Использование информационных технологий на уроках истории
статья

В условиях современной школы использование информационных технологий на уроках стало едва ли не необходимостью. Компьютер вошел в нашу жизнь и стал средством получения, сохранения и передачи информации.

Можно спорить о методах преподавания гуманитарного цикла в рамках средней школы – сколько людей, столько и мнений. Однако вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что информационные технологии – важнейшая составная часть нашей жизни, в том числе и в работе учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_informatsionnyh_tehnologiy.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий

 на уроках истории

В условиях современной школы использование информационных технологий на уроках стало едва ли не необходимостью. Компьютер вошел в нашу жизнь и стал средством получения, сохранения и передачи информации.

Можно спорить о методах преподавания гуманитарного цикла в рамках средней школы – сколько людей, столько и мнений. Однако вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что информационные технологии – важнейшая составная часть нашей жизни, в том числе и в работе учителя.

Первая задача, которая встала передо мной в своё время – усовершенствовать процесс подготовки к урокам, сэкономить время на подготовку к урокам, не писать от руки бесконечные конспекты. Более того, в процессе работы появляются новые идеи, связанные с методикой подачи того или иного материала, а это значит – снова переписывать весь конспект.

Вторая задача, вставшая вслед за первой – как с минимальными затратами подготовить наглядный материал, который поможет учащимся быстро и с интересом осваивать курс обществознания?

Третья – если ребенок пропустил урок¸ да еще и не один, как помочь ему освоить пройденный материал за минимальные сроки?

Вот тут-то на помощь и пришел компьютер.

Более того, во внеклассной работе мне удается сделать куда больше, чем раньше, при этом разнообразив и углубив процесс воспитательной работы. И опять компьютер оказывает мне неоценимую поддержку.

Основу уроков составляют презентации Power Point. Каждый слайдпроект начинается с названия темы и плана урока. Возможности Интернет-ресурса позволяют наполнить слайды уникальным текстовым, иллюстративным и видеоматериалом, добавить звуковое оформление. Анимация слайдов помогает акцентировать внимание ребят на каждом пункте темы.

Схемы, графики, таблицы, которые используются на уроке, в данной программе составляются намного быстрее, чем рисуются от руки, более того, опять же я могу обеспечить пошаговость восприятия материала. Актуализация подачи материала позволяет решать и образовательные и воспитательные задачи быстро и корректно.

Очень важно на уроках обществознания научить учащихся систематизировать материал, делать выводы, логично излагать позицию, в презентации это достигается с помощью промежуточных слайдов, которые постепенно собирают воедино эти выводы. Давая ребятам возможность самим найти ответ на тот или иной вопрос, подвести их к пониманию темы, можно просто не торопиться переключать слайд, и иллюстративный, знаковый ряд становится основой для мыслительной деятельности.

Учитывая современные подходы к изучению тех или иных вопросов обществознания, я могу дополнить слайдпроект тем материалом, который еще два-три года назад не был столь актуален. Достаточно просто ввести новые слайды, «пополнить» ряд, или преобразовать тот слайдпроект, который, как мне кажется, в данном классе можно преподнести иначе. Мобильность такой формы работы позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению, когда речь идет о классах с развивающим обучением или классе коррекции.

Для меня также важно  наполнить урок разными формами работы: групповая деятельность, индивидуальная работа, работа всего коллектива класса, игра и т.д. Это достигается при помощи тех слайдов, которые направлены на эти формы. Тестовые задания, практикумы для групп, правила игр – вот неполный перечень, доступный мне с помощью мультимедийной аппаратуры. В результате возрастает темп урока, в яркой, читабельной форме учащиеся получают информацию, которую, к тому же, можно еще и распечатать и сделать дополнением к записям в тетрадях.

Однако хочу отметить, что слайдпроект – не единственная форма работы с информационными технологиями. Пользуясь ссылками на специальные сайты, учащиеся могут самостоятельно поработать с документальной базой, с большим объемом информации, который помогает им подготовиться и к уроку, и к предпрофилю, и к экзамену, и к внеклассным мероприятиям по обществознанию.

Особую роль играет компьютер в проектной деятельности, которой занимаются учащиеся. Составление диаграмм, графиков, мониторинг, представление проектов в форме презентации, добавление иллюстративного ряда интересно для современных школьников и расширяет возможности их образования и развития самых разнообразных навыков.

На уроках также можно посмотреть и домашнее задание, которые ребята могут выполнить на компьютере дома и представить в классе. Возможности поиска информации не ограничены ничем, ребята с удовольствием находят тот материал, который им интересен по данной теме и, учитывая общие требования к такого рода работе, могут представить на уроке свои знания в самой интересной форме.

Если учащийся пропустил урок, то на консультационном часе ему достаточно сесть за компьютер или записать на носитель слайдпроект для просмотра дома, и проблема освоения материала решена.

