Экологическое воспитание на уроках профессионального трудового обучения
методическая разработка на тему

Акишина Вера Алексеевна

Ухудшение экологической ситуации во всем мире и в нашей стране требует усиления внимания к экологическому образованию и воспитанию школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 02.11.2017_ekologiya_-_shmo_trud.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                                                 8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02        

        

Доклад на ШМО учителей профессионального трудового обучения:

Экологическое воспитание на уроках профессионального трудового обучения

учитель: Акишина Вера Алексеевна

                                                   

г. Клин – 02.11.2017



           Ухудшение экологической ситуации во всем мире и в нашей стране требует усиления внимания к экологическому образованию и воспитанию школьников.

 Для жителей города Клин эта проблема приобретает особую остроту, так как наш привлекательный для многих город быстро растет и уплотняется, что ведет к ухудшению условий жизни горожан. Жизнь и здоровье людей в условиях любого современного города постоянно подвергается большому риску из-за всестороннего воздействия вредных факторов. Эти факторы многочисленны и разнообразны, и мы, и наши дети сталкиваемся с ними на каждом шагу. Чтобы максимально обезопасить себя от их губительного влияния, необходимо вести здоровый образ жизни. Последние годы интерес к этому возрастает. Но возможно ли человеку эгоистично заботиться о собственном здоровье, забывая при этом о создавшей его природе и постоянно нанося ей вред своей жизнедеятельностью?! Очевидно, что наступило время, когда всем нам необходимо начать пересматривать сложившиеся привычки и изменять свое сознание в сторону разумного, бережного отношения к окружающей среде. И здесь видна непосредственная связь с духовно-нравственным развитием личности, без которого человек, так или иначе, сам себя разрушит. 
        Перечисление всех негативных воздействий на наше здоровье окружающей среды больших городов заняло бы немало времени, поэтому - акцент на ту часть проблем, которая требует скорейшего решения. Наибольшее внимание уделяется проблеме ТБО (твердых бытовых отходов), точнее сказать – мусора, который в скором времени, может замкнуть вокруг нашего прекрасного города своеобразное кольцо, состоящее из огромных свалок. А ведь в формировании этого чудовищного кольца в одинаковой степени принимаем участие все мы. Основу деятельности можно сформулировать в двух главных тезисах:

1. Экологическая грамотность – необходимое условие жизни человека в современном мире. 

2. Отношение человека к окружающей среде, а значит, и к самому себе, отражает уровень духовно-нравственного развития его личности. 

         Задачи экологической работы в школе:

- Духовно-нравственное развитие личности через воспитание активного неравнодушного отношения к нарастающим негативным изменениям в окружающей среде.

- Создание условий для формирования экологического сознания учащихся. 

- Пропаганда экологических знаний школьников.

- Раскрытие взаимосвязи результатов деятельности людей с состоянием окружающей среды. 

- Воспитание потребности бережного отношения к окружающей среде. 

- Формирование у школьников патриотического отношения к своему району, городу, стране. 

- Использование возможностей школьного коллектива для улучшения состояния окружающей среды. 

         Поскольку у школьников с проблемами в развитии весь комплекс знаний об окружающей среде сосредоточен на конкретных представлениях о явлениях природы и свойствах отдельных ее предметов, то именно от этих знаний идет формирование представлений об окружающем мире и природно-социальном окружении как о своем доме. Вопрос экологической направленности уроков профессионального трудового обучения в школе для обучающихся с ОВЗ рассмотрим в двух направлениях:

            Нравственно-этическое поведение учащихся в окружающей среде и правильное отношение к ней.

             Учащиеся непосредственно, на практике, сами учатся познавать экологические проблемы и становятся причастными, даже в малом, к их решению. Экологическая направленность уроков труда закладывает фундамент ответственного отношения к окружающей среде уже на начальных этапах обучения школьников. С учетом педагогической и психологической точек зрения детское творчество – это эффективное средство воспитания «человека разумного», а целенаправленный процесс обучения в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны - это формирование «человека умелого». Особое место в этих отношениях занимают уроки практической трудовой деятельности (уборка пришкольной территории и другие виды деятельности). Ведь именно здесь учащиеся видят влияние хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды. Такие уроки в природной среде имеют немаловажное значение, поскольку именно они заставляют задуматься о том, насколько тонка грань между природными компонентами, как легко сдвинуть экологическое равновесие в сторону экологического бедствия. В городских условиях негативных примеров множество – от вытоптанных газонов и поломанных деревьев до гибнущих от дымовых выбросов целых природных сообществ (сохнущие тополя вдоль загазованных транспортных магистралей, сорная растительность на месте клумб с цветами-многолетниками). Все это последствия так называемой «хозяйственной деятельности человека». 

