«Классификация методов и форм воспитательной работы в профессиональной образовательной организации»
статья

Косова Инна Андреевна

Метод воспитания (от гр. methodos – путь к чему – либо, способ познания, исследование) – способ общей деятельности воспитателя и воспитанников, который используется для выработки у них качеств, заданных целью воспитания. Методы воспитательной работы в общем смысле понимаются как способы организации воспитательной работы, совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленной на реализацию задач воспитания. «Российская педагогическая энциклопедия» определяет методы воспитательной работы как «совокупность общих способов решения воспитательных задач и воплощения воспитательных взаимодействий». При этом отмечается трудность классификации методов, так как они различаются по целям, средствам, по последовательности, очередности их применения. Современная педагогика предлагает разные классификации методов и форм воспитательной работы на уроках, проанализировав и обобщив их можно представить наиболее приемлемое их сочетание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОСОВА ИННА АНДРЕЕВНА

Преподаватель истории ГБПОУ МО

«Павлово-Посадский техникум»

Г. Павловский Посад

Статья «Классификация методов и форм воспитательной работы в профессиональной образовательной организации»

Метод воспитания (от гр. methodos – путь к чему – либо, способ познания, исследование) – способ общей деятельности воспитателя и воспитанников, который используется для выработки у них качеств, заданных целью воспитания.

Методы воспитательной работы в общем смысле понимаются как способы организации воспитательной работы, совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленной на реализацию задач воспитания. «Российская педагогическая энциклопедия» определяет методы воспитательной работы как «совокупность общих способов решения воспитательных задач и воплощения воспитательных взаимодействий». При этом отмечается трудность классификации методов, так как они различаются по целям, средствам, по последовательности, очередности их применения. Современная педагогика предлагает разные классификации методов и форм воспитательной работы на уроках, проанализировав и обобщив их можно представить наиболее приемлемое их сочетание.

При выборе форм и методов воспитательной работы учитывается следующее:

- цели воспитания;

- ведущие типы деятельности;

-  конкретные задачи и условия их решения;

- меру использования тех или иных средств, взаимосвязь форм и методов воспитания;

- особенности содержания воспитания;

- возрастные, индивидуальные особенности обучающихся;

- особенности обучающихся, уровень их подготовленности к эффективному восприятию воспитательных влияний;

- уровень воспитанности, мотивацию поведения;

- особенности ситуации;

- сравнительную характеристику эффективности используемых форм, методов воспитания, возможности каждого средства и последствия его применения;

- сочетаемость отбираемых методов и форм воспитания;

- морально-психологические, материальные, гигиенические, эстетические и прочие условия.

Н. И. Болдырев и Н. К. Гончаров выделяют 3 группы методов: убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

Другая группа ученых (В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев) также называет 3 группы методов: организация детского коллектива, убеждение и стимулирование.

Т. А. Ильина указывает такие группы методов, как: убеждение (словесное объяснение, дискуссия), организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование), стимулирование поведения (оценка, взаимооценка, похвала, одобрение, наказание).

П. И. Пидкасистый указывает метод как способ педагогического управления деятельностью (познавательной, трудовой, социальной, нравственной, спортивной, художественно-эстетической, творческой), в ходе которой осуществляется самореализация личности и ее всестороннее развитие.

В кон. 70-х – нач. 80-х годов в педагогике сформировалась концепция деятельного подхода к воспитанию. С позиции новой теории педагоги Т. Е. Конникова и Г. И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности ребенка, т.к. воспитание это организация деятельности.[5, 303]

В их системе рассматривались три группы методов воспитания:

1. Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.

2. Методы формирования общественного сознания.

3. Методы стимуляции деятельности.

В. А. Сластенин под методами воспитательной работы понимает способы взаимосвязанной работы педагогов и учащихся. Он выделяет 4 группы методов: формирование сознания личности; стимулирование и мотивация труда и поведения; организация работы, общения, опыта социального поведения; контроль, самоконтроль деятельности и поведения.

В.А. Караковский предлагает иную классификацию методов, указывая в роли основополагающего компонента значимое средство воспитания: воспитание общением,  воспитание словом, воспитание делом, воспитание ситуацией, воспитание игрой.

Достичь положительных результатов воспитательной деятельности позволяет применение таких основных методов, как организация работы, убеждение, стимулирования поведения и деятельности. Метод убеждения прежде всего обращен к сознанию личности. Главным источником является слово, сообщение, анализ информации. Причем это не только слово взрослого, но и самих воспитанников. Слово педагога оказывает большое влияние на разум и чувства подростков, но это требует высокой культуры и профессионализма. Этот метод действует через обоснование, беседу, рассказ, внушение. Организация работы обучающихся считается основным методом воспитательной деятельности. Он включает в себя приучение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации,  общественное мнение.