На данный момент передо мной стоит задача создать базу для дистанционного обучения. Конечно, это работа не одного дня или даже месяца. Но, согласитесь, это поможет решать проблемы обучения длительно болеющих детей или детей, находящихся на надомном обучении, контролировать знания учащихся, не выходя из дома.

Иногда, завершая четверть или тему,  можно устроить творческую работу, такую как итоговая игра или просмотр видеороликов по теме.  Это позволяет разнообразить работу на уроках.

Подводя итог, хочется сказать о перспективности такой формы работы для самого учителя. Однажды подготовив уроки в такой форме, я высвобождаю время для самообразования, для отдыха и не ломаю себе голову тем, как я отчитаюсь по планированию, конспектам и качеству подачи материала, как подготовлю конференцию для старшеклассников или классный час по любой теме в интересной форме.

Последние несколько лет ученики средней школы № 27 ведут работу по сбору информации о балаковцах, участниках Великой Отечественной Войны. В частности, о Полынине Федоре Петровиче, Ерошкине Валентине Кирилловиче, Ясюнасе Михаиле Николаевиче. И я предлагаю вашему вниманию небольшую информацию, собранную учениками нашей школы о судьбах этих людей.

Материал о Полынине Федоре Петровиче.

Ученики: Родился в семье крестьянина. Русский. Детство провел в деревне Самарке Алтайского края, куда переехал перед I-й Мировой войной вместе с родителями, тремя братьями и двумя сестрами. Окончил три класса сельской школы. В 1921 г. вернулся в Сухой Отрог. В 1924 г. уехал в Самару. Работал дворником и одновременно учился школе для взрослых. С осени 1924 г. работал на табачной фабрике «Экспресс», затем чернорабочим на фабрике «Пищевик». Член ВКП(б) с 1927 г. Был членом бюро комсомола фабрики.

В РККА с 1928 г. Службу начал в 101-м стрелковом полку Самаро-Ульяновской стрелковой дивизии. Три месяца учился в полковой школе командиров взводов, затем был направлен в Вольскую объединенную школу летчиков и техников.

В 1929 г. он окончил теоретический курс и был переведен в 3-ю военную школу летчиков и летнабов в г. Оренбурге, которую окончил в 1931 г. С мая 1931 г. служил лётчиком-инструктором в Военной Воздушной академии им. Жуковского. В ноябре 1933 г. возглавил группу советских авиаспециалистов, направленных в Китай.

В июне 1938 г., после возвращения из Китая, Полынину было присвоено внеочередное воинское звание полковник. Он был назначен заместителем начальника Летной инспекции ВВС РККА по бомбардировочной авиации.

В октябре 1938 г. полковник Полынин был назначен командиром авиационной трассы Алма-Ата - Ланьчжоу.

14.11.38 г. полковнику Полынину Федору Петровичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

В октябре 1944 г. генерал-лейтенант авиации Полынин был назначен командующим ВВС Войска Польского. Их основу составили управление 6-й ВА и несколько ее авиационных частей. В районе Харькова велось формирование 1-го польского смешанного авиационного корпуса в составе 1-й бомбардировочной, 2-й штурмовой и 3-й истребительной авиационных дивизий. Командиром корпуса был назначен командир 9-й гвардейской штурмовой авиадивизии генерал-майор авиации Агальцов.

В ноябре 1944 г. на базе 6-й школы первоначального обучения летчиков началось формирование польского объединенного училища и 15-го запасного авиаполка.

1.01.45 г. училище было готово к приему курсантов. В апреле 1945 г. в связи с возросшими потребностями в авиационных кадрах объединенное авиационное училище разделили на два: летное, расположенное в Демблине, и авиационно-техническое, в местечке Бернерово под Варшавой. При училищах были созданы курсы переподготовки офицеров.

Кроме того, в марте 1945 г. дополнительно были сформированы 18-й и 19-й ночные бомбардировочные авиаполки.

До 1947 г. генерал-лейтенант авиации Полынин командовал ВВС Войска Польского, а затем продолжил службу в советских ВВС. В 1955 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1959-71 гг. был начальником тыла ВВС. С 1971 г. генерал-полковник авиации Полынин - в запасе.

Работал в Центральном Доме авиации и космонавтики. Жил в Москве. Автор книги «Боевые маршруты».

Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.

Материал о Ясюнасе Михаиле Николаевиче.

Ясюнас Михаил  Николаевич родился 15 мая 1914 года в Москве в многодетной семье «холодного» сапожника.

В 8 лет начал помогать отцу и одновременно учился в школе. Затем были жизнерадостные пионерские годы с кострами, увлечение книгами и математикой. Комсомольская юность и поступление по комсомольской путевке в Московское артиллерийское училище на отделение топографии.

