Статья из опыта работы
статья на тему

Кириченко Татьяна Алексеевна

В статье из опыта работы по продвижению и поддержке чтения среди детей и педагогов обобщается опыт работы автора в качестве руководителя методическим объединением учителей филологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Саранпаульская средняя общеобразовательная школа в 2014-2015 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iz_opyta_raboty.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А.Кириченко,

 учитель русского, коми языков

и литературы первой категории,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саранпаульская средняя общеобразовательная школа

8(34674)45-289, tatyanka.kirichenko.73@mail.ru

Из опыта работы по продвижению и поддержке чтения среди детей и педагогов.

В статье обобщается опыт работы автора в качестве руководителя методическим объединением учителей филологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Саранпаульская средняя общеобразовательная школа в 2014-2015 учебном году.

            Сегодня в век технического прогресса как никогда остро стоит проблема  снижения интереса к чтению.  В связи с этим Российским книжным союзом (РКС) вначале  2006 г. инициирована Национальная Программа поддержки и развития чтения. Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене. Разделы Программы последовательно и скрупулезно предлагают решения в области развития чтения в российских школах, вузах, дошкольных учреждениях; рассматривают пути «спасения» отечественных библиотек и региональных книжных магазинов; затрагивают вопросы домашнего воспитания и специального дополнительного образования; предлагают пути вовлечения в интеллектуальную жизнь различных социальных слоев населения.

    Значительная роль отводится школе.  В связи с этим процесс модернизации российского образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.  

             Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. Огромная роль в повышении интереса к чтению отводится урокам литературы.  Значение уроков литературы трудно переоценить. Именно  на  этих  уроках   дети получают представление о нравственных ценностях, узнают о мире и людях, знакомятся с   литературными произведениями, переживают и радуются вместе с героями. Но как сохранить интерес к урокам литературы?  

     На сегодняшний день учебный процесс требует разнообразия форм урока, чтобы ученики полюбили литературу, научились  спорить, отстаивая и доказывая свою точку зрения, и слышать дуг друга.  Учитывая это, педагоги нашей школы  обращаются к нестандартным урокам: интегрированные уроки литературы и русского языка,    уроки-путешествия,   уроки с элементами исследования,    нестандартные уроки с применением активных форм,  мастер классы.   Учителями филологии  средних  и старших классов накоплен положительный опыт  по использованию на уроках литературы таких технологий как:

-  проблемное обучение

-  проектное обучение

- технология развития  критического мышления

- диалог культур

- игровая технология

- кейс технология

- конгнитивная  технология    

- информационно – коммуникационные технологии

- здоровье - сберегающие технологии

- технология на основе метода интеллект - карт            

Применение элементов данных технологий филологи  демонстрируют в ходе недель методического мастерства и при обобщении опыта по темам самообразования на  заседаниях методического объединения, педагогических советах, мастер – классах.

            Одной  из главных задач уроков литературы   является  учить  детей говорить, задавать вопросы, защищать тему, доказывать свою точку зрения, находить необходимую  информацию и использовать её. Эти задачи реализуются, например, при  выразительном чтении стихотворений, сочинений, при доказательстве классической тройки, при самостоятельном выборе и использовании наиболее значимых способов проработки учебного материала. Умение   исследовать художественный и стихотворный тексты, находить  и извлекать необходимую информацию   и использовать её,  высказывая своё мнение, также способствует развитию связной речи.

            Главное условие успеха в любом деле - это творчество. Развитие творческих способностей учащихся   реализуется на уроках литературы в различных творческих заданиях: сочинение на оригинальную тему («Что увидел жаворонок, прилетевший с юга», «Разговор берёзки с ландышем», «О чём чирикает воробей в солнечный морозный день?», «Краски художника-осени»,  «Учитель, который останется в моём сердце навсегда»  и т.д.)

             Прекрасным дополнением к основным  урокам по вовлечению обучающихся в мир чтения являются внеклассные мероприятия,  конкурсы, игры. Литературные внеклассные мероприятия  погружают школьников в события книг, которые ими уже были прочитаны ранее или сюжет которых им известен и, конечно, встретиться с новыми произведениями, открыть для себя новые имена. На  этих мероприятиях обучающиеся могут блеснуть эрудицией, раскрыть творческие способности.

            В течение 2014-2015 учебного года учителями - словесниками проведено ряд  внеклассных мероприятий.  В мероприятии «Образ мамы в моём творчестве»  приняли участие   обучающиеся 7-а и 7-б классов. Ребята представили сочинения и стихотворения собственного сочинения, в которых выразили слова благодарности и любви своим мамам. Мероприятию предшествовал классный час «Образ матери в творчестве Е.Айпина, С.Есенина, Р.Гамзатова», на котором  дети узнали, как  же представлен  образ матери в прозаических и лирических произведениях известных писателей и поэтов.

