Выступления на МО
методическая разработка на тему

Степаненко Анжела Сергеевна

Представлениы методические разработки выступлений на МО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №9 г . Холмска Степаненко А.С. Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

Слайд 2

Аннотация Мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способности учащихся.

Слайд 3

Много лет назад босоногий мальчик сидел на стене в Риме и смотрел вниз, на человека, который высекал что-то резцом из глыбы мрамора. «Эй, сеньор, — крикнул мальчишка этому человеку. — Зачем вы стучите по этому камню?» Микеланджело взглянул вверх и крикнул в ответ: «Потому что там внутри ангел, и он хочет выбраться наружу?»

Слайд 4

Творчество – подаренное ангелом волшебное пёрышко для создания текста – смысла.

Слайд 5

Интеллектуальная разминка Задание 1 . Определите известные пословицы, если все слова фразы «перевёрнуты», то есть замените антонимами.

Слайд 6

Мокнуть от ненависти Этак вон там кошка вырыта Распорото чёрными ножницами Взять красный переулочек Три ботинка – не комплект Двумя войнами отмытые Мочало развязывает

Слайд 7

Ответы Мокнуть от ненависти Сохнуть от любви Этак вон там кошка вырыта Так вот где собака зарыта Распорото чёрными ножницами Шито белыми нитками Взять красный переулочек Дать зелёную улицу Три ботинка – не комплект Два сапога - пара Двумя войнами отмытые Одним миром мазаны Мочало развязывает Лыка не вяжет

Слайд 8

Интеллектуальная разминка Задание 2. По пяти подсказкам вспомните название басни И.А.Крылова.

Слайд 9

Басня №1 1. Усилия героев этой басни приложены к неодушевлённому предмету. 2. Этот предмет находился рядом с рекой. 3. Герои принадлежали к совершенно разным классам. 4. По правилу параллелограмма усилия их равнялись нулю. 5. Один из них рвался, другой тянул, а третий пятился.

Слайд 10

Басня №2 1. Сюжет басни подтверждает переместительный закон сложения. 2. В названии басни используется итальянское числительное. 3. Герои басни хотели приобщиться к одному из видов искусства. 4. А вот о том, что на инструментах нужно учиться играть, никто не подумал. 5. И пытались добиться хорошего звучания, меняя взаимное расположение.

Слайд 11

Ответы 1) «Лебедь, Рак и Щука» 2) «Квартет»

Слайд 12

Детство Творческая мастерская письма Цель : вернуть человека через ощущения в разные состояния детства, хорошие и плохие; вспомнить радости и обиды (трагедии) детства и выплеснуть в творческих работах; «повернуть» взгляд взрослого на своего ребёнка, ученика.

Слайд 13

Дайте мне побыть девчонкой!

Слайд 14

Мне легко и спокойно…

Слайд 15

Детство

Слайд 16

Дом моего детства Тёплые слова Холодные слова

Слайд 17

Альбом с фотографиями

Слайд 18

Самая горькая обида детства

Слайд 19

Воспоминания О чём вы переживали в детстве Какие шалости и проделки совершали Ваши детские радости Ваши детские успехи Любимая в детстве игрушка Любимый герой Самый любимый в детстве человек

Слайд 20

Картины и образы детства Земляничные поля… Детства призрачные дали… Запишите те образы детства, которые вам особенно близки

Слайд 21

Составьте слова из букв слова ДЕТСТВО Слова Ассоциации Совет Свет Тест … Тема сочинения – одно слово или словосочетание из списка (самое тёплое, близкое для вас!)

Слайд 22

Рефлексия Как я чувствовал себя на разных этапах работы? Моё настроение до начала занятия и сейчас?

Слайд 23

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Учитель: Степаненко А.С., МАОУ СОШ № 9 г. Холмска

Доклад на тему:

Проектная деятельность на уроках русского языка.

  1. Обоснование выбора технологии.

Метод проектов – один из методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе решения задач учебного проекта. В ходе работы над проектом обучающиеся учатся организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе и индивидуально и нести ответственность за результативность, происходит формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: учащиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят сравнительный анализ, экспериментируют, анализируют полученные данные. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно-важным проблемам.