В 1938 году лейтенант Ясюнас был оставлен на кафедре военной топографии в качестве преподавателя. Где и преподавал до июня 1941 года.

Михаил Николаевич вспоминает, что БМ-13 он впервые увидел еще в училище. «Катюши» стояли в ангаре с зачехленными направляющими, поэтому все думали, что это машины для наведения переправ. В конце июня 1941 года его вызвали в Генеральный штаб и назначили командиром вновь созданной батареи «Катюш». Это была вторая, после батареи Николая Флерова, батарея реактивных минометов. Михаил Николаевич  участвовал в обороне Москвы, в боях по прорыву Ленинградской блокады. В войну прошел путь от командира батареи до командира гвардейского полка. Первое боевое крещение на «катюше» принял в июле 1941 года под Малоярославцем.

Тогда еще не знал о страшной силе этого оружия. Михаил Николаевич вспоминал, что после первых же залпов и советские и германские войска «не понимая, что происходит, в ужасе бежали в разные стороны». Чувство страха сменилось чувством гордости позже, когда выяснилось, что это боевое оружие русских и производится артподготовка с «нашей стороны».

Сложностью использования в начале войны «катюш» было то, что не были разработаны баллистические таблицы, и приходилось производить пристрелку следующим образом: на машину ставили обычную полковую пушку и делали залп. Первые мины для БМ-13 были низкого качества, и были случаи, когда взрывались в направляющем, уничтожая и все орудие, и весь боевой расчет.

Во избежание этого, после наведения орудия расчет уходил в сторону, а командир с выносным блоком запуска находился в специальном окопе рядом с машиной и оттуда производил запуск ракет. Большую информацию о «катюшах» мы почерпнули из книги специального пользования, которую на время в наш музей для изучения предоставил Михаил Николаевич. Книга эта имела тираж всего 150 экземпляров.

Сегодня Ясюнас Михаил Николаевич живет в нашем городе на заслуженном отдыхе. Рядом с ним всегда его жена Мария Александровна, их две взрослые дочери и пятеро внуков и внучек.  

Материал о Ерошкине Валентине Кирилловиче.

Валентин Кириллович Ерошкин, гвардии старший сержант, сапер-разведчик 100-го гвардейского стрелкового полка (35-я гвардейская стрелковая Лозовская Краснознаменная орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия, 8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт). Родился 13 февраля 1925 года в с. Озинки Духовницкого района Саратовской области. Русский. После окончания 8 классов Солянской средней школы работал трактористом в зерносовхозе.

В июле 1941 года добровольцем ушел в Красную Армию. С первых дней военной службу до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался на Западном, Сталинградском, Юго-Западном, 3-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Принимал участие в оборонительных боях под Смоленском, в Сталинградской битве, освобождении Украины, Польши, разгроме врага на территории Германии. Трижды ранен, дважды контужен. За боевые отличия и безупречную службу в Советской Армии награжден орденами Красной Звезды (1956), Славы 3-й степени (1944), двумя медалями "За отвагу" (1942, 1943), медалями "За боевые заслуги" (1951), "За оборону Сталинграда", "За взятие Берлина", "За освобождение Варшавы" и шестью другими медалями. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Валентину Кирилловичу Ерошкину присвоено 24 марта 1945 года за отвагу и мужестве, проявленные при форсировании Вислы, захвате и удержании плацдарма на западном берегу реки. 24 июня 1945 года В.К. Ерошкин участвовал в Параде Победы в Москве. До 1961 года служил в Советской Армии. Майор в отставке, жил и работал г. Балакове редактором газеты 'Вечерний Балаково'.

В заключение.

Применение ИКТ на уроках истории позволит добиться  осознания детьми того факта, что историей русского народа стоит гордиться, что наш народ всегда готов героически отстаивать любимую Родину вне зависимости от политики и экономики в стране.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...

«Использование информационных технологий на уроках истории»

Главная задача образования сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки и...

Статья «Использование информационных технологий на уроках истории»

Главная задача образования сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки и...

Статья "Все плюсы использование информационных технологий на уроках истории "

Статья о роли информационных технологий в обучении.И как развить познавательный  интерес к истории через компьютерные средства обучения.В статье рассказывается о методах и средствах обучения испо...

Статья "Все плюсы использование информационных технологий на уроках истории "

Статья о роли информационных технологий в обучении.И как развить познавательный  интерес к истории через компьютерные средства обучения.В статье рассказывается о методах и средствах обучения испо...

выступление "Повышение качества знаний через использование информационных технологии на уроках истории"

в данной статье описывается опыт использования информационнных технологии на уроках истории и повышение качества образования через использование ИТ-технологии....

Использование информационных технологий на уроке истории (на примере урока в 8 классе «Отечественная война 1812 г.)

Данный урок истории показывает практическое использование информационных технологий на различных этапах урока. Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода. В разработке подробно описаны...