"Моделирование как активизирующая технология развития речи у детей".
методическая разработка

Конусевич Мария Леонидовна

Наша творческая группа в составе учителей-логопедов: Власенковой В.И., Конусевич М.Л (Детский сад № 56 ОАО "РЖД"), Лёвкиной Е.А. (МБДОУ № 39 "Юбилейный")  в 2016 - 2017 уч. году работала по теме "Моделирование как активизирующая технология развития речи у детей". Эту  презентацию и отчёт с диагностикой по результатам работы  мы хотим представить вниманию коллег.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование как активизирующая технология развития связной речи у детей 5 – 7 лет с ОНР Подготовили: Власенкова Валентина Ивановна Конусевич Мария Л.онидовна учителя – логопеды д /с 56 ОАО «РЖД Лёвкина Елена Александровна учитель – логопед МБДОУ №39 «Юбилейный» В презентации использованы ресурсы поисковой системы Я ндекс

Слайд 2

Введение в тему. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста. Актуальность выбранной темы. Значение приёма наглядного моделирования. Что такое наглядное моделирование? Элементы наглядного моделирования. Вывод. Вернуться на стр. Содержание Содержание

Слайд 3

Введение в тему. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью. Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы.

Слайд 4

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий; кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания

Слайд 5

Актуальность выбранной темы. Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. По сути своей оно представляет собой применение знаковой символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказах текстов, использование схем для описания одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинение сказок и создание к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики.

Слайд 6

Значение приёма наглядного моделирования. Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. Использование приема наглядного моделирования дает возможность: самостоятельного анализа ситуации или объекта; развития децентрации (умения менять точку отсчета); развития замыслов-идей будущего продукта. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ заучивание стихов составление загадок.

Слайд 7

Что такое НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ? Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Он разработан Д. Б. Элькониным , Л. А. Венгером , Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Подьяковым и заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения. Замещение - это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов, т е. начинается замещение одних объектов другими (реальных - условными). Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Слайд 8

В дидактике выделяются следующие виды моделей: 1. Предметные модели. Они наиболее просты для восприятия детей, т к. модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, пропорции, соотношение в пространстве (например: глобус, игрушки по типу дергунчика , модель хищной птицы, предложенная Николаевой). 2. Предметно-схематические модели. Они представляют собой предмет- заместитель наряду с графическими символами (например: модель длинных, коротких «ног» и покровительственной окраски). 3. Графические модели представлены в виде рисунков, схем (например: модели птиц, рыб, а также календари природы). Методика обучения моделированию: Начинать обучение следует с предметных моделей, переходя к моделям, представляющим собой условно-схематическое изображение отражений. Обучение осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения. Целесообразно начинать с моделирования единичных, конкретных ситуаций, а позднее переходить к обобщенным моделям. Замещением дети легко овладевают в речи, игре, изо деятельности, конструировании, также при ознакомлении с окружающим.

Слайд 9

Элементы наглядного моделирования . В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: сюжетные картинки – подсказки (фрагменты целого рассказа); предметные картинки; геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие; мнемотехника ( мнемодорожки , мнемоквадраты , мнемотаблицы ).

Слайд 12

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Слайд 13

Пересказ с опорой на предметные картинки.

Слайд 14

Пересказ с опорой на символические изображения (силуэты)

Слайд 15

Составление рассказа с опорой на графическую схему (алгоритм)

Слайд 16

Составление рассказов о временах года с опорой на графические схемы

Слайд 17

Пересказ с опорой на символические изображения (пиктограммы) «Скворцы прилетели»

Слайд 18

Составление предложений с опорой на мнемодорожки .

Слайд 19

Мнемодорожки , мнемотаблицы , мнемоквадраты ….

Слайд 20

Заучивание стихотворений с опорой на мнемотаблицу .

Слайд 21

Контрастная рамка. Составление предложений о профессиях

Слайд 22

Контрастная рамка. Составление описательных рассказов об овощах.

Слайд 23

Контрастная рамка. Фрагментарное рассказывание по сюжетной картине

Слайд 24

Вывод. Таким образом, применение эффективных методов и приемов по развитию связной речи у старших дошкольников, имеющих речевые нарушения, на занятиях по развитию связной речи способствует повышению их речевого уровня и интереса к речевой деятельности. Использование моделирования на занятиях по развитию речи позволяет формировать обобщающую, планирующую, регулирующую функцию слова, совершенствовать разговорную речь, влияет на развитие умственных способностей, творчества в дошкольном возрасте.

