Методический семинар
материал

Коршунова Мария Ивановна

Представление собственного педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon predstavlenie_lichnogo_pedagogicheskogo_opyta.ppt352 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представление личного педагогического опыта по теме: "Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся"

Слайд 2

Подготовила: учитель русского языка и литературы Коршунова Мария Ивановна

Слайд 3

Обогащение словарного запаса учащихся – одно из важнейших направлений в работе по развитию речи.

Слайд 4

Мы, учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны: а) максимально, с учетом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;

Слайд 5

б) учить использовать слова в их точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанра и стиля;

Слайд 6

При организации работы исхожу из следующих принципиальных положений: 1. Работа со словами имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения навыками, необходимыми в практической деятельности .

Слайд 7

2. Содержанием словарной работы является объяснение новых непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов.

Слайд 8

3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.

Слайд 9

4. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Слайд 10

Таким образом, работа ведется по следующим этапам: . установка на зрительное запоминание; .орфоэпическое чтение слова; · проговаривание слова учителем; · проговаривание слова учащимися по слогам вслух, вполголоса ; · нахождение слова в словаре; · этимология слова; · освоение слова в контексте, закрепление - написание в ходе урока.

Слайд 11

Этимологическая справка формирует интерес к слову, языку, его истории. Слово геолог образовано от слова геология ; оба слова по составу сложные , восходят к двум греческим корням: гео - «земля» и логос – «слово, понятие, учение», геология –это «наука (учение) о земле», а геолог – «человек, занимающийся этой наукой».

Слайд 12

Игра «Кто больше?» В русском языке существуют другие слова с этими же греческими корнями. Дети подбирают слова: география, геодезия, геофизика, геометрия и т.д.

Слайд 13

Игра «Цепочка слов» Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывают 6 – 8 слов. Предложивший слово комментирует его. Например: Береза, автобус, сахар, рисунок, коллектив, вагон, народ, деревня.

Слайд 14

Игра «Распутай слова». Вот так горе, вот беда! Как запутались слова. Все они из трех слогов. Кто помочь словам готов? Бе, ка, ло, ран, со, мо, ре, даш, ко, ка, за, ба (береза, карандаш, молоко, собака)

Слайд 15

Игра « Шифровка» Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записывается в столбик. На нужную букву этого слова вспоминаем ранее изученные словарные слова. Например: З – завод А – адрес В – вдруг Т – товарищ Р – расстояние А – автобус Разумеется, чтобы предложить такую работу детям, нужно сначала проверить, на все ли буквы смогут подобрать словарные слова.

Слайд 16

Игра « Замени одним словом». Надпись на конверте с указанием места назначения и получателя. (адрес) Седьмой день недели. ( воскресенье) Самое любимое время в течение учебного года. (каникулы) Тот, кто совершает поездку на каком-нибудь виде транспорта, не являясь водителем, пилотом, а также членом экипажа. (пассажир) Средство передвижения: самоходная колесная машина для езды по безрельсовым путям, имеющая помещение для водителя, пассажиров, грузов. (автомобиль)

Слайд 17

В своей работе использую следующие приемы: -Самое эффективное – орфографическое (послоговое) проговаривание. - Аудирование. - Зрительная фиксация слова (особенно важна для детей с сильной зрительной памятью). - Запись слова в тетради (важна для учащихся с сильной моторной памятью – памятью пишущей руки). -Синонимический ряд: голубой – небесный – лазурный

Слайд 18

Для обогащения словаря учащихся использую следующие упражнения: 1. Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование). 2. Диктант “Угадай словечко!” (учитель даёт толкование, дети записывают само слово). 3. Орфографический диктант (объясняют орфограммы в записанных на уроке словах). 4. Задание “Объясни разницу” - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить - предоставить, надеть - одеть); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов

Слайд 19

Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, должна присутствовать на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре.

Слайд 20

Словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...