               Использование на уроках различных природных материалов. На занятиях по трудовому обучению школьники используют предусмотренные программой природные материалы. Этот вид занятий с детьми с ОВЗ дает возможность педагогу проводить коррекционно-воспитательную работу, направленную как на совершенствование и закрепление умений и навыков ручного труда, так и на воспитание творческого воображения и художественного вкуса у данной категории детей. Ребенок с ОВЗ, так же как и нормальный, мыслит образами. Эти образы своеобразны, иногда искажены неверными представлениями и понятиями. Задача педагога состоит в том, чтобы исправить эти неверные представления, дать правильные понятия и развить у них образное мышление. Работа с природными материалами дает возможность формировать у детей интерес к предметам, которые раньше не задерживали на себе внимание. В организационном отношении этот вид занятий не связан с большими затруднениями.

             Для занятий не требуется дорогостоящих инструментов и оборудования, специального помещения – все можно организовать в обычной классной комнате. Следует только заблаговременно запастись соответствующими материалами. Организуя сбор природных материалов, учитель знакомит учащихся с охраной природы. Надо объяснить детям, что собирать материалы следует так, чтобы не нанести ущерба растениям. Листья, плоды, семена следует брать только опавшие. Совершенно недопустимо ломать ветки при сборе материала, сбивать плоды и семена. Сравнивая и исследуя свойства и качества разнообразных природных материалов, учащиеся заинтересованно и творчески выполняют предложенные задания, что значительно усиливает эффективность и продуктивность занятий. Использование новых тем и направлений делает уроки труда не только интересными в творческом плане, но и в познавательном, особенно при использовании в практике широкого спектра разнообразных материалов. Изучая их многообразие, дети узнают об их свойствах, что, несомненно, заставляет задумываться об их рациональном использовании с целью создания благоприятной окружающей среды как среды обитания каждого человека. Сам человек при этом выступает как «человек умелый» (в плане творчества) и «человек разумный» (в нравственном аспекте). Данные компоненты, таким образом, направлены на развитие активной, творческой личности, осознающей свою роль в мире природы и рукотворном мире вещей.      В практике преподавания, начиная с первого класса, учащиеся знакомятся с разнообразным миром природных материалов. Шаг за шагом, делая для себя новые открытия, младшие школьники узнают о неразрывной связи всех природных компонентов. Далее, знакомясь с новыми рабочими материалами, учащиеся видят, что такие привычные и знакомые бумага, картон, ткань тоже пришли к нам из мира природы и сохранили многие его свойства. Отсюда следуют правила пользования и обращения с ними в процессе работы, закладывается осознанное и бережное отношение к тому, что изначально дала человеку природа. К старшим классам у детей в некоторой степени развивается умение видеть материал и создавать под руководством педагога интересные образы, используя природные материалы. Вновь учащиеся открывают для себя то новое, что дает природа для творческой деятельности человеку. Итак, правильно используя в процессе выполнения работы качества материалов,можно добиться интересных результатов в художественном моделировании, попутно решая задачи экологического содержания. Кроме этого, дети получают знания о целесообразной трудовой деятельности людей, о характере трудовых операций в зависимости от времени года, изучают роль труда, укрепления здоровья и его охраны, учатся применять на практике теоретические знания. Работая на уроке труда с различными материалами они в итоге получают не только продукт своей деятельности – конкретное изделие, но и учатся помогать друг другу, выручать, оказывать помощь и создают во время работы свою окружающую микросреду, в которую включаются кроме субъектов (учащихся) всевозможные объекты: материалы, инструменты, приспособления и продукты труда, а также отходы и мусор как неизбежный результат любой работы. Сразу же возникает проблема комфортности, уюта, которую учащиеся пытаются решать различными способами: наводить чистоту после окончания работы или поддерживать ее на протяжении всего урока. С этой задачей помогают справиться понятия «экологическая ответственность» и «экологическая безопасность». Создание здоровой экологической обстановки – одна из важнейших целей каждого урока, будь то традиционный урок в кабинете, на пришкольном участке, либо урок-экскурсия. Окружающая среда – это и взаимоотношения между людьми, поэтому эмоциональный настрой и добрые межличностные отношения – залог успеха практической деятельности и создания комфортного микроклимата внутри детского коллектива.
      Уроки труда, таким образом, формируют и экологическую культуру, наглядно и убедительно показывают поведение каждого ученика в отношениях со сверстниками, с природными объектами, побуждают к охране своего здоровья и здоровья окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...

Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к пр...

«Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».

Использование личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современно...

Доклад "Воспитание навыков самостоятельности у учащихся на уроках профессионального трудового обучения"

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин, ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к ...

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНЕТОВ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Одним из главных направлений обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к дальнейшей общественной жизни. Эту возможность дают уроки профессионально – трудового ...

Статья «Учет сохранных сторон памяти у обучающихся, с целью успешного усвоения трудовых умений и навыков на уроках профессионально –трудового обучения»

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала тесно связаны с особенностями их памяти. Все психические процессы у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ...