Статья: Модель взаимодействия наставника с начинающими педагогами
статья по теме

В статье описывается система работы с начинающими педагогами, которая сложилась в гимназии № 114 Выборгского района Санкт-Петербурга. Она основана на мониторинге качества уроков всех начинающих учителей, который проводится опытными учителями и методистами; применяется мониторинговая карта оценки урока в соответствии с ФГОС; устанавливается личностно-ориентированный  контакт методиста-наставника с молодыми учителями; взаимодействие учителя с наставником предполагает взаимообогащение молодых и опытных учителей; формирование инновационного поведения; участие в семинарах внутрифирменной системы повышения профессионального уровня педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nastavnichestvo.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Багрий О.Г. – Заслуженный Учитель РФ,

Методист ГБОУ гимназия 114

     Бегишева Е.С. – председатель методического

 объединения ГБОУ гимназия 114

Модель взаимодействия наставника с  начинающими педагогами

       Аннотация.

       В статье описывается система работы с начинающими педагогами, которая сложилась в гимназии 114 Выборгского района Санкт-Петербурга. Она основана на мониторинге качества уроков всех начинающих учителей, который проводится опытными учителями и методистами; применяется мониторинговая карта оценки урока в соответствии с ФГОС; устанавливается личностно-ориентированный  контакт методиста-наставника с молодыми учителями; взаимодействие учителя с наставником предполагает взаимообогащение молодых и опытных учителей; формирование инновационного поведения; участие в семинарах внутрифирменной системы повышения профессионального уровня педагогов.

      Наставничество — это институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений учителей. Наставничество — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, содействующая увеличению профессиональной компетентности и укреплению педагогических кадров.

     При назначении наставника  необходимо учитывать, что наставничество — это социально-профессиональное задание, основанное на принципе добровольности, и принимать во внимание следующее: педагог-наставник должен владеть высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом не только в педагогическом коллективе, но и у родителей учащихся  [  5 ].

     Наставничество является двусторонним действием. Главным фактором эффективности обучения наставником начинающего педагога профессиональным навыкам и умениям считается его готовность и стремление к передаче накопленного опыта. Педагог—наставник призван всеми способами, а также личным примером, содействовать раскрытию профессионального потенциала начинающего специалиста, развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства, воспитывать   потребность в самообразовании и стимулировать его участие в инновационной деятельности школы [ 4].

На основе анализа литературных источников [3] и обобщения собственного методического опыта мы сформулировали основные задачи  наставников. Ими   являются следующие:

  • оказание помощи молодому педагогу в освоении профессии,
  • передача  личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики.
  • создание условий для становления квалифицированного и компетентного    работника; для развития его личностных качеств, коммуникативных умений и  методических знаний.
  • оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих на этапе их адаптации к профессиональной деятельности;
  • формирование у начинающего  педагога мотивов самосовершенствования, личностного и профессионального роста

      В литературе [  6 ] называются такие  ожидаемые результаты  реализации системы наставничества  как: более быстрая  адаптация молодых педагогов в школьной среде; развитие творческих способностей в самостоятельной педагогической деятельности; формирование профессиональных умений, накопление опыта; овладение современными педагогическими технологиями, развитие  коммуникативной культуры; сплочение педагогического коллектива. 

      Многолетний опыт наставничества позволил авторам статьи  обобщить наиболее типичные ошибки начинающих учителей: неумение справиться с дисциплиной в классе; трудности в оценке знаний (формальный подход, завышение, занижение баллов); непрофессиональное поведение в трудных ситуациях (растерянность, агрессивная реакция и даже обида на ученика); отсутствие стойкости и терпения в преодолении трудностей;  часто педагоги затрудняются в учете индивидуальных особенностей (все учащиеся «на одно лицо»); неадекватная самооценка и защитная реакция иногда приводят к конфликтам с коллегами, родителями, учащимися,  администрацией и даже с наставником.

       Причиной этого является низкий уровень педагогического самосознания. Молодой учитель еще не освоил социально-профессиональную  роль педагога. Требуется особый такт и терпение наставника в процессе сопровождения его на этом нелегком пути. Он не может ограничиваться только анализом методических ошибок на уроке, а призван стать помощником и живым примером высокого призвания школьного учителя.

      Особую роль в профессиональном  становлении  молодого педагога играет формирование его ценностно-мотивационной сферы, «возвышение» мотивов педагогической деятельности. Часто ценности современного педагога в основном являются прагматическими, «приземленными». Стихийное формирование мотивов профессиональной деятельности иногда приводит к недооценке такого мотива как служение людям, детям, обществу.

      По мнению многих специалистов, изучавших мотивы профессиональной деятельности молодых педагогов, наиболее сильными являются высшие мотивы: реализация смысла жизни через профессию педагога; творчество в профессии,  служение обществу, любовь к детям. Эти мотивы формируются постепенно.  Часто единственным мотивом молодого педагога на этапе адаптации (минимум один учебный год) является мотив выживания и хорошего исполнения своих обязанностей. Эти мотивы обладают низкой энергетикой, педагог устает, а часто начинает выгорать уже в первые три года работы. Важную роль в становлении профессионального самосознания молодых учителей играет семинар-тренинг «Школа молодого учителя».

