НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАНИЕ
учебно-методический материал

Горелова Елена Витальевна
Правительству Российской Федерации было поручено разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представить национальные проекты (программы) по 12 направлениям, в том числе и по направлению «образование».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Национальный проект Образование

7 мая 2018 был опубликован текст Указа Президента России Владимира Владимировича Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который вступил в силу со дня его официального опубликования.

Указ подписан «в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека».

Правительству Российской Федерации было поручено разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представить национальные проекты (программы) по 12 направлениям, в том числе и по направлению «образование».

Согласно Указу, Правительству Российской Федерации поручено при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:

а) достижение следующих целей и целевых показателей:

обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

б) решение следующих задач:

— внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и —- совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;

— формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

— создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;

— создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

— внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;

— модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;

— формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;

— формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;

— создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства);

— увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.

Исходя из того, что для нас национальный проект Образование является основным, тем не менее мы не можем его рассматривать обособлено, поэтому важно осознавать какие задачи предстоит нам решать и в контексте других национальных проектов.

Задачи в сфере национального проекта «Демография»:

•        Создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-% доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;

•        Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;

•        Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом…

Сл. 6

Задачи в сфере национального проекта «Здравоохранение»:

•        Внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов.

Задачи в сфере национального проекта «Жилье и городская среда»:

•        Создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населённых пунктов с учётом индекса качества городской среды.

Задачи в сфере национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

•        Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок.

•        Преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая … образование …, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

А также задачи в сфере национального проекта «Культура».

Укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации.

Каковы  основные предпосылки  создания национального проекта «Образование»?

Первое – известно, что эффективность экономики  на прямую зависит от сферы образования;

Второе - отсутствие современных инструментов адресной поддержки отстающих и социального выравнивания в системе образования (в странах лидерах доля функционально неуспешных 8-10%, а более 25% российских школьников заканчивают 9 класс, не обладая минимальным набором функциональных умений, необходимых для успеха в жизни, в дальнейшем отставание только усиливается).

Таким образом, из-за недостаточного уровня и качества образования, страна, в итоге, сегодня теряет 15 % ВВП, что является прямым риском подрыва социальной устойчивости государства.

Обратимся к информации на следующем слайде.

Как видим, в мировом рейтинге по образованию мы занимаем лишь 34 место. Тот же показатель в рейтинге ЭФФЕКТИВНОСТИ образования. Безусловно мириться с таким положением невозможно. Великая страна с мощнейшими культурными традициями, многовековой историей должна обеспечить своих граждан достойным образованием.

Планируемые финансовые вложения в реализацию проекта в течение шести лет -450 миллиардов рублей.

Национальный проект «Образование» состоит из 10 федеральных проектов:

•        Современная школа;

•        Успех каждого ребенка;

•        Поддержка семей имеющих детей;

•        Цифровая образовательная среда;

•        Учитель будущего;

•        Молодые профессионалы;

•        Новые возможности для каждого;

•        Социальный лифт для каждого;

•        Социальная активность (высшая школа);

•        Экспорт образования (высшая школа).

Данный временной этап мы рассматриваем, скорее, как «мозговой штурм». Идет активное накопление идей, УЖЕ отраженных в программах.  И программ, вернее сказать ПОДпрограмм, решающих задачи перечисленных направлений нац.проеката, огромное количество. С одной стороны, это говорит об активности и заинтересованности в реализации проекта, подчеркивает его актуальность. С другой стороны, понятно, что не все программы будут приняты к исполнению.

Важно уже сейчас, на этом этапе не остаться в стороне, но проявить заинтересованность, продемонстрировать профессионализм, принять активное творческое участие в  процессе реализации проекта прямо здесь, на своем рабочем месте.

С чего начать? Безусловно с изучения документов. Про сам нац.проект Образование информации достаточно и, я уверен, все вы, в курсе. Кроме этого необходимо знать какие шаги предпринимает в этом направлении Департамент образования и молодежной политики округа.

Так, в рамках программ «Современная школа», «Поддержка семей, имеющих детей», «Учитель будущего» и «Новые возможности для каждого» Департамент образования и молодежной политики Югры планирует обеспечить доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. А в рамках программ, входящих также в нац.проект Образование «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда» и «Социальная активность» главной своей целью департамент ставит воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Какие результаты во итогу реализации проекта  планирует Департамент образования и молодежной политики Югры?

В рамках регионального проекта Современная школа –

1. Должна быть внедрена  целевая модель освоения предметной области «Технология» и других предметных областей на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в том числе детских технопарков «Кванториум». И это должно состоятся в 100 % муниципальных образований. Кроме этого 90% школьников будут учиться в первую смену.

2. Должно быть обеспечено повышение доступности современных условий образования в сельской местности и малых городах за счет ввода новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа. В итоге реализации проекта по плану 80 %  детей в возрасте от 5 до 18 лет  охвачены программами дополнительного образования. И т.д.

Я не буду, с вашего позволения, перечитывать информацию со слайдов по другим региональным проектам, думаю, вы самостоятельно с ними ознакомитесь, т.к. данная презентация будет в вашем распоряжении.

Пройдемся в ускоренном режиме

Каковы планы Департамента образования администрации г. Нижневартовса?

К 2019-му году место не ниже 10-го в Средневзвешенном результате Российской Федерации в группе международных исследований.

Другими словами….

Также к 2019-му году не менее 73-х процентов Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием.

Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений, в т.ч. волонтерских и добровольческих, к 2019 –му году не менее 2,8 млн. человек.

Перед вами карта результатов. За время реализации проекта Образование мы должны пройти добиться следующих результатов.

Каковы наши планируемые результативные показатели?

За шесть лет к 2024-му году, мы должны прийти к следующим результатам:

В 10-ти процентах школ – лучшие показатели ЕГЭ в расчете к среднему баллу; и абсолютно все школы работают только в первую смену.

Не менее 210 общеобразовательных организаций реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, реализуют общеобразовательные программы в сетевой форме.

Не менее 70 % общеобразовательных организаций, в не менее чем 100 % муниципальных образованиях Югры обеспечена возможность изучать предметную область «Технология» на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в том числе детских технопарков «Кванториум».

Что такое Кванториум? 

Кванториумы — это так называемые  технопарки для детей в возрасте от пяти до восемнадцати. Это структурированные территории, в которых дети бесплатно обучаются. Кванториумы возникают по проекту Минобрнауки и АСИ (Агентства стратегических инициатив). Так реализуется проект «Новая модель системы дополнительного образования детей в России». Проект, поддержанный В.В. Путиным, ставит своей целью вовлечь как можно больше учащихся в инженерно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельность в самых разных областях. Кванториумы бывают различных направлений. В каждом подразделении дети занимаются своим видом деятельности. Так, в IT-квантуме программируют и учатся защищать данные в Интернете, в биоквантуме изучают микробиологию и биотехнологии, в аэроквантуме знакомятся с созданием беспилотных летательных аппаратов.

Сама идея кванториумов в том, что дети, играя, изучают передовые технологии и учатся применять теоретические измышления на практике. При этом совсем не обязательно «прописываться» в одном квантуме. При желании, легко перейти в другой и в третий, выбрав то направление, которое больше всего увлекает.

Конечно, дети не сами по себе будут изучать новую информацию, а под руководством опытных преподавателей ведущих вузов и видных экспертов в своей отрасли.

Нужно сказать, что примеры действующих кванториумов уже существуют. И не только в столице, но и например, в Астраханской области. Думаю этой теме мы в ближайшее время посвятим больше времени.

А пока вернемся к презентации.

В 100 % общеобразовательных организациях Югры, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, к 2024-му году должна быть обновлена материально-техническая база.

Этот слайд мы пропускаем, так как он касается сельской местности и поселков городского типа.

Далее. Не менее 70 % обучающихся организаций, реализующих общеобразовательные программы и расположенных на территории Югры вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества.

Не менее чем в 70% организаций, реализующих общеобразовательные программы и расположенных на территории Югры, функционирует целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями.

100 % общеобразовательных организаций Югры, в которых проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихсяэ

В 100% общеобразовательных организациях Югры, в которых обеспечено внедрение обновленных примерных основных общеобразовательных программ, разработанных в рамках федерального проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль приоритетного национального проекта «Образование» в системе модернизации российского образования»

Цель Национального проекта: ускорить модернизацию российского образования, обеспечить успешность комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны,в конечном...

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Ленинградской области в 2020 году - Инновационные возможности повышения качества образова

Презентация инновационной площадки: Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национа...

Реализация Национального проекта «Образования» центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» на базе МБОУ «ЦО №46» в 2021 учебном году

В стенах МБОУ «ЦО №46» учебного корпуса №2 имени А.В. Чихирева открыл свои двери центр образования естественно-научной и технологической направленностей  «Точка роста». Пе...

Выступление на педагогическом совете «Новое качество профессионального образования в рамках реализации национального проекта «Образование - «Современная школа». Запросы, оценки, пути достижения»

Тема: Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально - технической базы образовательной организации в процессе реализации проекта «Современна...