины нарушений законодательства в сфере образования, низких показателей качества образования, отсутствие надлежащего административного контроля за работой педагогических работников по реализации образовательных программ, проведением контрольных, самостоятельных работ; необъективностью оценивания учебных достижении обучающихся, низкие показатели самостоятельности самих обучающихся при выполнении практических работ.

Сопоставление текущей успеваемости обучающихся с результатами ВПР выявляет, как правило, несоответствие качества образования в сторону снижения показателей.

Проведение контрольной работы аккредитованным экспертом по текстам (КИМ), утвержденным в рамках образовательной программы, показывают также значительное снижение качества образования по отношении к показателям образовательной организации.

А впереди у обучающихся государственная итоговая аттестация, и от того, какие знания мы им заложим и как научим преодолевать самостоятельно экзменационные испытания, зависит их успешное прохождение государственной итоговой аттестации и получение документа об образовании.

Ситуацию объективного оценивания надо начинать с 4 класса, не бояться, что учащиеся не сдадут экзамен. Доводить до сведения родительской общественности, чтобы на выходе после окончания 9-го класса не было разочарований от результатов ГИА, так как при проведении ГИА "вылезут" истинные результаты. Или наоборот, большое количество "2" - проявление безграмотности, невыполнения даже базы по предмету.

Ключевым фактором в повышении качества образования является объективное проведение любых оценочных процедур, которые позволяют выявить причину: педагог - обучающийся. Дети пришли в образовательную организацию для получения знаний, мы обязаны эти знания дать.

Иногда для педагога созданы все условия, не хватает лишь знаний по конкретной проблеме, направлению. Было бы не плохо на уровне СОИРО, те образовательные программы, которые утверждены для организации КПК, были бы подвижные, разработаны модули по конкретной проблеме, которые можно было бы трансформировать внутри этой образовательной программы.

Использование оценочных процедур (внутренний контроль) важно для осуществления и развития ВСОКО школы, муниципалитета(ст. 97 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 462, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 года № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»), стремления перехода образовательной организации из зоны «высокого риска» в зону «низкого риска» и для учета в контрольно-надзорной деятельности.

Эффективность практического применения риск-ориентированного подхода контрольно-надзорной деятельности в сфере образования способствует снижению общей административной нагрузки, переводу отдельных объектов контроля в режим самоконтроля, повышению качества проведения плановых проверок, оказанию адресной помощи объектам низких и средней зон риска с использованием объективных оценочных средств, мотивации образовательных организаций к повышению качества работы.

Степанов В.В., учитель истории и обществознания

Сегодня большое внимание уделяется повышению качества преподавания истории и обществознания. С этим связано принятие концепции историко-культурного стандарта.

Чтобы улучшить индивидуальные результаты ЕГЭ, ОГЭ, необходимо постоянно работать над повышением качества образования.

Можно выделить ряд направлений в организации учебного процесса, призванных способствовать успешной подготовке выпускников к сдаче экзамена по истории за курс основной и средней школы:

  • необходима организация активной познавательной деятельности, включение всех видов учебной информации, расширение практики решения познавательных задач, реализация проблемного подхода;
  • оправдано широкое применение в учебном процессе всех типов заданий, используемых в экзаменационной работе. В практике текущего и рубежного контроля при изучении каждой темы, раздела, курса желательно использовать задания, сходные по типу с теми, которые приведены в частях 1 и 2 КИМов или близки к ним. Особое внимание следует обратить на задания, которые требуют группировки событий, явлений, их итогов, последствий и т.д., систематизации знаний. Уроки обобщающего повторения по отдельным темам должны включать выполнение подобных заданий на основе изученных тем;
  • целесообразно использовать различные формы организации учебной деятельности учащихся, особенно способствующие созданию атмосферы обсуждения материалов, дискуссионных вопросов истории, выражению и аргументации собственных мнений, формированию и развитию умения анализировать альтернативные пути исторического развития;
  • при организации учебного процесса необходимо актуализировать ранее полученные знания не только на воспроизводящем, но и на преобразующем, творческо-поисковом уровне: составление хроник событий, обобщающих таблиц, подготовка сообщений, проектов и др.;
  • целесообразно акцентировать внимание на работу с историческими источниками с учетом того, что все части экзаменационной работы включают источники разного уровня сложности.

Модель экзаменационной работы по обществознанию отражает интегративный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии курса, базовые положения различных областей научного обществознания. Предлагаемый на экзамене комплекс заданий нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки учащихся по предмету в рамках стандартизированной проверки.

Экзамен показал, что значительная часть центральных понятий обществоведческого курса усвоена выпускниками, сдававшими экзамен. 
Но есть и  определенные пробелы в знаниях выпускников по некоторым разделам курса обществознания. Среди слабо усвоенных тем можно назвать: «Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство», «Органы государственной власти Российской Федерации», «Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних», «Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина», «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов». Внимание к изучению этих вопросов курса должно быть усилено.
 Важно также организовать систематическую работу с фрагментами текстов, содержащих социально значимую информацию, обращать более пристальное внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста. Не теряет значимости совершенствование методики формирования умения формулировать и аргументировать собственное суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Объектом оценивания являются приведенные учащимся аргументы – их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания. На каждом этапе для отработки материала должны быть использованы задания различной формы: на установление соответствия, с развернутым ответом и т.д. Важно подчеркнуть, что предлагаемые задания должны предполагать различные виды деятельности учащихся (называть, характеризовать, определять, сравнивать и др.), а следовательно, и различные уровни ее сложности. Как показывает школьная практика, чем более разнообразные по форме и уровню сложности задания используются учителем в ходе текущей проверки знаний, тем увереннее чувствует себя учащийся на этапе итогового контроля.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) - предлагаемая Рособрнадзором независимая оценочная процедура для объективного оценивания качества преподавания учебных предметов в образовательной организации.

Это не ЕГЭ и участие в этой процедуре является добровольным. Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях. Результаты ВПР направлены на выявление причинно-следственной связи несоответствий в организации образовательного процесса либо низкого качества преподавания учебных предметов, для принятий управленческих решений по корректировке образовательной деятельности в комплексе по всем направлениям.

Конечно, результаты оценочных процедур по истории и обществознанию (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР) помогают сделать вывод о необходимости:

• организации индивидуально-дифференцированного
подхода к учащимся, определение индивидуальной
образовательной траектории школьников;
• определения направлений профильного обучения,
расширения спектра дополнительных образовательных услуг;

  • корректировки программ дополнительного
    профессионального образования;
  • совершенствования образовательных программ, методик,
    технологий обучения.

В нашей школе большая часть обучающихся в выпускных классах выбирают предметы обществознание, историю. В связи с этим, из части, формируемой участниками образовательных отношений выделяются часы на усиление этих предметов. В 10-11 классах введены элективные предметы, что также способствует повышению уровня знаний обучающихся по данным учебным предметам.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...