      Задача наставника -  в процессе личного контакта, доверительной беседы объяснять, в чем истинный смысл педагогической деятельности и почему именно высшие мотивы (творчество, служение людям) придают силы и смысл каждому уроку, помогают преодолевать трудности и видеть перспективы профессионального и личностного развития.

      В своем профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свою специфику и предполагает особые формы  взаимодействия с наставником.

     В нашей гимназии сложилась эффективная  модель наставничества, описание которой представлено в таблице 1 (Приложение 1). Роль координатора всей системы работы с молодыми учителями выполняет опытный учитель-методист. Он  сопровождает молодых педагогов , постоянно и внимательно наблюдая за динамикой их адаптации и профессионального  роста, координирует деятельность других учителей-наставников.

      Система работы  основана на мониторинге качества уроков в гимназии. Все учителя-наставники под руководством координатора систематически  посещают уроки молодых педагогов, анализируют их с точки зрения соответствия требованиям  ФГОС на основе специальной мониторинговой карты. Особо оговариваются  правила профессиональной этики обсуждения урока начинающих педагогов  с позиций бережного и тактичного отношения к недостаткам, акцент  делается на оказании помощи в поиске   путей совершенствования, поощрении за минимальный успех и поддержке  молодого специалиста. Уроки одного и того же учителя посещаются несколько раз в полугодие, чтобы выявить динамику качества уроков.

      Систематический мониторинг уроков молодых педагогов позволяет наглядно видеть динамику их развития и те трудности, с которыми они пока не могут справиться. По результатам  мониторинга  составляется аналитическая справка с рекомендациями по каждому отдельному педагогу, проводится административное  совещание с участием  наставников.

     Наставники  используют различные  формы работы с молодыми специалистами: консультации; посещение уроков с заполнением мониторинговой карты; хорошо зарекомендовала форма проведения открытых уроков молодыми учителями для учителей района; выступление с докладами на районных конференциях.

      Высокую эффективность по сравнению с обычными методами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые технологии методической работы с начинающими педагогами, такие как: психологические практикумы, творческие лаборатории, деловые игры, конкурсы, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков,  защита творческих работ, мастер-классы, как форма  передачи педагогического опыта от поколения к поколению. Они значительно ускоряют процесс  вхождения начинающего учителя в образовательную, среду. [ 5 ].Такие формы работы применяются и в нашей гимназии (Смотри приложение 2)

       В настоящее время наблюдается тенденция, которая проявляет себя в том, что молодые педагоги  сами могут стимулировать у опытных коллег  стремление к экспериментированию, внедрению инноваций, к повышению педагогической компетентности. Это связано с тем, что молодежь  получает современное педагогическое образование, многие приходят уже с заделом новых педагогических технологий.   Таким образом, получается процесс взаимообогащения молодых педагогов и наставников. Работа с молодыми специалистами  помогает нашему коллективу согласовывать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между коллегами.

     Выводы

     Таким образом, в гимназии  114 создана система работы, которая объединяет деятельность молодых  педагогов,  наставников, а также  методистов и   администрации . Созданная система взаимодействия наставника и молодых  педагогов характеризуется следующими особенностями:

  • Характерной чертой этой системы является то, что она основана  на специально разработанной системе мониторинга качества уроков с использованием единой мониторинговой карты, реализующей оценку уроков в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Важную роль играет система внутрифирменного обучения. Проведение семинаров, мастер-классов, районных семинаров на базе гимназии позволяет молодому педагогу находиться в процессе постоянного самосовершенствования и профессионального роста.
  • Важным направлением системы наставничества является активное  привлечение молодых педагогов к инновационной деятельности.

Литература

  1. Ведерникова Л. В. Педагогическая поддержка саморазвития педагога М: МАНПО- № 4 2010 — с 87–99;
  2. Ведерникова Л. В. Подготовка педагога как творческого профессионала — Ишим: Издательство: ИГПИ им П. П.Ершова — 2006, с.109.
  3. Вершловский С. Г. Учитель-методист — наставник стажера: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2003, с. 210.
  4. Русалинова А. А. Руководство профессиональным становлением молодых учителей: Сб., научных трудов / Под редакцией С. Г. Вершловского. М.: АПН СССР, 1998, — 80 с.
  5. Осашина О. Ю. Деятельность руководства школы по адаптации молодых учителей // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 144-147. — URL https://moluch.ru/archive/121/33412/ (дата обращения: 23.10.2018).
  6.  Профессия — учитель: Беседы с молодыми учителями.- М.: «Педагогика», 2001.-104с
  7. Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 845-847. — URL https://moluch.ru/archive/110/26995/

Приложение 1

Таблица 1.  Модель взаимодействия наставника с  молодыми педагогами

Задачи этапа

Содержание работы наставников

Формы работы с молодыми педагогами

1Этап

Этап  адаптационный

1.Предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

Сопровождение наставника, личная эмоциональная и профессиональная поддержка

Систематическое посещение методистом-наставником уроков молодого учителя и обсуждение его достижений и путей совершенствования

2.Создание условий для наиболее быстрой  адаптации молодого специалиста на работе

Консультации, внимательное отношение к трудностям и поощрение за успехи

Беседы с методистом, психологом

«Школа  молодого учителя» 

4.Изучение опыта работы коллег гимназии

Организация взаимного посещения уроков педагогами гимназии

Посещение мастер-классов и открытых уроков опытных педагогов

5.Разработка  индивидуальной траектории развития профессионального становления

Консультации по запросу

Помощь в создании системы работы

Собеседование с с председателем методического объединения

6.Приобщение педагогов к подготовке и посильному участию в проведении семинаров;

Оказание методической помощи в создании  собственных разработок.

ярмарки педагогических идей, деловые игры, мастер-классы, тренинги

 2 Этап

 Повышение молодым педагогом своего профессионального мастерства

Информирование о предстоящих городских мероприятиях

Посещение открытых городских мероприятий; заседания  методических объединений;

Непрерывное повышение квалификации

Помощь в подготовке выступлений на семинарах и в подготовке открытых уроков

Внутрифирменная система  повышения квалификации: семинары, практикумы, мастер-классы,

Оказание методической помощи для участия в конкурсах профессионального мастерства.

участие в конкурсах профессионального мастерства.

3 Этап.

Совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Помощь в обобщении и систематизации опыта, написании статей, помощь в подготовке к аттестации

Проведение профессиональных конкурсов, научно-практических конференций

Приложение 2

Методический проект «Ступени  профессионального роста учителя»

Семинар по теме: «Готовность учителя к проведению уроков по ФГОС»

Задачи проекта:

  1. Развитие мотивационной, информационной и технологической готовности учителей к проведению уроков в соответствии с требованиями ФГОС .
  2. Создание банка методических материалов для проведения уроков по ФГОС.

Этапы проведения  семинара:

1 этап . Круглый стол по теме: «Современный урок: от старых традиций к новым стандартам.

Ожидаемые результаты:

  • формирование мотивационной готовности к изменениям в профессиональной деятельности,   к проведению уроков по ФГОС»
  • определение основных направлений совершенствования профессиональной деятельности педагогов в области проведения уроков по ФГОС

2 этап.

1) Обучающий семинар по теме: «Теоретические основы и методические особенности  урока по  ФГОС».

Ожидаемые результаты:

  • развитие информационной  готовности учителей  к проведению уроков  по ФГОС
  • повышение уровня профессиональной компетентности учителей

2) Обучающий семинар «Интерактивная модель обучения как основа реализации требований к проведению урока по ФГОС»

Ожидаемые результаты:

  • развитие  технологической готовности педагогов к проведению урока по ФГОС
  • создание методической копилки интерактивных технологий обучения

3 этап. Практический семинар по теме:  « Позитивные итоги  и проблемы введения ФГОС НОО»

Проводит методическое объединение начальной школы: выступления учителей;  открытый урок  учителя начальной школы как пример проведения  урока по ФГОС.(варианты : мастер-класс, видеоурок и его обсуждение )

Ожидаемые результаты:

  • Ознакомление с опытом реализации ФГОС на уроках в начальной школе
  • получение наглядного представления и живого примера проведения урока  в соответствии с требованиями ФГОС
  • Анализ урока по диагностической карте урока по ФГОС.

4 этап – обсуждение проблемы реализации требований ФГОС к уроку  внутри методических объединений .

Ожидаемые результаты:

  • определение направлений и планирование  деятельностиметодобъединений по созданию банка методических материалов для проведения уроков  по ФГОС.

5 этап – Открытый урок в 5 классе (видеоурок, мастер класс)

Составление технологической карты урока.

6 этап.  Научно-практическая конференция  « Эффективные инструменты урока: опыт и поиск:  представление методическими объединениями своих методических копилок уроков по ФГОС»

Ожидаемые результаты:

  • повышение информационной, мотивационной и технологической         готовности учителей к проведению уроков в соответствии с требованиями ФГОС ООО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для NSPORTAL.RU "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностноориентированной модели взаимодействия вэрослого и ребенка"

Эта статья- выступление музыкального руководителя Красий Е.Н. на районном методобъединении музыкальных руководителей Курортного района, в которой отражены цели и задачи предметно-звуковой среды в обра...

Проект «Дружеская гостиная» как инновационная модель взаимодействия родителей и детей, посещающих логопедический пункт МБДОУ "Салемальский детский сад "Золотая рыбка" при содействии учителя-логопеда, И.Н.Думитраш и педагога - психолога, Н.Е.Ануфриевой.

Значимым направлением логопедической работы на логопункте дошкольного учреждения является консультативная работа с родителями воспитанников, посещающих логопедический пункт, их включение в совместную ...

«Модель взаимодействия специалистов и педагогов в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения»

В данном материале раскрываются аспекты взаимодействия специалистов и педагогов в работе с детьми с нарушением зрения....

Взаимодействие наставника и молодого педагога

В помощь педагогу-наставникуВ современном мире как никогда актуальны специалисты высокого уровня, особенно в сфере образования. Однако, приобретение опыта и адаптация к профессиональной деятельности з...