  1. Что такое проект?

Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом запланированного результата. Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы.

Общая цель всех учебных проектов – освоение конкретных знаний на уровне их практического применения.

Есть много преимуществ от использования проектов в школе:

  1. увеличивается интерес к обучению;
  2. возникает понимание того, что в мире все взаимосвязано и школьные предметы позволяют познавать мир - содержание одной учебной темы связано с другими темами и другими предметами;
  3. достигается более глубокое и осознанное освоение учебного материала.

3. Распределение ролей во время работы над проектом.

 

Обучающиеся

  • учатся работать в группах и с другими участниками проекта;
  • несут  ответственность за свой выбор; понимание, что результаты работы каждого нужны всей группе.
  • принимают

решения         о руководстве и содержании своих проектов;

  • выбирают ресурсы, которые помогут достичь лучший результат;
  • учатся  самостоятельно приобретать

необходимые знания, применять         их         на практике         для

решения разнообразных возникающих проблем;

  • учатся         понимать, Взаимодействуют в проекте с детьми.
  • Проект подразумевает самостоятельную

деятельность ученика,         однако задача родителя – знать         суть

проектной деятельности,         её этапов, требований к         процессу         и

результату

выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится  за помощью;

  • играют         роль источника информации

наравне с прочими – такими, как книги, фильмы,

Интернет         и другими;  

  • могут выступать в роли консультанта.  

 

 

 

 

 

4. Практическое воплощение проектов.

Работа над проектами учеников 6 класса в ходе изучения раздела «Лексика. Фразеология. Этимология».

Общая цель: формировать интерес к русскому языку и его истории, привить внимательное и бережное отношение к слову.

 

Проект № 1.

Фразеологизмы в речи наших учителей.

Данный проект является парным по организационной форме, долговременным, так как на его реализацию отводится от недели до десяти дней. По содержанию – монопредметный.

 

Этап №1. Подготови тельный. 

Определение темы, целей проекта и конечного продукта.

Цель: узнать, с какой целью и в каких жизненных ситуациях люди используют фразеологизмы.

Запланированный конечный продукт – учебная презентация. План работы:

  1. Дать понятие фразеологизма.
  2. Объяснить, как и откуда в нашей речи появляются фразеологизмы.
  3. Объяснить, с какой целью и в каких жизненных ситуациях люди употребляют фразеологизмы.
  4. Проиллюстрировать фразеологизмами, услышанными в речи учителей школы с комментариями, в какой обстановке были использованы данные фразеологизмы.
  5. Определить лексическое значение данных фразеологизмов и подготовить к ним иллюстративный материал.
  6. Сделать вывод о роли фразеологизмов в речи человека, в создании речевой ситуации.
  7. Оформить в виде доклада или презентации.  
  8. Составить список использованных материалов.

Этап №2. Планирова ние.

  • Формирование групп.
  • Распределение обязанностей.
  • Определение источников информации.
  • Ознакомление с критериями оценки результатов.
  • Составление плана работы.

 

Этап №3. Реализация проекта.

  • Сбор и обработка информации.
  • Решение возникающих вопросов и проблем.
  • Корректировка планирования.
  • Оформление документации. 
  1. Провели корректировку планирования.
  2. Обсудили промежуточный продукт.
  3. Редактировали подписи к слайдам презентации, подбирали рисунки.
  4. Формулировали выводы по проекту. 

 

 

 

 

 

Демонстрация презентации «Фразеологизмы  в речи наших учителей» на уроке по теме

Этап №4. Презентац ия проекта.

 Представление результатов аудитории.

  • Ответы на вопросы.
  • Интерпретация полученных результатов.

«Лексика и фразеология. Обобщение изученного по теме».

 

Оценка работы каждого участника группы.

Этап №5. Осмыслени

е и оценка проекта.

Подведение итогов.

Самоанализ работы. 

В ходе проведённых исследований  пришли к выводу:

Фразеологизмы играют большую и очень важную роль в русском языке Люди используют их очень часто в устной речи. Без фразеологизмов речь была бы скучная и обыденная.

 

Проект №2.

Тема проекта: «Молодёжный интернет – жаргон».

Цель проекта: выявить влияние интернет - жаргона на нашу речь, на нормированный русский язык.

Данный проект является парным по организационной форме, долговременным, так как на его реализацию отводится от недели до десяти дней. По содержанию – монопредметный.

Актуальность проблемы:

   Всем хорошо известно, что изменения в политической и экономической жизни общества влекут за собой изменения языковой ситуации в стране.

Ярким подтверждением этому может служить современное состояние языка: изменениям в соотношении нормированного и ненормированного в речи нашего современника.         Что такое языковая норма*? (То, что разрешено и принято обществом.)

 Существование жаргонов (профессиональных, корпоративных, условных или арго,    молодёжный, интернет-жаргон, воровской) есть непременный признак всякого живого языка. Жаргон, особенно молодёжный, часто отражает намечающиеся тенденции развития общенародного языка.

 

Этап

         Деятельность        на данном этапе

                   Реализация

Этап №1.

Подготовительный. 

Определение темы, целей проекта и конечного продукта. 

Проблемный вопрос:

 - Насколько вреден жаргон? Может ли от него пострадать русский язык? Конечный продукт: доклад с презентацией на уроке.

 

Этап №2.

Планирование. 

  • Формирование групп.
  • Распределение обязанностей.
  • Определение источников информации.
  • Ознакомление с
  1. Дать определение жаргонная лексика (жаргонизмы).
  2. Дать понятие «интернет-жаргон». Что это такое? 

3.Ответить на вопрос: когда и почему возник интернет-жаргон?  

Почему именно в последние 20-ть лет он получил массовое распространение и не

критериями оценки результатов.

 Составление плана работы.

 

только у молодёжи?

  1. Привести примеры интернетжаргонизмов и их лексическое значение

(Оформить в виде словарика в алфавитном порядке!)

  1. Проиллюстрировать употребление этих жаргонных слов в предложении. – Записать через тире предложения с общеупотребительными словами.
  2. Сделать вывод: насколько вредны жаргонные слова в нашей речи и какое действие они оказывают на русский язык?

Насколько реален рост интернет-жаргона.

Обосновать своё мнение.

  1. Оформить в виде доклада или презентации.
  2. Составить список использованных материалов.

 

 

Этап №3. Реализация проекта. 

  • Сбор и обработка информации.
  • Решение возникающих вопросов и проблем.
  • Корректировка планирования.
  • Оформление документации. 
  1. Провели корректировку планирования.
  2. Обсудили промежуточный продукт.
  3. Редактировали подписи к слайдам презентации; корректировали словарные статьи. 
  4. Формулировали выводы по проекту. 

 

 

 

Этап №4. Презентация проекта. 

  • Представление результатов аудитории.
  • Ответы на вопросы.
  • Интерпретация полученных результатов.

Презентация доклада на уроке русского языка по теме «Лексика, ограниченная в употреблении». Демонстрация слайдов.

Этап №5. Осмысление и оценка проекта. 

Подведение итогов.

Самоанализ работы. 

Подведение результатов работы. Оценка работы каждого участника группы. 

 

В ходе работы над проектом пришли к выводу:

Жаргонные слова вредны для структуры русского языка,  они оказывают плохое влияние на нашу речь. Рост интернет - жаргона в нашей речи свидетельствует о том, что  люди начали лениться, сокращать слова, искажая их начальный образ и смысл.  

 

Проект №3.

Тема проекта: «Этимология имён и фамилий моих друзей»

Данный проект является парным и  индивидуальным  по организационной форме, долговременным, так как на его реализацию отводится от десяти дней до двух недель. По содержанию – монопредметный.

В ходе данного проекта ребята научатся работать со словарями, искать необходимую информацию в сети Интернет, создадут презентации, научатся отбирать иллюстративный материал, фотографии, попробуют себя в роли веб-дизайнеров.

Цель проекта: привлечь внимание детей к собственным именам и фамилиям, определить их значение и происхождение.

 

Этап 

   Деятельность учащихся        на данном этапе 

         Реализация

Этап №1. Подготови тельный. 

Определение темы, целей проекта и конечного продукта. 

Обоснование выбранной темы.

  • Издавна слову приписывалась магическая сила, особенно выбранному для человека имени. Человеку всегда было интересно, что означает его имя и фамилия.
  • Изучением происхождения имён и  фамилий занимаются лингвисты, и порой они находят очень интересные  и ценные исторические сведения. А наука о фамилиях, как и об именах, называется ономастика.

   Цель проекта: выяснить, как появились и что означают наши имена и фамилии; составить этимологический словарик имён и фамилий учащихся 6б класса МАОУ СОШ №17 г.Улан-Удэ  

 

Этап №2.

Планирова ние. 

  • Формирование групп.
  • Распределение обязанностей.
  • Определение источников информации.
  • Ознакомление с критериями оценки результатов.
  • Составление плана работы.

 

  1. Дать определение «этимология». Объяснить, чем занимается эта наука.
  2. Дать определение словам «имя»,  «фамилия». Как появились эти понятия?
  3. Составить этимологический словарик имен одноклассников. (Имя, его происхождение и значение.)
  4. Составить словарик фамилий  (фамилия , её происхождение и значение со ссылкой на этимологический словарь.
  5. Сделать вывод: как и откуда

появляются наши имена и фамилии? Какую роль в жизни человека они играют?

6. 

 Оформить в виде  презентации.

7. 

 

 Составить список использованных материалов.

Этап №3. Реализация проекта. 

  • Сбор и обработка информации.
  • Решение возникающих вопросов и проблем.
  • Корректировка планирования.
  • Оформление документации.

1. 

2. 

3. 

5. 

Провели корректировку планирования.

Собрали необходимый материал по этимологическим словарям и «Словарям  имён и фамилий».

Поискали материалы в ресурсах Интернета (работа со словарями). Сделали необходимые фотографии и отобрали иллюстрации.

  1. Редактировали подписи к слайдам презентации; корректировали словарные статьи. 
  2. Формулировали выводы по проекту. 
  3. Использовали ресурсы: 

1.Интернет-словарь:http:// www.ufolog.ru/names / order , http://www.tvoya-familya.ru/  2. «10000» имён и фамилий.

Этимологический словарь.»    3.Учебник «Русского языка 6 класс» авторы : М.Т Баранов, Т. А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова и т.д.   

Этап №4.

Презентаци я проекта. 

  • Представление результатов аудитории.
  • Ответы на вопросы.
  • Интерпретация полученных результатов.

Представили конечные продукты как презентации «Этимология имён и фамилий моих друзей» на уроке по теме «Этимология – наука о происхождении слов».

 

Этап №5. Осмыслени е и оценка проекта. 

Подведение итогов.

Самоанализ работы.

Анализ проделанной работы учителем. 

Подведение результатов работы. Оценка работы каждого участника группы. 

В ходе работы над проектом пришли к выводу:

Ученые  считают, что имена и фамилии — вещь хитрая и тонкая. Наличие их играет в жизни людей, куда большую роль, чем кажется. Фамилии могут огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости.

   В наше время от фамилии человека ничего не зависит. Не зря в народе говорили: «Хоть горшком назови - только в печку не ставь».    Не фамилия, а сам человек делает свою судьбу.

 

5.В чём же практическое преимущество метода проектов?

Метод  проектов  

  • позволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного знания;
  • даёт возможность связать теорию с практикой;
  • развивает исследовательские, творческие способности учащихся;
  • создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора;
  • позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Таким образом, метод проектов направлен на личностное, познавательное и коммуникативное развитие ученика.

 

Список использованной литературы:

  1. А.Г.Нарушевич «Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты!» Учебнометодическое пособие под редакцией Н.А.Сениной. «Легион», Ростов-наДону, 2013.
  2. «Школа педагогического мастерства. Семинары-практикумы, фестиваль педагогических идей», автор-составитель И.С.Белова. «Учитель», Волгоград, 2009
  3. И.В.Никишина. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. «Учитель», Волгоград, 2008.    
  4. Формирование проектных умений школьников. Практические занятия.

Автор-составитель С.Г.Щербакова. «Учитель», Волгоград, 2010

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Цель Демонстрация приёмов и методов, которые я использую на своих уроках для развития творческих способностей учащихся.

