выступление на РМО
статья

Девятова Зоя Васильевна

Опыт работы с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности работы с одаренными детьми на уроках физики»

Выступление на заседании РМО,

 учителя физики

первой квалификационной категории

Девятовой  З.В.

2017год

Работа с одарёнными детьми требует от учителя особой методической и педагогической подготовки. Существует ряд трудностей, которые мешают работе учителя с одарёнными детьми. Довольно медленно меняется отношение учителя к одарённому ученику и снимаются барьеры, скрывающие таланты ребёнка. Способности одарённых детей чаще оцениваются по результатам выполнения типовых проверочных работ. Недостаточен методический и психологический уровень подготовки учителей для работы с одарёнными детьми, проявляющими неординарность в поведении и мышлении, что приводит к неадекватной оценке их личных качеств и учебной деятельности. Учитель вынужден либо акцентировать внимание на одарённом ребёнке, в ущерб остальной массе учеников, либо работать с основной массой, игнорируя запросы одарённого ребёнка. Один учитель и одна школа не в состоянии обеспечить оптимального развития одаренных детей. В условиях поточного образования учесть интересы и одарённых детей и основной массы учеников довольно трудно. Хочется отметить, что действительно одаренных, талантливых детей не так уж и много. Поэтому, говоря об одаренных детях в общеобразовательной школе, мы имеем в виду следующую формулу: Работа с одаренными детьми = Работа с детьми повышенного уровня развития. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Учитывая, что мы живем в динамическом, развивающемся мире, обновление знаний должно находить отражение при обучении базовым дисциплинам постоянно. Поэтому правило моей преподавательской деятельности – необходимо непрерывно учиться самой. В этих целях:

- провожу более глубокий анализ базового материала

- постоянно отслеживаю новости в области физико-математических наук и в методике преподавания физики

- провожу постоянную переработку, адаптацию новой информации с позиций применения на уроках и во внеурочной работе с учащимися, проявляющими способности к изучению физики.

Работать с детьми повышенного уровня развития интересно и трудно: в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды. Мои учащиеся являются призёрами и участниками олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности.

Прежде всего, одаренных детей надо выявить. Есть много научных способов выявления одарённых детей .Диагностику одаренности можно провести, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.

 Как я их выявляю? Во-первых, методом наблюдения. Одаренные дети имеют ряд особенностей: они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью решают задачи нестандартно, с интересом работают самостоятельно. Во-вторых, обязательно беседую с другими учителями-предметниками, психологом школы ,родителями чтобы лучше понять склонности ребенка.

При работе с одаренными детьми придерживаюсь принципа максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности. Это предполагает разнообразие заданий по форме и содержанию: доклады или небольшие сообщения, подготовка презентаций или отдельных слайдов, подготовка исторических справок, подготовка экспериментов и домашние мини-исследования, и работа с дополнительной литературой в печатном и электронном виде.

На всех этапах урока физики я стараюсь использовать внутреннюю дифференциацию через индивидуальные карточки с заданиями разных уровней сложности и объема, подготовку дополнительного материала по теме, организацию разноуровневых самостоятельных работ и тестов. Считаю актуальным опираться также на такие  принципы, как:

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя, когда учитель выступает в роли консультанта; хорошим стимулом в развитии познавательной деятельности является групповая работа на уроках (особенно в составе постоянных групп), так как способные ученики всегда являются лидерами, командирами экипажей или групп. Групповой метод обучения решает одну из важных проблем – обучая, обучайся сам.

Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм влечет за собой улучшение качества образования. Считаю, нестандартные уроки - это те уроки, которые содержат способы подачи учебного материала, информацию и задания, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. На уроке появляется возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, превращающая его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.

Провожу уроки-конференции, уроки КВН, уроки-викторины, урок -деловая игра, урок-путешествие. Использую активные методы обучения (проблемные, игровые, учебная дискуссия, мозговой штурм с использованием ИКТ, цифровых образовательных ресурсов и Интернет-ресурсов).

Использование современных мультимедийных пособий по физике позволило увидеть многие физические процессы, которые невозможно продемонстрировать в рамках обычной физической лаборатории на основе опытов . Многие  сложные физические явления дети увидели в компьютерном исполнении. ИКТ вносит элемент наглядности и повышает интерес к уроку, развивает творческие способности учеников. Они самостоятельно готовят презентации и выступают с ними на уроке.. Практикую в старших классах изучение домашнего задания самими учащимися и представление материала с помощью мультимедийных презентаций. Для детей повышенного уровня развития провожу элективные курсы по изучаемым темам.

Организуя свою деятельность на реализацию целей и задач работы с одаренными детьми, я убедилась, что она не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности: от обучения школьников – до подготовки выпускников к профессиональному самоопределению и поступлению в высшие и специальные учебные заведения.

 -принцип возрастания роли внеурочной деятельности. 

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по физике. Хочу отметить следующее: включаю в содержание внеклассной работы вопросы, выходящие за рамки школьной программы по физике, но примыкающие к ней. Внеклассная работа осуществляется в самых разнообразных видах:

Индивидуальная работа - работа с учащимися с целью руководства самостоятельной работой учащихся по физике, подготовкой рефератов, докладов, сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиадах.

Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести элективные курсы.

Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, научно - практические конференции, недели физики, олимпиады, конкурсы, соревнования На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.

Широко использую в работе с одаренными детьми метод проектов.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников я провожу в течение всего учебного года. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи. Работа должна быть направлена на ожидаемые результаты для учащихся: формирование интереса к более глубокому изучению основ естественных наук; расширение кругозора, развитие самостоятельности; становление способности учитывать, анализировать и согласовывать многочисленные точки зрения в рамках поставленной задачи с целью достижения поставленных задач; воспитание научной культуры мышления.

 Создание современного кабинета физики – важная задача для учителя. Я постоянно работаю в этом направлении. Помогают мне в этом администрация ,родители и учащиеся. Сейчас в кабинете есть необходимые средства обучения для выполнения лабораторных работ, демонстрационного эксперимента, наглядные пособия, раздаточный и справочные материалы, доступ в локальную сеть школы и глобальную сеть Интернет.

Данные мероприятия приносят результаты.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей  личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической  гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Считаю: успех приходит к тому, кто непрерывно работает над собой, когда рядом те, кто верит, надеется, помогает, кто сам стремится к успеху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...