«Использование компьютерной программы «Guitar-Pro» в работе с учащимися класса «гитары»
статья по теме

Иванова Юлия Александровна

Доклад преподавателя Ивановой Ю.А. на научно-практической конференции Коломенского методического объединения "Инновации в системе работы образовательных учреждений дополнительного образования детей", состоявшейся 30 марта 2012 года. Г.Коломна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_npk_kmo._.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коломенский муниципальный район

 МОУ ДОД «Сосново – Борская детская школа искусств»

Доклад на научно-практической конференции

Коломенского методического объединения

«Инновации в системе работы образовательных учреждений дополнительного образования детей»:

«Использование компьютерной программы

«Guitar-Pro» в работе с учащимися класса «гитары»

Преподаватель:

Иванова Юлия Александровна.

30 марта 2012 года

Здравствуйте.

 

     Тема моего сообщения – «Использование компьютерной программы «Guitar-Pro» в работе с учащимися класса «гитары».  

     Введение компьютерных технологий и электромузыкальных инструментов в образовательный процесс ДМШ и ДШИ является на данный момент одной из самых актуальных задач российского музыкального образования. Применение современных информационных технологий на уроке по специальности в ДМШ и ДШИ наверняка позволит повысить заинтересованность учащихся занятиями.

      Хочу представить одну из возможностей, которые дает преподавателю музыки компьютер.

       В числе многих современных информационных средств  программа «Guitar-Pro» была разработана именно с обучающей целью. Она предназначается как для людей, уже играющих на гитаре, так и для начинающих осваивать музыкальное искусство. В частности, сами авторы этой программы определяют ее как «многопотоковый (то есть «многодорожечный») редактор табулатур для гитары, а также для других инструментов».

       Немало информации есть в интернете о ценности этой программы для начинающих обучение, но там все это остается лишь пустыми словами. Так как не существует инструкции к программе на русском языке, в интернете пользователи чаще всего задают вопросы, касающиеся практического пользования программой, и отсутствуют конкретные методические указания для преподавателей и учащихся.  

Методически выверенная последовательность в работе с программой сложилась постепенно, в процессе занятий с учениками. Использую я программу в работе уже четвертый год, применяю ее возможности на занятиях специальности и в ансамбле.

Проведем краткий обзор программы, чтобы представить себе ее структуру и возможности.  

После запуска программы появляется рабочее окно, содержащее область отображения нотной записи. Помимо этого в окне присутствуют еще и дополнительные панели инструментов. На некоторых из них остановимся подробней.

Панель управления дорожками. С помощью этого инструмента пользователь может формировать оркестр для исполнения композиции — добавлять, удалять и настраивать инструменты, которые будут играть, а также переключаться между инструментами для отображения их партий в рабочей области программы.  Каждой дорожке можно присвоить определенный инструмент: от пианино и органа  до духовых и ударных инструментов.  И, конечно, особое место среди всего этого богатства инструментов занимает гитара. Помимо выбора различных струн (нейлоновые, стальные и т.п.) и видов гитар, существует возможность настроить для каждой гитары количество ладов и струн, а также звучание каждой конкретной струны.

Клавиатура и гитарный гриф. Эти два инструмента появились, чтобы максимально упростить процесс общения пользователей с программой. С одной стороны, с помощью этих приспособлений опытный гитарист или клавишник могут быстро «проиграть» на компьютере какую-либо композицию и сразу же увидеть ее отображение в виде нотных знаков, аккордов и табулатур. С другой стороны, экранная клавиатура и струны будут полезны и начинающему музыканту. Ведь при воспроизведении каждого конкретного аккорда пользователь видит расположение пальцев «виртуального музыканта» на грифе гитары или на клавишах синтезатора.

Создавать музыку можно также и с помощью специального генератора аккордов. Этот инструмент позволяет не только выбрать и поместить в композицию какой-либо из существующих аккордов, но и создать свой собственный, задав расположение пальцев на струнах гитары.

Тонкая настройка. Для исполнения некоторых произведений может понадобиться какое-нибудь специфическое звучание инструментов, которого бывает очень трудно добиться от экранных струн или клавиатуры. Для создания специальных эффектов в программе Guitar-Pro предусмотрен набор инструментов-модификаторов звучания каждой конкретной ноты. В частности,  доступны модификаторы slap, trill, tapping, стаккато и другие, а также принудительное глушение ноты, продление ее звучания, использование ноты-призрака и т.п.