Слайд 3

Педагогические технологии Технология личностно-ориентированного обучения Технология развития критического мышления Технологии эвристического обучения Игровые технологии Информационно-коммуникационные технологии

Слайд 4

Система работы I. Работа на уроках русского языка Работа на уроках литературы II. Обычные уроки с заданиями творческого характера Уроки по развитию речи III. Традиционные уроки Нетрадиционные уроки

Слайд 5

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка Эвристические задачи Этимологические экскурсы Составление опорных сигналов Индивидуальная работа над ошибками Толкование языковых терминов Игра

Слайд 6

Игра «Выбери три слова» 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор : подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. 1 рыбка вьюга чулок 2 подъезд склад ворона дубки варенье чучело съёмка град ворота гриб ручьи чум подъём клад воробей

Слайд 7

Уроки развития речи Работа с опорными словами, сочинения-миниатюры, сочинения по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по личным наблюдениям, сочинение-письмо подруге (другу), сочинение по заданному началу.

Слайд 8

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми Свободное сочинительство «Мой дневник» «Фантазия-картинка» Экскурсия в картинную галерею (по репродукциям картин) Сценарий мультфильма Музыкальное сочинение Сочинение-продолжение написанного накануне изложения или диктанта Сочинение-ассоциация по мотивам художественного текста.

Слайд 9

Работа по развитию речи учащихся на основе иллюстративного материала Творческие задания по рисункам Творческие задания, ориентирующие учащихся на словесное рисование. Творческие задания, направленные на озвучивание, оживление картины, рисунка. Творческие задания, ориентирующие учащихся на создание высказывания, аналогичного образцу. Как правило, такие высказывания представляют собой повествование о новых приключениях героя, с которым ребята познакомились, анализируя текст-образец. Творческие задания, целью которых является восстановление с помощью рисунка пропущенной части текста.

Слайд 10

Обучение изложению Для развития творческих способностей к текстам изложений предлагаю развивающие задания (изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить текст собственным рассуждением и т.п.), ввожу проблемные вопросы.

Слайд 11

Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы Использование методов и приёмов игровой технологии Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях Создание презентаций по теме урока Метод творческого чтения Использование проблемных вопросов Написание сценария мульфильма , киносценария Составление синквейна Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений.

Слайд 12

Алгоритм написания синквейна 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – одно слово - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом ).

Слайд 13

Примеры синквейнов МИР ВОЙНА Гармоничный, светлый Оберегает, радует, бодрит Мир надо беречь Жизнь Беспощадная, жестокая Убивают, взрывают, расстреливают Война – это зло Смерть

Слайд 14

Выводы Развитие творческих способностей учащихся способствует формированию таких метапредметных умений, как умения сопоставлять явления и факты; умения выделять главное; умения составлять из отдельных элементов целую картину; умения формулировать общую проблему; умения делать философские, нравственные выводы.

Слайд 15

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Человек достигнет результата, только делая что-то сам… Александр Пятигорский

Слайд 3

Задача современной школы - формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации .

Слайд 4

Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Ученики «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Слайд 5

Главные принципы деятельностного подхода: научить учиться, научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, межкультурного взаимодействия и т.п., научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и.т.п.).

Слайд 6

Особенность учебного процесса в системе деятельностного подхода Ученик – центр деятельности Учитель – помощник, консультант, стимулирующий активность, инициативу, самостоятельность ученика

Слайд 7

Отличие современного урока от традиционного Традиционный урок Современный урок Знания даются в готовом виде Ученики «открывают» знания самостоятельно Учитель - наставник Учитель – друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке

Слайд 8

Системно-деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы На уроках русского языка и литературы происходит формирование базовых компетенций: общекультурной, информационной, коммуникативной. Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. Текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка и литературы. Текст включает в себя языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Текст - это и предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем стоит задача: интегрирование двух предметов – русского языка и литературы.

Слайд 9

Системно-деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы Основная задача традиционного урока литературы – научить читать и пересказывать, отвечать на вопросы по тексту. Основная задача современного урока литературы – научить поиску информации, её использованию. Задача современного учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых как в школьных, так и во внешкольных ситуациях.

