"Проектировочная компетентность на уроках истории и обществознания"
статья на тему

Пшеничная Екатерина Сергеевна

Материал предназначен для учителей истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектировочная компетентность

на уроках истории и обществознания

Доклад

Пшеничной Е.С.,

учителя истории

и обществознания

       

Воспитание подрастающего поколение сегодня происходит в сложных условиях социально- экономического и политического  реформирования.

Современное общество изменило и усложнило  задачи общеобразовательной школы в плане обучения  и воспитания. Сегодня важно, что бы выпускник школы не просто приобрел конкретные готовые знания, а получил такое фундаментальное образование, которое позволило бы ему осознанно осуществить свой профессиональный выбор, самостоятельно продолжить образование и быть востребованным в современном социуме.

            Это обусловлено тем, что конкурентоспособность человека на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые человек может применять или трансформировать относительно целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при этом новые технологии.

            В этих условиях меняются подходы к системе образования.

            Среди новых педагогических технологий, направленных на реализацию поставленных обществом задач особое место занимает социальная практика и методика социального проектирования.  Именно проектное обучение сегодня становится тем средством, которое  позволяет  формировать такие  ключевые компетенции как  способность проявлять инициативу,  работать самостоятельно, брать на себя ответственность,  готовность замечать проблемы и искать пути их решения,  уметь осваивать какие-либо знания и применять их для анализа новых ситуаций,  уметь принимать решения. То есть  быть социально адаптированным, обладать набором качеств и знаний  для успешной   самореализации, ощущать свою значимость в социуме.                                                                                                       

            В письме Министерства образования от 21 января 2003 года отмечается, что «...активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельное освоение явлений экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения...». Одним из современных интенсивных методов является проектирование, осуществляемое на уроках и во внеурочной деятельности.

Итак, что же такое проект, каковы  особенности проектирования?

Проект – это идеальное видение конечных результатов деятельности.

Проект всегда направлен на получение определенного результата – достижение цели. Проект обычно предполагает целый комплекс взаимосвязанных целей и задач. Именно эти цели являются движущей силой проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы эти цели были достигнуты.

Проекты сложны  по  своей сути. Они включают в себя выполнение разнообразных взаимосвязанных действий: некоторые промежуточные задачи не могут быть реализованы, пока не завершены другие задачи, некоторые процессы могут осуществляться только параллельно, если нарушается синхронизация выполнения задач, то весь проект может быть поставлен под угрозу.

Проект имеет четко выраженные начало и конец. Проект заканчивается, когда достигнуты его основные цели. Для того, чтобы проект был завершен в намеченное время, готовятся графики, показывающие время начала и окончания этапов и задач, входящих в проект

Проекты – мероприятия в известной степени неповторимые и однократные, хотя степень уникальности может сильно отличаться от одного проекта к другому.

Чем проект отличается от творческой работы?                                                                                           В проектной деятельности самое главное – обозначение проблемы. Выявление некой потребности, которая должна быть удовлетворена в ходе работы. Если проблема не обозначена, а просто дано задание изготовить некий объект, то это не проектная деятельность. Это можно назвать самостоятельной творческой работой.

 Чем проект отличается от реферата?

  Часто путают информационные проект и реферат. Реферат – это краткое изложение содержания книги, статьи и т.п. Информационный проект должен содержать предмет поиска с обозначением промежуточных результатов, аналитическую работу, обобщение, выводы и т.д. до получения результата, внешнюю оценку, рефлексию.                                                                                            

 Самой яркой страницей исследования является презентация проекта, его защита, Но… в век современных информационных технологий, нам, к сожалению,  не хватает возможностей, чтобы все достойно представить.

Для чего необходимо уметь писать проекты?

  • в условиях неопределенности социально-экономической среды решение какой-либо значимой социальной проблемы целесообразно начинать с разработки социального проекта;
  • без хорошо разработанного социального проекта трудно надеяться на ресурсную поддержку государственных органов, потенциальных спонсоров, вызвать доверие у деловых партнеров;
  • социальный проект — важный инструмент управления деятельностью общественной организации, эффективного использования  имеющихся у нее ресурсов,  контроля продвижения к намеченной цели;
  • социальный проект — принципиально новый документ, требующий от лидеров  и руководителей организаций знаний и использования определенной техники в области проектирования.

Критерии хорошего проекта:

  • Полнота разработки (имеется конкретное, детальное видение конечных результатов по всем основным параметрам развития проекта);
  • Реальность (имеется реальная возможность достижения намеченных результатов);
  • Масштабность (максимальные количественные и качественные результаты деятельности);
  • Целостность (не противоречие основных компонентов);
  • Инновационность (использование новых методов работы при достижении цели, авторство разработки);
  • Актуальность (востребованность обществом);
  • Перспективность (возможность развития в будущем);
  • Возможность ресурсной поддержки (ответ на вопрос: «Почему Вашу идею будут поддерживать»).

           Социальное проектирование - это вид социально значимой деятельности, направленный  на внесение изменений в социальную среду посредством  разработки и реализации  различных проектов. Объектом проектной деятельности является социум во всём своём многообразии  (группы, отношения, процессы).     Участвуя в разработке   реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (озеленить город, сохранить или восстановить памятники, водоемы, парки, сады, оказать помощь социально незащищенным слоям населения, поучаствовать в профилактике негативных явлений социальной жизни — вся эта

деятельность доступна нашей молодежи в  школе, микрорайоне, городе),  подрастающее поколение  приобретает не только гражданские навыки и умения,  но и  отрывает новые возможности.  Работа над проектом позволяет почувствовать значимость своей деятельности.  

Данный метод активно используется  в воспитании   и обучении, так как  позволяет отойти от традиционализма, преодолеть пассивность учащегося, включить его в активную преобразовательную деятельность.

Значимость и перспектива метода:

Использование  метода проектов в школе помогает в обучении и развитии учащихся, так как обеспечивает определённую степень самостоятельности ученика и учителя, развивает инициативность и способность детей работать как самостоятельно, так и в команде, создают у учеников чувство успеха. Данный метод позволяет нестандартно подойти к  деятельности ребёнка, активно влиять на интеллектуальное и эмоционально-ценностное развитие,  качественно изменить мотивацию учащегося - преобразовать внешние мотивы во внутренние.

А значит повысить уровень  овладения теоретическими знаниями и практическими навыками. Преобразовать не только деятельность ученика, но и отношение к самому процессу.

           Проектная методика сегодня особенно востребована. Различные социальные программы реализуются посредством данной технологии. Она используется не только в школе, в других общественных организациях и объединениях, которые тесно сотрудничают со школой и совместно  участвуют в решении общих воспитательных   задач. Социальное проектирование позволяет активно включать в общественную жизнь подрастающее поколение, одновременно воспитывая, обучая и развивая.

          Итак, включение  проектирования  в учебно- воспитательный процесс позволяет вовлечь юных российских граждан в общественную жизнь, что формирует, развивает  и стимулирует активную жизненную позицию, а успешность деятельности учащихся – это развитии социальной компетентности, его  самореализации и социализации.

Использование проектного метода в обучении:

- способствует развитию познавательной активности,

 - учит овладевать навыками исследовательской деятельности, работать  с различными источниками,

-  видеть проблемы и предлагать пути их решения,

-  способствует воспитанию социальной активности.

- воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки,

-  учит оказывать и проявлять взаимопомощь в работе.

Алгоритм деятельности по проектированию,

характеристика этапов

Структуру работы над проектом (этапы работы) можно представить в виде схемы:

 .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...