Опыт освоения и использования в практике стратегий смыслового чтения
методическая разработка

В  эпоху  развития  информационно-коммуникационных технологий, постоянного увеличения количества способов получения, накопления и передачи информации реализация  требования продолжать образование  в  течение всей  жизни  не  может  быть  достигнута  без  целенаправленного формирования  читательской  грамотности современных школьников.

современных школьников. Понятие «читательская грамот-
ность» широко используется как в России, так и за рубежом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perechen_strategiy.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по внедрению в практику систематической работы со стратегиями смыслового чтения в 5-7 классах

Чтение – рецептивный вид деятельности по восприятию и пониманию письменного текста. Цель чтения – раскрытие смысловых связей речевого произведения, представленного в письменном виде. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтение для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность учащегося основной общеобразовательной школы связана с его способность к чтению и пониманию учебных текстов, с умением извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных и учебно-практических задач, а также в повседневной жизни.

Подростку необходимо эффективно работать с текстами разной функциональной направленности. Каждый учитель может организовать работу с текстом во время урока и внеурочной деятельности. Ведь читательская грамотность, имея метапредметную природу, способствует развитию предметных компетенций всех без исключения предметных дисциплин.

Для успешного освоения программы основного общего образования, продолжения образования и самообразования учащемуся необходимо овладеть умения читать, чтобы решить поставленную задачу; умением использовать приемы критического чтения и мышления, то есть стать компетентным читателем.

Развивать и совершенствовать чтение  помогают стратегии смыслового чтения.

В Минусинском кадетском корпусе для развития читательской грамотности  учащихся был реализован план:

1. изучения теории о стратегиях смыслового чтения;

2. обсуждение на методических объединениях педагогами, работающими в 5-7 классах стратегий, наиболее подходящих для этого возрастного периода и объемов текстов в этих классах;

3. выбраны 10 стратегий для оптимизации процесса обучения: кадеты на разных предметах, используя одинаковые стратегии, быстрее начинают понимать суть заданий. Для учителя сокращается время объяснения заданий.

4. для каждой стратегии определены формы организации формы организации учебных занятий учебных, основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий) и метапредметные результаты;

5. контроль выполнения применения стратегий через посещение уроков, анализ технологических карт урока;

6. результативность  применения стратегий смыслового чтения диагностируется при помощи метапредметной контрольной работы.



Описание стратегий смыслового чтения

Название стратегии: Мозговой штурм

Тип стратегии: Предтекстовая

Цели стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1. Сегодня мы будем читать и обсуждать тему …. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

2. Преподаватель записывает все называемые ассоциации.

3. На следующем этапе «Мозговой штурм» можно сочетать с распределением по концептам текста, добавляя различную информацию;

4. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.

формы организации учебных занятий

основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий)

метапредметные результаты

                                                   

фронтальная, групповая

построение рассуждения, слушание и анализ выступлений своих товарищей, систематизация знаний, самопроверка, самостоятельная работа с текстом.

- К: уметь выражать свои мысли в соответствии с задачей,

-П: выстраивать речевое высказывание в устной форме,

уметь выделять главное в прочитанном и услышанном.

Название стратегии: Глоссарий

Цели стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1. Мы будем читать информационный текст.

2. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.

3. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам  и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.

формы организации учебных занятий

основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий)

метапредметные результаты

                                                   

групповая, парная, индивидуальная

Выполнение задания по разграничению понятий,  самостоятельная работа с текстом, систематизация учебного материала, самопроверка/

взаимопроверка.

-П: искать и выделять необходимую учебную информации, овладевать изучающим видом чтения, выделять главное из прочитанного, формулировать  предположений

-Р: отбирать теоретический материал для решения учебной задачи, определять ошибки и причины успешных или неуспешных действий,

-К: выстраивать учебное сотрудничество с учителем/сверстниками, уметь договариваться, выражать свои мысли в соответствии с задачей  (при групповой и парной формах организации)

Название стратегии: Ориентиры предвосхищения

Цели стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (V).

до чтения

суждения

после чтения

2. Отметьте их ещё раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло

формы организации учебных занятий

основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий)

метапредметные результаты

                                                   

индивидуальная

Самостоятельная работа с текстом, вывод и доказательство понятий.

-П: искать и выделять необходимую учебную информации, овладевать изучающим видом чтения, выделять главное из прочитанного, формулировать предположение и их обосновывать.

-Р: отбирать теоретический материал для решения учебной задачи, определять ошибки и причины успешных или неуспешных действий,

-К: выстраивать учебное сотрудничество с учителем

Название стратегии: Чтение вслух (попеременное чтение)

Цели стратегии: проверка понимания читаемого вслух текста.

Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу. (Если на самом деле имеются копии текста у других членов группы, их нужно отложить в сторону.)

2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Первым всегда читает преподаватель, затем он передаёт текст первому слушателю семинара, затем второму и т.д. Таким образом, все читают попеременно.

формы организации учебных занятий

основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий)

метапредметные результаты

                                                   

фронтальная

работа с учебным материалом, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самопроверка/ взаимопроверка

-П: искать и выделять необходимую учебную информации, выстраивать речевое высказывание в устной форме, овладевать изучающим видом чтения, выделять главное в прочитанном и услышанном.

-Р: отбирать теоретический материал для выполнения учебной задачи, проявлять способность к волевому усилию

- К: формулировать вопросы, отвечать на вопросы, выражать свои мысли в соответствии с задачей коммуникации.

Название стратегии: Чтение про себя с вопросами

Цели стратегии: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1. Мы будем учиться читать с вопросами информационный текст. Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены группы отвечают на них.

2. Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.

3. Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них. Проделайте то же самое с четвёртым абзацем.