Слайд 25

В составе творческой группы по теме «Моделирование как активизирующая технология развития связной речи у детей 5 – 7 лет с ОНР» работали: Власенкова В.И. учитель-логопед НДОУ д /с 56 ОАО «РЖД» Конусевич М.Л. учитель-логопед НДОУ д /с 56 ОАО «РЖД» Лёвкина Е.А. учитель-логопед МБДОУ № 39 «Юбилейный» Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование как активизирующая технология развития связной речи у детей 5 – 7 лет с ОНР Подготовили Власенкова В.И. , Конусевич М,Л. учителя – логопеды Детского сада № 56 ОАО«РЖД» : Лёвкина Е.А учитель – логопед МБДОУ №39 «Юбилейный» При оформлении презентации использованы ресурсы поисковой системы Я ндекс

Слайд 2

Результаты работы творческой группы

Слайд 3

Содержание Задачи работы творческой группы Реализуемая цель Показатели развития связной речи, таблица Диаграмма 1 Общий показатель связной речи детей старшей группы Вывод

Слайд 4

Разработка и внедрение в практическую деятельность элементов моделирования, как активизирующей техники для развития связной речи у дошкольников и осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Реализуемая цель

Слайд 5

Задачи: Повышение интереса к речевой деятельности через использования средств наглядного моделирования. Формирование обобщающей, планирующей, регулирующей функции слова, совершенствование разговорной речи. Развитие умения грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли; умение пересказывать небольшие произведения; описывать предмет, картину; драматизировать небольшие сказки. Совершенствование диалогической речи: формирование желания активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Воспитание у детей желания говорить как взрослый.

Слайд 6

Показатели развития связной речи объём рассказа (определяется через подсчёт слов и предложений) выразительность (насколько ребёнок образно и эмоционально передаёт содержание) средства связи (наличие специальных знаков начала и конца рассказа, соединение предложений) смысловая целостность (наличие смысловых звеньев, их последовательность) самостоятельность (анализируется с позиции оказания помощи) лексико-грамматическое оформление (соблюдение языковых норм) плавность изложения( делается подсчёт пауз, их длительность) раскрытие темы (анализируется с позиции темы, заданной в названии и, содержания) желание ребёнка принимать участие в рассказывании

Слайд 7

Показатели развития связной речи Результаты стартовой диагностики Промежуточная диагностика Результаты итоговой диагностики 1. Раскрытие темы 50% 76% 83% 2. Самостоятельность 50% 62% 79% 3. Лекс .-граммат . оформление 50% 60% 81% 4. Объём рассказа 50% 71% 81% 5. Смысловая целостность 50% 71% 83% 6. Средства связи 50% 67% 81% 7. Плавность изложения 52% 64% 83% 8. Выразительность 50% 67% 76% 9. Желание ребёнка принимать участие в рассказывании . 80% 94% 100%

Слайд 8

Диаграмма 1

Слайд 9

Занятия планировались и проводились 1 раз в неделю по разделу связная речь (пересказ).На основе представленной диаграммы 1 можно проанализировать качествои эффективность работы по данной проблеме. Воспитанники логогруппынаучились самостоятельно пересказывать небольшие произведения на основе наглядных моделей (пиктограмм, мнемотаблиц , мнемодорожек , алгоритмов и др.), используя языковые средства в соответствии с текстом; практически все дети соблюдают грамматические нормы языка, понимают смысл пересказанного произведения. Связность изложения не нару­шают. Вывод: Результативность Конусевич М. Л. по состоянию связной речи (пересказ) у детей методом наглядного моделирования можно считать высокой. Занятия планировались и проводились 1 раз в неделю по разделу связная речь. На основе представленной диаграммы 1 можно проанализировать качество и эффективность работы по данной проблеме. Воспитанники логогруппы научились самостоятельно пересказывать небольшие произведения, составлять описательные рассказы, по 1 картине и по серии картин и др. на основе наглядных моделей (пиктограмм, мнемотаблиц , мнемодорожек , алгоритмов и др.). Практически все дети соблюдают грамматические нормы языка, понимают смысл пересказанного произведения. Связность изложения не нарушают. Увеличилось желание принимать активное участие в рассказывании, повысилась творческая, фантазийная составляющая рассказов (самостоятельно придумывают имена героям, название рассказу. Чётко соблюдают структуру рассказа: начало, середина, конец).

Слайд 10

Общий показатель связной речи детей старшей группы

Слайд 11

Отчет по работе кружка « Речецветик » Кружок выступает как дополнительная образовательная услуга для логопатов подготовительной группы. Работа кружка направлена на обеспечение стартовых возможностей воспитанников в коммуникативно-речевом плане готовности к школе.

Слайд 12

Виды заданий: составление описательных загадок пересказ текста составление рассказа по серии сюжетных картинок составление предложений по сюжетной картинке

Слайд 13

с оставление предложений по сюжетной картинке

Слайд 14

п ересказ текста

Слайд 15

с оставление описательных загадок

Слайд 16

составление рассказа по серии сюжетных картинок

Слайд 17

• улучшение качества связной речи у воспитанников; • у детей увеличился круг знаний об окружающем мире; • появилось желание пересказывать, придумывать интересные истории; • дети научились пользоваться моделями и мнемотаблицами ; • воспитанники научились преодолевать робость, застенчивость, свободно держатся перед аудиторией. Результаты работы:

Слайд 18

Вывод: Результативность работы по развитию связной речи у детей методом наглядного моделирования можно считать высокой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые».

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые»....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»

Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...