Слайд 10

5 класс. Изучение народных сказок на уроке литературы «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Проблемный вопрос: Почему сказку называют ложью?

Слайд 11

5 класс. А.С.Пушкин «Няне» Родной человек Кого мы считаем родным человеком? От собственного понимания слова «родной» - к осознанию «родные А.С.Пушкина» - к пониманию стихотворения «Няне»

Слайд 12

5 класс. П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка» Мини-проекты «Реальность и фантастика в сказе Бажова» (по вариантам) Результат: самостоятельный вывод о жанровых особенностях сказа.

Слайд 13

Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся (заложенное противоречие между знанием и незнанием) способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выходу к постановке целей.

Слайд 14

« БУКВЫ Ё , О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА » Фрагмент урока русского языка в 5 классе

Слайд 15

ноч ь ч а щ а дрож ь круч а роскош ь ж и знь луч _ ш и ло ключ_ щ а вель пустош ь ч у до Запишите слова группами в зависимости от вида орфограмм. Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо. Проверьте себя Озаглавьте каждую группу по виду орфограмм. Что объединяет эти слова? Обозначьте опознавательный признак, условия выбора орфограмм. Сформулируйте орфографические правила. «Буква Ь после шипящих «Буквы И, У, А после на конце имён сущ.» шипящих » Вспоминаем то, что знаем

Слайд 16

б…чка ч…лка м…д ш…лк л…дка щ…тка т…плый ж…лтый Вставьте букву Ё или О . В каком случае возникла проблема выбора? Сравните результаты Определяем проблему урока б о чка ч ё/о лка м ё д ш ё/о лк л о дка щ ё/о тка т ё плый ж ё/о лтый

Слайд 17

Что общего в словах 1-го и 2-го столбика? А в чём различие ? Это новый вид орфограммы? Почему? Назовите её опознавательный признак. Сформулируйте учебную проблему. б о чка ч ё/о лка м ё д ш ё/о лк л о дка щ ё/о тка т ё плый ж ё/о лтый Проверьте свои предположения о проблеме урока. Какую букву – Ё или О – нужно писать под ударением после шипящих ? Обсудите в парах.

Слайд 18

жёлтый крыжовник шёпот шорох чёрный шов щёлка капюшон • Подберите к словам 1-го столбика однокоренные слова (глаголы и существительное). Запишите рядом пары однокоренных слов, выделите корень. • Попробуйте сделать то же со словами 2-го столбика. Что получилось? Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте слова вслух. Какой звук слышится под ударением после шипящих в корне слова? А какие буквы пишутся? Обсудите и выполните в парах. Сравните результаты. искл.

Слайд 19

жёлтый – желтеть шёпот – шептать чёрный – чернеть щёлка – щель Ответьте на проблемный вопрос урока. Сформулируйте правило самостоятельно. Установите закономерность в корнях однокоренных слов. Сравните свои выводы с правилом в учебнике крыжовник – ? шорох – ? шов – ? капюшон – ? Проверьте себя. ж ё лтый – ж е лтеть ш ё пот – ш е птать ч ё рный – ч е рнеть щ ё лка – щ е ль Дополните графическое обозначение условий выбора орфограммы и её опознавательного признака.

Слайд 20

Это один вид орфограммы или разные? Аргументируйте ответ. Сравни и запомни! Чем отличаются слова в каждой группе? ж о нглёр ш о ссе ш о фёр ш о колад Найдите информацию в учебнике, которая поможет вам ответить на этот вопрос. крыж о вник ш о рох ш о в капюш о н Проверьте себя.

Слайд 21

Ш о колад, ш о фёр, крыж о вник. Ш о в, ш о ссе, обж о ра, ш о рник. Ш о рох, ч о порный, чащ о ба. Капюш о н, ж о кей, трущ о ба. Запомним рифмовку Запишите в тетрадях новые для вас слова. Кто изображён на картинке? Что означает слово шорник ? Шорник — человек, который занимается изготовлением шор , то есть боковых надглазников, которые надеваются на лошадей для ограничения поля зрения.

Слайд 22

Современный урок – это прежде всего урок деятельностный . Проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – всё то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора действий – это и есть системно-деятельностный подход в обучении. Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...