формы организации учебных занятий

основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий)

метапредметные результаты

                                                   

парная

работа с учебным материалом, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самопроверка/ взаимопроверка

- П: овладевать изучающим видом чтения, приемами слушания, выделять главное в прочитанном и услышанном, формулировать свое мнение и принимать мнение другого.

- Р: проявлять способность к волевому усилию, отбирать теоретический материал для выполнения учебной задачи.

- К: выстраивать учебное сотрудничество со сверстником, уметь слушать и слышать, вступать в диалог, выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, отвечать на вопросы, формулировать вопросы.

Название стратегии: «Инсерт»  

Цели стратегии: научить вдумчиво и внимательно читать текст, развивать  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1. Чтение индивидуальное. 

Читая, ученик делает пометки в тексте: 
V – уже знал; 
+ – новое; 
 – думал иначе; 
? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе  (–)

Есть вопросы (?)

  Записи делают краткие: ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос.


формы организации учебных занятий

основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий)

метапредметные результаты

                                                   

фронтальная

самостоятельная работа с текстом, систематизация учебного материала, анализ таблицы, самопроверка.

- П: искать и выделять необходимую учебную информацию (выражать свои мысли тезисно), овладевать знаково-символическими средствами (работа с таблицей), овладевать  изучающим видом чтения, анализировать текст, представлять информацию в виде таблицы, рефлексия учебных результатов.

- Р: проявлять способность к волевому усилию, отбирать теоретический материал для выполнения учебной задачи, оценивать результат решения учебной задачи

- К: применять монологическую форму речи, отвечать на вопросы, формулировать вопросы.


Название стратегии: «Чтение с остановками»  

Цели стратегии: научить вдумчиво и внимательно читать/слушать текст.

Подробный алгоритм реализации стратегии: Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".

Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.

Важно! Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия. 

формы организации учебных занятий

основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий)

метапредметные результаты

                                                   

фронтальная

слушание  текста, слушание и анализ выступления своих товарищей

- П: овладевать приемами слушания, выделять главное, выстраивать речевое высказывание в устной форме, понимать причину и следствие, формулировать предположение, определять противоречие.

-Р: проявлять способность к волевому усилию

- К: выстраивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, отвечать на вопросы, формулировать свое собственное мнение, уметь слушать и слышать, вступать в диалог, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Название стратегии: «Ромашка Блума»  

Цели стратегии: научить  анализировать текст.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

формы организации учебных занятий

основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий)

метапредметные результаты

                                                   

индивидуальная, групповая, фронтальная

самостоятельная работа с текстом, систематизация учебного материала,  слушание и анализ выступления своих товарищей

- П: искать и выделять необходимую учебную информацию, овладевать приемами слушания, выделять главное, выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме, понимать причину и следствие, формулировать предположение, овладевать логическими приемами.

-Р: проявлять способность к волевому усилию, отбирать теоретический материал для выполнения учебной задачи.

- К: выстраивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, отвечать на вопросы, формулировать свое собственное мнение, уметь слушать и слышать, вступать в диалог, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Название стратегии: «Синквейн»  

Цели стратегии: научить  находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Подробный алгоритм реализации стратегии: см. дополнительный лист

формы организации учебных занятий

основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий)

метапредметные результаты

                                                   

индивидуальная,  фронтальная

самостоятельная работа с текстом, систематизация учебного материала,  слушание и анализ выступления своих товарищей

- П: искать и выделять необходимую учебную информацию, обобщать изучаемые объекты и явления, выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме, уметь выделять главное из прочитанного, овладевать логическими приемами – обобщение.

-Р: отбирать теоретический материал для решения для выполнения учебной задачи, проявлять способность к волевому усилию, оценивать результат решения учебной задачи.

- К: выстраивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать, вступать в диалог, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Название стратегии: «Верные и неверные суждения»  

Цели стратегии: стимулировать творческую мыслительную активность учащихся, пробуждать интерес к изучаемой теме.

Подробный алгоритм реализации стратегии: учитель заранее подготавливает высказывания или суждения и предлагает учащимся определить верно, оно или неверно.

формы организации учебных занятий

основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий)

метапредметные результаты

                                                   

индивидуальная,  фронтальная

 систематизация учебного материала,  слушание и анализ выступления своих товарищей

- П: искать и выделять необходимую учебную информацию, обобщать изучаемые объекты и явления, выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме, уметь выделять главное из прочитанного, овладевать логическими приемами – обобщение, формулировать предположение и их обосновывать.

-Р: отбирать теоретический материал для решения для выполнения учебной задачи, проявлять способность к волевому усилию, оценивать результат решения учебной задачи.

- К: выстраивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать, вступать в диалог, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое занятие для преподавателей ОД "Русский язык и литература" - Использование стратегий смыслового чтения на уроках

Материалы методического занятия для перподавтелей русского языка и литературы по использованию стратегий смыслового чтения на уроках....

Использование стратегий смыслового чтения на уроках.

Используя материал данной статьи, можно  выбирать наиболее рациональные  виды чтения для усвоения  учащимися нового материала, формировать у учащихся интерес  к чтению путем...

Технологическая карта урока (с использованием стратегии смыслового чтения и ИКТ)

Тема: "Соли - состав, классификация, номенклатура"Цель: охарактеризовать состав солей, классификацию, номенклатуру....

Использование стратегий смыслового чтения на уроках литературы

В статье приводятся конкретные примеры использования стратегий смыслового чтения на уроках литературы....

Памятка по освоению воспитанниками стратегии смыслового чтения

О путях достижения планируемых результатов освоения обучающимися стратегии смыслового чтения» (при организации самоподготовки по всем учебным предметам и внеурочной деятельности)...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...