С помощью специальной панели пользователь без особого труда может отрегулировать длительность доли, длительность ноты, добавить различные динамические оттенки, задать сигнатуру музыкального ключа, размер композиции, установить открытие и закрытие репризы, а также определить общий темп проигрывания музыки.  

С методической точки зрения важно отметить, что наглядное представление на дисплее компьютера движущейся линии, чётко указывающей на ритмическое движение, помогает развитию чувства ритма.    

Обобщая обзор, скажем, что одной из самых главных и, на мой взгляд, ключевой методической особенностью программы «Guitar-Pro» является возможность воспроизведения созданной с помощью табулатур музыкальной композиции в режиме реального времени!

 

       Каждый раз, приступая к изучению нового произведения, мы говорим о том, что компьютерная программа – это все-таки техническое средство обучения, она до конца не может передать настоящего звучания произведения, несмотря на все усовершенствования программистов в последнее время. Поэтому мы обязательно ищем и прослушиваем «первоисточник», настоящее произведение, на которое опираемся, оно дается ученику домой (на флешке), чтобы он слушал подлинник и имел ориентир для работы.  Затем на основе нот произведения или найденного готового файла «Guitar-Pro»  я создаю рабочее переложение в формате программы.  При разборе произведения с учащимся мы выбираем наиболее удобные позиции для исполнения и аппликатуру и вносим изменения в табулатуру. В работе по разучиванию произведения используются такие приемы, как: включение и выключение дорожек, игра с отдельными партиями, изменения темпа для разучивания, работа со встроенным метрономом, использование дублирования голосов и игра под фонограмму «минус».

     Учащиеся, увлеченные сейчас компьютерными технологиями, со вниманием относятся к домашним заданиям, где они могут поработать  на компьютере. Сначала многие воспринимают занятия с программой  как игру (отвлекаясь от «стрелялок», «бродилок» и прочих вредных для психики ребенка игр). А для кого-то «игра» перерастает в возможность не только воспроизведения готового материала, но и  самостоятельной творческой работы. Это возможность  удобно писать музыку (подправляя звучание и прослушивая трек хоть 1000 раз подряд), и учиться у других. Так или иначе, в итоге ученик все равно осваивает инструмент «руками», приобщается к музыкальному искусству, мотивируется на самостоятельную работу.

Рассмотрим этапы освоения учеником работы в Guitar-Pro:

 - Самые начальные навыки связаны с самостоятельной домашней подготовкой; преподаватель показывает и помогает ученику научиться простейшим приемам работы с программой: использование метронома, варьирование темпов, работа со звуковыми дорожками.

 - Затем необходимо  освоение нотной записи  (происходит на уроках, под руководством преподавателя).  

 - Работа с готовой партитурой (сочинение отдельных партий-дорожек, редактирование готовых партитур, взятых из интернета). База партитур в интернете огромна и разнообразна:  от классики до джаза и популярной музыки!

- И, наконец, творческая работа по созданию партитур-аранжировок и сочинению композиций самими учащимися.

     Результаты работы можно сохранить в оригинальном формате программы, а также экспортировать в другие форматы. Кроме этого, созданную композицию можно сохранить в виде MIDI-файла (содержащего набор инструкций для аппаратного или программного синтезатора звука).

      Подводя итог, хочется еще раз сказать, что введение компьютерных технологий в образовательный процесс ДМШ и ДШИ   позволит  шагать в ногу со временем, повысить интерес учащихся к занятиям, развить творческие способности учеников.  

      Как вы видели, программа универсальна, я считаю, что ее возможности могут быть использованы на занятиях по классам синтезатора, ударных инструментов (что уже применяется в нашей школе). Большие возможности для творческого развития учащихся  я вижу у данной программы на уроках сольфеджио и теории музыки.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на уровне методического объединения "Использование компьютерной программы "Guitar-Pro" в работе с учащимися"

Урок проведен 30 марта 2013 года на уровне Коломенского мтеодического объединения в МОУ ДОД "Сосново-Борская ДШИ". Председатель комиссии: Румянцев П. И., заведующий секцией "гитары" Коломенского метод...

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА".

Основными задачами обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида является коррекция мышления и речи учащихся с недостатком интеллекта, выработка достаточно прочных навыков грам...

«Использование компьютерно-информационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»

Здесь представлен Индивидуальный план развития учителя-логопеда «Использование компьютерно-информационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»...

НОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. КОМПЬЮТЕР В РУКАХ ДЕФЕКТОЛОГА Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Аннотация: В статье представлен опыт применения компьютерной программы «Море Словесности» в работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной...