Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности" 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Анисимова Евгения Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности" 6 класс, краткий курс ОБЖ, объемом 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_shkola_bezopasnosti.docx42.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 368

с углубленным изучением английского языка

Фрунзенского района  Санкт-Петербурга

Рассмотрено на методическом объединении

протокол  №        от  ___________.

председатель МО _______________

Принято на Педагогическом совете  ГБОУ № 368

протокол  №  5  от  17.05.2018.

«Утверждаю»

Директор школы

 ГБОУ средней школы №368

приказ  №  97 -  од  от    18.05.2018

___________С.Н. Соколова

  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Школа безопасности»

Направление «Общеинтеллектуальное»

Для 6 класса

Возрастная группа – с 12-13 лет

 

                                                                                  Составитель:

Учитель Анисимова Е.В.                                                                                                                                                                                

2018 – 2019 учебный год

Санкт- Петербург

Оглавление

  1. Нормативно - правовая база.
  2.  Пояснительная записка.

2.1.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.  

  1. . Описание места курса внеурочной деятельности.
  2. .  Формы, технологии и контроля деятельности
  1. Содержание курса внеурочной деятельности.
  2. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности.
  3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

(личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности).

  1. Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.

1. Нормативно- правовая база внеурочной деятельности:

  • Федеральный Закон № 273-ФЗ  от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577
    "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

  • Методическими материалами по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 № 03-296);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 года № 09-1672 « О направлении методических рекомендаций  по уточнению понятия  и содержания  внеурочной деятельности  в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельностью»;
  • Инструктивно-методическое письмо № 14.05.2015 № 03-20-2057\15-00 КО Санкт-Петербурга «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга»;
  • ООП  ООО ГБОУ средней школы № 368.

.

2. Пояснительная записка

Цель:

  • Усвоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

  • Развитие умений: предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Задачи:

  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
  • воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению;
  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества:
  • выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать верные решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

2.1.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности  и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Программа  «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний  и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые   систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.

2.2. Описание места курса внеурочной деятельности.

В соответствии с концепцией модернизации школьного образования внеурочная деятельность является обязательным компонентом школьного обучения. Настоящий курс изучается в рамках внеурочной деятельности - вся работа осуществляется в условиях ФГОС. Трудоемкость дисциплины составляет 34 часа (1 час в неделю) для 6 класса.

2.3 Формы, методы контроля и деятельности  

Преподавание курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекции, беседы, ролевые игры, ситуационные задачи, оформление стенгазет, проектная деятельность. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Формы контроля: собеседование, защита проекта, тестовые задания.

3. Содержание курса внеурочной деятельности.

Раздел I. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях

Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в него.

Тема 1. Опасные и экстремальные ситуации Что к ним приводит?

Теория:

Опасность, опасная ситуация, экстремальная ситуация. чрезвычайная ситуация

Практика:

Овладение умениями формировать личные понятия о безопасности,

Тема 2. Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций

Теория:

Классификация походов, снаряжение, экипировка, НАЗ

Практика:

Уметь распознавать виды опасностей , знать их причины, предвидеть опасные ситуации.

Тема 3. Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией

Теория:

Причины возникновения экстремальной  ситуации

Практика:

Прогнозировать события, предвидеть возможные угрозы, продумывать свои действия

Глава 2. Пребывание человека в различных климатических условия

Тема 4. Влияние климата на человека.

Теория:

Акклиматизация, часовой пояс

Практика:

Научиться с наименьшими потерями проходить акклиматизацию в различных природных зонах Земли

Тема 5. Общие правила успешной акклиматизации

Теория:

Акклиматизация, часовой пояс

Практика:

Умения анализировать явления и события природного характера, знать особенности своего организма

Тема 6. Если ты отстал от группы

Теория:

Правила безопасного поведения в лесу при экстремальной ситуации

Практика:

Знание порядка действий при отставании от группы в походе

Тема 7. Если ты заблудился в лесу

Теория:

Просека, ориентирование, стороны света

Практика:

Знание порядка действий если заблудился в лесу

Тема 8. Авария транспортного средства в безлюдной местности

Теория:

Авария, правило

Практика:

Отработка правильных действий по спасению собственной  действия при  аварии транспортного средства в безлюдной местности

Тема 9. Способы подачи сигналов бедствия

Теория:

Сигнал, международные сигналы о помощи

Практика:

Узнать, как подавать сигналы бедствия подручными методами и с помощью специальных средств

Тема 10. Ориентирование по компасу

Теория:

Ориентирование, компас, азимут

Практика:

Знать правила пользования компасом

Тема 11. Ориентирование по Солнцу, Луне, звёздам

Теория:

Стороны света, гномон, местное время

Практика:

Порядок действий при ориентировании по Солнцу, Луне, звёздам

Тема 12. Ориентирование по местным признакам

Теория:

