доклад "Адаптация учащихся 5 класса"
статья

Мутренова Ирина Сергеевна

доклад на педагогический совет по теме "Адаптация учащихся 5 класса при переходе в основную школу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_adaptatsiya.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

                     Доклад на тему

«Адаптация учащихся 5 класса к новым условиям обучения и воспитания»





Подготовила: учитель калмыцкого языка

и литературы, классный руководитель 5 класса

Мутренова И.С.




                                          2018-2019 уч. год

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Задача классного руководителя с помощью социального педагога и психолога – разобраться, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Им становится необходима элементарная помощь: они не знают, какой урок следующий, в какой кабинет идти, надо ли переодеваться, забывают это делать, оставляют свои вещи в кабинетах, коридоре и не могут вспомнить, где они их оставили, забывают приготовить все учебные принадлежности к уроку и т.д.

Классному руководителю, в течение всей первой четверти приходится каждое утро начинать с элементарного алгоритма действий: проверки обуви, школьной формы, наличия учебных принадлежностей, разбора ситуаций, т.к. дети, в силу своей эмоциональности, рассказывают о своих и чужих проблемах. Классному руководителю также необходимо подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, неорганизованности, забывчивости. При переходе детей из начальной школы в среднюю у них начинаются проблемы с поведением и успеваемостью. Многие «хорошисты» и «отличники» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий.

Сравнив данные учащихся 5  класса с предыдущим годом обучения, мы увидим, что в 4 классе по русскому языку качество составляло 63 %, СОУ 58 %,  в 5 классе 50 % , СОУ- 55 %; по математике в 4 классе- 75 % , СОУ- 62 %,  в 5 классе 50 %, СОУ- 55 %.

Успеваемость учащихся 5  класса по итогам I четверти в целом составила 50 %, по сравнению с прошлогодним показателем 63 %.

Вывод: по русскому языку и математике показатели качества понизились.

Очевидно, что предметная среда образовательного учреждения оказывает воздействие на процесс школьной адаптации. Смена же учителя, или учителей ставит школьника в положение экзамена, когда он, не зная требований должен соответствовать их уровню, что, конечно, повышает тревожность ребёнка, может вызывать страх или протест. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребёнок же переживает в этих условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, условиях и особенностях обучения.

Затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требования разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Задача учителя - помогать, требовать, контролировать действия ученика. Если это элементарное требование осуществляется в системе всеми педагогами, то у детей повышается мотивация к успешному обучению, уверенность в своих силах, снижается тревожность, закрепляется алгоритм простейших учебных действий.

Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

• увеличением учебной нагрузки;

• изменением режима дня;

• отличием систем и форм обучения;

• различием требований со стороны учителей – предметников;

• изменением стиля общения учителей с детьми;

  • новыми предметами;
  • необходимостью освоения большего количества информации;
  • дискомфортом, связанным с большим количеством учителей вместо одной "классной мамы";
  • психологический дискомфорт;
  • переходом на кабинетную систему обучения;
  • уже имеющимися индивидуальными особенностями - страхом неуспешности.

Для родителей пятиклассников классный руководитель проводилось собрание. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода Можно предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

Родителям рекомендуется:

• обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;

• основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.

Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать возникшие перед ним проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обмен опытом по составлению социальных паспортов учащегося, класса, школы

образцы социальных паспортов учащегося, класса, школы...

Активизация творческой деятельности учащихся классов VIII вида на занятиях по трудовому обучению

Для повышения эффективности занятий по трудовому обучению, наряду с основной педагогической деятельностью по проведению уроков необходима организация дополнительного образования в виде факультативов, ...

"Применение Интернет–ресурсов для изучения и пополнения репертуара учащихся класса фортепиано"

Обращение педагога к интернет – ресурсам помогает ему пополнить и расширить рамки фортепианного репертуара для учащихся младших и средних классов отделения общего фортепиано в детской музыкальной школ...

«Использование компьютерной программы «Guitar-Pro» в работе с учащимися класса «гитары»

Доклад преподавателя Ивановой Ю.А. на научно-практической конференции Коломенского методического объединения "Инновации в системе работы образовательных учреждений дополнительного образования детей", ...

Психологическая характеристика учащихся классов КО. Практические рекомендации.

В перзентации изложен материал о том, как продуктивно организовать работу с детьми с особыми образовательными потребностями, для лучшего усвоения ими учебного материала....

Материалы по презентации учащихся - Класс года 2010

Наш класс-отряд "Радуга"![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3424842","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"348","style":"width: 480px; height: 348px; margin-left: 50px...

Таблица компетентности учащихся класса

Заполненная таблица компетентности учащихся 8 "а" класса с выводами. Может служить образцом для заполения классным руководителям....