            Поэтический вечер, посвященный 200-летию М.Ю. Лермонтова, на котором обучающиеся  читали стихотворения выдающегося поэта,      способствовал развитию выразительности, яркости, образности, связности, эмоциональности речи школьников, их умения прочувствовать содержание произведений поэта. В целях привлечения внимания к этой дате была проведена тематическая линейка и выпуск плакатов об интересных фактах  жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, флэш-моб, который поддержали педагоги школы и жители села.

              В рамках реализации  развития творческих способностей обучающихся ряд школьных  конкурсов педагоги приурочили к 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне и   году литературы в России.    В преддверии открытия года литературы   прошел  школьный конкурс эссе «Люди. Лица. Судьбы». В конкурсных работах обучающиеся 3-8 классов размышляли о судьбах своих близких - участниках войны и тружениках тыла.  

            Открытие года литературы состоялось 25 января информационной линейкой, посвященной 155-летию со дня рождения А.П.Чехова.  В течение недели двери учебных кабинетов были оформлены афоризмами и высказываниями  А.П.Чехова, тем самым давая возможность обучающимся еще раз обратить внимание на выразительность, меткость и точность языка А.П.Чехова, а для кого-то открыть для себя   талантливого писателя. Учителя Капшук Р.М., Сорока Н.А., Кириченко Т.А., Мерова С.С.  предложили детям   полюбившиеся афоризмы перевести  на мансийский, коми и английский языки.  

           Традиционно  в нашей школе проводится интеллектуальная игра «Умники и умницы», которая способствует развитию образного и вариативного  мышления и воображения, способствует формированию мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, кроме этого воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми, приучает проявлять инициативу и любознательность с целью получения  новых знаний.  В 2014- 2015 учебном году игра также была   приурочена  70-летию победы в Великой Отечественной  войне и году литературы.      Для обучающихся 5-8 классов  педагоги предложили тему «Дневники Тани Савичевой и Анны Франк», для обучающихся 9-11 классов - «Строки, оборванные войной», посвященную поэтам, погибшим на войне (Мусса Джалиль, Всеволод Багрицкий, Николай Майоров, Павел Коган, Елена Ширман, Григорий Суворов). Ученики самостоятельно знакомились с биографиями Тани Савичевой, Анны Франк и погибших поэтов, читали дневниковые записи девочек, писали эссе по понравившимся стихотворениям поэтов, проникались духом   тяжелых военных лет, отвечали на вопросы, подготовленные  учителями.   Самым  внимательным и думающим обучающимся предстояло посостязаться в искусстве красноречия при декламации наизусть стихотворения «Таня Савичева», своего эссе и ответить на вопросы. Многие ребята впервые  знакомились с дневниковыми записями Тани Савичевой и Анны Франк, открывали для себя новые имена.

           В целях привлечения интереса к поэтическому слову к всемирному дню поэзии, который отмечается 21 марта, двери учебных кабинетов педагоги оформили портретами и стихотворениями русских поэтов (М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, А.Ахматова, С.А.Есенин, А.Блок, В.В.Маяковский, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и др.).  Кроме этого были  выпущены стенды  со стихотворениями обучающихся Саранпаульской  школы и самобытных поэтов Саранпауля (биография, стихотворения). Эти стенды, подтверждающие как много талантливых учеников и жителей в нашем селе,  вызвали неподдельный интерес  у обучающихся.

        Прививая интерес к чтению через  уроки  родного  языка,    учителя коми (Сорока Н.А., Кириченко Т.А.) и мансийского (Мерова С.С.)  языков активно используют    тексты художественных  произведений писателей Севера в качестве языкового материала.  Широкому кругу обучающихся образность родной речи, её красота и богатство устного народного творчества  были  представлены  21 февраля во Всемирный день родного языка. К этой дате  в школе были оформлены плакаты со словами вежливости, пословицами и поговорками о дружбе, о языке на мансийском, коми и русском языках. Соприкосновение с творчеством национальных авторов обеспечивается в результате вкрапления национально – регионального компонента в курс русского языка и литературы. Школьники знакомятся  с  прозаиками и поэтами:

Е.Айпин «У гаснущего очага», «Медведь - брат», «Время дождей», «Школа – светлый праздник»;

А.М.Конькова  «Битый», «Скороход», «Миснэ и зайчонок» и др.;

И.Г. Торопов «Не стреляйте в медведя дважды»,  «Глухарь для брата»;

Ю. Шесталов «Голубика, которая была выше меня», «Сначала была сказка», «Когда качало меня солнце»;

Т.А. Молданова «В гнездышке одиноком…»;

Г.Юшков «Коно Семо»;

с произведениями А.Тарханова, Ю.Васютова, С.Попова, А.Размыслова, М.Шульгина, В.Тимина, Г.Лазарева, А.Мишарина, И.А. Куратова, М.Н. Лебедева.  