Местные признаки

Практика:

Порядок действий при ориентировании по местным признакам  

Тема 13. Как находить дорогу к жилью

Теория:

Сакма, туры

Практика:

Порядок действий при нахождении дороги к жилью

Тема 14. Устройство временных укрытий

Теория:

Шалаш, навес, вигвам,  лапник

Практика:

Порядок действий при  устройстве временных укрытий

Тема 15. Добывание огня, разведение костра

Теория:

Костер, огонь

Практика:

Умение разводить костер в экстремальных природных условиях

Тема 16. Обеспечение бытовых потребностей

Теория:

Нож, веревка, посуда

Практика:

Умение обеспечить необходимый уровень бытовых удобств при попадании в экстремальную ситуацию

Тема 17. Обеспечение водой

Теория:

Вода, фильтр

Практика:

Знать как найти и добыть воду  организмом в экстремальных природных условиях

Тема 18. Организация питания

Теория:

НАЗ, паек

Практика:

Знать как обеспечить себя пищей в экстремальных природных условиях

Тема 19. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью

Теория:

Гигиена

Практика:

Правила личной гигиены

Тема 20. Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению 

Теория:

Опасность, лавина, обвал

Практика:

Правила безопасного поведения при движении в различной местности.

Раздел II. Основы медицинских знаний

Глава 4. Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях

Тема 21.Общие принципы оказания самопомощи

Теория:

Рана, кровотечение.

Практика:

Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.

Тема 22. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему

Теория:

Пульс, сонная артерия, жгут

Практика:

Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи пострадавшему при отсутствии жизненных признаков

Тема 23. Аптечка, природные лекарственные средства

Теория:

Аптечка, лекарства

Практика:

Знание свойств дикорастущих растений, порядок оказания помощи при отсутствии аптечки

Тема 24. Потёртости и мозоли. Ссадины и порезы

Теория:

Потёртости, порезы, ссадины, мозоли.

Практика:

Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при потертостях, мозолях, ссадинах и порезах

Тема 25. Закрытые травмы. Ушибы. Растяжения и разрывы связок

Теория:

Ушиб, растяжение, разрыв связок

Практика:

Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, растяжениях, разрывах связок

Тема 26. Вывихи. Сдавления. Переломы

Теория:

Вывих, сдавление, перелом

Практика:

Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при вывихах, сдавлениях, переломах

Тема 27. Опасные животные

Теория:

Укус, осмотр, профилактика, бешенство

Практика:

Знание безопасных норм поведения и пребывания в условиях природы в различных климатических зонах

Тема 28. Отравления

Теория:

Отравление

Практика:

Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при отравлениях

Тема 29. Первая помощь   утопающему. Основные приёмы оживления — реанимации

Теория:

Искусственное дыхание, вентиляция легких

Практика:

Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при утоплении

Тема 30. Тепловые и солнечные удары, обморожения

Теория:

Тепловые удар, солнечный удар, обморожение

Практика:

Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, обморожениях

Тема 31.Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа

Теория:

Зрение, посторонний предмет

Практика:

Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при удалении инородных тел из глаза, уха, носа

Тема 32. Переноска пострадавшего без носилок

Теория:

Перетаскивание, перенос

Практика:

Последовательная отработка навыков при переноске пострадавшего без носилок

Тема 33-34. Итоговое занятие.

Практика: Защита проектов

4. Тематическое планирование

Разделы программы, тема программы

( курса)

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы проведения

занятий

Краткое описание  содержания

занятия

Раздел I. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях

20

10

10

Опасные и экстремальные ситуации Что к ним приводит?

1

0,5

0,5

Беседа, иллюстрирование

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях Сформулировать понятие "опасная ситуация", "экстремальная ситуация"

Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций

1

0,5

0,5

Презентация, составление схемы маршрута

Усвоить порядок подготовки к совершению похода, главные правила поведения в походе

Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией

1

0,5

0,5

Беседа, презентация,

составление плана

 Сформировать представление об основных источниках напряжения человека при вынужденном автономном существовании

Влияние климата на человека.

1

0,5

0,5

Презентация, беседа, стенгазета

Как влияют климатические условия  на поведение человека в различных ситуациях

Общие правила успешной акклиматизации

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, составление памятки

Как успешно пройти акклиматизацию в различных природных зонах, учитывая особенности организма

Если ты отстал от группы

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, иллюстрирование

Какие основные опасности могут подстерегать в лесу

Если ты заблудился в лесу

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, составление краткого рассказы

Причины, которые могут привести к экстремальной ситуации

Авария транспортного средства в безлюдной местности

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, инсценировка

Правильные действия при  аварии транспортного средства в безлюдной местности

Способы подачи сигналов бедствия

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, ролевая игра

Специальные средства подачи сигналов бедствия

Ориентирование по компасу

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, решение ситуационных задач

Знания об ориентировании на местности с помощью компаса

Ориентирование по Солнцу, Луне, звёздам

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, решение ситуационных задач

Знания об ориентировании на местности по  Солнцу, Луне, звёздам

Ориентирование по местным признакам

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, составление плана

  Знания об ориентировании на местности по  местным признакам   

Как находить дорогу к жилью

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, решение ситуационных задач

Знания о поведении в естественной природе

Устройство временных укрытий

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, составление краткого рассказы

Знания о видах и способах устройства временных укрытий

Добывание огня, разведение костра

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, решение ситуационных задач

Знания о видах и способах разведения костров, способах добывания огня

Обеспечение бытовых потребностей

1

0,5

0,5

Беседа, оформление стенгазеты

Изучить возможности обеспечения бытовых потребностей в экстремальной ситуации

Обеспечение водой

1

0,5

0,5

Презентация,

решение ситуационных задач

 Изучить как компенсировать потерю воды организмом в экстремальных природных условиях

Организация питания

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, иллюстрирование

Изучить общие принципы организации питания в экстремальных природных условиях

Личная гигиена, уход за одеждой и обувью

1

0,5

0,5

Презентация, беседа, стенгазета

Изучить правила личной гигиены в  экстремальных природных условиях

Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, составление памятки

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях

Раздел II. Основы медицинских знаний.

12

6

6

2.1

Общие принципы оказания самопомощи

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, составление плана

Первая медицинская самопомощь при различных видах повреждений

2.2

Общие принципы оказания первой помощи

пострадавшему

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, инсценировка

Оказание первой медицинской помощи пострадавшему

2.3

Аптечка, природные лекарственные средства

1

0,5

0,5

Беседа, презентация,

составление памятки

Состав медицинской аптечки, правила использования аптечки в неотложных ситуациях

2.4

Потёртости и мозоли. Ссадины и порезы

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, решение ситуационных задач

Оказание первой медицинской помощи при потертостях, мозолях, ссадинах и порезах

2.5

Закрытые травмы. Ушибы. Растяжения и разрывы связок

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, решение ситуационных задач

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, растяжениях, разрывах связок.

2.6

Закрытые травмы.

Вывихи. Сдавления. Переломы

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, решение ситуационных задач

Оказание первой медицинской помощи при вывихах, сдавлениях, переломах

2.7

Опасные животные

1

0,5

0,5

Беседа, презентация,

составление памятки

Сформировать представление об основных опасностях, исходящих от насекомых, паукообразных, клещей, змей

2.8

 Отравления

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, составление памятки

Оказание первой медицинской помощи при отравлении

2.9

 Первая помощь   утопающему. Основные приёмы оживления — реанимации

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, инсценировка

Оказание первой медицинской помощи при утоплении (практические рекомендации)

2.10

Тепловые и солнечные удары, обморожения

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, инсценировка

Оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, обморожениях.

2.11

Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа

1

0,5

0,5

Беседа, презентация,

составление памятки

Оказание первой медицинской помощи при заболеваниях глаз, порядок удаления инородных тел из глаза, уха, носа

2.12

Переноска пострадавшего без носилок

1

0,5

0,5

Беседа, презентация, инсценировка

Правила переноски пострадавшего без носилок (практические рекомендации)

Итоговое занятие

2

2

Проект

Защита проектов

Всего часов

34

16

18

5. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

(личностные, метапредметные, предметые )

Личностные  

(воспитательные результаты)

Первый уровень  –  •  развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз; 

Второй уровень –  формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Третий уровень -  воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные

Познавательные:

- овладение умениями формировать личные понятия о безопасности, анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий.

Регулятивные :

- целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий при чрезвычайных ситуациях, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др.

Коммуникативные:

- развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра и т.д.

Предметные

(если будут)

- знание об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

- формирование установки на здоровый образ жизни;

- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые физические и умственные нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

  1. Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.

Для учителя:

  1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева .- Москва: АСТ: Астрель, 2014.
  2. Акимов В. А. и др. Основы анализа и управления рисков в природной и техногенной сферах: Учеб. пособие в системе образования МЧС России и РСЧС. Деловой экспресс, 2004.
  3. Физическая культура: Учеб. для учащихся 5—7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. М. Я. Виленского. — М.: Просвещение, 2007.
  4. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: Метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2002.

Для ученика:

  1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева .- Москва: АСТ: Астрель, 2014.
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 6 класса. – М., Просвещение, 2014.
  3. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 1990.
  4. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994.
  5. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 1992.
  6. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1990.
  7. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993.
  8. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995.
  9. Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998
  10. Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника / Под общ. ред. С. К. Шойгу. — М., 2004.

Интернет-источники:

  1. http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
  2. http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
  3. http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
  4. http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ;
  5. http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
  6. http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;
  7. http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...