Педагогическое требование применяется как предъявление к исполнению конкретных норм поведения, инструкций, правил. По форме требования бывают прямые и косвенные. Прямые зачастую звучат в форме приказа, а косвенные в форме пожелания, совета. Их можно использовать в самых разных вариантах. Они обеспечивают усвоение ценностей и приобщение к соответствующим нормам поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности побуждают к социально одобряемому поведению. Побудителем могут выступать одобрение или осуждение поступка. Эмоциональной составляющей данных методов является переживание, самооценка обучающегося, осмысление поступка, вызванные оценкой друзей.

Условиями, определяющими успешное применение методов воспитания, выступают: индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности.

В практике педагога используются следующие методы воспитания:

1. Методы контроля и самоконтроля (пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий): педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности обучающихся, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги.

2. Методы организации деятельности и опыта поведения (пути выделения, закрепления и формирования в опыте обучающихся положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации): поручения, упражнения, создание воспитывающей ситуации, КТД (коллективное творческое дело).

3. Методы самовоспитания (методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития): самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание).

4. Метод естественных последствий - метод воспитания, заключающийся в том, что обучающимся предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми.

5. Наказание - торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния.

6. Поощрение - стимулирование положительных проявлений личности посредством высокой оценки ее поступков, взращивания чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности.

7. Принуждение – педагогическое воздействие, основанное на активном проявлении воли педагога в отношении обучающихся, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения.

8. Требование - педагогическое воздействие на сознание обучающегося с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Требования реализуются в личных отношениях педагога и обучающегося. Требование бывает непосредственным - прямым (приказ, запрет, указание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие) - и опосредованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение.

9. Методы формирования сознания (методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения): дискуссия, анализ воспитывающих ситуаций, беседа, конференция, лекция, диспут, пример, рассказ.

10. Метод убеждения выступает в виде: суждения педагога; аргументации педагога; дискуссии, спонтанно либо специально организуемой педагогом; мнения, высказанного педагогом, сообщения о личном отношении и самочувствии; сообщения об общепринятом в культуре; совета, рекомендации педагога по поводу жизненной ситуации;  диалога педагога с обучающимися; обмена впечатлениями по восприятию художественного образ.

11. Метод упражнения – это воздействие, обеспечивающее реальные практические действия обучающегося, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.

     В современной педагогике принято делить формы  воспитательной работы по воспитательной задаче и выделяется три  группы:

     1. формы управления и самоуправления жизнью профессиональной образовательной организации— собрания, линейки, митинги, часы кураторов, и пр.;

     2. познавательные формы  — экскурсии, фестивали, газеты, тематические вечера, студии, выставки, викторины, аукционы знаний, конкурсы, проекты, деловые игры, научные конференции обучающихся, олимпиады, диспуты, круглые столы, беседы, литературно-музыкальные композиции и т. п.;

     3. развлекательные формы — тематические вечера, праздники, различные  мероприятия и пр.

Таким образом, результатом воспитательной деятельности является воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВведениеФедеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мысл...

Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)

Учитель химии Якимчик Е.Е.     ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...

Методы и формы воспитательной работы по формированию классного коллектива

Чтобы сформировать дружный, отзывчивый  классный коллектив необходимо использовать  разнообразные  методы и формы воспитательной работы. Данная статья поможет классным руководител...

«Организация воспитательной работы по профессиональному самоопределению школьников на основной ступени образования»

Профессиональное самоопределение- одна из важнейших проблем подрастающего поколения. Решить эту проблему помогает система работы классного руководителя....

Формы, методы, средства, направления воспитательной работы с воспитанниками детского дома школьного возраста

Воспитательная работа в учреждении содействия семьи предполагает использование системного, комплексного подхода. Она осуществляется в виде комплекса профилактических, коррекционно-развивающих, культур...

Статья "Современные дистанционные формы воспитательной работы как средство повышения профессиональной компетентности воспитателя"

Аннотация. Сегодня мир поставлен в жесткие условия. Пандемия нарушила нормальный и привычный расклад жизни каждого жителя нашей планеты, что повлекло за собой массу проблем. Одной из проблем является ...

Формы, методы, средства, направления воспитательной работы с воспитанниками детского дома школьного возраста

Современная ситуация в сфере воспитания характеризуется наличием большого числа нормативных правовых актов различного уровня. При этом отсутствует четкое понимание цели и задач воспитательной работы. ...