    На уроках  русской и мансийской литературы используются сказки, рассказанные бабушками и дедушками наших учеников и собранных в книгу «Сказки Сыгвинских манси»  (составитель и переводчик с мансийского на русский Качанова Елена Ефимовна, издана книга при участии депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Татьяны Гоголевой).

    На муниципальном  уровне  свои творческие способности учащиеся нашей школы  проявили   в конкурсе «Юные поэты»,  в конкурсе сочинений «История родного края в период Великой Отечественной войны»,   в  конкурсе творческого рассказа на тему «Моя семья», Всероссийском конкурсе сочинений в Югре  (3 ученицы стали победителями муниципального этапа и приняли участие в региональном).

        Участие во всероссийских конкурсах, стремление добиться высоких результатов, безусловно, также повышает читательский интерес детей.  Хороших результатов    добились  обучающихся 6-10 классов во всероссийских конкурсах в 2014 – 2015 учебном году:

  • детско-юношеский конкурс сочинений на родном языке «О себе, но с юмором»:

Кириченко Д., 7-б класс – победитель по уральскому федеральному округу в возрастной категории 13-14 лет (Кириченко Т.А.учитель коми языка первой категории).

Сорока В., 7-б класс - победитель по уральскому федеральному округу в возрастной категории до 12 лет (Сорока Н.А., учитель коми языка первой категории).

Семёнов А., 7-а класс - победитель по  Ханты-Мансийскому округу (Мерова С.С. учитель мансийского языка первой категории).

  • Всероссийский детско-юношеский литературный конкурс «Приключения героев сказок Г.Х.Андерсена»:

 Квашнина Ю., 6-б класс - 1 место по ХМАО;

Хозяинова А., 6-б класс – 2 место по ХМАО;  

Рокина П., 6-б класс - 3 место по ХМАО (Агешина Л.Н. учитель русского языка и литературы второй категории).

  • Детско-юношеский литературный конкурс  «Если, ну вдруг, стану Мини-и-истром!» Сорока Ольга, 8-а класс – первое место по Уральскому Федеральному округу (Сорока Н.А. учитель русского языка и литературы первой категории).

    Педагоги школы совершенствуют своё мастерство, используя такую форму как педагогические чтения. Секреты народной педагоги постигали с помощью Е. Айпина «У гаснущего очага»,  Ю.Шесталова  «Огонь исцеления»,  Е.Ромбандеевой  «Душа и звезды»,  «История народа манси (вогулов) и его духовная культура»;    А.Тарханова «Рождённый громом».  Большой интерес педагогов вызвал опыт Е.Ямбурга  «Педагогический декамерон». На педчтениях  «Исследования в области современных педагогических и психологических технологий» изучали  статьи  А.Г. Асмолова,  Ш.А. Амонашвили,  В.П.Беспалько, М.М. Поташника, Е.В. Бондаревской , И.С. Якиманской  и др.

             Развитие творческих  способностей обучающихся невозможно без развития интереса к чтению,  изучения творчества поэтов и писателей, без живого слова учителя, поэтому работа по привлечению обучающихся к активной деятельности на уроках, участию в конкурсах различного уровня и, конечно же, чтению  продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Обобщение опыта работы. Организация работы в классах для детей со сложным дефектом.

Представлен опыт работы учителя начальных классов с детьми с тяжёлой  степенью умственной отсталости....

Статья из опыта работы "Индивидуальные технологии работы с одаренными детьми."

В нашей гимназии учатся много талантливых и одаренных детей. Ведущими, профильными предметами являются языки, в первую очередь английский язык. Несмотря на это всегда есть дети, которые серьезно интер...

Приложения к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе на селе"

Материалы созданы на протяжении многих лет работы в школе и общественной работе на селе. Данный фотоотчёт служит доказательной базой к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе ...

Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках"

Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках" . Возможное использование на разных уроках в коррекционной школе....

Статья из опыта работы по теме "Работа с историческими документами"

В данной статье представлены виды исторических документов с примерами и возможные вопросы  в ходе работы над ними....

Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время. Методическая статья. (Из опыта работы).

Статья написана в результате изучения материалов по  аудированию и дополнена личным опытом обучения аудированию. Идея родилась после общения  с Оливером Робинсоном, учителем-методистом из ме...

Статья из опыта работы: «Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала сайта детского сада в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ».

Статья из опыта работы:«Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала сайта детского сада  в работе учителя-логопеда  с родителями детей с ОВЗ»....